Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Ондар Анай-Хаак Сорук- ооловна

Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации звука Р,  у двоих - этап автоматизации ж-ш., один с заиканием, поэтому много упражнений на формирование правильного речевого дыхания и артикуляцию звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_logozanyatie.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». для 1 класса

Цели:1. Развивать слуховую дифференциацию звуков «Ш и Ж» .

           2 .Развивать умение соотносить звуки «Ш и Ж» с буквами  «Ш и Ж».

           3. Развивать фонематический слух.

           4. Закреплять дифференциацию «Ш и Ж» в слогах, словах.

           5. Расширять лексический запас.

           6. Развивать внимание, память, логическое мышление.

           7. Воспитывать самоконтроль.

Задачи: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте; закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж; расширять словарный запас; формировать навыки построения связного высказывания; развивать артикуляционную моторику: воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.

Оборудования: Комьютерная презентация, коробочки с манной крупой, корректурные пробы, слоги

Ход занятия:

I. Организационный момент.

 Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.

 - У нас сегодня много гостей.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям.

Мы спокойны и добры.

Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

 

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту.

А через рот выдохнем все ненужное.

 - Начнем занятие. Дети:

 «Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтобы всем было понятно»

Артикуляционная гимнастика на общий речевой уклад

«Сказка о Язычке» (слайды)

-Язычок утром проснулся и выглянул во двор (язык высунули), посмотрел направо(язык направо), налево (язык налево), поздоровался с солнышком (язык вверх и двигается вправо-влево) и пошёл домой чистить зубы (упр-е «Чистим зубы»). Почистил зубы и пошёл пить чай. А чай был какой? (горячий) Давайте подуем на чай (Три глубоких вдоха через нос и выдоха через нос). А теперь пьём чай (три глубоких вдоха через рот с почти сомкнутыми губами и три выдоха через нос). Чай попил -  пошёл работать. Белим потолок (язык поднимается вверх и кончик языка движется по нёбу от горла к корням верхних зубов и обратно). Поработал и пошёл на прогулку. А на прогулке он был на чём? На лошадке! (упр-е «Лошадка»). Скачет язычок и прискакал на полянку с жуками! Тррр!(«Жжжжжж!» с движение губами), дальше поскакал и прискакал на полянку с пчёлами.Тррр («Зззззз!» с движением губами), дальше постакал и встретил друга на велосипеде, на котором лопнула шина. Тррр! Поможем накачать колесо («Ш-ш-ш-ш-ш-ш-!»)

 А сейчас соберём внимание, чтобы работать активнее. Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы:

На поле у реки
Жили майские жуки –
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?

Дыхательные упражнения

Учитель: Скоро весна прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой.

Итак, возьмите снежинки. Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот).

Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо.

 Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

II  Введение в тему.

1. Выделение звука в начальной позиции

По первым звукам слов Жираф, Уши, Кот составьте слово

Какое слово получилось?

По первым звукам слов Шуба, Арбуз, Рыба составьте слово

Какое слово получилось?

    Назовите первый звук в слове Жук?

    Назовите первый звук в слове Шар?

2. Сообщение темы

Догадайтесь, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы будем сравнивать и учиться различать звуки и буквы Ж-Ш.

На что похож звук Ш? (на шелест ветра)

На что похож звук Ж?  (на жужжание жука)

3. Артикуляционная гимнастика на звуки Ж-Ш

1 Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлёпать верхней губой: пя-пя-пя

2. «Качели» Язычком тянемся к носу, к подбородку

3. «Улыбочка-Трубочка»

4. «Чашечка»: широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть чашечкой

5. Убрать язык за верхние зубы, подуть: ш-ш-ш

4. Сравнение артикуляции:

    Звук Ж                                                 Звук Ш

Губы-трубочкой                           Губы-трубочкой  

Зубы-сомкнуты                            Зубы-сомкнуты

Язык- за верхние зубы              Язык- за верхние зубы

Голос – есть                                 Голос -нет

Дети: Язык в виде «чашечки» поднимается за верхние зубы, зубы сомкнуты, губы трубочкой:  шшш, жжжж

Артикуляция звуков одинакова.

Ш-Ж: Согласный, всегда твердый, парный.

- А чем они отличаются?

Дети: Звук  Ш - глухой, произносится без голоса, а звук  Ж -звонкий, произносится с голосом.

5. Обозначение буквой

Звук Ш обозначается буквой Шш (ша)

Звук Ж обозначается буквой Жж (же)

6.  Различение букв Ж – Ш 

     а) Письмо в крупе

-Сколько элементов в букве Ш? 3.  Пишем с проговариванием в крупе (коробочки с манной крупой у каждого на парте)  1ш2ш3ш

На что похожа буква Шш? Кто покажет букву Шш?

Какой главный элемент в букве Ж?   Молния!   Пишем и проговариваем   1ж2ж

 На что похожа буква Жж?

    б) Работа по карточке

1  Корректурная проба : Подчеркни букву Ж одной чертой, а букву Ш  двумя. Сколько букв Шш получилось? А букв Жж?

ЖХМШЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

III Различение звуков и букв ж-ш в слогах

1. А теперь прочитаем слоги. Чтение слоговой таблицы:

C:\Users\Гимназия №9 НачШк\Desktop\Моё Логозанятие\loghopiedichieskoiezaniatiiediffierientsiatsiiazvukovibukvshizh_6.pngC:\Users\Гимназия №9 НачШк\Desktop\Моё Логозанятие\loghopiedichieskoiezaniatiiediffierientsiatsiiazvukovibukvshizh_7.png

2. Игра «Поймай звук»: А теперь поиграем. Хлопните, если услышите слог со звонким согласным звуком:

Жа, ша, шу. же, ош, жу, ше, же.

 3. Игра  «Эхо». А теперь игра «Эхо». Повторите за мной, как эхо.

   Повторить цепочку слогов.

Жа –жа – ша                     жа – ша – ша                ша – жа – жа

Жу – шу – шу                    ши – жи – ши                жо – шо – жо

4. Посмотрите на слайд и составьте слова из этих слогов, прочитайте.

А теперь возьмите слоги у вас на партах и составьте слова на партах, а я пройду и посмотрю.

Что такое «лыжи», ребята? Кто видел или катался на лыжах?

4. Итог Чем различаются звуки ш-ж?

Физминутка:

Волшебной сказкой делая деревья и дома

Прищла к ребятам белая-пребелая зима

Весёлая, желанная , морозная пора

От холода румяная смеётся детвора

(гимнастические движения)

IV Различение звуков и букв ж-ш  в словах

Чтение слов:

1. Посмотрите на слайд и скажите кто это? (девочки Шура и Женя). Я буду показывать вам картинки, а вы определите, какой звук в этих словах, ж или ш, определите место звука в слове и скажите, кто наденет этот предмет одежды, Шура или Женя? ( Предметы одежды, картинки)

Рубашка, пижама, шапка, дождевик, джинсы.

2. Прочитайте слоги:  (жи-ши) Как пишется и как слышится слог ши-жи?

4. Прочитайте на доске слова, вставив пропущенные слоги жи-ши

Малы…, лы…,  поло…,  каранда…, …ли,  …ли.

5. Пальчиковая гимнастика

Нейрогимнастика: два-три, кулачок-ладошка (1-10)

6. Посмотрите на слова и запомните их (выключаю слайд). Запишите третье слово в тетради, разделите на слоги (карандашом).

V Итог занятия

1.Чем отличаются парные согласные звуки Жи Ш?

2. Кому понравилось наше занятие встаньте и покажите букву Ш или Ж. Получите маленькие подарочки от меня. Спасибо за занятие, вы сегодня очень хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого логопедического занятия 4 класс

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ.Технологическая карта занятияУчитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Мигурская А.А.Предмет: групповое:логоп...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»

Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс

Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»

Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...