Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" третье занятие
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Третье занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.
Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bova_elena_-_tseloe_zanyatie_zima_i_differentsiatsiya_zvukov_z-s_ispr.docx | 141.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ДЕФЕКТОЛОГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
КАФЕДРА СУРДОПЕДАГОГИКИ
Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи
Обучающейся 5 курса
заочной формы обучения
Бовы Елены Андреевны
:
2020-2021 учебный год
Тема: «Дифференциация звуков з - с». Текст «Снеговик». | ФИ обучающегося …. Класс: 2 класс Дата проведения … | |
Цель: развитие умения дифференцировать и правильно произносить звуки З-С, развитие умения воспринимать на слух текст повествовательного характера и различать и опознавать фразы, словосочетания и слова на материале текста «Зима». | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные - дифференциация звуков з - с в прямой позиции на материале слогов, слов, фраз; - актуализация знания произносительных норм речи при воспроизведении речевого материала; - развитие навыка восприятия речевого материала на слух с голоса учителя; - развитие навыка подбора слов в контексте предложений; - уточнение и расширение словарного запаса обучающегося; - формирование навыков правильного грамматического оформления связных высказываний; - создание условий для речевого общения на занятии, расширения речевой практики; - закрепление правильного произношения поставленных звуков в речи обучающегося. | Метапредметные познавательные УУД: - извлечение информации из картинок; - умение соотносить информацию с изображением; - извлечение информации из текста. коммуникативные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выполнять коммуникативную задачу; - понимание смысла текста в целом. регулятивные УУД: - формирование умения проверять и оценивать результаты работы (с помощью учителя собственное произношение и проводить его корректировку); осуществлять совместную деятельность. Развитие памяти, мышления, внимания; способности пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач. | Личностные - положительное отношение к учению, познавательной деятельности; - умение выражать свои эмоции; - мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой активности; - мотивация постоянного пользования средствами электроакустической коррекции; - умение выбирать поведение в соответствии с общепринятыми правилами. |
Межпредметные связи: Русский язык Тема: «Звуки-буквы». Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Зима». | ||
Ресурсы занятия: картинки, печатный материал, таблички с предложениями, словосочетаниями, словами. |
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание деятельности Учителя и ученика | Примечание |
I. Организация начала занятия | ||
Приветствие. Настрой на учебную деятельность. Проверка работы слухового аппарата или кохлеарного импланта. Фонетическая зарядка. Гимнастика для языка на постановку звука Р. | У: Здравствуй! у: Здравствуйте. У: Как ты меня слышишь? ПА-ПА-ПА у: Я слышу хорошо. У: Слушай: Будем слушать, читать, говорить. Повтори. у: Мы будем слушать, читать, говорить. Читай на одном выдохе: СА СА СА - самолёт СО СО СО - сок СУ СУ СУ - сумка СЕ СЕ СЕ - семь Читай протяжно: АС_______ ОС_______ УС_______ ИС______
| Побуждает к приветствию. Ученик слушает и повторяет. Материал на карточке или на доске. |
II. Основной этап занятия | ||
II. Формирование произносительной стороны речи
2. Дифференциация звуков з - с: а) различение слогов на слух с последующим чтением; б) называние картинок; в) определение характеристик звуков г) чтение слогов д) распределение слов по группам относительно наличия звука | У: Будем различать звуки З и С. у: Будем различать звуки З и С. У: Дай мне букву З.(зэ) у: Возьмите букву З.(зэ) У: Дай мне букву С.(эс) у: Возьмите букву С.(эс) У: Делай, как я. Говори протяжно звуки: з__ с__ У: Послушай. Покажи, что услышал(а). Повтори. за – са у: за – са (+показывает в распечатке) У: зо – со у: зо – со(+показывает в распечатке) У: зу - су у: зу - су(+показывает в распечатке) У: зы – сы у: зы – сы(+показывает в распечатке) У: Что это? у: Зуб. У: Послушай. Зуб. Зуб. Какой первый звук? у: З. У: Что это? у: Суп. У: Послушай. Суп. Суп. Какой первый звук? у: С. У: Правильно. Послушай. З___ З___. Звук З гласный или согласный? у: Звук З согласный. У: Звук З глухой или звонкий? у: Звук З звонкий. У: Правильно. Послушай. С___ С___. Звук С гласный или согласный? у: Звук С согласный. У: Звук С глухой или звонкий? у: Звук С глухой. У: Прочитай слоги. у: ЗА ЗО ЗЫ ЗУ СА СО СЫ СУ У: Что ты делал? у: Я читал слоги. У: Будем играть. у: Будем играть. У: Это Соня. у: Это Соня. У: Это Зоя. у: Это Зоя. У: Назови слово и проведи карандашом линию к нужной корзинке. у: Звезда. Бусы. Забор. Совок. (и т.д.) | Перед ребенком карточки с буквами З и С Демонстрирует произношение дифференцируемых звуков (перед зеркалом). Ученик произносит звуки по подражанию с использованием тактильно-вибрационного контроля или фонетической ритмики. Перед ребенком лежит распечатка за – са зо – со зу - су зы – сы Картинка зуба. За экраном. Актуально использование презентации с вариантами ответа (гласный- согласный глухой-звонкий) Если ребенку сложно определить звонкость/глухость, то наличие голоса можно проверить тактильно-вибрационно, потрогав рукой горло.(Должен быть подготовлен словарь, второкласснику трудно сказать -звонкий звук глухой звук согласный звук) Определение звонкости/глухости только для подготовленного ребенка. Со слабым учеником эта работа пропускается. Перед ребенком табличка со слогами. Читает сначала первую строчку, потом вторую. Перед ребенком картинка. Ребенок называет предмет и проводит карандашом линию к нужной корзине. |
Физминутка | Гуси серые летели, (Произвольные взмахи руками) На лужайке тихо сели, (Приседание на носках) Походили, (Ходьба на месте) Поклевали, (Наклоны головы вперёд вниз) Потом быстро побежали. (Бег на месте). | |
III. Развитие речевого слуха 1. Развитие речевого слуха на материале текста: а) предъявление текста по фразам; б) воспроизведение предложений; б) дифференциация трудных слов и словосочетаний в) закрепление правильного произношения при воспроизведении речевого материала. | У: Над каким текстом мы работали? у: Мы работали над текстом «Зима». У: Тема урока «Зима». Повтори. у: Тема урока «Зима». У: Будешь слушать текст. у: Я буду слушать текст. У: Зима - это мое любимое время года! Зима - это когда падают красивые снежинки. Это заснеженные крыши. Это деревья в снегу. Это слепленные детьми снеговики. Зима - это морозные узоры на окнах. Я очень люблю зиму! У: Что ты делал? у: Я слушал текст. У: Послушай предложения. у: Я буду слушать предложения У: Зима - это мое любимое время года! у: Зима - это мое любимое время года! У: Зима - это когда падают красивые снежинки. у: Зима - это когда падают красивые снежинки. У: Это заснеженные крыши. у: Это заснеженные крыши. У: Это деревья в снегу. у: Это деревья в снегу. У: Это слепленные детьми снеговики. у: Это слепленные детьми снеговики. У: Зима - это морозные узоры на окнах. у: Зима - это морозные узоры на окнах. У: Я очень люблю зиму! у: Я очень люблю зиму! У: Что ты делал? у: Я слушал предложения У: Послушай словосочетания У: Время года. у: Время года. У: Красивые снежинки. у: Красивые снежинки. У: Заснеженные крыши. у: Заснеженные крыши. У: Морозные узоры. у: Морозные узоры. У: Узоры на окнах. у: Узоры на окнах. У:Что ты делал? у: Я слушал словосочетания. У: Послушай слова. у: Я буду слушать слова. У: Снежинки. у: Снежинки. У: Заснеженные. у: Заснеженные. У: Снеговик. у: Снеговик. У: Крыши. у: Крыши. У: Морозные. у: Морозные. У: Будешь слушать предложения. у: Я буду слушать предложения. У: Зима - это морозные узоры на окнах. у: Зима - это морозные узоры на окнах. У: Это заснеженные крыши. у: Это заснеженные крыши. У: Я очень люблю зиму! у: Я очень люблю зиму! У: Это деревья в снегу. у: Это деревья в снегу. У: Зима - это мое любимое время года! у: Зима - это мое любимое время года! У: Зима - это когда падают красивые снежинки. у: Зима - это когда падают красивые снежинки. У: Это слепленные детьми снеговики. у: Это слепленные детьми снеговики. | Учитель читает текст. Ребенок слушает. Ученик воспринимает текст на рабочем расстоянии. Перед ребенком уже лежат таблички с предложениями (не по порядку- деформированный текст). Учитель предъявляет текст по одному предложению для восприятия на слух за экраном. Ребенок находит табличку с предложениями и выкладывает на стол по порядку. Если ребенок не услышал, предложение произносится слухозрительно, а потом снова на слух. Постепенно перед ребенком будет выложен текст. Учитель предъявляет словосочетания и слова по 2 раза за экраном. Ребенок повторяет. Если ребенок не услышит, учитель говорит это словосочетание без экрана. Если ребенок не воспринял слухозрительно, выкладывается табличка и тренируется восприятие с табличкой, потом слухозрительно и на слух. Учитель предъявляет слова из текста. Восприятие предложений вразбивку на слух. Слабому ученику можно оставить на столе текст. |
III. Организация окончания занятия | ||
Рефлексия учебной деятельности (организация подведения итогов, самооценка достижений обучающегося, общая оценка учителя). | У: Что ты делал сегодня на уроке? у: Я слушал, повторял, читал. У: Как ты выполнял задания? у: Я работал отлично. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по теме "В продуктовом магазине" для детей с нарушением слуха, проведённого во 2 классе.
Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине»Цель: создать условия для формирования и активизации словарного запаса по теме «Магазин»Задачи: активизация жизни детей, продолжить знакомство с трудом взр...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе, для детей с нарушением слуха. Тема: Составление распространённых предложений по схеме Кто? что делает? что? по теме «Семья».
Цель: учить составлять предложения по схеме Кто? что делает? что? С опорой на сюжетную картинку.Задачи: • Учить обучающихся соотносить действие пр...
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».
Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему Кто? что делает? Задачи: • Учить обучающихся соотносить дейст...
Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...
Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима"
Первое занятие по тексту "Зима".Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха....
Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" второе занятие
Второе занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха....