Коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с ТНР
рабочая программа по логопедии

Ашурова Елена Васильевна

          Цель коррекционно – логопедической работы: создание условий для  предупреждения и исправления нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушениями в развития устной речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.1_korrektsionno-logopedichesaya_programma_dlya_1-4_kl.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с ТНР

Пояснительная записка

  В настоящее время   общество предъявляет особые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В соответствии с этим важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.   ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательно программы начального общего образования. В рамках логопедического сопровождения коррекционно-развивающая  программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Программой формирования универсальных учебных действий, с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и  Основной общеобразовательной программой начального общего образования  МБОУ «Школа №2». Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений  в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

          Цель коррекционно – логопедической работы: создание условий для  предупреждения и исправления нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушениями в развития устной речи.  Для решения поставленной цели, обозначены основные  задачи:

  • своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
  • создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей

первоначального обучения грамоте: устно-речевые предпосылки (обеспечивают полноценное формирование письма); операциональные предпосылки (выделение из речевого потока, перевод звуков в зрительные образы букв, превращение графических знаков в графические начертания);

  • сформировать обобщенные представления  (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком  письма;
  • создание условий с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ТНР.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий с учётом особых образовательных потребностей.

2.Общая характеристика коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ТНР

Коррекционно-логопедическая работа проводится в  два этапа. Первый этап – предупреждение трудностей формирования письма (ориентировочная продолжительность 0,5-1,5 года). Второй этап – коррекция нарушения письма (ориентировочная продолжительность 1,5-2,5 года). Общее количество тем  - 160, из них 35 тем на первом этапе, 125 тем - на втором этапе. На одну тему может проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей в освоении содержания материала. Периодичность занятий – не реже 2 раз в неделю. Работа организуется в форме групповых или индивидуальных занятий. При проведении групповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей. Продолжительность групповых занятий составляет 40 мин., индивидуальных - 20 мин.

3. Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном процессе.

          Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания коррекционно-развивающей логопедической программы. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения коррекционно-развивающей логопедической программы. Специальная поддержка освоения коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей с ТНР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения коррекционно-развивающей логопедической программы являются:

  • коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
  • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
  • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программе индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями выступают:

  • работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
  • фонологического дефицита;
  • совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.

5. Планируемые результаты УУД:    

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом.

10. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

11. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

12. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

13. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты:

1.сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);

2.нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;

3.осознание единства звукового состава слова и его значения;

4.сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне слова: различать гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие звуки, различать акустически близкие звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, обозначать смешиваемые звуки схематично, производить фонетический разбор, подбирать слова на заданный звук;

5.сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения;

6.сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста);

Следует отметить, что в поурочном годовом плане по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР невозможно четко указать количество часов отведенных на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков из-за индивидуальности нарушения, диагноза и процесса коррекции у каждого конкретного ребенка.

6. Содержание коррекционно-логопедической программы.

Первый этап

На первом этапе коррекционно-развивающая работа направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок¸ способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.

Развитие речи как основа формирования письма

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл  устойчивых выражений, закрепление чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Развитие умения составлять предложения с заданным словом. Восстанавливать правильный порядок слов в предложении. Образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования.

Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).

Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного синтеза и анализа.

  1. Обучение фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек, схемы – карточки);
  2. Формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью фишек и схем-карточек, умение давать  характеристику звука с учётом дифференциальных признаков, используя понятия: гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий-глухой согласный);
  3. Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом  слова без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количестве гласных или согласных звуков в заданном слове).

Формирование и закрепление  основных действий, входящих в состав письма:

  1. Развитие умения  определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление  графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.
  2. Развитие речеслухового восприятия (умения выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно- пространственного восприятия  вписывать в схему слова буквы, обозначающей заданный звук),зрительной памяти(сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв).

Второй этап

На втором этапе коррекционно-развивающая работа продолжается. Особенность этапа – подготовка к формированию представления о составе речеязыковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между  содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения  на основе наблюдения основных единиц языка и речи.

Пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Развивать собственные   речевые мотивы побуждающие к объединению отдельных предложений в  единое смысловое целое.

Формировать  у  учащихся представление о связном высказывании как в едином семантическом целом.

Учить анализировать текст с использованием метода  моделирования структуры разных типов готовых текстов.

Овладение определёнными грамматическими конструкциями (синтаксическими и морфологическими).

Планируемые результаты и система оценки результатов

Оценка динамики индивидуальных  достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.

Обследование устной речи проводится дважды: первичное-  в сентябре (1-15 сентября), контрольное в мае- (15-30 мая). Для обследования устной речи может быть использована методика диагностики устной речи у младших  школьников Т.А. Фотековой.  Обследование письма проводится циклично в каждом классе: в мае (15-30 мая) и в сентябре (с 1-15 сентября). Обследование письма  первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого может быть использована методика  обследования письма младших школьников О.Б.Иншаковой. Основанием для выбора данных  диагностических методик является стандартизация (не позднее 2005г.), использование количественно-качественной оценки, надёжность получаемых результатов. Использование рекомендованных методик позволяет провести оценку динамики достижений  обучающихся, сравнительный анализ результатов работы, эффективности рабочей программы.

            Показатели динамики правильного развития устной речи

В фонетической и фонематической сторонах речи:

  • Умение правильно произносить звуки;
  • Умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и   безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • Умение определять количество и последовательность звуков в слове;
  • Умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками ;
  • Умение делить слова на слоги, определять место ударения.

В лексической и грамматической сторонах речи:

  • Умение оперировать в процессе общения активной лексикой  в соответствии с коммуникативной задачей;
  • Умение наблюдать за использованием  в речи синонимов и антонимов;
  • Умение устанавливать при помощи смысловых  вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • Умение понимать и различать текст, предложение словосочетание, слово.

В связной речи:

  • Правильный выбор языковых средств устного общения;
  • Соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать, поддерживать разговор);
  • Овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение  основными умениями ведения разговора: начать, поддержать и закончить разговор);

Показатели динамики правильного формирования письма:

  • Развитие мелкой моторики  пальцев и свободы движения рук;
  • Умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
  • Правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
  • Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
  • Различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание)
  • Умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, кратко отвечать на вопросы к тексту.

 

Распределение тем и проверочных работ по этапам коррекционно-логопедической работы

Этап

Количество тем

Количество проверочных работ

Всего

Этап 1. Предупреждение нарушения письма

33

2

35

Этап 2. Коррекция  нарушения письма

110

15

125

Всего:

143

17

160

7.Тематическое планирование  с определением основных видов деятельности обучающихся.

Планирование первого этапа коррекционно – логопедической  работы

Тема

Количество

Количество проверочных работ

Всего

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы

 (33 темы+ 2 проверочные)

Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж» Звук [О]. Буква О.

1

-

1

Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Е.

1

1

Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме» Звук [А]. Буква А.

1

1

Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж» Звук [И]. Буква И.

1

-

1

Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц» Звук [Н][Н’]. Буква Н.

1

-

1

Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звук [Т] [Т’]. Буква Т.

1

-

1

Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»  Звук [С] [С’]. Буква С.

1

-

1

Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звери и их детёныши.  Звук [Р] [Р’]. Буква Р.

1

-

1

Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме:  «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники». Звук [В] [В’]. Буква В.

1

-

1

Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме:  «Летний пейзаж. Отдых людей ». Звук [Л] [Л’]. Буква Л.

1

-

1

Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо.»  Звуки [К] [К’]. Буква К.

1

-

1

Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме: «Летний пейзаж. Отдых людей.   Звук [М ] [ М’]. Буква М.

1

-

1

Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор». Звуки [Д] [Д’].  Буква Д.

1

-

1

Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные» Звуки [П] [П’]. Буква П.

1

-

1

Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Двор. Домашние животные». Звук [У]. Буква У.

1

-

1

Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Буква Я.  

1

-

1

Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Люди».  Звуки [Ы]. Буква Ы.

1

-

1

Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме  «Комната».  Звуки [Г]  [Г’]. Буква Г.

1

-

1

Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью»  Звуки [З] [З’].Буква З

1

-

1

Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья.»  Звуки [Б] [Б’].Буква Б  

1

-

1

Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Сквер» Звук [Ч]. Буква Ч.

1

-

1

Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди. Звуки [Й].Буква Й  

1

-

1

Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун».  Звуки [Х] [Х’]. Буква Х.  

1

-

1

Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук Ж. Буква Ж.

1

-

1

Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник. » Звук [Ш]. Буква Ш.

1

-

1

Тема 26-27.  Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика.   Звук [Э]. Буква Э. Звук Щ. Буква Щ

1

-

1

Тема 28-29 Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика.   Звук [Э]. Буква Э. Звук Щ. Буква Щ.

1

-

1

Тема 30-31. Конфликт лексических тем  Летний пейзаж.  Дети кормят зимующих птиц.   Звуки  [Ф] [Ф]. Буква Ф.   Буква Ё.

1

-

1

Тема 32-33. Конфликт лексических тем.  Весенний пейзаж. Летний отдых людей» Буква Ь. Буква Ъ .

1

-

1

Проверочная работа. Списывание с печатного текста

-

1

1

Проверочная работа. Письмо под диктовку

-

1

1

Второй этап коррекционно-педагогической работы.

Распределение тем и проверочных работ по разделам

Раздел

Количество тем

Количество проверочных работ

Всего

Раздел 1. Текст. Предложение. Слово

12

1

13

Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова  (50 тем+ 5 проверочных  работ)

2.1. Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию

15

1

16

2.2. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (1- способ смягчения)

6

1

7

2.3. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2- способ смягчения)

4

1

5

2.4. Звуки согласные твёрдые-мягкие   непарные

11

1

12

2.5. Звуки согласные звонкие-глухие парные, непарные. Буквы,  сходные по написанию

14

1

15

Раздел 3. Морфемный состав слова (40 тем+ 6 проверочных  работ)

3.1.Корень. Окончание. Основа

5

1

6

3.2. Суффикс. Словообразование

11

1

12

3.3. Приставка. Словообразование

4

1

5

3.4.Проверяемый безударный гласный в корне слова. Способы проверки.

 7

1

8

3.5. Проверяемый  сомнительный согласный в корне слова. Способы проверки

7

1

8

3.6.Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова. Способы проверки

6

1

7

Раздел 4. Слово. Предложение. Текст

8

3

11

Итого:

110

15

125

Последовательность прохождения тематических занятий и их количество представлены в примерном тематическом планировании. Допускается проведение нескольких занятий на одну тему, поэтому количество тем и количество занятий  может не совпадать. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствуют формированию у них стойких навыков и умений, что в свою очередь содействует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.

Календарно-тематическое планирование второго этапа коррекционно-педагогической работы для обучающихся 2-4 класса.

Раздел. Тема

Количество  тем

Раздел 1. Текст.  Предложение. Слово.

12+1

1

Вводная тема. Текст. Предложение Слово. Письмо под диктовку.

2

Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет.

3

Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее  действие предмета.

4

Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее  признак  предмета.

5

Текст (басня).  Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение)

6.

Предложение (простое и распространённое).  Связь слов ( согласование в числе и роде)

7

Предложение (простое  распространённое).  Связь слов  Управление беспредложное  (Р.п., В.п.,Д.п.Т.п.)

8

Предложение (простое  распространённое).  Связь слов  Управление предложное   Предлоги места (у,на, над. под, в и др.)

9

Предложение (простое  распространённое).   Управление предложное. Предлоги направления  (из, от, из-под, к, по, и др.)  

10

Предложение (деформированное)

11

Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация.

12

Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы.

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово».

1

Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова

Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию.

15+1

1

Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку

2

Состав слова. Звуки и буквы

3

Звуки гласные. Ударение

4

Звуки гласные. Звуки [А][О] и буквы А,О

5

Звуки гласные. Дифференциация А-О

6

Звуки гласные.  Звук [У][О] и буква У

7

Звуки гласные.  Дифференциация   У- О

8

Звуки гласные.  Звуки [Э][Ы][И]  и буквы Э,Ы,И

9

Звуки гласные.   Дифференциация   У- И

10

Звуки гласные.  Звук [Й]   и буква Й (полугласный)

11

Звуки гласные.  Дифференциация И-Й  

12

Буквы Я,Е,Ё,Ю

13

Дифференциация Я-Е

14

Дифференциация Е-И

15

Дифференциация Ё-Ю

 

Подготовка к проверочной работе

 

Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию».

1

Звуки согласные  твёрдые – мягкие     парные

(1- способ смягчения: гласные второго ряда)

6+1

1

Вводная тема. Звуки согласные  (1 способ). Письмо под диктовку

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Я     

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ю

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква И

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме  «Звуки согласные  твёрдые – мягкие     парные (1- способ смягчения: гласные второго ряда)»

1

Звуки согласные  твёрдые – мягкие     парные (2- способ смягчения: буква Ь)

4+1

1

Вводная тема. Звуки согласные  твёрдые – мягкие     парные (2 способ). Письмо под диктовку

2

Буква Ь (функция смягчения)

3

Буква Ь (функция разделения)

4

Буква Ь (различение функций)

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме  «Звуки согласные  твёрдые – мягкие     парные (2- способ смягчения: буква Ь)

1

Звуки согласные твёрдые  -  мягкие (непарные)

11+1

1

Вводная  тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж,Ш,Ц. письмо под диктовку

2

Вводная тема Звуки согласные мягкие (непарные).Буква Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку

3

Дифференциация Ц-С

4

Дифференциация Ш-С

5

Дифференциация Ж-З

6

Дифференциация Ч-Ть

7

Дифференциация Ч-Щ

8

Дифференциация  Ч-Ц

9

Дифференциация  Ч-Ш

10

Дифференциация  Ш-Щ

11

Дифференциация  Ц-Й

 Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа  по теме «Звуки согласные твёрдые –мягкие (непарные)

1

Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию

14+1

1

Вводная тема. Звуки согласные звонкие –глухие (парные). Буквы Б-П,Д-Т,З-С,В-Ф,К-Г,Ж-Ш. Письмо под диктовку

2

Звук [Б]и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П

3

Звук [Д]и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т

4

Звук [В]и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф

5

Звук [Г]и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К

6

Звук [З]и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С

7

Звук [Ж]и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш

8

Вводная тема.  Звуки согласные звонкие – глухие (непарные). Буквы Й,М,Н,Р,Л,Х,Ч,Щ,Ц

9

Дифференциация Б-Д

10

Дифференциация Б-В

11

Дифференциация П-Т

12

Дифференциация Л-М

13

Дифференциация Х-Ж

14

Дифференциация Ц-Щ

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме « Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию»

1

Раздел 3.Морфемный состав слова

Окончание. Основа. Корень

5+1

1

Вводная тема. Слово (лексико-грамматическое значение) Морфемный состав. Письмо под диктовку.

2

Окончание и основа

3

Корень. Однокоренные слова

4

Корень Корневая омонимия

5

Корень. Сложные слова

 

Подготовка к проверочной работе

 

Проверочная работа по теме «Мофемный состав слова. Окончание. Основа. Корень»

1

Суффикс

Суффиксальный способ образования имён существительных

11+1

1

Правописание суффиксов –оньк-, (- еньк-), -очк- (ечк-)

2

Правописание суффиксов –ушк-, (- юшк-), -ышк- (-ишк-)

3

Правописание суффиксов –иц-, (-ец-), -ищ-

4

Правописание суффиксов –арь-, -тель-, -чик- , (-щик-)

5

Правописание суффиксов –ость-, (-есть-), - изн-

Суффиксальный способ образования имён прилагательных

6

Правописание суффиксов  -ан-, (ян-), -ин-, -н-

7

Правописание суффиксов  -онн-, (-енн-)

   8

Правописание суффиксов  -лив-, -чив-, -ист-, -ив-(-ев-)

9

Правописание суффиксов  -оньк-,(-еньк-), -оват-,(-еват-)

Суффиксальный способ образования глаголов

10

Правописание суффиксов  -ыва-,(-ива-),-ова-, (-ева-)

11

Правописание суффиксов  -а-,-я-,-и-,-е-

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Суффикс»

1

Приставка

4+1

1

Правописание приставок, не изменяющиеся на письме

2

Правописание приставок на з, ( с)

3

Правописание приставок при-, (пре-)

4

 Приставка. Предлог. Способы различения.

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Приставка».

1

Проверяемый безударный гласный в корне слова

7+1

Вводная тема. Проверяемый безударный гласный в корне слова. Гласный в корне слова: ударный - безударный. Письмо под диктовку.

Безударный гласный А в корне слова. Способы проверки

Безударный гласный О в корне слова. Способы проверки

Безударный гласный И в корне слова. Способы проверки

Безударный гласный,  обозначаемый буквой Е в корне слова. Способы проверки

Безударный гласный,  обозначаемый буквой Я в корне слова. Способы проверки

Безударный гласный в корне сложных слов. Способы проверки

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Проверяемый безударный гласный в корне слова»

Проверяемый сомнительный  согласный в корне слова

7+1

1

Вводная тема. Проверяемый сомнительный  согласный в корне слова. Согласный в корне слова звонкий-глухой  (парный). Письмо под диктовку.

2

Сомнительный согласный Б-П в корне слова. Способы проверки

3

Сомнительный согласный Д-Т в корне слова. Способы проверки

4

Сомнительный согласный З-С в корне слова. Способы проверки

5

Сомнительный согласный Ж-Ш в корне слова. Способы проверки

6

Сомнительный согласный В-Ф в корне слова. Способы проверки

7

Сомнительный согласный Г-К в корне слова. Способы проверки

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Проверяемый сомнительный  согласный в корне слова»

1

Проверяемый непроизносимый   согласный в корне слова»

6+1

1

Вводная тема. Проверяемый непроизносимый   согласный в корне слова: Д,Т,Л,В. Письмо под диктовку.

2

Непроизносимый согласный Д в корне слова. Способы проверки.

3

Непроизносимый согласный Т в корне слова. Способы проверки.

4

 Сочетание  согласных  СН - СТН. Способы различения.

5

Сочетание  согласных  ЗН-ЗДН. Способы различения.

6

Непроизносимый согласный в корне слова: В, Л. Способы проверки.

Подготовка к проверочной работе

Проверочная работа по теме «Проверяемый сомнительный  согласный в корне слова»

1

Радел 4. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

8+3

1

Вводная тема. Слово. Предложение. Текст. Письмо под диктовку

2

Слово. Словосочетание (тип связи-управление). Предложение

3

Слово. Словосочетание (тип связи - согласование). Предложение

4

Предложение деформированное (простое распространённое). Порядок слов.Текст

5

Предложение деформированное (простое распространённое). Определение границ. Текст

6

Предложение деформированное (простое распространённое). Выбор местоимения. Текст

7

Текст. Деформированный

8

Текст. (Типы: повествование, описание, рассуждение)

Изложение : (повествование, описание, рассуждение)

1

Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке

1

Сочинение по заданному началу или на заданную тему

1

8. Материально-техническое и информационное обеспечение 

        В образовательной организации создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета и оборудованного в основном в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета. Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно - методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий.

         Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает:

 печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению;

 кассы букв и слогов;

разрезные азбуки;

альбом с предметными и сюжетными картинками;

картинные лото;

альбомы с картинками для исследования произношения звуков);

мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркало настенное;

специальное оборудование (вата, ватные палочки, резиновые гигиенические перчатки).

 

 

 

 


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)

Коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1 - 4 кл с ОВЗ (ЗПР)...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...