Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушением слуха
рабочая программа по логопедии
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts.-razv._programma_dlya_det._s_nar.sluha_.docx | 56.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора по УВР Директор МАОУ «Лицей №6»
МАОУ «Лицей №6» _____________ Родина З.Н.
________ Шальнева Н.В.
Коррекционно-развивающая программа
обучающегося с нарушением слуха
в условиях общеобразовательной школы
2020-2021 учебный год
Разработала: учитель- логопед
Орлик А.А.
г. Бердск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться со специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.
Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является частью адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением слуха. направлена на реализацию логопедической помощи слабослышащему ребенку, имеющему речевые нарушения, его социальную адаптацию и гармонизацию личности в целом.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученицы 1 класса с двухсторонней нейросенсорной тугоухостью III степени Казаковой Варвары.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации. Программа рассчитана приблизительно на 1 год обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия.
Занятия проводятся в течение учебного года 1-2 раза в неделю, длительностью 20 минут.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Приложения к программе: Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке.
Цель программы – устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.
Задачи программы:
- развитие просодической стороны речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно гнозиса;
- развитие слухового восприятия;
- дифференциация звуков речи;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов.
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование коммуникативных навыков с помощью кохлеарного импланта;
- расширение кругозора и осведомленности;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающейся с нарушением слуха.
Принципы коррекционной работы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Методы и приемы, используемые при организации коррекционно- развивающей работы:
- Комплекс наглядных методов обучения и воспитания.
Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
- Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.
- Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.
Специфика логопедической работы:
- Работа над речевой системой в целом,
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный),
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи),
- Длительное закрепление направленных речевых навыков,
- Частый повтор упражнений с элементами новизны,
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость),
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение),
- Конкретность и доступность заданий,
- Умеренный темп работы,
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Организация обучения.
Программа логопедических занятий включает в себя три этапа коррекции речи:
1 этап – коррекция звуковой стороны речи,
2 этап – коррекция лексико-грамматической стороны речи,
3 этап – коррекция связной речи,
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1раз в неделю по 20 минут.
Ожидаемые результаты:
В итоге логопедической работы Варвара К. должна научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- четко дифференцировать все звуки речи;
- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
- владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год
I. Развитие общей и мелкой моторики.
II. Развитие артикуляционного праксиса.
III. Обучение элементам самомассажа органов артикуляции.
IV. Формирование речевого дыхания.
V. Развитие фонематических процессов:
- развитие восприятия и различения неречевых звуков;
- формирование навыка выделения звука из ряда звуков;
- формирование навыка различать слова, сходные по звучанию;
- развитие умения различать позицию звука и проводить звуковой анализ и синтез слов.
VI. Работа по формированию правильного произношения:
- Подготовительные упражнения для постановки звуков
- Постановка звуков
VII. Автоматизация поставленного звука:
- изолированно,
- в слогах,
- в словах,
- в предложениях,
- в связных высказываниях (речи)
VIII. Уточнение и обогащение словаря;
IX. Работа над слоговой структурой слов.
X. Совершенствование грамматического строя речи:
- работа над суффиксальным способом словообразования;
- работа по согласованию существительного и прилагательного в роде, числе;
- работа по словоизменению (ед. и мн. ч. имени существительного).
XI. Работа по развитию связной речи:
- формирование навыка употребления простых повествовательных предложений;
- обучение построению простого распространённого предложения;
- формирования навыка составления рассказа;
- развитие умений устанавливать смысловые связи в речевом высказывании.
XII. Формирование фонематического восприятия
- Развитие фонематического слуха
- Развитие навыков звукового анализа-синтеза
- Дифференциация звуков
XIII. Совершенствование психологической базы речи:
- расширение объема зрительной и слуховой памяти;
- развитие вербального мышления
Календарно-тематический планирование логопедических занятий в 1 классе (2 раза в неделю)
№ | Темы коррекцио нных работ | Цели коррекционно-логопедических занятий | По плану | По факту |
|
1-4
| Диагностическая работа | Сентябрь 1-2 неделя |
| ||
| 1 четверть (6 недель, 12 занятий)
|
|
| ||
5.
| Вводное занятие. | знакомство со строением артикуляционного аппарата, | Сентябрь
|
|
| Речь устная и письменна я. Различени е понятий «звук» и «буква». | совершенствова-ние умения правильно произносить звук в слове и вне слова, правильно называть буквы. | 3 неделя |
|
| 1 Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки. Дифферен циация понятий «звук» - «буква». | осознание детьми фонемной структуры слова на слух, знакомство со способом образования гласных и согласных звуков, обучение в различии гласных и согласных звуков и букв. |
|
|
7 | Звуковой состав слова. Определен ие позиции звука в слове. | формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем, представление о первом звуке в слове, определение позиции звука в слове |
4 неделя |
|
8 | Слог. Деление слов на слоги. Слогообра зующая роль гласного. | характеристика гласных, дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги, выделение гласных из слов в различных позициях, выделение ударной гласной из начала слова |
|
|
9 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А. | обучение детей чёткому произношению звука, соотнесение звука с буквой и символом, печатание буквы А, написание элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А выделение звука среди сочетаний гласных, слогов и слов, развитие простых форм звукового анализа и синтеза. | Октябрь
1 неделя |
|
10 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У. | знакомство с буквой У, соотнесение звука с буквой и символом, обучение детей чёткому произношению звука, выделение звука среди сочетаний гласных, слогов и слов, развитие простых форм звукового анализа и синтеза. |
|
|
11 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О. | закрепление знаний о гласных звуках и буквах, знакомство с характеристикой и нормой произношения звука ,обучение соотнесению звука с буквой и символом, развитие звукового |
2 неделя |
|
|
| анализа и синтеза. |
|
| |||
12 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Э. | Знакомство со звуком и буквой, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с нормой артикуляции звука Э, развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
|
|
| |||
13 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | знакомство со звуком Ы, закрепление знаний о гласных звуках, обучение в характеристике звука Ы, знакомство с артикуляцией звука Ы, обучение соотнесения звука с буквой и символом. |
3 неделя |
| |||
14 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И. | знакомство со звуком и буквой И, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой звука И. |
|
| |||
15 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Я. | знакомство со звуком и буквой Я, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой звука Я, закрепление знаний о мягкости согласных перед гласными, развитие звукового анализа и синтеза. |
4 неделя |
| |||
16 | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ю. | знакомство со звуком и буквой Ю, обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство с артикуляцией и характеристикой звука Ю, закрепление знаний о правописании слогов ЧА-ЩА, ЧУЩУ, ЖИ-ШИ, развитие звукового анализа и синтеза. |
|
| |||
| 2 четверть (7недель, 14 занятий) |
| |||||
17 | Звукобуквенны й анализ слов. Звук и буква Е. | знакомство со звуком и буквой обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство артикуляцией и характеристико звука Е, развитие звукового анализа и синтеза. | Е, с й | Ноябрь
2неделя |
| ||
18 | Звукобуквенны й анализ слов. Звук и буква Ё. | знакомство со звуком и буквой обучение соотнесению звука с буквой и символом, знакомство артикуляцией и характеристико звука Ё, развитие фонематического восприятия, слухового внимания, логическо мышления, развитие звукового анализа и синтеза. | Ё, с й го |
|
| ||
19 | Ударение. Слого - | обучение в выделении ударного слога в слове и ударной гласной | , |
3 неделя |
| ||
| ритмичес кая структура слова. Выделени е ударного слога. Интонаци я. Сила, высота, тембр голоса. | в изменении характера, тембра, эмоциональной окраски звуков. |
|
|
20 | Звуковой состав слова.
Дифферен циация гласных звуков А - О | обучение в различии звуков А-О, закрепление навыков пространствен-ной ориентировки, развитие навыков звукового анализа и синтеза. |
|
|
21 | Звуковой состав слова. Дифферен циация гл асных звуков О - У | закрепление знаний о гласных буквах, О,У, обучение соотнесению звука с символом и буквой, сравнение характеристики звуков, обучение дифференциации звуков изолированно, в слонах, словах, развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движения. |
4 неделя |
|
22 | Звуковой состав слова.
Дифферен циация гласных звуков Ы - И | развитие речедвигательного и слухового ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него, выработка умений различать твёрдые и мягкие согласные и обозначение их на письме буквами Ы-И, формирование фонематического восприятия. |
|
|
23 | Звуковой состав слова. | знакомство с буквами Ё-Ю, обучение соотнесению буквы с символами, дифференциация | Декабрь
1 неделя |
|
|
Дифферен циация гласных звуков Ё - Ю | гласных изолированно, в слогах, словах, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. |
|
|
24 | Звуковой состав слова.
Дифферен циация гласных звуков ИУ | выработка слуховых и зрительных дифференцировок, различие букв И-У, совершенствование фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитие зрительной памяти, внимания. |
|
|
25 | Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я | закрепление знаний о буквах АЯ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными А-Я, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти. |
2 неделя |
|
26 | Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё | закрепление знаний о буквах ОЁ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными О-Ё, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти. |
|
|
27 | Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю | закрепление знаний о буквах УЮ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными У-Ю, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти. |
3 неделя |
|
28 | Дифферен циация твердых и мягких | закрепление знаний о буквах ЫИ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными Ы-И, развитие |
|
|
| согласных. Работа с парами Ы - И | зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти. |
|
|
29 | Дифферен циация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е | закрепление знаний о буквах ЭЕ, дифференциация твёрдых и мягких согласных пе6ред гласными Э-Е, развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия и памяти. |
4 неделя |
|
30 | Звуки П, Пь, буква П. | обучение четкому произношению звуков П, Пь , серии слогов со стечением согласных звуков, развитие фонематического представления. |
|
|
31 32 |
Промежуточная диагностическая работа |
|
|
3 четверть (9 недель, 18 занятий)
33. | Звуки Б, Бь, буква Б. | знакомство с буквами Б, Бь, обучение сравнению по начертанию, соотнесению с символами и буквами. | Январь 2 неделя |
|
34. | Диффере нциация согласны х звуков П – Б (Пь – Бь ). | выработка чёткой дифференциации П-Б по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, развитие фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза слов, фонематического представления. |
|
|
35. | Звуки Т, Ть, буква Т.
| обучение правильному произношению звуков Т, Ть, знакомство с глухими согласными звуками. |
3 неделя |
|
36. | Звуки Д, Дь, буква Д. | -обучение вслушиванию в шепот, четкое произношение звуков, дифференциация их на слух и в произношении, закрепление умения определять место звука в слове |
|
|
37. | Диффере | уточнение артикуляции звуков, |
|
|
| нциация согласны х звуков Т – Д (Ть – Дь). | установление различия по звонкости – глухости, обучение умению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля. | 4 неделя |
|
38. | Звуки ВВь Буква В | обучение внимательному вслушиванию и различию неречевых звуков, обучение выполнению графических упражнений, умение чётко произносить звуки, дифференцировать их на слух в произношении. |
|
|
39. | Звуки ФФь Буква Ф
| обучение ребёнка различать по тембру максимально сокращённый звукокомплекс, закрепление навыков звукового анализа и синтеза, обучение чёткому произношению звуков. | Февраль
1неделя |
|
40. | Диффере нциация звуков В-Ф, ВьФь | обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, звуковому синтезу коротких слов, составлению простых предложении по заданному слову. |
|
|
41. | Звуки ГГь Буква Г | обучение произношению серии одинаковых по слоговой структуре слов, понимать и чётко выполнять команды, чётко произносить звуки, дифференцировать их на слух и в произношении. |
2 неделя |
|
42. | Звуки ККь Буква К | обучение чёткому выполнению команд связанных с ориентацией в пространстве, обучение звуковому синтезу коротких слов, анализированию простых слов. |
|
|
43. | Диффере нциация звуков К-Г, Кь- | обучение выделению из ряда одинаковых по слоговому составу и отличительного по звуковому составу слово, |
4 неделя |
|
| Гь | обучение слухопроизносительной дифференциации звуков. |
|
|
44. | Звуки С, Сь, буква С.
| учить находить в ряду слово, отличающееся от других слоговой структурой, обучение правильному произношению звуков, обучению нахождению звука в разной позиции. |
|
|
45. | Звуки З, Зь, буква З.
| обучение сравнению слова по звуко- слоговому составу, связать изучаемый звук с буквой место и ряда буквы в классе, дифференцировать на слух и в произношении, развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез | Март
1 неделя |
|
46. | Диффере нциация звуков С – З, | развитие языкового чутья и чувства ритма, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, звуковому и слоговому анализу и синтезу слов. |
|
|
47 | Диффере нциация звуков ( Сь – Зь). | обучение сравнению слова по звуко- слоговому составу, связать изучаемый звук с буквой место и ряда буквы в классе, дифференцировать на слух и в произношении, развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез развитие языкового чутья и чувства ритма, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, звуковому и слоговому анализу и синтезу слов. |
|
|
48 | Звук и буква Ш
| обучение правильному произношению звука, определение последовательности звуков в слове, развитие звукослогового представления, обучение преобразованию слова. |
2 неделя |
|
49 | Звук и буква Ж
| развитие слухового внимания и логического мышления путём решения логических задач, |
|
|
|
| дифференциация звуков (и букв) в словах, развитие фонематического восприятия, слуха, фонематический анализ. |
|
|
50 | Диффере нциация звуков Ш-Ж. Орфогра мма жи – ши. Характер истика звука по глухости - звонкост и. Понятие всегда твёрдый. | развитие слухового внимания и логического мышления, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, знакомство с правилом правописания ЖИ-ШИ, обучение определению последовательности звуков в слове, обучение преобразованию слова. |
3 неделя |
|
51 | Диффере нциация звуков С- Ш. Понятия всегда глухие звуки.
| обучение внимательному, вслушиванию в речь, распознавание правильного и неправильного употребление падежных окончаний существительных, обучение составлению предложения из отдельных слов. |
|
|
4 четверть (5недель, 10 занятий)
52 | Диффере нциация звуков ЗЖ. Понятия всегда звонкие звуки. | уточнение артикуляции звуков, обучение в различии звуков на слух и артикуляцию, связывать звуки с буквами, развитие фонематического слуха, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, | Апрель 1 неделя |
|
53 | Звук и буква Ц. Всегда твёрдый звук
| развивать языковое чутье и чувство ритма, правильно произносить звук, составлять предложения с заданным словом, упражнять в словообразовании и словоизменении. |
|
|
54 | Диффере нциация звуков С – Ц.
| обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза, развитие фонематического представления.. |
2 неделя |
|
55 | Звук и буква Щ. Орфогра мма ча – ща. Всегда мягкие звуки.
| обучение внимательному вслушиванию в речь взрослого, различию на слух правильного и неправильного употребления родовых окончаний прилагательных, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков, |
|
|
56 | Звук и буква Ч. Всегда мягкий звук. | обучение правильному произношению звука, различию на слух, обучение преобразованию слов с помощью букв разрезной азбуки. | 3неделя |
|
57 | Диффере нциация звуков Ч – Ц.
| выработка чёткой дифференциации Ч-Ц опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти рук и зрительные ассоциации развитие умения строить самостоятельные высказывания, фонематического восприятия. |
|
|
58 | Диффере нциация звуков Ч – Щ.
| выработка чёткой дифференциации Ч-Щ, с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения, совершенствование слогозвуковой анализ и синтез, фонематического восприятия. |
4 неделя |
|
59 | Звук и буква Р | закрепление правильного произношения звуков Р-Рь, развитие фонематических представлений, внимания, памяти. | Май 1 неделя |
|
60 | Звук и буква Л | закрепление правильного произношения звуков Л-Ль, развитие фонематических представлений, внимания. |
|
|
61 | Диффере нциация звуков Р-Л, | обучение слоговому синтезу слов, анализированию и сравнению слов, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков. | 2 неделя |
|
62 | Диффере нциация звуков Рь-Ль | обучение слоговому синтезу слов, анализированию и сравнению слов, обучение слухопроизносительной дифференциации звуков. |
|
|
63- 66 | Итоговая диагностическая работа | 3-4 неделя |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя
по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка
с нарушенным слухом на уроке
1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.
2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.
3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.
4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий.
5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог.
6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»).
- Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем.
- Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
- Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.
- Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.
- Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).
- Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).
Используемая литература.
- Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с.
- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
- Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008
- Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
- Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
- Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004.
- Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с.
- Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
- Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.
- Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
- Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
- Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
- Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
- 21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Рабочая программа для детей с нарушениями слуха. Подготовительный класс.
Рабочая программа по предметам: математика, развитие речи, обучение грамоте, окружающий мир, ппо. Подготовительный класс. Включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Программа формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха
Тренажер позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка. Пр...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"
Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...
Рабочая программа по математике для детей с нарушением слуха, 1 класс. (вариант 1.2)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с нарушением ...
Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...