Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда
Тема:
Народные посиделки
Цель:
Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной речи и чтении. Актуализация и активизация словаря детей.
Задачи:
1. Совершенствовать аналитико-синтетические навыки на базе слов различной звуко-слоговой структуры.
2. Развивать просодические компоненты речи: силу, высоту голоса, интонационную выразительность, артикуляционную моторику.
3. Формировать слухо-речевую память, внимание, умение вслушиваться в текст, находить незнакомые слова и фразы.
4. Совершенствовать навыки техники чтения.
5. Развивать творческие вокальные способности детей, обучать навыкам хорового пения.
6. Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи, движений и музыкально-ритмических способностей детей.
7. Развивать общую моторику и навыки пространственной ориентации.
8. Знакомить детей с обычаями, песенным и танцевальным творчеством, традициями и культурой нашего народа.
9. Формировать эстетическое восприятие, музыкальный вкус, умение свободно выражать свои мысли и чувства.
10. Упражнять в игре на музыкальных инструментах.
11. Воспитывать любовь к народной культуре.
12. Воспитывать чувство коллектива, дружбы, товарищества и ответственности за общее дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_posidelki.docx | 369.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда
Тема:
Народные посиделки
Цель:
Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной речи и чтении. Актуализация и активизация словаря детей.
Задачи:
- Совершенствовать аналитико-синтетические навыки на базе слов различной звуко-слоговой структуры.
- Развивать просодические компоненты речи: силу, высоту голоса, интонационную выразительность, артикуляционную моторику.
- Формировать слухо-речевую память, внимание, умение вслушиваться в текст, находить незнакомые слова и фразы.
- Совершенствовать навыки техники чтения.
- Развивать творческие вокальные способности детей, обучать навыкам хорового пения.
- Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи, движений и музыкально-ритмических способностей детей.
- Развивать общую моторику и навыки пространственной ориентации.
- Знакомить детей с обычаями, песенным и танцевальным творчеством, традициями и культурой нашего народа.
- Формировать эстетическое восприятие, музыкальный вкус, умение свободно выражать свои мысли и чувства.
- Упражнять в игре на музыкальных инструментах.
- Воспитывать любовь к народной культуре.
- Воспитывать чувство коллектива, дружбы, товарищества и ответственности за общее дело.
Материал:
Запись мелодии р.н.песни «Ой, вставала я ранёшенько»; берёза, украшенная лентами, платками, венками; музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, ложки; изделия из бересты: шкатулка, коробочка, лапти; иллюстрации: кожух, рубаха, лапти, порты, сарафан, сапоги, лебедь, ноты;
Слова на отдельных больших карточках: лапти, сапоги, сапоги, кожух, рубаха, порты; наборы букв и слогов: к,о,ж,у,х; СА,ПО,ГИ,ЛУ; изограф со словом «рубаха»; ребус со словом «порты»; карточки с предложениями.
№ п/п | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
1. 2. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15) 3. | Организационный момент. Зал нарядно убран, в центре стоит береза, украшенная разноцветными лентами, платками, венками. Основная часть. Звучит мелодия: «Ой, вставала я ранёшенько». Логопед: Послушайте первые два куплета этой песни, постарайтесь внимательно вслушаться в слова, и запомнить те, значение которых не знаете. Введение в тему занятия. Логопед: На Руси, в давние времена На завалинках, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых. И мы с вами собрались сегодня на народные посиделки. Как вы думаете, что такое посиделки? Что вы сейчас делали, войдя в зал? Посмотрите на берёзу. Вы заметили что-то необычное? Вам это ничего не напоминает? Вы правы, сегодня у нас настоящий праздник – новый год! Вам, наверно, кажется странным встречать новый год ранней весной? Но в давние времена, на Руси Новый год начинался не ёлкой, а берёзой, а название первого месяца в году было не январь, а «берёзовый» или «берёзозол», т.к ранней весной, расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя золой землю. И был этот месяц зол для берёзового леса. В России начало года с 1 января было установлено Петром 1, а традиция встречать Новый год с елью пришла к нам из Германии. Берёза – настоящая богиня. Богиня – Берегиня. Исполните песню о русской красавице. . Логопед: - У берёзы есть «одежда» - берёзовая кора. Из нее делают замечательную посуду, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, (показать детям изделия из бересты), а когда ещё не было бумаги, на ней писали. Как она называется? -А сейчас вы легко догадаетесь, какую обувь плетут из бересты: есть такая русская народная игра «Лапта» замените последний звук в этом слове на первый звук в слове «игра». Показать детям лапти из бересты. Вот как легко вы отгадали первую загадку. (Выставляется слово лапти) - Что такое лапти? - Сейчас можно увидеть людей, гуляющих в лаптях? - Да, эту обувь носили в древности, а сегодня на занятии вы узнаете, какую ёщё одежду и обувь носили в древности на Руси. - Соберите слово из рассыпавшихся слогов, но один слог лишний. са, ги, да, по - Ребята, Оля правильно справилась с заданием? - А Коля правильно справился с заданием? (На наборном полотне выкладываются 2 слова: сапоги, сапоги). Мы сейчас соберем еще одно слово.
- Что такое кожух? Логопед показывает картинку – кожух. Логопед показывает изограф «рубашку». -Что это? - Посмотрите, какая она нарядная. А что её украшает? - Зачем рукава, ворот и низ рубашки украшены узорами? - Но эта рубашка особенная. Узоры у неё не простые. Что в них прячется, присмотритесь. - Найдите все буквы и соберите из них слово. Так вы узнаете, как в старину называли рубашку. Логопед показывает картинку «шорты». - Что это? - На какой слог падает ударение? - Перенесите ударение на второй слог. А теперь, попробуйте догадаться, как в старину называли брюки. Для этого надо изменить первый звук в этом слове на другой. Если детям не догадаться: - Разгадайте ребус, и вы узнаете, как называли брюки в старину. На доске открывается слово порты. Вот два парня. Какая одежда на них? - Я могу назвать девушку лебёдушкой? Что помогает ей быть похожей на лебёдушку? На доске появляется слово сарафан. На доске слова: сапоги, сапоги, кожух, порты, рубаха, лапти, сарафан. Рифмовка сегодня такая: Сапоги, сапоги, Кожух, новые порты, Рубаха, да лапти, Сарафан для Кати. - А сейчас мы немного почитаем. Самое главное в чтении – понимать о чем тут написано. Согласны? Вызываются двое детей. Один ребёнок будет читать, другой изобразит то, о чём говориться в предложении. - Есть ли здесь непонятные тебе слова? - Пола – нижняя часть раскрывающейся одежды. Пола пиджака, пальто, плаща и т.д. - Пазуха – пространство между грудью и прилегающей одеждой. - Иногда говорят: «Он держит камень за пазухой». Что это значит? - Ермолка – это маленькая, мягкая, круглая шапочка. - Откуда эта фраза? Да, это слова песни «Ой, вставала я ранёшенько». - Черевики, а ласково – черевички, это женские узконосые сапожки на высоких каблуках. На босую ногу (голую ногу). - Правильно добавьте пропущенные слова: - По одёжке встречают, … - Хвалят на девке ..., Когда в девке есть - Друг лучше … а платье лучше… - И последнее задание на сегодня: Логопед ставит на наборное полотно картинки: Сами сочините рифму: (Примерно так: Вышла наша Маня, В красном сарафане. Как лебёдушка плывёт, Песню звонкую поёт). - Мы знаем, что вы очень любите водить хоровод, особенно весёлый хоровод. Итог занятия. - Что вам понравилось сегодня больше всего на наших посиделках? Логопед: Нынче все мы по «сусекам» Личных дач, своих квартир, Наш досуг порою мелок И чего там говорить, Скучно жить без посиделок Их бы надо возродить. - Если праздник удался, похлопайте сами себе, теперь друг другу. | Дети за педагогом цепочкой двигаются по залу, вокруг березы, исполняют импровизированный танец – хоровод. - Черевички (на босу). Дети садятся на скамейки, стилизованные под бревна. Весёлое общение с шутками, прибаутками, песнями, сказками и загадками. Танцевали вокруг берёзы, слушали народную песню. Берёза украшена лентами, платками и венками. - Новый год! - Дети исполняют песню «Во поле берёза стояла» с муз. инструментами. После исполнения песни, дети снова садятся на скамейки. - Береста - Лапти - Обувь. - Нет, эта обувь устарела. - Двое детей, собирают слова из слогов на полу. Педагог показывает карточку с лишним слогом: - Да! - Да! «К» «О» «Ж» «У» «Х» Верхняя зимняя одежда, которая носилась мехом во внутрь, без пуговиц, кожух подпоясывали поясом (кушаком). Его иначе можно назвать «тулуп». Выходят два ребёнка, показывают заранее подготовленную инсценировку. - Мы с тобой шли? - Шли. - Кожух нашли? - Нашли. - Я тебе его дал? - Дал. - Ты его взял? - Взял. -Где он? - Кто он? - Кожух. - Какой кожух? - Мы с тобой шли?.... (Один ребёнок произносит текст с вопросительной интонацией, а другой с утвердительной). - Рубашка. - Узоры. - В древности, люди думали, что это защитит их от злых сил. - Буквы. - Рубаха. - Шорты. - На первый. - Порты. - Рубахи, порты, лапти, сапоги - Да. - Сарафан. Сарафан был длинный и широкий, и когда девушка переступала ножками, не было видно её шагов. Казалось, что она плывёт. - Дети делятся на две команды. Одна команда задаёт ритм на любой слог: // ///, а вторая проговаривает рифмовку -Да. - «Филиппок ничего не сказал, поднялся с земли, подобрал полы и пустился бежать во весь дух» - Полы. - «Бедняк поднял камень, положил за пазуху и сказал: - «До тех пор буду носить этот камень, пока не придётся и мне бросить в него». - Затаил обиду, злобу. - Загадка: Стоит Егорка в красной ермолке (мухомор). - Надевала черевички на босу, повстречался мне медведь в лесу. - Из песни. - по уму провожают. - шелк, - толк. - старый, - новое. Красный сарафан, лебедя, ноты. Дети сочиняют рифму и мелодию на эту рифму. Две девочки задорно проговаривают заранее подготовленный текст: Пускай люди посудачат, Скажут, что мы модницы. Что ж, хотя и модницы Зато и хороводницы. Дети исполняют весёлый хоровод. Ответы детей. - Аплодисменты. |
На следующем занятии весь материал Народных посиделок отрабатывается в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...
КОНСПЕКТ УРОКА по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем-логопедом Грубник Галиной Алексеевной
Конспект урока предлагается для учителей-логопедов. С помощью представленного материала учитель-логопед поможет учащимся совершенствовать и развивать: умение анализировать слова по звуко-буквенному и ...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия...
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлагается материал для логопедов и учителей начальных классов для работы над предлогами....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»
Логопедическое занятие по программе коррекции смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...
Конспект занятия по коррекции сложной дисграфии. Учитель - логопед Рыжакова Н.А.
В настоящее время отдельный вид дисграфии у учеников начальных классов встречается очень редко. Чаще всего можно наблюдать у детей сложную дисграфию. В данном конспекте показана работа по коррекции сл...