Использование слоговых таблиц в логопедическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста
статья по логопедии
С детьми с ограниченными возможностями здоровья только классические методы и приемы не эффективны, а значит, в копилке логопеда, совместно с традиционными, должны быть методики, способствующие заинтересовать ребенка.
Чтобы повысить мотивацию к обучению чтению, а так же с целью закрепления навыка слогового чтения, на занятиях активно использую слоговые таблицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование слоговых таблиц в логопедическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста
Денисова Лариса Геннадьевна, учитель логопед
ГБУ ЦППМСП м.р. Борский Самарской области
Специфика речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья очень разнообразна, которая может осложняться интеллектуальными особенностями. Часто в заключение у детей младшего школьного возраста, которым рекомендовано пройти ПМПК, учитель – логопед ставит нарушение устной и письменной речи, обусловленное различным уровнем общего недоразвития речи, либо Дислексия и Дисграфия (нарушение чтения и письма). Поэтому, одно из главных направлений учителя-логопеда при работе с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста – это профилактика и коррекция нарушения чтения (дислексии) и письма.
Какие же трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья при формировании навыка чтения? Первое – это запоминание самой буквы (зрительный образ буквы), далее – затруднения слияния звуков в слоги. Трудно - значит неинтересно. Никто не будет любить делать то, что у него плохо получается.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья только классические методы и приемы не эффективны, а значит, в копилке логопеда, совместно с традиционными, должны быть методики, способствующие заинтересовать ребенка.
Чтобы повысить мотивацию к обучению чтению, а так же с целью закрепления навыка слогового чтения, на занятиях активно использую слоговые таблицы.
Таблицы оформлены в обыкновенном фотоальбоме, который назвала «Беговая дорожка или от буквы к букве». Ламинированные листы (формат А4) вставлены в альбом. Для удобства работы с таблицей в группе, а так же при необходимости копирования для домашнего задания, нужную слоговую таблицу можно вынуть из фотоальбома.
В логопедической практике очень часто встречаются дети, внимание которых очень трудно удержать на протяжении всего занятия. Поэтому, наряду со слоговыми таблицами на печатном варианте разработала электронные слоговые таблицы «Игры и упражнения для слогового чтения». Слайды в электронной презентации проиллюстрированы яркими, интересными картинками.
Перед началом работы с электронными таблицами по обучению чтению, ребёнка необходимо ознакомить с интерфейсом и кнопками управления (хотя, кнопками управления работает педагог). Домашняя страница содержит гиперссылки на электронные таблицы «Слог в окошке», «Колокольчик позвени, слог для чтения покажи!», «Прочитай слог или доскажи словечко» и др.
Цель использования слоговых таблиц – обеспечить формирование навыка чтения слога.
Применять слоговые таблицы можно в течение продолжительного времени. Сначала они будут помогать ребёнку в преодолении проблем усвоения слияния звуков в слоги, так же быстро находить и узнавать буквы.
С помощью таблиц (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма. При обучении чтению посредством слоговых таблиц необходимо помнить правилах.
Чтобы ребёнку было легче и быстрее научиться слогослиянию, разработала пособие «Беговая дорожка или от буквы к букве». За основу взят принцип обучения чтению Н. С. Жуковой [1].
Выполняя игровые упражнения с ребёнком индивидуально, параллельно автоматизируем поставленный звук в прямых и обратных слогах.
Для детей, которые выучили все буквы (хорошо усвоили зрительный образ букв) использую комплексы упражнений в электронном варианте «Слог в окошке», «Колокольчик позвени, слог для чтения покажи!», «Прочитай слог или доскажи словечко», «Найди, покажи, назови». По мере продвижения в технике чтения даются двусложные, трехсложные слова.
Интересна детям работа со слоговыми таблицами по методике Гегелия Н.А.[2], т.к. в таблицах есть значки-подсказки. Разработала электронный вариант с игровыми упражнениями слоговых таблиц Н.А. Гегелия.
Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным), осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.
Данные упражнения можно выполнять с группой детей или индивидуально. Электронный вариант таблиц так же удобно использовать при выполнении ребёнком домашнего задания логопеда, обучив родителей работе с электронными таблицами. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а педагогам и родителям не придётся долго подбирать нужный материал.
Результаты обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в конце учебного года позволяют отметить эффективность и целесообразность применяемой методики, что важно для успешного обучения чтению детей с различным уровнем подготовки.
Список литературы
1.Жукова Н.С. Букварь. Издательство Эксмодетство 2017
2.Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов –– М.: ВЛАДОС, 2001.
3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие -СПб.: МиМ, 1997.
5.https://pedsovet.su/load/339-1-0-56487
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов в образовательном ...
Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. Nelson Mandela. Если вы разговариваете с человеком на яз...
«Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях»
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок....
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные н...
Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях В МАУ «ЦППМиСП»
Работая в центре с детьми разных возрастов, с разными проблемами, постоянно находимся в поиске нового. На своих занятиях используем разные программы, пособия, игры, упражнения для ...
Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей на логопедических занятиях....