Коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с ТНР
рабочая программа по логопедии
Цель коррекционно – логопедической работы: создание условий для предупреждения и исправления нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушениями в развития устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.1_korrektsionno-logopedichesaya_programma_dlya_1-4_kl.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с ТНР
Пояснительная записка
В настоящее время общество предъявляет особые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В соответствии с этим важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательно программы начального общего образования. В рамках логопедического сопровождения коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Программой формирования универсальных учебных действий, с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и Основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа №2». Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Цель коррекционно – логопедической работы: создание условий для предупреждения и исправления нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушениями в развития устной речи. Для решения поставленной цели, обозначены основные задачи:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей
первоначального обучения грамоте: устно-речевые предпосылки (обеспечивают полноценное формирование письма); операциональные предпосылки (выделение из речевого потока, перевод звуков в зрительные образы букв, превращение графических знаков в графические начертания);
- сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма;
- создание условий с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ТНР.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий с учётом особых образовательных потребностей.
2.Общая характеристика коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ТНР
Коррекционно-логопедическая работа проводится в два этапа. Первый этап – предупреждение трудностей формирования письма (ориентировочная продолжительность 0,5-1,5 года). Второй этап – коррекция нарушения письма (ориентировочная продолжительность 1,5-2,5 года). Общее количество тем - 160, из них 35 тем на первом этапе, 125 тем - на втором этапе. На одну тему может проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей в освоении содержания материала. Периодичность занятий – не реже 2 раз в неделю. Работа организуется в форме групповых или индивидуальных занятий. При проведении групповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей. Продолжительность групповых занятий составляет 40 мин., индивидуальных - 20 мин.
3. Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном процессе.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания коррекционно-развивающей логопедической программы. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения коррекционно-развивающей логопедической программы. Специальная поддержка освоения коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей с ТНР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения коррекционно-развивающей логопедической программы являются:
- коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программе индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями выступают:
- работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
- фонологического дефицита;
- совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
5. Планируемые результаты УУД:
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом.
10. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
11. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
12. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
13. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
1.сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);
2.нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;
3.осознание единства звукового состава слова и его значения;
4.сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне слова: различать гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие звуки, различать акустически близкие звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, обозначать смешиваемые звуки схематично, производить фонетический разбор, подбирать слова на заданный звук;
5.сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения;
6.сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста);
Следует отметить, что в поурочном годовом плане по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР невозможно четко указать количество часов отведенных на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков из-за индивидуальности нарушения, диагноза и процесса коррекции у каждого конкретного ребенка.
6. Содержание коррекционно-логопедической программы.
Первый этап
На первом этапе коррекционно-развивающая работа направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок¸ способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.
Развитие речи как основа формирования письма
Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, закрепление чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).
Развитие умения составлять предложения с заданным словом. Восстанавливать правильный порядок слов в предложении. Образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования.
Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).
Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного синтеза и анализа.
- Обучение фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек, схемы – карточки);
- Формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью фишек и схем-карточек, умение давать характеристику звука с учётом дифференциальных признаков, используя понятия: гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий-глухой согласный);
- Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слова без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количестве гласных или согласных звуков в заданном слове).
Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма:
- Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.
- Развитие речеслухового восприятия (умения выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно- пространственного восприятия вписывать в схему слова буквы, обозначающей заданный звук),зрительной памяти(сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв).
Второй этап
На втором этапе коррекционно-развивающая работа продолжается. Особенность этапа – подготовка к формированию представления о составе речеязыковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения основных единиц языка и речи.
Пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Развивать собственные речевые мотивы побуждающие к объединению отдельных предложений в единое смысловое целое.
Формировать у учащихся представление о связном высказывании как в едином семантическом целом.
Учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.
Овладение определёнными грамматическими конструкциями (синтаксическими и морфологическими).
Планируемые результаты и система оценки результатов
Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.
Обследование устной речи проводится дважды: первичное- в сентябре (1-15 сентября), контрольное в мае- (15-30 мая). Для обследования устной речи может быть использована методика диагностики устной речи у младших школьников Т.А. Фотековой. Обследование письма проводится циклично в каждом классе: в мае (15-30 мая) и в сентябре (с 1-15 сентября). Обследование письма первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого может быть использована методика обследования письма младших школьников О.Б.Иншаковой. Основанием для выбора данных диагностических методик является стандартизация (не позднее 2005г.), использование количественно-качественной оценки, надёжность получаемых результатов. Использование рекомендованных методик позволяет провести оценку динамики достижений обучающихся, сравнительный анализ результатов работы, эффективности рабочей программы.
Показатели динамики правильного развития устной речи
В фонетической и фонематической сторонах речи:
- Умение правильно произносить звуки;
- Умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
- Умение определять количество и последовательность звуков в слове;
- Умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками ;
- Умение делить слова на слоги, определять место ударения.
В лексической и грамматической сторонах речи:
- Умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умение наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов;
- Умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- Умение понимать и различать текст, предложение словосочетание, слово.
В связной речи:
- Правильный выбор языковых средств устного общения;
- Соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать, поддерживать разговор);
- Овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать, поддержать и закончить разговор);
Показатели динамики правильного формирования письма:
- Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
- Умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
- Правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
- Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
- Различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание)
- Умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, кратко отвечать на вопросы к тексту.
Распределение тем и проверочных работ по этапам коррекционно-логопедической работы
Этап | Количество тем | Количество проверочных работ | Всего |
Этап 1. Предупреждение нарушения письма | 33 | 2 | 35 |
Этап 2. Коррекция нарушения письма | 110 | 15 | 125 |
Всего: | 143 | 17 | 160 |
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Планирование первого этапа коррекционно – логопедической работы
Тема | Количество | Количество проверочных работ | Всего | |
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы (33 темы+ 2 проверочные) | ||||
Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж» Звук [О]. Буква О. | 1 | - | 1 | |
Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Е. | 1 | 1 | ||
Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме» Звук [А]. Буква А. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж» Звук [И]. Буква И. | 1 | - | 1 | |
Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц» Звук [Н][Н’]. Буква Н. | 1 | - | 1 | |
Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звук [Т] [Т’]. Буква Т. | 1 | - | 1 | |
Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж» Звук [С] [С’]. Буква С. | 1 | - | 1 | |
Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звери и их детёныши. Звук [Р] [Р’]. Буква Р. | 1 | - | 1 | |
Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме: «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники». Звук [В] [В’]. Буква В. | 1 | - | 1 | |
Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме: «Летний пейзаж. Отдых людей ». Звук [Л] [Л’]. Буква Л. | 1 | - | 1 | |
Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо.» Звуки [К] [К’]. Буква К. | 1 | - | 1 | |
Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме: «Летний пейзаж. Отдых людей. Звук [М ] [ М’]. Буква М. | 1 | - | 1 | |
Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор». Звуки [Д] [Д’]. Буква Д. | 1 | - | 1 | |
Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные» Звуки [П] [П’]. Буква П. | 1 | - | 1 | |
Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Двор. Домашние животные». Звук [У]. Буква У. | 1 | - | 1 | |
Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Буква Я. | 1 | - | 1 | |
Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Люди». Звуки [Ы]. Буква Ы. | 1 | - | 1 | |
Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната». Звуки [Г] [Г’]. Буква Г. | 1 | - | 1 | |
Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью» Звуки [З] [З’].Буква З | 1 | - | 1 | |
Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья.» Звуки [Б] [Б’].Буква Б | 1 | - | 1 | |
Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Сквер» Звук [Ч]. Буква Ч. | 1 | - | 1 | |
Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди. Звуки [Й].Буква Й | 1 | - | 1 | |
Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун». Звуки [Х] [Х’]. Буква Х. | 1 | - | 1 | |
Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук Ж. Буква Ж. | 1 | - | 1 | |
Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник. » Звук [Ш]. Буква Ш. | 1 | - | 1 | |
Тема 26-27. Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика. Звук [Э]. Буква Э. Звук Щ. Буква Щ | 1 | - | 1 | |
Тема 28-29 Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика. Звук [Э]. Буква Э. Звук Щ. Буква Щ. | 1 | - | 1 | |
Тема 30-31. Конфликт лексических тем Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц. Звуки [Ф] [Ф]. Буква Ф. Буква Ё. | 1 | - | 1 | |
Тема 32-33. Конфликт лексических тем. Весенний пейзаж. Летний отдых людей» Буква Ь. Буква Ъ . | 1 | - | 1 | |
Проверочная работа. Списывание с печатного текста | - | 1 | 1 | |
Проверочная работа. Письмо под диктовку | - | 1 | 1 |
Второй этап коррекционно-педагогической работы.
Распределение тем и проверочных работ по разделам
Раздел | Количество тем | Количество проверочных работ | Всего | |
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово | 12 | 1 | 13 | |
Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова (50 тем+ 5 проверочных работ) | ||||
2.1. Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию | 15 | 1 | 16 | |
2.2. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (1- способ смягчения) | 6 | 1 | 7 | |
2.3. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2- способ смягчения) | 4 | 1 | 5 | |
2.4. Звуки согласные твёрдые-мягкие непарные | 11 | 1 | 12 | |
2.5. Звуки согласные звонкие-глухие парные, непарные. Буквы, сходные по написанию | 14 | 1 | 15 | |
Раздел 3. Морфемный состав слова (40 тем+ 6 проверочных работ) | ||||
3.1.Корень. Окончание. Основа | 5 | 1 | 6 | |
3.2. Суффикс. Словообразование | 11 | 1 | 12 | |
3.3. Приставка. Словообразование | 4 | 1 | 5 | |
3.4.Проверяемый безударный гласный в корне слова. Способы проверки. | 7 | 1 | 8 | |
3.5. Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Способы проверки | 7 | 1 | 8 | |
3.6.Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова. Способы проверки | 6 | 1 | 7 | |
Раздел 4. Слово. Предложение. Текст | 8 | 3 | 11 | |
Итого: | 110 | 15 | 125 |
Последовательность прохождения тематических занятий и их количество представлены в примерном тематическом планировании. Допускается проведение нескольких занятий на одну тему, поэтому количество тем и количество занятий может не совпадать. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствуют формированию у них стойких навыков и умений, что в свою очередь содействует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.
Календарно-тематическое планирование второго этапа коррекционно-педагогической работы для обучающихся 2-4 класса.
Раздел. Тема | Количество тем | ||
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово. | 12+1 | ||
1 | Вводная тема. Текст. Предложение Слово. Письмо под диктовку. | ||
2 | Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет. | ||
3 | Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие предмета. | ||
4 | Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак предмета. | ||
5 | Текст (басня). Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение) | ||
6. | Предложение (простое и распространённое). Связь слов ( согласование в числе и роде) | ||
7 | Предложение (простое распространённое). Связь слов Управление беспредложное (Р.п., В.п.,Д.п.Т.п.) | ||
8 | Предложение (простое распространённое). Связь слов Управление предложное Предлоги места (у,на, над. под, в и др.) | ||
9 | Предложение (простое распространённое). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по, и др.) | ||
10 | Предложение (деформированное) | ||
11 | Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация. | ||
12 | Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы. | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово». | 1 | ||
Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова | |||
Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию. | 15+1 | ||
1 | Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку | ||
2 | Состав слова. Звуки и буквы | ||
3 | Звуки гласные. Ударение | ||
4 | Звуки гласные. Звуки [А][О] и буквы А,О | ||
5 | Звуки гласные. Дифференциация А-О | ||
6 | Звуки гласные. Звук [У][О] и буква У | ||
7 | Звуки гласные. Дифференциация У- О | ||
8 | Звуки гласные. Звуки [Э][Ы][И] и буквы Э,Ы,И | ||
9 | Звуки гласные. Дифференциация У- И | ||
10 | Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й (полугласный) | ||
11 | Звуки гласные. Дифференциация И-Й | ||
12 | Буквы Я,Е,Ё,Ю | ||
13 | Дифференциация Я-Е | ||
14 | Дифференциация Е-И | ||
15 | Дифференциация Ё-Ю | ||
| Подготовка к проверочной работе | ||
| Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию». | 1 | |
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (1- способ смягчения: гласные второго ряда) | 6+1 | ||
1 | Вводная тема. Звуки согласные (1 способ). Письмо под диктовку | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Я | |||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё | |||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е | |||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ю | |||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква И | |||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (1- способ смягчения: гласные второго ряда)» | 1 | ||
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2- способ смягчения: буква Ь) | 4+1 | ||
1 | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2 способ). Письмо под диктовку | ||
2 | Буква Ь (функция смягчения) | ||
3 | Буква Ь (функция разделения) | ||
4 | Буква Ь (различение функций) | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2- способ смягчения: буква Ь) | 1 | ||
Звуки согласные твёрдые - мягкие (непарные) | 11+1 | ||
1 | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж,Ш,Ц. письмо под диктовку | ||
2 | Вводная тема Звуки согласные мягкие (непарные).Буква Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку | ||
3 | Дифференциация Ц-С | ||
4 | Дифференциация Ш-С | ||
5 | Дифференциация Ж-З | ||
6 | Дифференциация Ч-Ть | ||
7 | Дифференциация Ч-Щ | ||
8 | Дифференциация Ч-Ц | ||
9 | Дифференциация Ч-Ш | ||
10 | Дифференциация Ш-Щ | ||
11 | Дифференциация Ц-Й | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые –мягкие (непарные) | 1 | ||
Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию | 14+1 | ||
1 | Вводная тема. Звуки согласные звонкие –глухие (парные). Буквы Б-П,Д-Т,З-С,В-Ф,К-Г,Ж-Ш. Письмо под диктовку | ||
2 | Звук [Б]и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П | ||
3 | Звук [Д]и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т | ||
4 | Звук [В]и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф | ||
5 | Звук [Г]и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К | ||
6 | Звук [З]и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С | ||
7 | Звук [Ж]и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш | ||
8 | Вводная тема. Звуки согласные звонкие – глухие (непарные). Буквы Й,М,Н,Р,Л,Х,Ч,Щ,Ц | ||
9 | Дифференциация Б-Д | ||
10 | Дифференциация Б-В | ||
11 | Дифференциация П-Т | ||
12 | Дифференциация Л-М | ||
13 | Дифференциация Х-Ж | ||
14 | Дифференциация Ц-Щ | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме « Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию» | 1 | ||
Раздел 3.Морфемный состав слова | |||
Окончание. Основа. Корень | 5+1 | ||
1 | Вводная тема. Слово (лексико-грамматическое значение) Морфемный состав. Письмо под диктовку. | ||
2 | Окончание и основа | ||
3 | Корень. Однокоренные слова | ||
4 | Корень Корневая омонимия | ||
5 | Корень. Сложные слова | ||
| Подготовка к проверочной работе | ||
| Проверочная работа по теме «Мофемный состав слова. Окончание. Основа. Корень» | 1 | |
Суффикс | |||
Суффиксальный способ образования имён существительных | 11+1 | ||
1 | Правописание суффиксов –оньк-, (- еньк-), -очк- (ечк-) | ||
2 | Правописание суффиксов –ушк-, (- юшк-), -ышк- (-ишк-) | ||
3 | Правописание суффиксов –иц-, (-ец-), -ищ- | ||
4 | Правописание суффиксов –арь-, -тель-, -чик- , (-щик-) | ||
5 | Правописание суффиксов –ость-, (-есть-), - изн- | ||
Суффиксальный способ образования имён прилагательных | |||
6 | Правописание суффиксов -ан-, (ян-), -ин-, -н- | ||
7 | Правописание суффиксов -онн-, (-енн-) | ||
8 | Правописание суффиксов -лив-, -чив-, -ист-, -ив-(-ев-) | ||
9 | Правописание суффиксов -оньк-,(-еньк-), -оват-,(-еват-) | ||
Суффиксальный способ образования глаголов | |||
10 | Правописание суффиксов -ыва-,(-ива-),-ова-, (-ева-) | ||
11 | Правописание суффиксов -а-,-я-,-и-,-е- | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Суффикс» | 1 | ||
Приставка | 4+1 | ||
1 | Правописание приставок, не изменяющиеся на письме | ||
2 | Правописание приставок на з, ( с) | ||
3 | Правописание приставок при-, (пре-) | ||
4 | Приставка. Предлог. Способы различения. | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Приставка». | 1 | ||
Проверяемый безударный гласный в корне слова | 7+1 | ||
Вводная тема. Проверяемый безударный гласный в корне слова. Гласный в корне слова: ударный - безударный. Письмо под диктовку. | |||
Безударный гласный А в корне слова. Способы проверки | |||
Безударный гласный О в корне слова. Способы проверки | |||
Безударный гласный И в корне слова. Способы проверки | |||
Безударный гласный, обозначаемый буквой Е в корне слова. Способы проверки | |||
Безударный гласный, обозначаемый буквой Я в корне слова. Способы проверки | |||
Безударный гласный в корне сложных слов. Способы проверки | |||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Проверяемый безударный гласный в корне слова» | |||
Проверяемый сомнительный согласный в корне слова | 7+1 | ||
1 | Вводная тема. Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Согласный в корне слова звонкий-глухой (парный). Письмо под диктовку. | ||
2 | Сомнительный согласный Б-П в корне слова. Способы проверки | ||
3 | Сомнительный согласный Д-Т в корне слова. Способы проверки | ||
4 | Сомнительный согласный З-С в корне слова. Способы проверки | ||
5 | Сомнительный согласный Ж-Ш в корне слова. Способы проверки | ||
6 | Сомнительный согласный В-Ф в корне слова. Способы проверки | ||
7 | Сомнительный согласный Г-К в корне слова. Способы проверки | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Проверяемый сомнительный согласный в корне слова» | 1 | ||
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова» | 6+1 | ||
1 | Вводная тема. Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова: Д,Т,Л,В. Письмо под диктовку. | ||
2 | Непроизносимый согласный Д в корне слова. Способы проверки. | ||
3 | Непроизносимый согласный Т в корне слова. Способы проверки. | ||
4 | Сочетание согласных СН - СТН. Способы различения. | ||
5 | Сочетание согласных ЗН-ЗДН. Способы различения. | ||
6 | Непроизносимый согласный в корне слова: В, Л. Способы проверки. | ||
Подготовка к проверочной работе | |||
Проверочная работа по теме «Проверяемый сомнительный согласный в корне слова» | 1 | ||
Радел 4. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 8+3 | ||
1 | Вводная тема. Слово. Предложение. Текст. Письмо под диктовку | ||
2 | Слово. Словосочетание (тип связи-управление). Предложение | ||
3 | Слово. Словосочетание (тип связи - согласование). Предложение | ||
4 | Предложение деформированное (простое распространённое). Порядок слов.Текст | ||
5 | Предложение деформированное (простое распространённое). Определение границ. Текст | ||
6 | Предложение деформированное (простое распространённое). Выбор местоимения. Текст | ||
7 | Текст. Деформированный | ||
8 | Текст. (Типы: повествование, описание, рассуждение) | ||
Изложение : (повествование, описание, рассуждение) | 1 | ||
Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке | 1 | ||
Сочинение по заданному началу или на заданную тему | 1 |
8. Материально-техническое и информационное обеспечение
В образовательной организации создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета и оборудованного в основном в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета. Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно - методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий.
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает:
печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению;
кассы букв и слогов;
разрезные азбуки;
альбом с предметными и сюжетными картинками;
картинные лото;
альбомы с картинками для исследования произношения звуков);
мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркало настенное;
специальное оборудование (вата, ватные палочки, резиновые гигиенические перчатки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
Коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1 - 4 кл с ОВЗ (ЗПР)...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...