Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
консультация по логопедии
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные направления логопедической работы с ними и перспективы их обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_tnr.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
1. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организациизвукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.
В логопедии выделяют следующие виды ТНР:
АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте
АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы
РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
2. Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности:
- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)
- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению
- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста
- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками
- двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики), характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.
3. В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:
- тяжелые нарушения общей разборчивости речи
- медленный темп оречевления
- ограниченный лексический запас
- несформированность процессов словообразования и словоизменения
- стойкие аграмматизмы
- несформированность навыков связного высказывания
- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)
4. Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (программы 5.1.) является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы. Необходимость дальнейшего сопровождения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает в себя:
-коррекцию звукопроизношения
-развитие фонематического восприятия
-развитие звуко-слоговой структуры слова
-развитие лексико-грамматического строя речи
-развитие связной речи
-помощь в овладении письмом и чтением.
С заикающимися детьми мы дополнительно -вырабатываем диафрагмальное (физиологическое) дыхание. -формируем умение расслаблять и напрягать, то есть, произвольно регулировать мышечный тонус -отрабатываем технику речи с помощью пропевания гласных на одном выдохе (это сочетания до 3 звуков) -работаем над сопряженной речью (то есть, совместное произнесение фраз) и отраженной речью (то есть, повтор фразы за взрослым).
В дальнейшем мы будем работать над усложнением форм речи. Это будет и произнесение заученного текста, вопросно-ответная речь, ситуативная речь с опорой на наглядность, рассказы по прочитанному тексту.
5. Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?
Более благополучно будут обстоят у них дела с точными науками. Страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т.к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста.
Но, как было сказано ранее, если в этом будет острая необходимость, то по решению психолого-медико-педагогической комиссии сопровождение этих детей учителем -логопедом будет продлено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»
Выступление на педагогическом совете...
Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках...
Специфика коррекционно-логопедической работы в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Информация для родителей. выступление на родительском собрании....
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогич...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»
Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ №153"...
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....