Коррекция аграмматической дисграфии.
статья по логопедии (2 класс)
У учащихся начальных классов довольно часто можно встретить такой вид дисграфии как аграмматическая, которая проявляется в ошибках словоизменения и словообразования.
А впоследствии является одной из главных причин дизорфографии.
В данной статье рассмотрены причины возникновения аграмматической дисграфии и приведен алгоритм коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_agrammaticheskoy_disgrafii.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция аграмматической дисграфии
Одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, снижения успеваемости, учебной мотивации и трудностей в поведении, являются нарушение чтения – дислексия и нарушение письма – дисграфия.
Выделяют несколько видов дислексии и дисграфии. Рассмотрим особенности аграмматической дисграфии.
В основе данной дисграфии лежат: бедность словаря, неточность значений слов, ограниченность лексических средств и обобщающих понятий, несформированность морфологического анализа и синтаксиса, которые проявляются в словообразовании и словоизменении, в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. Существенным проявлением нарушения грамматического строя является довольно низкий уровень овладения предложением, когда младшие школьники не могут его распространить или определить границы. Дети, составляя предложение, часто устанавливают неверные связи между словами.
Ниже приведен алгоритм коррекции аграмматической дисграфии.
Идиограммы: С – субъект (существительное), П – предикат (глагол), О – объект (на что направленно действие),
А – атрибутив (свойство), Л – локатив (место).
Этапы | Формирование программирования связанного высказывания | Внутреннее программирование отдельного высказывания | Грамматическое структурирование | |
Словоизменение | Словообразование | |||
I. | 1. Формирование идиологической речи. Это наиболее простой вид, т.к не требует планирования серии развернутых высказываний (три ответа составляются в рассказ). 2. Формирование монологической речи: а) Составление рассказа по последовательной серии сюжетных картинок/ предложений на карточках; б) Составление рассказа по серии картинок/ предложений на карточках расположенных в беспорядке. Логопед может выложить только первую и последнюю картинки. Дети не пишут, в заданиях задействованы У.Р. и чтение. Усложнение заданий определяется количеством картинок. | Проводится работа по воспитанию и обучению детей воспринимать и продуцировать определенные структуры предложений, от простых до самых сложных. При этом используются внешние схемы - идиограммы*. Пример: на картинке - Папа читает. Задаются вопросы: кто главный? Что делает? По такой схеме ребенок придумывает предложение. 1. С – П (самая простая структура). 2. С – П – О (предложение с прямым дополнением) Брат смотрит телевизор. 3. С – П – О (с косвенным дополнением) Мама гладит утюгом. 4. С –П –Л Сестра рисует в комнате. | Работа по усвоению правильных грамматических форм осуществляется в следующей последовательности: 1. Уточнение грамматического значения ряда словоформ. Например: слово деревянный – прилагательное, род. мужской. 2. Выделение флексий. 3. Звукобуквенный анализ. 4. Образование аналогичной словоформы устно. 5. Закрепление правильного употребления словоформы в письме на уровне словосочетания, предложения, связной речи. 1. Дифференциация существительных ед. и мн. числа. 2. Образование косвенных падежей ед. числа сущ. (без предлогов). В.п, Р.п, Д.п, Т.п. 3. Образование предложных конструкций со значением местонахождения. Предлоги: в, на, под, за, от, перед, около. 4. Согласование сущ. и гл. ед. и мн. числа в настоящем времени. Мальчик бежит. Мальчики бегут. | Работа над каждой словообразовательной формой в следующей последовательности: 1. уточнение общего значения общеобразовательной формы. 2. Выделение словообразовательной морфемы и соотнесение её со значением (суффикс «л» - прошедшее время). 3. Звукобуквенный анализ морфемы. 4. Словообразование по аналогии в У.Р. 5. Закрепление правил использования морфемы в письменной речи. Так формируется словообразование сначала в импрессивной, затем экспрессивной речи и закрепляется сначала в У.Р затем в П.Р. 1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных по картинкам/опорным словам (суффиксы очк, ик, чик, ечк). 2. Образование названий детенышей животных. 3. Образование существительных с суффиксом ниц по картинкам/опорным.словам. сахар-сахарница. |
II. | Составление письменных расказов по серии сюжетных картинок (логопед рассказывает, ребенок пересказывает по картинкам) 1. Короткие тексты с опорой на наглядный материал (картинки). Младшие школьники составляют 4-5 предложений (см. Сутеев, Радлов); 2. Составление коротких текстов без опоры на наглядный материал. Ребенок рассматривает картинки, при необходимости проговаривает, затем картинки убираются, текст записывается. 3. Составление длинных текстов, 8-9 предложений с опорой на наглядный материал. 4. Длинные тексты без опоры на наглядный материал. | 1. С – П – О – О Мама гладит платье утюгом. 2. С – П – О – Л Мальчик ловит рыбу в реке. 3. С – П – А (свойство, качество) Идет грибной дождь. 4. С – П – Обстоятельство (времени, образа действия, причины). Солнце светит ярко. *Все этапы связаны онтогенетически. | 1. Дифференциация настоящего и прошедшего времени глаголов несовершенного вида. рисует - рисовал 2. Согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе. мальчик качался девочка качалась деревья качались 3. Согласование существительного и прилагательного в И.п., ед.ч., муж.р., жен.р., ср.р. красный шар красное платье красная роза | 1. Образование прилагательных от существительных (из чего сделано). ель – еловый кирпич – кирпичный дуб - дубовый 2. Образование возвратных глаголов мыл - мылся 3. Дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов (что делал/что сделал, что делает/что сделает) *Глаголы совершенного и несовершенного вида относятся не к словоизменению, а к словообразованию. |
III. | Формирование наиболее сложных видов связанных письменных высказываний – рассказ и запись по сюжетной картинке и самостоятельный рассказ. 1.Письменный рассказ по сюжетной картинке (см. сборник Забрамной С.Д.) 2. Самостоятельный рассказ в устной и письменной форме (начинать можно со сказок, например «Репка»). При выполнении этого задания важна последовательность, а не идея. Рассказы на темы «Как провел лето», «Как провел выходные». Самостоятельные рассказы носят сначала описательный характер, затем с элементами рассуждений. | 1. Структуры предложений из 4х и более элементов. А) С – П – О – А Таня повязала новую косынку. С – П – О – А – Л Таня повязала на шею новую косынку. С – П – А – Л На весеннем лугу распустились цветы. С – П – А – А – Л На весеннем лугу распустились яркие цветы. Б) Составление схемы предложения. В) Подбор предложений к данной схеме. Г) Придумывание предложений к данной схеме. 2.Составление предложений из слов в начальной форме. А) Порядок слов не изменен, глагол в правильной форме. Девочка спускается по лестнице. Б) Порядок слов изменен. Все слова в начальной форме. Ребята зима кататься на лыжи. В) Порядок слов изменен, глагол в правильной форме. Карандаш рисует Женя. Г) Порядок слов изменен, Все слова в начальной форме. Снег земля покрываться зима. 3. Распространение предложений. | 1. Согласование существительных и прилагательных в косвенном падеже, ед. числа. А) В беспредложных конструкциях (последовательность - В.п., Д.п.,Р.п.,Т.п.) Б) В конструкциях с предлогами (Т.п., П.п., В.п., Д.п.). 2. Согласование существительных и прилагательных в косвенных падежах множественного числа. А) В беспредложных конструкциях. Б) С предлогами. 3. Согласование местоимений с существительными. А) В роде. Моя книга/мой карандаш. Б) В числе. Моя книга/мои карандаши. В) В падеже. Моей книги. (Р.п.) | 1. Дифференциация глаголов с приставками: в, вы, об, за, при, от, у, пере. 2. Работа над однокоренными словами. Примерное задание: Выбрать родственные слова среди слов сходных по звуковой структуре: лед – ледяной – ледник – летчик. лес – лиса – лесник 3. Назвать лишнее слово. 4. Подобрать родственное слово. 5. Определить и записать общую часть родственных слов (корень). 6. Определить различия родственных слов по смыслу и звуковому выражению. 7. Выбрать из устного или письменного текста родственные слова. |
Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. – СПб, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...
Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.
Согласование существительных с прилагательными....
Коррекция аграмматической дисграфии. Употребление и использование предлога МЕЖДУ
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).
Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...