Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Александрова Мария Игоревна

Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда

 

Тема:

Народные посиделки

 

Цель:

Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной речи и чтении. Актуализация и активизация словаря детей.

 

Задачи:

1.     Совершенствовать аналитико-синтетические навыки на базе слов различной звуко-слоговой структуры.

2.     Развивать просодические компоненты речи: силу, высоту голоса, интонационную выразительность, артикуляционную моторику.

3.     Формировать слухо-речевую память, внимание, умение вслушиваться в текст, находить незнакомые слова и фразы.

4.     Совершенствовать навыки техники чтения.

5.     Развивать творческие  вокальные способности  детей, обучать  навыкам хорового пения.

6.      Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи, движений и музыкально-ритмических способностей детей.

7.     Развивать общую моторику и навыки пространственной ориентации.

8.     Знакомить детей с обычаями, песенным и танцевальным творчеством, традициями и культурой нашего народа.

9.     Формировать эстетическое восприятие, музыкальный вкус, умение свободно выражать свои мысли и чувства.

10.                       Упражнять в игре на музыкальных инструментах.

11.                       Воспитывать любовь к народной культуре.

12.                       Воспитывать чувство коллектива, дружбы, товарищества и ответственности за общее дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_posidelki.docx369.36 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда

Тема:

Народные посиделки

Цель:

Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной речи и чтении. Актуализация и активизация словаря детей.

Задачи:

  1. Совершенствовать аналитико-синтетические навыки на базе слов различной звуко-слоговой структуры.
  2. Развивать просодические компоненты речи: силу, высоту голоса, интонационную выразительность, артикуляционную моторику.
  3. Формировать слухо-речевую память, внимание, умение вслушиваться в текст, находить незнакомые слова и фразы.
  4. Совершенствовать навыки техники чтения.
  5. Развивать творческие  вокальные способности  детей, обучать  навыкам хорового пения.
  6.  Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи, движений и музыкально-ритмических способностей детей.
  7. Развивать общую моторику и навыки пространственной ориентации.
  8. Знакомить детей с обычаями, песенным и танцевальным творчеством, традициями и культурой нашего народа.
  9. Формировать эстетическое восприятие, музыкальный вкус, умение свободно выражать свои мысли и чувства.
  10. Упражнять в игре на музыкальных инструментах.
  11. Воспитывать любовь к народной культуре.
  12. Воспитывать чувство коллектива, дружбы, товарищества и ответственности за общее дело.

Материал:

Запись мелодии  р.н.песни «Ой, вставала я ранёшенько»; берёза, украшенная лентами, платками, венками; музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, ложки; изделия из бересты: шкатулка, коробочка, лапти; иллюстрации: кожух, рубаха, лапти, порты, сарафан, сапоги, лебедь, ноты;

Слова на отдельных больших карточках: лапти, сапоги, сапоги, кожух, рубаха, порты; наборы букв и слогов: к,о,ж,у,х; СА,ПО,ГИ,ЛУ; изограф со словом «рубаха»; ребус со словом «порты»; карточки с предложениями.

№ п/п

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1.

2.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

3.

Организационный момент.

Зал нарядно убран, в центре стоит береза, украшенная разноцветными лентами, платками, венками.

Основная часть.

Звучит мелодия: «Ой, вставала я ранёшенько».

Логопед:  Послушайте первые два куплета  этой песни,  постарайтесь внимательно вслушаться в слова, и запомнить те, значение которых не знаете.

Введение в тему занятия.

 Логопед:  На Руси, в давние времена

                  На завалинках, в светёлке

                  Иль на брёвнышках каких

                  Собирались посиделки

                  Пожилых и молодых.

И мы с вами собрались сегодня на народные посиделки. Как вы думаете, что такое посиделки?

Что вы сейчас делали, войдя в зал?

Посмотрите на берёзу. Вы заметили что-то необычное?

Вам это ничего не напоминает?

Вы правы,  сегодня у нас настоящий праздник – новый год!  

Вам, наверно, кажется странным встречать новый год ранней весной?

Но в давние времена, на Руси Новый год начинался не ёлкой, а берёзой, а название первого месяца  в году было не январь, а «берёзовый» или «берёзозол», т.к ранней весной, расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя золой землю. И был этот месяц зол для берёзового леса.

В России начало  года с 1 января было установлено Петром 1, а традиция встречать Новый год с елью пришла к нам из Германии.

Берёза – настоящая богиня. Богиня – Берегиня.

Исполните песню о русской красавице.

.

Логопед:

- У берёзы есть «одежда» - берёзовая кора. Из нее делают замечательную посуду, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, (показать детям изделия из бересты), а когда ещё не было бумаги, на ней писали.

 Как она называется?

-А сейчас вы легко догадаетесь, какую обувь плетут из бересты: есть такая русская народная игра «Лапта» замените последний звук в этом слове на первый звук в слове «игра».

Показать детям лапти из бересты.

Вот  как легко вы отгадали первую загадку.

 (Выставляется слово лапти)

- Что такое лапти?

- Сейчас можно увидеть людей, гуляющих в лаптях?

- Да, эту обувь носили в древности, а сегодня на занятии вы узнаете, какую ёщё одежду и обувь носили в древности на Руси.

- Соберите слово из рассыпавшихся слогов, но один слог лишний.

са, ги, да, по

- Ребята, Оля правильно справилась с заданием?

- А Коля правильно справился с заданием?

(На наборном полотне выкладываются 2 слова: сапоги, сапоги).

Мы сейчас соберем еще одно слово.

  1. Третий звук в слове лоКоть (Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира. Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба) «Сам с ноготок, а борода - с локоток ». До Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения . Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину.

  1.  ударный гласный в слове Око (в старину так называли глаз) Как вы понимаете выражение «Не доглядишь оком, доплатишь боком»?

  1.  первый звук в слове Жатва (Жа́тва — процесс уборки злаковых культур, один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле земледельцев, относящихся к хлебу как к высшей ценности)

  1. Второй звук в слове кУшанье (то же, что еда)

  1.   последний звук  в слове пастуХ (Пастух — человек, пасущий скот. Хороший пастух не только хорошо знает время и место пастьбы, но и правила ухода за животными, умеет оказывать первую помощь при заболеваниях.

 - Что  такое кожух?

Логопед показывает картинку – кожух.

SL271384

Логопед показывает изограф «рубашку».

-Что это?

- Посмотрите, какая она нарядная. А что её украшает?

- Зачем рукава, ворот  и низ рубашки украшены узорами?

- Но эта рубашка особенная. Узоры у неё не простые. Что в них прячется, присмотритесь.

- Найдите все буквы и соберите из них слово.

Так вы узнаете, как в старину называли рубашку.

Логопед показывает картинку «шорты».

- Что это?

- На какой слог падает ударение?

- Перенесите ударение на второй слог.

А теперь, попробуйте догадаться, как в старину называли брюки. Для этого надо изменить первый звук в этом слове на другой.

Если детям не догадаться:

- Разгадайте ребус, и вы узнаете, как называли брюки в старину.

На доске открывается слово порты.

Вот два парня. Какая одежда на них?

- Я могу назвать девушку лебёдушкой?

Что помогает ей быть похожей на лебёдушку?

На доске появляется слово сарафан.

SL271390

На доске слова: сапоги, сапоги, кожух, порты, рубаха, лапти, сарафан.

Рифмовка сегодня такая:

Сапоги, сапоги,

Кожух, новые порты,

Рубаха, да лапти,

Сарафан для Кати.

- А сейчас мы немного почитаем. Самое главное в чтении – понимать о чем тут написано. Согласны?

Вызываются двое детей. Один ребёнок будет читать, другой изобразит то, о чём говориться в предложении.

- Есть ли здесь непонятные тебе слова?

- Пола – нижняя часть раскрывающейся одежды. Пола пиджака, пальто, плаща и т.д.

- Пазуха – пространство между грудью и прилегающей одеждой.

- Иногда говорят: «Он держит камень за пазухой». Что это значит?

- Ермолка – это маленькая, мягкая, круглая шапочка.

- Откуда эта фраза?

Да, это слова песни «Ой, вставала я ранёшенько».

- Черевики, а ласково – черевички, это женские узконосые сапожки на высоких каблуках.

На босую ногу (голую ногу).

- Правильно добавьте пропущенные слова:

- По одёжке встречают, …

- Хвалят на девке ...,

  Когда в девке есть

- Друг лучше …

  а платье лучше…

- И последнее задание на сегодня:

Логопед ставит на наборное полотно картинки:

Сами сочините  рифму:

(Примерно так:

 Вышла наша Маня,

В красном сарафане.

Как лебёдушка плывёт,

Песню звонкую поёт).

- Мы знаем, что вы очень любите водить хоровод, особенно весёлый хоровод.

Итог занятия.

- Что вам понравилось сегодня больше всего на наших посиделках?

Логопед:

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач, своих квартир,

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

- Если праздник удался, похлопайте сами себе, теперь друг другу.

Дети за педагогом цепочкой двигаются по залу, вокруг березы, исполняют импровизированный танец – хоровод.

- Черевички  (на босу).

  Дети садятся на скамейки, стилизованные под бревна.

Весёлое общение с шутками, прибаутками, песнями, сказками и загадками.

Танцевали вокруг берёзы, слушали народную песню.

Берёза украшена лентами, платками и венками.

- Новый год!

- Дети исполняют песню «Во поле берёза стояла» с муз. инструментами.

После исполнения песни, дети снова садятся на скамейки.

- Береста

- Лапти

- Обувь.

- Нет, эта обувь устарела.

- Двое детей, собирают слова из слогов на полу.

Педагог показывает карточку с лишним слогом:

- Да!

- Да!

«К»

«О»

«Ж»

«У»

«Х»

Верхняя зимняя одежда, которая носилась мехом во внутрь, без пуговиц, кожух подпоясывали поясом (кушаком). Его иначе можно назвать «тулуп».

Выходят два ребёнка, показывают заранее подготовленную инсценировку.

- Мы с тобой шли?

- Шли.

- Кожух нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

-Где он?

- Кто он?

- Кожух.

- Какой кожух?

- Мы с тобой шли?....

(Один ребёнок произносит текст с вопросительной интонацией, а другой с утвердительной).

- Рубашка.

- Узоры.

- В древности, люди думали, что это защитит их от злых сил.

- Буквы.

SL271387

- Рубаха.

- Шорты.

- На первый.

SL271381

- Порты.

- Рубахи, порты, лапти, сапоги

SL271376

- Да.

- Сарафан. Сарафан был длинный и широкий, и когда девушка переступала ножками, не было видно её шагов. Казалось, что она плывёт.

- Дети делятся на две команды.

Одна команда задаёт ритм на любой слог: //   ///, а вторая проговаривает рифмовку

-Да.

- «Филиппок ничего не сказал, поднялся с земли, подобрал полы и пустился бежать во весь дух»

- Полы.

- «Бедняк поднял камень, положил за пазуху и сказал:

- «До тех пор буду носить этот камень, пока не придётся и мне бросить в него».

- Затаил обиду, злобу.

- Загадка: Стоит Егорка в красной ермолке (мухомор).

- Надевала черевички на босу, повстречался мне медведь в лесу.

- Из песни.

- по уму провожают.

- шелк,

- толк.

- старый,

- новое.

Красный сарафан, лебедя, ноты.

Дети сочиняют рифму и мелодию на эту рифму.

Две девочки задорно проговаривают заранее подготовленный текст:

Пускай люди посудачат,

Скажут, что мы модницы.

Что ж, хотя и модницы

Зато и хороводницы.

Дети исполняют весёлый  хоровод.

Ответы детей.

- Аплодисменты.

На следующем занятии весь материал Народных посиделок отрабатывается в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д

     В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...

КОНСПЕКТ УРОКА по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем-логопедом Грубник Галиной Алексеевной

Конспект урока предлагается для учителей-логопедов. С помощью представленного материала учитель-логопед поможет учащимся совершенствовать и развивать: умение анализировать слова по звуко-буквенному и ...

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...

Конспект занятия по коррекции сложной дисграфии. Учитель - логопед Рыжакова Н.А.

В настоящее время отдельный вид дисграфии у учеников начальных классов встречается очень редко. Чаще всего можно наблюдать у детей сложную дисграфию. В данном конспекте показана работа по коррекции сл...