Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 2 класса на тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Лобанова Ольга Николаевна

Конспект открытого логопедического занятия

у учащихся 2 класса

на тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vo_2_klasse_differentsiatsiya_v_i_f.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным  изучением отдельных предметов

____________________________________________________________

Конспект открытого логопедического занятия

у учащихся 2 класса

на тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»

 

 

 

 


 Подготовила: учитель-логопед

Лобанова  О.Н.









2020

: Дифференциация звуков В-Ф

Цель: учить дифференцировать звуки В-Ф, определять их положение в слогах, словах;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки В-Ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков В – Ф.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

- По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

- Кто готов? Слушаем.

- Совершенно верно. Ваня, Фая.

- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

14 декабря

Вв – Фф

- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

- При произнесении звуков В-Ф нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук В произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук Ф – без голоса, голосовые связки отдыхают.

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук В. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- А теперь произнесите звук Ф. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

- Итак, звук В – согласный, звонкий; звук Ф – согласный, глухой.

- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук В мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук Ф мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

3. Игра «Хлоп и топ»

- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками В –Ф. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Упражнение «Лишнее слово».

- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,

Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___ ,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

 

 

в

в

в

в

ф

ф

ф

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют. (Ведра)

  • Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)
  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)
  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)
  • Знак, обозначающий число. (Цифра)
  • Обувь. (Туфли)
  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)

8. Физминутка «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (на доске картинки: ворона, фазан)

- Узнали птиц? Назовите их.

- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

- Почему у этой птицы такое название? Какая подсказка содержится в слове? Какие два слова спрятаны в слове. (Вор, он).

- Правильно, оказывается ворона ворует яйца и птенцов у чужих птиц, потому ее и прозвали

«ворона»

- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.

- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

- Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

- А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

- Какие называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

- Прочитайте предложение.

- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

- Еще раз - с закрытыми глазами.

- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закреп...

Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"

Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации з...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе   по теме:  "Дифференциация звуков Р-Л". ...