Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации звука Р, у двоих - этап автоматизации ж-ш., один с заиканием, поэтому много упражнений на формирование правильного речевого дыхания и артикуляцию звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_logozanyatie.docx | 64.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». для 1 класса
Цели:1. Развивать слуховую дифференциацию звуков «Ш и Ж» .
2 .Развивать умение соотносить звуки «Ш и Ж» с буквами «Ш и Ж».
3. Развивать фонематический слух.
4. Закреплять дифференциацию «Ш и Ж» в слогах, словах.
5. Расширять лексический запас.
6. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7. Воспитывать самоконтроль.
Задачи: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте; закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж; расширять словарный запас; формировать навыки построения связного высказывания; развивать артикуляционную моторику: воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.
Оборудования: Комьютерная презентация, коробочки с манной крупой, корректурные пробы, слоги
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.
- У нас сегодня много гостей.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям.
Мы спокойны и добры.
Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.
- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту.
А через рот выдохнем все ненужное.
- Начнем занятие. Дети:
«Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтобы всем было понятно»
Артикуляционная гимнастика на общий речевой уклад
«Сказка о Язычке» (слайды)
-Язычок утром проснулся и выглянул во двор (язык высунули), посмотрел направо(язык направо), налево (язык налево), поздоровался с солнышком (язык вверх и двигается вправо-влево) и пошёл домой чистить зубы (упр-е «Чистим зубы»). Почистил зубы и пошёл пить чай. А чай был какой? (горячий) Давайте подуем на чай (Три глубоких вдоха через нос и выдоха через нос). А теперь пьём чай (три глубоких вдоха через рот с почти сомкнутыми губами и три выдоха через нос). Чай попил - пошёл работать. Белим потолок (язык поднимается вверх и кончик языка движется по нёбу от горла к корням верхних зубов и обратно). Поработал и пошёл на прогулку. А на прогулке он был на чём? На лошадке! (упр-е «Лошадка»). Скачет язычок и прискакал на полянку с жуками! Тррр!(«Жжжжжж!» с движение губами), дальше поскакал и прискакал на полянку с пчёлами.Тррр («Зззззз!» с движением губами), дальше постакал и встретил друга на велосипеде, на котором лопнула шина. Тррр! Поможем накачать колесо («Ш-ш-ш-ш-ш-ш-!»)
А сейчас соберём внимание, чтобы работать активнее. Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы:
На поле у реки
Жили майские жуки –
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Дыхательные упражнения
Учитель: Скоро весна прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой.
Итак, возьмите снежинки. Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот).
Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо.
Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.
II Введение в тему.
1. Выделение звука в начальной позиции
По первым звукам слов Жираф, Уши, Кот составьте слово
Какое слово получилось?
По первым звукам слов Шуба, Арбуз, Рыба составьте слово
Какое слово получилось?
Назовите первый звук в слове Жук?
Назовите первый звук в слове Шар?
2. Сообщение темы
Догадайтесь, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем сравнивать и учиться различать звуки и буквы Ж-Ш.
На что похож звук Ш? (на шелест ветра)
На что похож звук Ж? (на жужжание жука)
3. Артикуляционная гимнастика на звуки Ж-Ш
1 Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлёпать верхней губой: пя-пя-пя
2. «Качели» Язычком тянемся к носу, к подбородку
3. «Улыбочка-Трубочка»
4. «Чашечка»: широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть чашечкой
5. Убрать язык за верхние зубы, подуть: ш-ш-ш
4. Сравнение артикуляции:
Звук Ж Звук Ш
Губы-трубочкой Губы-трубочкой
Зубы-сомкнуты Зубы-сомкнуты
Язык- за верхние зубы Язык- за верхние зубы
Голос – есть Голос -нет
Дети: Язык в виде «чашечки» поднимается за верхние зубы, зубы сомкнуты, губы трубочкой: шшш, жжжж
Артикуляция звуков одинакова.
Ш-Ж: Согласный, всегда твердый, парный.
- А чем они отличаются?
Дети: Звук Ш - глухой, произносится без голоса, а звук Ж -звонкий, произносится с голосом.
5. Обозначение буквой
Звук Ш обозначается буквой Шш (ша)
Звук Ж обозначается буквой Жж (же)
6. Различение букв Ж – Ш
а) Письмо в крупе
-Сколько элементов в букве Ш? 3. Пишем с проговариванием в крупе (коробочки с манной крупой у каждого на парте) 1ш2ш3ш
На что похожа буква Шш? Кто покажет букву Шш?
Какой главный элемент в букве Ж? Молния! Пишем и проговариваем 1ж2ж
На что похожа буква Жж?
б) Работа по карточке
1 Корректурная проба : Подчеркни букву Ж одной чертой, а букву Ш двумя. Сколько букв Шш получилось? А букв Жж?
ЖХМШЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
III Различение звуков и букв ж-ш в слогах
1. А теперь прочитаем слоги. Чтение слоговой таблицы:
2. Игра «Поймай звук»: А теперь поиграем. Хлопните, если услышите слог со звонким согласным звуком:
Жа, ша, шу. же, ош, жу, ше, же.
3. Игра «Эхо». А теперь игра «Эхо». Повторите за мной, как эхо.
Повторить цепочку слогов.
Жа –жа – ша жа – ша – ша ша – жа – жа
Жу – шу – шу ши – жи – ши жо – шо – жо
4. Посмотрите на слайд и составьте слова из этих слогов, прочитайте.
А теперь возьмите слоги у вас на партах и составьте слова на партах, а я пройду и посмотрю.
Что такое «лыжи», ребята? Кто видел или катался на лыжах?
4. Итог Чем различаются звуки ш-ж?
Физминутка:
Волшебной сказкой делая деревья и дома
Прищла к ребятам белая-пребелая зима
Весёлая, желанная , морозная пора
От холода румяная смеётся детвора
(гимнастические движения)
IV Различение звуков и букв ж-ш в словах
Чтение слов:
1. Посмотрите на слайд и скажите кто это? (девочки Шура и Женя). Я буду показывать вам картинки, а вы определите, какой звук в этих словах, ж или ш, определите место звука в слове и скажите, кто наденет этот предмет одежды, Шура или Женя? ( Предметы одежды, картинки)
Рубашка, пижама, шапка, дождевик, джинсы.
2. Прочитайте слоги: (жи-ши) Как пишется и как слышится слог ши-жи?
4. Прочитайте на доске слова, вставив пропущенные слоги жи-ши
Малы…, лы…, поло…, каранда…, …ли, …ли.
5. Пальчиковая гимнастика
Нейрогимнастика: два-три, кулачок-ладошка (1-10)
6. Посмотрите на слова и запомните их (выключаю слайд). Запишите третье слово в тетради, разделите на слоги (карандашом).
V Итог занятия
1.Чем отличаются парные согласные звуки Жи Ш?
2. Кому понравилось наше занятие встаньте и покажите букву Ш или Ж. Получите маленькие подарочки от меня. Спасибо за занятие, вы сегодня очень хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие для учеников 1 класса: «Звук [Ч], знакомство с буквой Ч».
Для работы с учениками 1 класса...
Технологическая карта открытого логопедического занятия 4 класс
Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ.Технологическая карта занятияУчитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Мигурская А.А.Предмет: групповое:логоп...
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»
Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс
Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»
Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...
Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"
Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...