ФФНР (Презентация)
презентация к уроку по логопедии

Грицан Лидия Александровна

ФФНР презентация для педагогов, студентов ВУЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_ffnr.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф И Ч Е С К И Х Выполнила: учитель-логопед, Грицан Лидия Александровна

Слайд 2

I . История изучения. II . Терминология. III . Психофизиологические основы фонематических процессов. IV . Роль фонематических процессов в развитии речи. V . Проявление нарушений фонематического восприятия при чтении, на письме. VI . Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях. VII . Этапы развития фонематического восприятия. VIII . Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.

Слайд 3

Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Слайд 4

Л.С. Выготский ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи доказал, что единицей развития детской речи является фонема

Слайд 5

Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Слайд 6

Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

Слайд 7

Фонемный анализ включает: выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Слайд 8

Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа

Слайд 9

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

Слайд 10

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Слайд 11

Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Слайд 12

Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Слайд 13

В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи .

Слайд 14

Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка

Слайд 15

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Слайд 16

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи

Слайд 17

затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Слайд 18

При чтении типичны ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих); побуквенное чтение; искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

Слайд 19

К недостаткам письма относятся: замены букв, пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, перестановки слогов; орфографические ошибки.

Слайд 20

Этапы развития фонематического восприятия Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза .

Слайд 21

1. Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

Слайд 22

2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем.

Слайд 23

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Слайд 24

Родители Логопед Учитель

Слайд 26

Символы для обозначения моделей артикуляции звуков - артикуляция губ - движение языка вверх - работа голосовых складок - вибрация кончика язычка  - положение кончика язычка - подъём спинки языка

Слайд 27

МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ: - участие или неучастие губ; - вибрацию голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через рот. МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу.

Слайд 29

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это: 1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; 2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата; 3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; 4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах; 5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий; 6) формирование диалогической и монологической форм связной речи; 7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; 8) закрепление навыка чтения; 9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков; 10) развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 30

Рекомендации учителю начальных классов: можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала 'оскомину' у детей, советую проводить такие упражнения в виде дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.

Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обуч...

Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Характеристики групп ФФНР и ОНР. Задачи к тематическому планированию данных групп. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Подготовка необходимой до­кументации по установленной форме — значимая и важная обязанность учителя-логопеда, один из существенных пока­зателей профессионализма.При написании  характе­ристи...

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Логопедическое планирование для детей с ФФНР, ФНР, НВОНР, ОНР, ЛГНР, НЧП.

Логопедическое тематическое планирование предназначено для учителей- логопедов, работающих в школьных логопунктах  с учащимися начальной школы, имеющих логопедическое заключение  ФФН, , ФФНР...

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Презентация занятия по теме:"Дифференциация шипящих звуков в словосочетаниях,предложениях,текстах". Занятие с использованием музыкотерапии,сказкотерапии,игровых технологий на эмоционально-психологической основе в группе с ФФНР,2кл

Авторы:Кочергина О.М.,Кукушкина С.Г.Представлен конспект-презентация занятия для детей ,имеющих фонетико-фонематические нарушения речи.В конспекте содержатся разнообразные игровые упражнения на ...