Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
статья

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той или иной степени помочь развитию речи , улучшить внимание, способствовать развитию мелкой моторики, а также навыков письма. Одни из них могут применяться в повседневной деятельности, другие требуют особых условий , индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_dopolnitelnym_metodikam.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Практика показала, что для детей со сложной структурой дефекта традиционные методики часто не дают высокого коэффициента полезного действия. Использование дополнительных педагогических технологий в комплексной системе обучения глухих детей, дают возможность повышения КПД  глухих детей со сложной структурой дефекта.

Ученые института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук подтвердили связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и особенно для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготовку ребёнка к рисованию и  письму.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих одновременно глухоту и соматические заболевания, что заметно сказывается на формировании их психологических особенностей. Нарушение речи сопровождается тревожностью, низкой способностью к умозаключению, лабильностью нервной системы. Развитие ребенка в условиях тяжёлой соматической патологии сказывается на формировании его личности, общении с родителями, сверстниками.

Необходим комплексный подход к лечению и обучению таких детей.

Одним из способов развития мелкой моторики, являются физические упражнения – тренировка пальцев рук. При этом тренировать пальцы рук необходимо с раннего возраста.

Простейшим методом тренировки является массаж, включающий в себя поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В целом, пальчиковая гимнастика отличается достаточной простотой и доступностью и оказывает комплексное воздействие на состояние ребенка. При этом можно использовать такие простейшие упражнения как сгибание и разгибание каждого пальчика по отдельности. Можно использовать народные потешки: «Сорока – белобока», «Мальчик – с пальчик», «Ладушки – ладушки». Пальчиковые упражнения: «Пароход», «Очки», «Коза», «Пальчики здороваются». Кроме того, простыми упражнениями является выполнение фигурок из пальцев (домик, прямоугольник, звезда, ёлка, шарик, ладошка-лодочка и т.п). Развитие моторики можно также производить с помощью подручного природного материала – мелких камушков и палочек, например, выполнение (складывание) различных фигурок, таких как квадраты, треугольники, очки, бабочки, кровать, грибок, лопата.

Для профилактики можно использовать упражнения для развития зрения, которые применяются, например, на уроках во время физкультминуток или по необходимости (по мере утомляемости детей, а так же для профилактики зрения в домашних условиях).

Среди методик направленных на улучшение навыков организации, навыков чтения, координации, правописания, выполнения домашнего задания, контрольных работ, координацию целостного движения тела для спорта и игр  можно отметить сборник упражнений доктора наук Пола Деннисона (США). Его методика связана с понятием «гимнастика мозга». В соответствие с его теорией «Гимнастика мозга (далее – Г.М.) представляет собой простые и доставляющие наслаждение движений упражнения. Их используют в программах Образовательной кинесиологии  (далее – О.К.).

Кинесиология – учение о движении человеческого тела. Ее цель: углубить познавательные особенности на уровне работы целостного мозга. Эти упражнения помогают облегчить все виды учения, в частности через развитие учебных навыков.

Почему одни дети хорошо усваивают материал, а другие плохо? Некоторые дети, как выявляет О.К., стараются настолько чрезмерно, что «отключаются» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения. Информация поступает в задние отделы мозга человека и «живет» там, в форме «запечатления». Далее она проходит в его передние отделы и получает форму «выражения». Однако информация не всегда может быть доступна передним отделам мозга, и иногда неспособность выразить то, что было заучено, ведет ученика к синдрому не успешности. Проблема не успешности может быть решена, свидетельствуют исследования О.К., если в процессе учения обеспечена работа «целостного мозга». Специальные двигательные процедуры и упражнения Г.М., направленные на переобучение работы мозга дают учащимся возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в познании. Часто, когда дети обнаруживают способность одновременно усваивать и выражать информацию, в их учении и поведении происходят очень быстрые и основательные позитивные изменения. Программа О.К., обучает процедурам преобразования движения тела и работы головного мозга. Она может быть предложена любому (каждому) человеку.

Учителя могут делать с учащимися все упражнения Г.М., или использовать их целенаправленно, например, на уроках чтения обращаться к движениям, развивающим навыки чтения. Система движения приводит в сбалансированное состояние весь организм и позитивно сказывается на становлении базовых умений: умения видеть, слышать и слушать, чувствовать и двигаться. Облегчает любой тип учения ребёнка. Наиболее часто применяемые нами в течении учебного дня упражнения направлены на расслабление, концентрацию внимания и собранность: «Перекрестные шаги», «Крюки», «Кнопки мозга», «Ленивые восьмерки».

Одним из важных моментов, влияющих на физиологическое состояние человека, в том числе ребенка, является жидкостный баланс организма. Вода отличный проводник электрической энергии. Две трети – 70% человеческого тела составляет вода. Все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от способности проводить электрическую энергию от мозга к сенсорным органам и обратно. Эта способность обеспечивается наличием воды в организме. Поэтому так важно потреблять простую чистую воду. С приемом воды все учебные навыки улучшаются. Воду необходимо принимать перед выполнением упражнения, обязательно перед контрольными работами и в то время когда возможен стресс.

Помимо жидкостного баланса состояние человека неразрывно связано с дыхательной системой, которая является одной из главных жизнеобеспечивающих систем. С помощью специальных дыхательных упражнений поэтапно можно научить детей правильному дыханию, т.к.  дыхание является энергетической основой нашей речи.

Цель – научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом.

Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие представляет определенную трудность, дети не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Затем используются упражнения для закрепления навыка речевого дыхания.

У детей с недостатками слуха и речи мышцы тела очень напряжены и их очень трудно научить элементам саморасслабления при произнесении тех или иных звуков. В упражнениях по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, звук должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, словосочетаний, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения. Правильное речевое дыхание способно обеспечить слитность произнесения, а так же выработать умение управлять своим голосом.

В качестве одной из методик обучения, влияющих на раннее развитие моторики и улучшения навыков письма, можно отметить Вальдорфскую методику обучения.

Порядок обучения при использовании данной методики заключается в поэтапном (эпохами) обучении. В младших классах это математика, родной язык и рисования форм. Вместе с тем важным элементом методики является развитие образного восприятия ребенка и навыков работы руками, что в дальнейшем позволяет успешно проводить обучение письму.

В этих целях используется, например, рисование различных форм, таких как круг, восьмерка, треугольник, четырехугольник, пятиконечная звезда, различные соединения и метаморфозы этих форм. Рассматривается порядок проведения практических занятий, так же рассмотрены методы изучения родного языка, заключающегося в том, что обучение начинается с истории буквы, до освоения сложного текстового материала. Изучение математики начинается с описания простых цифр при одновременном ассоциировании их с жизненными легкодоступными понятиями ребенка. Специфика обучения глухих детей требует необходимости развития мелкой моторики (для освоения дактиля).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха

Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой.В условиях различных видов деятельности  у детей часто возникает потребность в таких формах речи...

Методическая разработка по индивидуальному маршруту обучения детей с нарушение слуха

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут от...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Использование дополнительных методик в обучении глухих детей на индивидуальных занятиях.

Практика показывает, что для детей со сложной структурой дефекта традиционные методики часто не дают высокого коэффициента полезного действия. Использование дополнительных педагогических технологий в ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...