Логопедическое планирование для детей с ФФНР, ФНР, НВОНР, ОНР, ЛГНР, НЧП.
рабочая программа по теме
Логопедическое тематическое планирование предназначено для учителей- логопедов, работающих в школьных логопунктах с учащимися начальной школы, имеющих логопедическое заключение ФФН, , ФФНР , НВОНР, ОНР, ЛГНР, НЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование логопедических занятий для работы в школьном логопункте | 79.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа
« Преодоление фонетико-фонематического и лексико-
грамматического недоразвития у учащихся начальных классов»
учителя-логопеда Полынковой Карины Александровны
Речевое развитие ребёнка – это один из показателей готовности ребёнка к школе. Статистика подтверждает, что в последние годы, число детей, поступающих в школу с недоразвитием речи неуклонно растёт. Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупредить неуспеваемость у этой категории учащихся, так как недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи, является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, а нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме. Кроме того, у детей, как правило, недостаточно сформированы психические процессы, как вторичные проявления речевого дефекта. Их коррекция возможна в процессе устранения фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, как первичного дефекта.
За основу взято перспективное планирование А.В.Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.
Цель программы
- Предупредить и устранить неуспеваемость учащегося, обусловленную фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи.
- Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.
Структура программы
Программа имеет определённое построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде, чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трёх этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни.
I этап- « Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
подразделяется на два уровня:
1 уровень: устранение дефектов произношения
2 уровень: формирование фонематических процессов
II этап- «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
подразделяется на два уровня:
3 уровень: формирование грамматического строя речи
4 уровень: уточнение и расширение лексического запаса
III этап- «Развитие связной речи»
5 уровень: формирование полноценной самостоятельной речи
Задачи коррекционно-развивающей работы
Каждый этап коррекционной работы решает ряд задач:
- Устранение дефектов звукопроизношения;
- Формирование фонематических процессов;
- Уточнение и расширение лексического запаса;
- Формирование грамматического строя речи;
- Формирование полноценной связной речи;
- Активизация речевой деятельности учащихся;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование просодической стороны речи;
- Активизация внимания, памяти, мышления;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие языковой интуиции;
- Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм;
- Автоматизация поставленных звуков и др
Сроки реализации программного материала
Программа коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи рассчитана от полугода до 2-х лет обучения, в зависимости от структуры нарушения. Полный курс коррекционно-развивающего обучения 2 года предполагает от 110 занятий и более (часов).
Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Первый год обучения – реализация I этапа коррекционной программы- предусматривает от 55 до 90 занятий, занятия проводятся два или три раза в неделю в зависимости от состава группы.
Второй год обучения - реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает от 55 занятий и более. Количество часов можно изменять в зависимости от контингента обучающихся.
Сроки коррекции тоже могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: от степени выраженности речевого недоразвития, от компенсаторных возможностей ребёнка, от психофизиологических особенностей ребёнка, от состояния интеллека, от регулярности посещения ребёнком занятий, от качества выполненного домашнего задания, от проведённого медикаментозного лечения и других факторов, имеющих непосредственное влияние на коррекционный процесс.
К концу второго года обучения пройдены три этапа, т.е. все уровни развития речевых умений и навыков. Это время для подведения итогов.
К концу первого года коррекционной работы
Обучающиеся должны знать:
- Строение артикуляционного аппарата;
- Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- Значение правильного дыхания;
- Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
- Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- Называть отличия гласных и согласных звуков;
- Правильно обозначать звуки буквами;
- Произволить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
К концу второго года коррекционной работы
Обучающиеся должны знать:
- Значения многих лексических единиц;
- Правила связи слов в предложении;
- Основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание, имя существительное , имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, союзы, предлоги, заглавная буква, восклицательный знак, вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.
Обучающиеся должны уметь:
- Быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- Пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- Осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- Анализировать речь;
- Пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- Грамматически правильно связывать слова в предложении;
- Составлять текст на определённую тему;
Подводя итог , необходимо подчеркнуть принципиальные моменты организации и реализации программы:
-вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;
-специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;
-специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФНР на тему: «Звук [ч]»
закрепление правильного произношения звука [ч]....
Картотека игр и упражнений для детей с ФФНР
Картотека содержит игры и упражнения для формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике Н.А.Чевелёвой....
Конспект прведения занятия в 1 классе для детей с ФФНР. Тема: Звук и буква Оо
Занятие построено в игровой форме.Используются разнообразные методы и приемы работы: психогимнастика, художественное слово, физминутка с речевым сопровождением, прогулка в осенний парк....
Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения с подгруппой детей подготовительной группы (дети с ФФНР)
Тема: Звуки А,У,И. Ранняя осень....
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.
Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе для детей с ФФНР, ОНР
Открытое фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква У...