Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушением слуха
рабочая программа по логопедии

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts.-razv._programma_dlya_det._s_nar.sluha_.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»

Согласовано:                                                                                      Утверждаю:

Зам. Директора по УВР                                             Директор МАОУ «Лицей №6»

МАОУ «Лицей №6»                                                   _____________  Родина З.Н.

________   Шальнева Н.В.

Коррекционно-развивающая программа

обучающегося с нарушением слуха

в условиях общеобразовательной школы

2020-2021 учебный год

Разработала: учитель- логопед 

Орлик А.А.

г. Бердск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться со специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является частью адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением слуха.  направлена на реализацию логопедической помощи слабослышащему ребенку, имеющему речевые нарушения, его социальную адаптацию и гармонизацию личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученицы 1 класса с двухсторонней нейросенсорной тугоухостью III степени Казаковой Варвары.

Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации. Программа рассчитана приблизительно на 1  год обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия.

Занятия проводятся в течение учебного года 1-2 раза в неделю, длительностью 20 минут.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Приложения к программе: Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке.

Цель программы – устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.

Задачи программы:

  • развитие просодической стороны речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно гнозиса;
  • развитие слухового восприятия;
  • дифференциация звуков речи;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических представлений;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • коррекция процессов чтения и письма;
  • развитие связной речи;
  • развитие психических процессов.
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование коммуникативных навыков с помощью кохлеарного импланта;
  • расширение кругозора и осведомленности;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающейся с нарушением слуха.

Принципы коррекционной работы

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Методы и приемы, используемые при организации коррекционно- развивающей работы:

  1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания.

Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.

  1. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

  1. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.

Специфика логопедической работы:

  • Работа над речевой системой в целом,
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный),
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи),
  • Длительное закрепление направленных речевых навыков,
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны,
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость),
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение),
  • Конкретность и доступность заданий,
  • Умеренный темп работы,
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).         

Организация обучения.

Программа логопедических занятий включает в себя три этапа коррекции речи:

1 этап – коррекция звуковой стороны речи,

2 этап – коррекция лексико-грамматической стороны речи,

3 этап – коррекция связной речи,

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1раз в неделю по 20 минут.

Ожидаемые результаты:

В итоге логопедической работы Варвара К. должна научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • четко дифференцировать все звуки речи;
  • выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
  • владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
  • в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год

I. Развитие общей и мелкой моторики.

II. Развитие артикуляционного праксиса.

III. Обучение элементам самомассажа органов артикуляции.

IV. Формирование речевого дыхания.

V. Развитие фонематических процессов:

  • развитие восприятия и различения неречевых звуков;
  • формирование навыка выделения звука из ряда звуков;
  • формирование навыка различать слова, сходные по звучанию;
  • развитие умения различать позицию звука и проводить звуковой анализ и синтез слов.

VI. Работа по формированию правильного произношения:

  • Подготовительные упражнения для постановки звуков
  • Постановка звуков

VII. Автоматизация поставленного звука:

  • изолированно,
  • в слогах,
  • в словах,
  • в предложениях,
  • в связных высказываниях (речи)

VIII. Уточнение и обогащение словаря;

IX. Работа над слоговой структурой слов.

X. Совершенствование грамматического строя речи:

  • работа над суффиксальным способом словообразования;
  • работа по согласованию существительного и прилагательного в роде, числе;
  • работа по словоизменению (ед. и мн. ч. имени существительного).

XI. Работа по развитию связной речи:

  • формирование навыка употребления простых повествовательных предложений;
  • обучение построению простого распространённого предложения;
  • формирования навыка составления рассказа;
  • развитие умений устанавливать смысловые связи в речевом высказывании.

XII. Формирование фонематического восприятия

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие навыков звукового анализа-синтеза
  • Дифференциация звуков

XIII. Совершенствование психологической базы речи:

  • расширение объема зрительной и слуховой памяти;
  • развитие вербального мышления

   Календарно-тематический планирование логопедических занятий  в 1 классе                 (2 раза в неделю)

Темы коррекцио нных работ

Цели

коррекционно-логопедических

занятий

По плану

По факту

 

 

1-4

 

Диагностическая работа 

Сентябрь 1-2 неделя

 

 

1 четверть (6 недель, 12 занятий)

 

 

 

5.

 

Вводное занятие.

знакомство  со строением артикуляционного аппарата,

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

Речь

устная и письменна

я.

Различени е понятий «звук» и

«буква».

совершенствова-ние  умения правильно произносить звук в слове  и вне слова, правильно называть буквы.

3 неделя

 

 

1 Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки.

Дифферен циация понятий «звук» -  «буква».

осознание детьми фонемной структуры слова на слух, знакомство со способом образования гласных и согласных звуков, обучение в различии гласных и согласных звуков и букв.

 

 

7

Звуковой состав слова.

Определен ие позиции звука в слове.

формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем, представление о первом звуке в слове, определение позиции звука в слове

 

4 неделя

 

8

Слог. Деление слов на  слоги.

Слогообра зующая роль гласного.

характеристика гласных, дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги, выделение гласных из слов в различных позициях, выделение ударной гласной из начала слова

 

 

9

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А. 

обучение детей чёткому произношению звука, соотнесение звука с буквой и символом, печатание буквы А, написание элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А выделение звука среди сочетаний гласных, слогов и слов, развитие простых форм звукового анализа и синтеза.

Октябрь 

 

1 неделя

 

10

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У. 

знакомство с буквой У, соотнесение звука с буквой и символом, обучение детей чёткому произношению звука, выделение звука среди сочетаний гласных, слогов и слов,  развитие простых форм звукового анализа и синтеза.

 

 

11

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О. 

закрепление знаний о гласных звуках и буквах, знакомство с характеристикой и нормой произношения звука

,обучение соотнесению звука с буквой и символом, развитие звукового

 

2 неделя

 

 

 

 

анализа и синтеза.

 

 

12

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Э. 

Знакомство со звуком и буквой, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с нормой артикуляции звука Э, развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

 

 

 

13

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

знакомство со звуком Ы, закрепление знаний о гласных звуках, обучение в характеристике звука Ы, знакомство с артикуляцией звука Ы, обучение соотнесения звука с буквой и символом.

 

3 неделя

 

14

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И.

знакомство со звуком и буквой И, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой  звука И.

 

 

15

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Я.

знакомство со звуком и буквой Я, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой  звука Я, закрепление знаний о мягкости согласных перед гласными, развитие звукового анализа и синтеза. 

 

4 неделя

 

16

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ю.

знакомство со звуком и буквой Ю, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой  звука Ю, закрепление знаний о правописании слогов ЧА-ЩА, ЧУЩУ, ЖИ-ШИ, развитие звукового анализа и синтеза.

 

 

 

2 четверть (7недель, 14 занятий)

 

17

Звукобуквенны й анализ слов. Звук и буква Е.

знакомство со звуком и буквой обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство артикуляцией и характеристико звука Е, развитие звукового анализа и синтеза.

Е,

с й 

Ноябрь 

 

2неделя

 

18

Звукобуквенны й анализ слов. Звук и буква Ё.

знакомство со звуком и буквой обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство артикуляцией и характеристико звука Ё, развитие фонематического восприятия, слухового внимания, логическо мышления, развитие звукового анализа и синтеза.

Ё,

с

й 

го

 

 

19

Ударение. Слого -

обучение в выделении ударного слога в слове и ударной гласной

,

 

3 неделя

 

 

 

ритмичес кая структура слова.

Выделени

е

ударного слога.

Интонаци

я. Сила, высота, тембр  голоса.

в изменении характера, тембра, эмоциональной окраски звуков.

 

 

20

Звуковой состав слова.

 

Дифферен циация гласных звуков А - О

обучение в различии звуков А-О, закрепление навыков пространствен-ной

ориентировки, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 

 

21

Звуковой состав слова.

Дифферен циация гл асных звуков О - У

закрепление знаний о гласных буквах, О,У, обучение соотнесению звука с символом и буквой, сравнение характеристики звуков, обучение дифференциации звуков изолированно, в слонах, словах, развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движения.

 

4 неделя

 

22

Звуковой состав слова.

 

Дифферен циация гласных звуков Ы

- И

развитие речедвигательного  и слухового ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него, выработка умений различать твёрдые и мягкие согласные и обозначение их на письме буквами Ы-И, формирование фонематического восприятия.

 

 

23

Звуковой состав слова.

знакомство с буквами Ё-Ю, обучение соотнесению буквы с символами, дифференциация

Декабрь

 

1 неделя

 

 

 

 

Дифферен циация гласных звуков Ё -

Ю

гласных изолированно, в слогах, словах, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

 

 

24

Звуковой состав слова.

 

Дифферен циация гласных звуков ИУ

выработка слуховых и зрительных дифференцировок,

различие букв И-У, совершенствование фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитие зрительной памяти, внимания.

 

 

25

Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами А

- Я

закрепление знаний о буквах АЯ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными А-Я, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти.

 

2 неделя

 

26

Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами О

- Ё

закрепление знаний о буквах ОЁ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными О-Ё, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти.

 

 

27

Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами У

- Ю

закрепление знаний о буквах УЮ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными У-Ю, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти.

 

3 неделя

 

28

Дифферен циация твердых и мягких

закрепление знаний о буквах ЫИ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными Ы-И, развитие

 

 

 

согласных. Работа с парами Ы

- И

зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти.

 

 

29

Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с

парами Э

- Е

закрепление знаний о буквах ЭЕ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными Э-Е, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти.

 

4 неделя

 

30

Звуки П, Пь, буква П.

обучение четкому произношению звуков П, Пь , серии слогов со стечением согласных звуков, развитие  фонематического представления.

 

 

31

32

 

Промежуточная диагностическая работа

 

 

3   четверть (9 недель, 18 занятий)

33.

Звуки Б, Бь, буква Б.

знакомство с буквами Б, Бь, обучение сравнению по начертанию, соотнесению с символами и буквами.

Январь  2  неделя

 

34.

Диффере нциация

согласны

х звуков   П – Б (Пь – Бь ).

выработка чёткой дифференциации П-Б по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, развитие фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза слов, фонематического представления.

 

 

35.

Звуки Т, Ть, буква Т.

 

обучение правильному произношению звуков Т, Ть, знакомство с глухими согласными звуками.

 

3 неделя

 

36.

Звуки Д, Дь, буква Д.

-обучение вслушиванию в шепот, четкое произношение звуков, дифференциация их на слух и в произношении, закрепление умения определять место звука в слове

 

 

37.

Диффере

уточнение артикуляции звуков,

 

 

 

 

нциация 

согласны

х звуков   Т – Д (Ть – Дь).  

установление различия по звонкости – глухости, обучение

умению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля.

4 неделя

 

38.

Звуки ВВь Буква

В 

обучение внимательному вслушиванию и различию неречевых звуков, обучение выполнению графических упражнений, умение чётко произносить звуки, дифференцировать их на слух в произношении.

 

 

39.

Звуки ФФь Буква

Ф 

 

обучение ребёнка различать по тембру максимально сокращённый звукокомплекс, закрепление навыков звукового анализа и синтеза,  обучение чёткому произношению звуков.

Февраль

 

1неделя

 

40.

Диффере нциация звуков  В-Ф, ВьФь

обучение слухопроизносительной дифференциации звуков,  звуковому синтезу коротких слов,  составлению простых предложении по заданному слову.

 

 

41.

Звуки ГГь Буква

Г

обучение произношению серии одинаковых по слоговой структуре слов,  понимать и чётко выполнять команды, чётко произносить звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.

 

2 неделя

 

42.

Звуки ККь Буква

К

обучение чёткому выполнению команд связанных с ориентацией в пространстве, обучение звуковому синтезу коротких слов,  анализированию простых слов.

 

 

43.

Диффере нциация звуков  К-Г, Кь-

обучение выделению из ряда одинаковых по слоговому составу и отличительного по звуковому составу слово,

 

4 неделя

 

 

 

Гь

обучение слухопроизносительной дифференциации звуков. 

 

 

44.

Звуки С, Сь, буква С.

 

учить находить в ряду слово, отличающееся от других слоговой структурой, обучение правильному произношению звуков, обучению нахождению звука в разной позиции.

 

 

45.

Звуки З, Зь, буква З.

 

 

обучение сравнению слова по звуко- слоговому составу, связать изучаемый звук с буквой место и ряда буквы в классе, дифференцировать на слух и в произношении, развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез

Март 

 

1 неделя

 

46.

Диффере нциация звуков

С – З, 

развитие языкового чутья и чувства ритма, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, звуковому и слоговому анализу и синтезу слов.

 

 

47

Диффере нциация звуков (

Сь – Зь).

обучение сравнению слова по звуко- слоговому составу, связать изучаемый звук с буквой место и ряда буквы в классе, дифференцировать на слух и в произношении, развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез развитие языкового чутья и чувства ритма, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, звуковому и слоговому анализу и синтезу слов.

 

 

48

Звук и

буква Ш

 

обучение правильному произношению звука, определение последовательности звуков в слове, развитие звукослогового представления, обучение преобразованию слова.

 

2 неделя

 

49

Звук и

буква Ж

 

развитие слухового внимания  и логического мышления путём решения логических задач,

 

 

 

 

дифференциация звуков (и букв) в словах, развитие фонематического восприятия, слуха, фонематический анализ.

 

 

50

Диффере нциация звуков Ш-Ж.

Орфогра мма жи – ши. Характер истика звука по

глухости

-

звонкост

и.

Понятие всегда твёрдый.

развитие слухового внимания и логического мышления, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, знакомство с правилом правописания  ЖИ-ШИ, обучение определению последовательности  звуков в слове, обучение преобразованию слова.

 

3 неделя

 

51

Диффере нциация

звуков С-

Ш.        

Понятия всегда глухие звуки.

 

обучение  внимательному, вслушиванию в речь, распознавание правильного и неправильного употребление падежных окончаний существительных, обучение составлению предложения из отдельных слов.

 

 

 

4   четверть (5недель, 10 занятий)

52

Диффере нциация звуков ЗЖ.  Понятия всегда звонкие звуки.

уточнение артикуляции звуков, обучение в  различии звуков на слух и артикуляцию, связывать звуки с буквами, развитие фонематического слуха, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков,

Апрель  1 неделя

 

53

Звук и буква Ц. Всегда твёрдый

звук

 

развивать языковое чутье и чувство ритма, правильно произносить звук, составлять предложения с заданным словом, упражнять в словообразовании и словоизменении.

 

 

 

54

Диффере нциация звуков С

– Ц.

 

обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза, развитие фонематического представления..

 

2 неделя

 

55

Звук и буква Щ. Орфогра

мма ча – ща. Всегда мягкие звуки. 

  

обучение внимательному вслушиванию в речь взрослого, различию на слух правильного и неправильного употребления родовых окончаний

прилагательных, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, 

 

 

56

Звук и буква Ч.  Всегда мягкий звук.

обучение правильному произношению звука, различию на слух, обучение преобразованию слов с помощью букв разрезной азбуки.

3неделя

 

57

Диффере нциация звуков Ч

– Ц.

 

выработка чёткой дифференциации Ч-Ц опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти рук и зрительные ассоциации развитие умения строить самостоятельные высказывания, фонематического восприятия.

 

 

58

Диффере нциация звуков Ч

– Щ.

 

выработка чёткой дифференциации Ч-Щ, с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения, совершенствование слогозвуковой анализ и синтез, фонематического восприятия.

 

4 неделя

 

59

Звук и буква Р

закрепление правильного произношения звуков Р-Рь, развитие фонематических представлений, внимания, памяти.

Май  1 неделя

 

60

Звук и буква Л

закрепление правильного произношения звуков Л-Ль, развитие фонематических представлений, внимания.

 

 

61

Диффере нциация звуков

 Р-Л, 

обучение слоговому синтезу слов, анализированию и сравнению слов, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков.

2 неделя

 

62

Диффере нциация звуков  Рь-Ль

обучение слоговому синтезу слов, анализированию и сравнению слов, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков.

 

 

63-

66

Итоговая диагностическая работа

3-4 неделя

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя

по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка

с нарушенным слухом на уроке

1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.

2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.

3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.

4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий.

5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог.

6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»).

- Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем.

- Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.

- Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.

- Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.

- Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).

- Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).

Используемая литература.

  1. Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с.
  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
  3. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008
  4. Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
  5. Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
  6. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004.
  7.  Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с.
  8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
  9. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
  10. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.
  11. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
  12. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
  13. Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
  14. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
  15. 21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Рабочая программа для детей с нарушениями слуха. Подготовительный класс.

Рабочая программа по предметам: математика, развитие речи, обучение грамоте, окружающий мир, ппо. Подготовительный класс. Включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Программа формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха

Тренажер позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка. Пр...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...

Рабочая программа по математике для детей с нарушением слуха, 1 класс. (вариант 1.2)

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для  обучающихся с нарушением ...

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...