Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии (2, 3 класс)
Предлагаются виды упражнений по коррекции письменной речи при изучении лексических тем "Ягоды", "Грибы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по лексическим темам "Грибы", "Ягоды" | 64.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях
Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Пушкинского района Санкт – Петербурга,
ГБОУ школа № 403
Морозова Елена Александровна
Работа по лексическим темам «Ягоды», «Грибы» позволяет учителю-логопеду решать ряд задач. Развивающие: - Развивать мышление, память, внимание, познавательные интересы - Формировать мотивацию к изучению родной природы - Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал Коррекционные: - Расширять словарный запас - Развивать навык языкового анализа слов - Работать над предупреждением ошибок на письме, коррекцией дисграфии Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе
Предлагаю упражнения, которые можно использовать при реализации поставленных задач. Они могут быть использованы на любом этапе коррекционной работы.
Лексическая тема «Ягоды»
1. Сообщение темы (слоговой анализ и синтез слов) - Запишите ударный слог: змея, дышит, погода. Составьте слово из слогов, запишите тему.
2. Упражнение «Шифровальщик» (количественный анализ слов) а) - Послушайте названия ягод, запишите цифрой количество букв в слове (с опорой на цифровую линейку): брусника, голубика, ежевика, земляника, клюква, костяника, малина, морошка, черника. б) Проверка (на доске картинки с изображением ягод)
3. Звуковой и слоговой анализ слов
- Какую ягоду я загадала? (устно или письменно) - В этом слове нет мягких согласных (морошка) - В этом слове больше мягких согласных (земляника) - В этом слове звуков больше, чем букв (ежевика) - В этом слове 1 слог ударный (клюква) - В этом слове 4 слога (голубика, костяника) - Что можно сказать о других словах (брусника, малина, черника)?
2) - Соберите ягоды в корзинки (по количеству слогов). - Вспомните названия ягод. Расскажите, какие они (по памяти; с опорой на картинку).
4. Криптограмма по теме «Ягоды»
(Криптограмма распечатывается на каждого ученика. В тексте загадок можно пропустить буквы на определённые правила; при проверке учащиеся объясняют выбор орфограммы. Загадки можно использовать для списывания, письма по памяти, письма под диктовку)
Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Листики- с глянцем, Ягодки- с румянцем, А сами кусточки- Не выше кочки. | Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? | |||||||||||||
13 | 14 | 11 | 15 | 7 | 3 | 8 | 1 | 8 | 4 | 13 | 8 | 12 | 1 | |
б | р | у | с | н | и | к | а | к | л | ю | к | в | а | |
Вставь одну и ту же гласную в название Л_ПЧ_ТК_ | Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. | |||||||||||||
4 | 1 | 10 | 16 | 1 | 17 | 8 | 1 | 2 | 1 | 4 | 3 | 7 | 1 | |
л | а | п | ч | а | т | к | а | м | а | л | и | н | а | |
В далёком неведомом лесу В неизвестном углу Сидят женщины В жёлтых платках. | Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка: Куст в колючках будто ёж, Вот и назван… | |||||||||||||
2 | 6 | 14 | 6 | 9 | 8 | 1 | 5 | 18 | 5 | 12 | 3 | 8 | 1 | |
м | о | р | о | ш | к | а | е | ж | е | в | и | к | а |
Замените цифры буквами. Расшифруйте русскую пословицу.
10 | 6 | 9 | 5 | 4 | 10 | 6 | 2 | 1 | 4 | 3 | 7 | 11 | ||
П | о | ш | е | л | п | о | м | а | л | и | н | у, | ||
н | а | ш | е | л | к | р | а | п | и | в | у | . |
5. Это интересно
- Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Лапч…тка индийская (традиционные уст…ревшие названия — …ндийская земл…ника, или ложная з…мляника) - вид тр…вянистых растений, внешне нап…минающих лист…ями и ложными пл…дами землянику.
Лексическая тема «Грибы»
1. Сообщение темы (слоговой анализ и синтез слов) а) - Обозначь буквой последний согласный в слове: стог, командир, сугроб. б) - Какую гласную надо вставить, чтобы получилось слово? в) - Измени слово так, чтобы в нём стало 2 слога.
2. Упражнение «Шифровальщик» (количественный анализ слов) а) - Послушайте названия грибов, запишите цифрой количество букв в слове (с опорой на цифровую линейку): боровик, мухомор, лисички, опята, подберёзовик, подосиновик, сыроежки. б) Проверка (на доске картинки с изображением грибов)
3. Звуковой и слоговой анализ слов
1) - Какой гриб я загадала? (устно или письменно) - В этом слове нет мягких согласных (мухомор) - В этом слове все согласные мягкие (лисички)
- В этом слове звуков больше, чем букв (сыроежки) - В этом слове есть слог из 1 буквы (опята)
- В этом слове есть приставка (подберёзовик, подосиновик) - Что можно сказать о других словах (боровик)?
2) - Соберите грибы в корзинки (по количеству слогов). - Вспомните названия грибов. Какой гриб лишний, почему? Подумайте, почему грибы получили такие названия? Расскажите, какие они (по памяти; с опорой на картинку).
4. Работа над словоизменением
- Выделенные слова поставь во множественное число, запиши пословицы и поговорки о грибах.
- Ягода любят день, гриб - ночь и тень.
- Весна красна цветок, а осень – гриб.
- Где дуб, там и гриб.
- Тихий дождь без ветра – к гриб.
- Вечером дождь – утром гриб жди.
5. Это интересно
- Иногда грибы называют третьим царством природы, потому что они занимают особое место между растениями и животными.
- Грибы - древнейшие обитатели Земли, они даже старше динозавров.
- Более 300 миллионов лет назад на планете произрастали очень высокие экземпляры грибов (около 10 метров).
- Наука о грибах и их целебных свойствах называется фунготерапия. Это медицинское направление зародилось в древнем Китае.
- Самые ядовитые грибы – бледная поганка и пантерный мухомор.
- Грибы едят дикие животные (белки, лисы, кабаны, лоси). Они могут лечиться ими и заготавливать на зиму. Например, белке из 45 видов употребляемых грибов больше всего нравятся маслята и подосиновики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»
Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...
Познавательные интересы у младших школьников.( Из опыта работы)
Формирование познавательных интересов младших школьников. ( Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Солнечная СОШ " № 1. Друца Л. А.)...
Активизация познавательной деятельности у младших школьников.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...
Активизация познавательной деятельности современного младшего школьника
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключает...
«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...
Основные методы активизации познавательной деятельности у младших школьников.
В данной статье отражены основные методы, которые я использую в работе для активизации познавательной деятельности у учеников начальных классов....