Основные методы активизации познавательной деятельности у младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье отражены основные методы, которые я использую в работе для активизации познавательной деятельности у учеников начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Дорофеева Надежда Шералиевна
учитель начальных классов Гимназия № 205 им.Р.А.Ротмистровой
Санкт-Петербург Россия
Методы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы являются важным аспектом обучения. Только активное участие самих детей в учебном процессе помогает им лучше понимать материал, который они изучают, повышает их мотивацию к обучению и способствует развитию интеллектуальных способностей. Геймификация. С раннего детства ребенка сопровождала игра. И вот он пришел в школу, и вид основной деятельности резко меняется. В начальной школе, чтобы удержать внимание, интерес ученика при обучении на уроках по всем предметам используются игры. Использование игровых технологий является одним из методов активизации познавательной деятельности. Основной целью игровых технологий является повышение вовлеченности обучающихся в решение задач обучения. Но наряду с основной задачей решается еще ряд задач – дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); – развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); – воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); – социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Наблюдая за детьми, замечаешь, что самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игры на уроках выступают, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Но каждый учитель, предлагая на уроке или во внеурочное время ту или иную игру, должен знать основные правила .1. Ребенок должен понимать по каким правилам функционирует игра, т.к. ему будет легче включиться в нее. 2 Визуализация всех процессов.3. Простые игровые действия и алгоритмы. У младшего школьника сложность игры снижает интерес, а значит, и вовлеченность #1042; игре должен отсутствовать элемент соревновательности и исключения участников из игры. Сценарий игры должен подразумевать совместную игру на всех этапах. Еще учитель должен знать, что продолжительнось игры зависит от ее уровня сложности.Чем легче игра, тем меньще продолжительность; чем сложнее, тем больше времени на нее требуется. Но увеличение длительности может сильно снизить динамику игры и урока в целом.
Еще один метод активизации познавательной деятельности—это использование интерактивных технологий. Интерактивные уроки способствуют активному участию учеников и помогают им лучше усваивать материал. Это может быть использование мультимедийных материалов, проведение дискуссий, ролевых игр или других активных форм работы. Также можно активно использовать внешние ресурсы, такие как экскурсии, занятия, на которые приглашаются гости, мастер-классы и другие внеклассные мероприятия с участием приглашённых специалистов или родителей. Это позволяет ученикам получить новые знания и опыт из первых рук, а также расширить свой кругозор. Проектное обучение. Одним из ключевых методов активизации познавательной деятельности является проектное обучение. Вместо традиционного урока ученики активно участвуют в проектах, решают реальные проблемы и разрабатывают собственные проекты, которые помогают развивать у детей способность к самовыражению, поиск нестандартных решений и развитие воображения. Работа в группах и совместное решение задач стимулирует развитие социальных навыков, коммуникации и сотрудничества. Заключение. Использование игровых технологий, интерактивных технологий и методов, которые помогают детям развивать свои социальные навыки, поможет ученикам достичь успеха в будущем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Обобщение опытом на тему: «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...
Активизация познавательной деятельности у младших школьников.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...
Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только разнообразить урок, но и экономить вре...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Активизация познавательной деятельности современного младшего школьника
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключает...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...