Познавательные интересы у младших школьников.( Из опыта работы)
статья по теме

Формирование познавательных интересов младших школьников. ( Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Солнечная СОШ " № 1. Друца Л. А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druca_l.a._formirovanie_poznavatelnyh_interesov.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

     Формирование познавательных интересов младших школьников.      

        Друца Л.А.

учитель 1 категории пос. Солнечный Сургутский р-н

                                            E-mail: drutsalilia@mail.ru

        Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах.

              Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр на различных этапах урока.

              На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя постоянно, из урока в урок, элементы учебно -познавательных игр, мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечения стала превращаться в игру - работу. Если сначала дети переживают эмоциональный подъем по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем наряду с этим возникло желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путем решения математической задачи.

            Игровой сюжет - это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. 8 качестве таких сюжетов выступили вариации на тему известных детям сказок.

           Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает интерес к знаниям. Узнать эмоциональную атмосферу в начале каждого урока мне помогает «цветовой тест», в котором каждый из семи цветов обозначает эмоциональное состояние человека. Например, красный цвет - агрессивность, зеленый - спокойствие, коричневый - уравновешенность и т.д. Эмоциональным фоном урока служат и девизы уроков, которые с первых минут настраивают детей на творческую работу. Девизы бывают как общими, то есть используются на различных уроках независимо от предметов, например, «8 пути торопись, да в ответах не ошибись», «Прежде чем за парту сесть, посмотрели, все ли  есть», и др., так и частными - применяемыми лишь на уроках русского языка. Например, «Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро», или на уроках труда «Давай трудиться вместе!». Такие девизы «работают» в течение всего урока, настраивая детей на активный труд.

              Интерес к творчеству не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания.

            Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желания их проверить и обсудить.

           Желание самовыразиться повлекло за собой и желание постоянно демонстрировать свои способности. Это стремление реализуется во время парной работы учащихся. Начальный этап парной работы выпадает на второе полугодие первого класса. В это время дети закрепляют правила поведения на уроке во время учебной дискуссии. Как-то на уроке ребята получили большой красочный конверт, а в нем письмо из города Культурино. «Хотите узнать, что в нем написано?», - читаю текст.

        «Мы, жители города Культурино, знаем, что вы воспитанные дети и уже успели усвоить, что на уроке нельзя говорить вслух и всем сразу, нельзя пере бивать говорящего. Но есть еще несколько секретов, с помощью которых вы сможете вежливо обратиться друг к другу на уроке. Вот они:

- давайте дружить глазами;

- обращаться к людям всегда по имени, даже если их нет с тобою рядом;

- учись слушать и слышать одновременно;

- если во время ответа ты ошибся, попроси помощи у товарища, обратившись к нему по имени;

- слушай ответ товарища до конца.

       Свое отношение к услышанному можно выразить с помощью жестов (покажи пальчиком согласие - «плюс», несогласие - «минус»); «светофором» («зеленый» - правильно, «красный» - неправильно, «жёлтый» - будь внимателен»; кивком головы.

Желаем удачи!

Жители  Культурино.»

       Не все рождаются творческими личностями. Однако, при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставления возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперед по пути познания и творчества.

       В последние годы остро стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

        Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

      Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

        Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

      Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - "Смертельный грех учителя быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

       Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес враг волевого усилия, а верный его союзник. Следовательно, в интерес включены, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

       Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

         Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только «пятерки». Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

      К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился, потому что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

        Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

        Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

         Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

        Каковы же пути осуществления этой задачи?

        Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

       Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают: «Что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба».

       Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

         Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

         Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно станет стимулом интереса ученика к познанию.

       Именно поэтому, я стараюсь переводить школьников со ступени их чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

         Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

        Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

         Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом ее процессе школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

        Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

       Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

         Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-1 О учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их - значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную работу. Те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя, таким образом, проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Я считаю, необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

                                      ФРАГМЕНТ УРОКА № I

     Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям:

      Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?

     Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:

Было-80 кн.

Сделали- 16 кн. и 18 кн. Осталось- ?

        Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и прошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,

         Другим ученикам даю карточки с заданиями:

    1. Узнать сначала, сколько всего книг подклеили два звена вместе + ... = ...

     2. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: ... - ... = .

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.

                                   ФРАГМЕНТ УРОКА № 2

      Самостоятельно решить задачу разными способами:

     Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?

      Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2

       Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче и ответить: «Как можно узнать, сколько уплатили за все покупку?» Ученики, которые справились с заданием, получают карточку с вопросами:

Узнай, сколько стоит 1 книга и I альбом вместе.

Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение задачи: ( ... + ... ) •... = ...

Вспомни, как можно сумму умножить на число.

Запиши решение вторым способом

...•... + ...•...

        Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения - все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися.

        Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

        Ознакомившись с системой развивающего обучения В.Занкова, меня увлекли методы, которые используются на уроках развивающего обучения. Я стала вводить в урок элементы развивающего обучения. Это заинтересовало детей.

         На каждом этапе урока я стараюсь ставить перед детьми конкретные задачи. Виды и формы постановки перед детьми учебно-познавательных задач самые разнообразные: «Проверим, как вы выполнили домашнее задание ... », «Проверим, как вы научились читать заданный текст ... », «Проверим, как вы научились разгадывать ребусы», «Проверим, как вы запомнили значения слов, которые мы с вами выясняли  на прошлом уроке ... », и т.д. Наблюдая за детьми, я сделала вывод о том, что детям очень нравятся такие проблемные вопросы учителя, например: «Встаньте все девочки и вместе прочитайте эти слоги ... », «Встаньте все мальчики и хором скажите, какой здесь ответ», и т.д. Я считаю, что подобного рода обращения активизируют познавательную деятельность детей. Кроме того, выделение с помощью логического ударения слов показать и прочитать формирует умение слушать вопрос, выделять в нем главное и затем подчеркивать это главное в ответе.

        Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

         В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

         Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила:

                              90:6,360:6,960:4, например 12765:3.

        Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос как, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание - залог успешного освоения нового.

          Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а решить пример очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к уроку математики.

          После: «АХ!» Я спросила: «ПРОСТО?» Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла.

          Дети верили, что все они поняли и решать подобные при меры очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи ... И так большая часть класса, и главное - у всех в глазах вопрос, а КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?

          У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос.

           Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

          В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что эту умную машину изобрел человек.

           Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

          Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.

          Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:

1. Заселите домик числами

3

4

2

5

1

2. Решить удобным способом

(40+10)-7 (60+10)-4

          После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: вторые слагаемые одинаковы - число 1 О, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

      Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой, число 1 О и то число, которое вычитается.

      В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая

        30-6

       Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглых десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 1 О

3. Вставить числа в окошки по данному образцу:

40 = 30 + 10            60 = 50 + 10

80 = …+ 10

50= …+ ...

        При подведении итогов проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30-6 т.к. они сами при его решении устанавливают и закономерность, используя ранее приобретенные знания.

           Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о про- движении.

        Творческие работы учащихся связаны с работой воображения, с углубленной мыслью учащихся и с применением их знаний и умений на практике. Для этой цели использую опорные схемы:

? на? больше

? на? меньше

Было -

Взяли -

Осталось -

          Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности - игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им  усвоить любой учебный материал.

          В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

         В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: «ЛЕСЕНКА», «МОЛЧАНКА», «ДЕСАНТНИКИ», «ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ», «ТОЧНО ПО КУРСУ», «ПОЕЗД», «КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ», и многие другие.

                                      Геометрический материал.

         Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

      1. Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Спрашиваю:

- Из каких фигур состоит рисунок кошки?

- Какой фигурой представлено туловище?

Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.

     2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание - составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

         Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.

         Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи - эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

       Подведение итогов урока - очень тонкая работа. Целесообразно ставить такие вопросы: например: «Какие звуки изучали сегодня?», «Что узнали о них?», «Какой буквой они обозначаются?», «Чему научились на уроке?», «Прочитайте слоги и слова, записанные на доске ... » Я считаю, что обязательным вопросом при подведении итогов урока является вопрос: «Чем понравился (запомнился) урок?» Или: «О чем вы расскажите дома?» Думаю, что четкая постановка целей урока и учебно-воспитательных задач на каждом этапе урока перед каждым видом упражнений не только стимулируют познавательную деятельность учащихся, но и приучают их самостоятельно и критически оценивать ее результаты.

        В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

             Внимание - это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

       В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета, на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Нахождение ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3. Нахождение чисел по таблицам Шульте.

4. Быстрее нарисуй.

5. Найди, кто спрятался.

6. Найди сходство и различие.

7. Прочитай рассыпанные слова.

            Восприятие - это познавательный основной процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

             В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.

3. Упражнение: «Геометрические фигуры».

4. Упражнение: «Треугольники».

5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями.

6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.

7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.

8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета.

9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами.

            Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

     Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку.

2. Задачи шутки.

3. Числовые фигуры.

4. Задачи с геометрическим содержанием.

5. Логические упражнения со словами.

6. Математические игры и фокусы.

7. Кроссворды и ребусы.

8. Комбинаторные задачи.

            Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел и все-таки память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

            У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

1. Запомни двузначные числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунок.

6. Зрительные диктанты.

7. Слуховые диктанты.

            Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

           Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

              Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

              Одной из задач, над которой работает наша школа, является формирование гармонически развитой личности.

          Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

        Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

          Цель проблемного обучения - не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

           В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип учебно-познавательной поисковой деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

            При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доводит объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

         В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

         Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем про верки правильности решения.

             Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

          Проблемная ситуация -> проблема -> поиск способов ее решения -> решение проблемы.

         Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов.

          Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

           Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

         Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

          Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

           Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.  

         Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

          Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока.

         Структурными элементами проблемного урока являются:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков.

         Эта структура отражает основные этапы учения и организации современного урока.

         Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы.

         Структура проблемного урока представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

         Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

        Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

         В своей работе я поставила перед собой цель: чтобы ребенок мог учиться, чтобы ему хотелось учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

          Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

           Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие.

         Поддержать интерес ребенка к учебе мне помогают яркие наглядные пособия, всевозможные дидактические игры, известные герои детских сказок, которые задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями.

             В последние годы замечается у детей потеря интереса к чтению. Передо мной стал вопрос, как же избежать этого? Использование элементов драматизации и театрализации помогает разнообразить уроки чтения. Детям очень нравится быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями, готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. В этом проявляется талант каждого ученика.

               Полюбить книгу, лучше ее понять, глубоко осознать прочитанное помогает работе над языком. Начиная с первого класса, провожу «Путешествия к источникам слова». На классных часах мы с ребятами проводим часы поэзии. На них дети учатся понимать красоту авторского слова, его звучания. Объясняю ребятам, что означает то или иное выражение. Эти выражения вывешиваю в уголке «Учись учиться!», чтобы дети еще раз могли прочитать сами, запомнить, понять. В разные режимные моменты применяю в классе игры со словами, например, «Кто больше?», «Буква заблудилась», «Какое это слово?» и Т.Д. Все перечисленные виды работ, которые я провожу с детьми на уроках, вызывают у них познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.

           Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности, по моим наблюдениям, является поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных интересов. Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании. Возрастные и психологические особенности младшего школьника указывают на необходимость использования поощрений. Они развивают внимание, память, мышление, формируют познавательный интерес. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность.

         Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

         Познавательные интересы наиболее эффективно формируются на содержание материала, служащего речевому развитию. Деятельность учащихся наиболее эффективна в тех случаях, когда в ней реализуются такие компоненты: хотеть - знать- уметь - получать удовлетворение от результатов.

         Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Предлагаю несколько вариантов уроков математики, русского языка и чтения , а также внеклассного мероприятия, в которых структура проблемного обучения представляет собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управлять самостоятельной учебной деятельностью ученика, поскольку показателем проблемности является поисковая деятельность.

         Для наглядности сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным, который я использую по методике проблемного обучения учащихся.

          1. Традиционный метод

( сообщение темы и цели урока -----актуализация знаний-----объяснение нового материала-----закрепление-----контроль)

          2. Деятельностный метод

( постановка учебной задачи -----"Oткрытие" детьми нового знания -----первичное закрепление (с комментированием)----- самостоятельная  работа с пpoверкой в классе----- решение тренировочных упражнений -----контроль----- решение задач на повторение )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является им...

Обобщение опыта применения игровых технологий в процессе развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье мы анализируем опыт учителей начальной школы, по применению игровых приёмов и дидактических игр в образовательном процессе. Использование данных приёмов и методов рассматривается нами ...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...