Карта обследования речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Галитовская Екатерина Юрьевна
1.Исследование сенсомоторного уровня речи 2. Исследование навыков языкового анализа 3. Исследование грамматического строя речи 4. Исследование словаря и навыков словообразования 5.Исследование связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.k._po_fotekovoy.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА  (по Фотековой)

Ф.И.О.  ________________________________________________________________________________________

Дата обследования______________________________________________________________________________

Дата рождения  ______________________  Возраст___________________Класс___________________________

Заключение МПК  _______________________________________________________________________________                                        

Анамнез_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие: слово________________________ фраза  ____________________________________

Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, челюсти, прикус, небо, язык .___________________________ Слух ___________________________________________ Зрение  _______________________________________

Состояние: голосовой функции____________________________________________________________________

речевого дыхания_______________________________________________________________________________

просодических компонентов речи______________________________________________________________________

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1.Проверка состояния фонематического восприятия.

ба – па

па – ба

Б.

са – ша

ша – са

Б.

ша – жа – ша

жа – ша – жа

Б.

ца – са – ца

са – ца – са

Б.

ра – ла – ра

ла – ра – ла

Б.

                                                                                                                            Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па – ба-па); 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой, заменой или пропусками; 0 баллов – невозможность выполнения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики.

«улыбка»

Б.

Критерии: темп выполнения, точность, симметричность, саливация, тремор, посинение.

     

             Всего за пробу:__________

«лопатка»

Б.

«иголочка»

Б.

«маятник»

Б.

«улыбка» - «трубочка»

Б.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5–замедленное и напряженное выполнение; 0,25– выполнение с ошибками (длительность поиска позы, объем, синкинезии, гиперкинез); 0 баллов – невыполнение движений.

3. Исследование звукопроизношения.

собака – маска – нос

сено – василек – высь

замок – коза

зима – магазин

цапля – овца – палец

Б.

шуба – кошка – камыш

жук – ножи

щука – вещи – лещ

чайка – очки - ночь

Б.

рыба – корова – топор

река – варенье - дверь

Б.

Лампа – молоко – пол

лето – колесо – соль

Б.

другие группы звуков

Б.

                                           Всего за пробу:__________

     Оценка: 3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 – один или несколько звуков группы не автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

танкист

Б.

аквалангист

Б.

космонавт

Б.

термометр

Б.

сковорода

Б.

                                           Всего за пробу:__________

     Слова предъявляются до первого воспроизведения.

     Оценка: 1 балл – точное воспроизведение; 0,5 балла – замедленное по слоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – не воспроизведение.

                                                                                                            Всего за серию (из 30 баллов)__________

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове…

День был теплый.

Б.

Дом

Б.

Около дома росла высокая береза.

Б.

Карандаш

Б.

Определи место звука в слове:

Сколько звуков в слове?

Первый звук в слове крыша

Б.

Рак

Б.

Третий звук в слове школа

Б.

Сумка

Б.

Последний в слове стакан

Б.

Диктант

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

  Оценка: 1балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

                                                                                                             Всего за серию (из 10 баллов)________

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение предложений.

Птичка свила гнездо.

Б.

В саду было много красных яблок.

Б.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Б.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

Б.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

Б.

По морю плывут корабль.

Б.

Дом нарисован мальчик.

Б.

Хорошо спится медведь под снегом.

Б.

Над большим деревом была глубокая яма.

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

мальчик, открывать, дверь

Б.

сидеть, синичка, на, ветка

Б.

груша, бабушка, внучка, давать

Б.

Витя, косить, трава, кролики, для

Б.

Петя, купить, шар, красный, мама

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Птенец выпал … гнезда.

Б.

Почки распустились … деревьях.

Б.

Лена наливает чай … чашки.

Б.

Щенок спрятался … крыльцом.

Б.

Пес сидит … конуры.

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

      Помощь: 1ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один дом, а если их много, то это – дома.

Один дом, а много чего? – домов.

Один стол, а много – это …

Б.

Один стол, а много чего? -

Б.

стул

Б.

стул

Б.

окно

Б.

окно

Б.

звезда

Б.

звезда

Б.

ухо

Б.

ухо

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

                                                                                                                Всего за серию (из 30 баллов)________

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.

1. Детеныши животных.

Инструкция: у кошки – котята, у а …

козы

Б.

Собаки

Б.

волка

Б.

Курицы

Б.

утки

Б.

Свиньи

Б.

лисы

Б.

Коровы

Б.

льва

Б.

Лошади

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

2. Образование прилагательных от существительных.

2.1. Относительных.

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы

Б.

кисель из клюквы

Б.

горка изо льда

Б.

салат из моркови

Б.

варенье из вишни

Б.

суп из грибов

Б.

варенье из яблок

Б.

лист дуба

Б.

варенье из слив

Б.

лист осины

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

2.2. Качественных.                                                                 2.3. Притяжательных.

Если днем жара, то день жаркий, а если …

У собаки лапа собачья, а у …

мороз

Б.

Кошки

Б.

солнце

Б.

Волка

Б.

снег

Б.

Льва

Б.

ветер

Б.

Медведя

Б.

дождь

Б.

Лисы

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

                                                                                                                Всего за серию (из 30 баллов)________

Серия V. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» (3 картинки).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Рассказ ребенка: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ незавершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

                                                                                                                                        Всего за пробу:_________

Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушения  лексических и грамматических норм; 2,5 – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 - аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.

                                                                                                            Всего за серию (из 30 баллов)__________                                                                                                                                                                              

                                                                                                     Всего за весь тест (из 130 баллов)__________

Исследование процесса чтения.

Характер чтения______________________________________________________________________________

Способ чтения________________________________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________________________________________

Исследование процесса письма.

  1. Списывание
  • Количество ошибок__________________________________________________________________
  • Характер ошибок____________________________________________________________________
  1. Письмо под диктовку
  • Количество ошибок__________________________________________________________________
  • Характер ошибок____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Рекомендации _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ_________________________

Норма

Кол-во баллов

Успешность в %

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

   Фонематическое

      восприятие

   Артикуляционная

      моторика

   Звукопроизношение

   Звуко-слоговая

      структура слова

Серия II. Исследование навыков языкового

анализа

Серия III. Исследование грамматического строя

Серия IV. Исследование словаря и навыков

словообразования

Серия V. Исследование связной речи

Оценка за весь тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,

Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...

Т. А. Фотекова «Диагностика устной речи младших школьников».

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников»....

методика обследования речи младших школьников

Описание методики обследования речи младших школьников....

Обследование устной речи школьника по методике Т.А.Фотековой

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефект...