Обследование устной речи школьника по методике Т.А.Фотековой
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составил: учитель-логопед С0Ш №3 города Льгова Курской области Воротынцева Наталья Александровна

Слайд 2

Предъявление слоговых рядов Система оценивания * Ба - па Па - ба 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов (перестановка слогов, их замена или пропуск); 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы . Общая оценка: ∑ баллов х 100% 14 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики: ∑ баллов х 100% 5 Са - за За - са Жа - ща Ща - жа * Са - ша Ша - са Ла - ра Ра – ла Ма - на - ма На - ма - на Да - та - да Та - да - та Га - ка - га Ка - га - ка За - са - за Са - за - са * Жа - ша - жа Ша - жа - ша Са - ша - са Ша - са - ша * Ца - са - ца Са - ца - са Ча - тя - ча Тя — ча - тя * Ра - ла - ра Ла - ра - ла

Слайд 3

Выполнение артикуляционных упражнений Система оценивания 1 * Губы в улыбке 1 балл – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника; 0 баллов – невыполнение движения. Общая оценка: ∑ баллов х 100% 14 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики: ∑ баллов х 100% 5 2 Губы «трубочкой» 3 * Язык «лопаткой» 4 * Язык «иголочкой» 5 Язык «чашечкой» 6 Щелканье языком 7 «Вкусное варенье» 8 «Качели» 9 * «Маятник» 10 * Чередование «улыбка» - «трубочка»

Слайд 4

Обследование звуков Система оценивания Звук [ с ] Звук [ р ’] 1 балл – норма; 0,5 балла – верно изолировано; 0,25 балл – верно 1 звук из группы; 0 баллов – все неверно. Оценка: ∑ баллов х 100% 20 Звук [ с ’] Звук [ л ] Звук [ з ] Звук [ л ’] Звук [ з ’] Звук [ х ] Звук [ ц ] Звук [ х ’] Звук [ ш ] Звук [ к ] Звук [ ж ] Звук [ к ’] Звук [ щ ] Звук [ г ] Звук [ ч ] Звук [ г ’] Звук [ р ] Звук [J]

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 25

Предъявление слов Система оценивания 1 Скакалка 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – невыполнение задания. Общая оценка: ∑ баллов х 100% 10 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики: ∑ баллов х 100% 5 2 * Танкист 3 * Космонавт 4 Милиционер 5 * Сковорода 6 Кинотеатр 7 Перепорхнуть 8 Кораблекрушение 9 * Аквалангист 10 * Термометр

Слайд 26

Предъявление задания Система оценивания Сколько слов в предложении? 1 День был теплый. 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. оценка: ∑ баллов х 100% 10 2 Около дома росла высокая береза Сколько слогов в слове? 3 Дом 4 Карандаш Определи место звука в слове. 5 Первый звук в слове «крыша» 6 Третий звук в слове «школа» 7 Последний звук в слове «стакан» Сколько звуков в слове? 8 Рак 9 Сумка 10 диктант

Слайд 27

«Послушай и повтори». Читать 1-2 раза Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла –пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение. 1 * Птичка свила гнездо. 2 * В саду было много красных яблок 3 * Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу 4 * Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. 5 * На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади «Исправь ошибки» Оценка: 1 балл –выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматич. исправление; 0 баллов – ошибка не выявлена 6 * Дом нарисован мальчик. 7 * Собака вышла в будку 8 * По морю плывут корабль 9 * Хорошо спится медведь под снегом. 10 * Над большим деревом была глубокая яма.

Слайд 28

«Составь предложения». Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла –нарушен порядок слов; 0,25 балла – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. 11 * Мальчик, открывать, дверь. 12 * Сидеть, синичка, на, ветка. 13 * Груша, бабушка, внучка, давать. 14 * Витя, косить, трава, кролики, для. 15 * Петя, купить, шар, красный, мама. «Вставь пропущенное слово». Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. 16 * Лена наливает чай … чашки. 17 * Почки распустились … деревьях. 18 * Птенец выпал… гнезда. 19 * Щенок спрятался … крыльцом. 20 * Пес сидит … конуры.

Слайд 29

«Один – дом, а если их много, то это – дома». Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. 21 * Один – стол, а много – это… 22 * Стул - 23 * Окно - 24 * Звезда - 25 * Ухо - «Один- дом, а много чего? – домов». Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. 26 * Один – стол, а много чего? - … 27 * Стул - … 28 * Окно - … 29 * Звезда - … 30 * Ухо - … оценка: ∑ баллов х 100% 30

Слайд 31

Слайд 32

Образование качественных прилагательных «Если днем жара, то день – жаркий, а если …….» * мороз - * солнце - * снег- * ветер - * дождь - Образование притяжательных прилагательных «У собаки лапа собачья, а у …. » * кошки - * волка - * льва- * медведя - * лисы - оценка: ∑ баллов х 100% 30 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Слайд 33

Покажи ключ, карандаш. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – невыполнение. Оценка: ∑ баллов ∙ 100 10 Покажи карандашом ключ. Карандаш - ключом. Нарисуй круг под крестом. Нарисуй крест - под кругом. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Слайд 34

Слайд 35

Оценка: 1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. 2) Критерий лексико-грамматического высказывания: 5 баллов – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств. 2,5 балла – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, еденичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, далекие смысловые замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – полностью самостоятельная работа; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно; 0 баллов – невыполнение даже при наличии помощи. Оценка: ∑ баллов ∙ 100% 30

Слайд 36

Слайд 37

11.03.21 http://aida.ucoz.ru Оценка: 1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов –воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл –пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла, включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение; 2) Критерий лексико-грамматического высказывания: 5 баллов – нарушений лексических и грамматических средств нет; 2,5 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен. 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – невыполнение даже по вопросам.

Слайд 38

Обследование чтения

Слайд 39

п, б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к Назвать указанную логопедом букву

Слайд 40

Р , К , З, В, С, Э, Г , Я, Ь,Ч Назвать буквы

Слайд 41

Я Р Ч К З Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением

Слайд 42

Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О,С,Э Найти сходных по начертанию букв нужную

Слайд 43

са шу ха ну ос ры да пе ню ря пу пы Прочитать прямые слоги

Слайд 44

ум ах ас ор ын ус ат омет ян ед Прочитать обратные слоги

Слайд 45

ста кро тру гло цви вру Прочитать слоги со стечением согласных

Слайд 46

та -тя сы - си ка – кя зу -зю ло - лё ву - вю ма - мя ды - ди по - пё Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными

Слайд 47

кит, шум, сок, мост, куст Прочитать слова

Слайд 48

осы, луна, очки, отряд, шалаш, санки Прочитать слова

Слайд 49

машина, колесо, собака, ножницы, тетради Прочитать слова

Слайд 50

диктант, милиционер, парикмахерская Прочитать слова

Слайд 51

Подойди к полке и возьми книгу. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 52

Поставь стул справа от стола. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 53

Собака бежит за мальчиком. (Вопрос: Кто бежит впереди?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 54

Урок физкультуры был после математики. (Вопрос: Какой урок был первым?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 55

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, но трудно сделать. У раков своё оружие - клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды - и рак лежит на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!

Слайд 56

Вопросы для выяснения степени понимания смысла прочитанного: 1. О чем этот рассказ? Или Расскажи, что ты запомнил. 2. Почему мальчику трудно было ловить раков? 3 Как можно ловить раков по другому?

Слайд 57

Примечание: В тестовой методике были изменены слова для проверки звукопроизношения. Однако, в соответствии с требованиями, в предметных картинках проверяемые звуки стоят в правильных позициях (в начале, в середине, в конце слов). Для проверки звукопроизношения мы использовали «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой (М., «Владос», 2004 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование устной речи у детей с билингвизмом

Язык - один из существенных признаков нации, тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. За каждым языком - культура этноса, оригинальное видение мира, которые хра...

Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...

Протокол обследования устной речи

Протокол строения артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематическое восприятие, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи....

Карта обследования речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой

1.Исследование сенсомоторного уровня речи 2. Исследование навыков языкового анализа 3. Исследование грамматического строя речи 4. Исследование словаря и навыков словообразования 5.Исследование свя...

Бланк обследования устной речи

Проверка устной речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте...

протокол обследования устной речи обучащихся с легкой умственной отсталостью

джанный протокол поможетучителю - логопеду провести обследование обучащихся с легкой умственной отсталостью...