Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" третье занятие
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Бова Елена Андреевна

Третье занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.

Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

ИНСТИТУТ ДЕФЕКТОЛОГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

КАФЕДРА СУРДОПЕДАГОГИКИ

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха

и произносительной стороны устной речи

Обучающейся 5 курса

заочной формы обучения

Бовы Елены Андреевны

:                        

2020-2021 учебный год


Тема: «Дифференциация звуков з - с». Текст «Снеговик».

ФИ обучающегося ….

Класс: 2 класс

Дата проведения …

Цель: развитие умения дифференцировать и правильно произносить звуки З-С, развитие умения воспринимать на слух текст повествовательного характера и различать и опознавать фразы, словосочетания и слова на материале текста «Зима».

Планируемые результаты

Предметные

- дифференциация звуков з - с в прямой позиции на материале слогов, слов, фраз;

- актуализация знания произносительных норм речи при воспроизведении речевого материала;

- развитие навыка восприятия речевого материала на слух с голоса учителя;

- развитие навыка подбора слов в контексте предложений;

- уточнение и расширение словарного запаса обучающегося;

- формирование навыков правильного грамматического оформления связных высказываний;

- создание условий для речевого общения на занятии, расширения речевой практики;

- закрепление правильного произношения поставленных звуков в речи обучающегося.

Метапредметные

познавательные УУД:

- извлечение информации из картинок;

- умение соотносить информацию с изображением;

- извлечение информации из текста.

коммуникативные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выполнять коммуникативную задачу;

- понимание смысла текста в целом.

регулятивные УУД:

- формирование умения проверять и оценивать результаты работы (с помощью учителя собственное произношение и проводить его корректировку); осуществлять совместную деятельность.

Развитие памяти, мышления, внимания; способности пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

- положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

- умение выражать свои эмоции;

- мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой активности;

- мотивация постоянного пользования средствами электроакустической коррекции;

- умение выбирать поведение в соответствии с общепринятыми правилами.

Межпредметные связи: Русский язык Тема: «Звуки-буквы». Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Зима».

Ресурсы занятия: картинки, печатный материал, таблички с предложениями, словосочетаниями, словами.


Ход занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности

Учителя и ученика

Примечание

I. Организация начала занятия

Приветствие.

Настрой на учебную деятельность. Проверка работы слухового аппарата или кохлеарного импланта.

Фонетическая зарядка.

Гимнастика для языка на постановку звука Р.

У: Здравствуй!

у: Здравствуйте.

У: Как ты меня слышишь? ПА-ПА-ПА

у: Я слышу хорошо.

У: Слушай: Будем слушать, читать, говорить. Повтори.

у: Мы будем слушать, читать, говорить.

Читай на одном выдохе:

СА  СА  СА  - самолёт

СО  СО  СО  - сок

СУ  СУ  СУ  - сумка

СЕ  СЕ  СЕ  -  семь

Читай протяжно:

АС_______   ОС_______   УС_______   ИС______

  1. Заборчик
  2. Чашечка
  3. Грибок
  4. Качели

Побуждает к приветствию.

Ученик слушает и повторяет.

Материал на карточке или на доске.

II. Основной этап занятия

  1. Постановка учебной задачи развитие слухоречевого внимания и памяти.

II. Формирование произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения звуков з - с.

2. Дифференциация звуков з - с:

а) различение слогов на слух с последующим чтением;

б) называние картинок;

в) определение характеристик звуков

г) чтение слогов

д) распределение слов по группам относительно наличия звука

У: Будем различать звуки З и С.

у: Будем различать звуки З и С.

У: Дай мне букву З.(зэ)

у: Возьмите букву З.(зэ)

У: Дай мне букву С.(эс)

у: Возьмите букву С.(эс)

У: Делай, как я. Говори протяжно звуки: з__        с__

У: Послушай. Покажи, что услышал(а). Повтори. за – са

у: за – са (+показывает в распечатке)

У: зо – со

у: зо – со(+показывает в распечатке)

У: зу - су

у: зу - су(+показывает в распечатке)

У: зы – сы

у: зы – сы(+показывает в распечатке)

У: Что это?

у: Зуб.

У: Послушай. Зуб. Зуб. Какой первый звук?

у: З.

У: Что это?

у: Суп.

У: Послушай. Суп. Суп. Какой первый звук?

у: С.

У: Правильно. Послушай. З___ З___. Звук З гласный или согласный?

у: Звук З согласный.

У: Звук З глухой или звонкий?

у: Звук З звонкий.

У: Правильно. Послушай. С___ С___. Звук С гласный или согласный?

у: Звук С согласный.

У: Звук С глухой или звонкий?

у: Звук С глухой.

У: Прочитай слоги.

у: ЗА ЗО ЗЫ ЗУ

СА СО СЫ СУ

У: Что ты делал?

у: Я читал слоги.

У: Будем играть.

у: Будем играть.

У: Это Соня.

у: Это Соня.

У: Это Зоя.

у: Это Зоя.

У: Назови слово и проведи карандашом линию к нужной корзинке.

у: Звезда. Бусы. Забор. Совок. (и т.д.)

Перед ребенком карточки с буквами З и С

Демонстрирует произношение дифференцируемых звуков (перед зеркалом). Ученик произносит звуки по подражанию с использованием тактильно-вибрационного контроля или фонетической ритмики.

Перед ребенком лежит распечатка 

за – са

зо – со

зу - су

зы – сы

Картинка зуба.

За экраном.

Актуально использование презентации с вариантами ответа (гласный- согласный глухой-звонкий)

Если ребенку сложно определить звонкость/глухость, то наличие голоса можно проверить тактильно-вибрационно, потрогав рукой горло.(Должен быть подготовлен словарь, второкласснику трудно сказать -звонкий звук глухой звук согласный звук) Определение звонкости/глухости только для подготовленного ребенка. Со слабым учеником эта работа пропускается.

Перед ребенком табличка со слогами. Читает сначала первую строчку, потом вторую.

https://1.bp.blogspot.com/-0vI9wPeN9Sw/Xpw7-9YpiKI/AAAAAAAAEFA/qU9djZmLQ8U2vP5QnKktCGAmF0wZWHYuQCLcBGAsYHQ/s1600/kartinki-poteryalis_307793.pngПеред ребенком картинка.

Ребенок называет предмет и проводит карандашом линию к нужной корзине.

Физминутка

Гуси серые летели, (Произвольные взмахи руками)

На лужайке тихо сели, (Приседание на носках) 

Походили, (Ходьба на месте)

Поклевали, (Наклоны головы вперёд вниз)

Потом быстро побежали. (Бег на месте).

III. Развитие речевого слуха

1. Развитие речевого слуха на материале текста:

а) предъявление текста по фразам;

б) воспроизведение предложений;

б) дифференциация трудных слов и словосочетаний

в) закрепление правильного произношения при воспроизведении речевого материала.

У: Над каким текстом мы работали?

у: Мы работали над текстом «Зима».

У: Тема урока «Зима». Повтори.

у: Тема урока «Зима».

У: Будешь слушать текст.

у: Я буду слушать текст.

У: Зима - это мое любимое время года! Зима - это когда падают красивые снежинки. Это заснеженные крыши. Это деревья в снегу. Это слепленные детьми снеговики. Зима - это морозные узоры на окнах. Я очень люблю зиму!

У: Что ты делал?

у: Я слушал текст.

У: Послушай предложения.

у: Я буду слушать предложения

У: Зима - это мое любимое время года!

у: Зима - это мое любимое время года!

У: Зима - это когда падают красивые снежинки.

у: Зима - это когда падают красивые снежинки.

У: Это заснеженные крыши.

у: Это заснеженные крыши.

У: Это деревья в снегу.

у: Это деревья в снегу.

У: Это слепленные детьми снеговики.

у: Это слепленные детьми снеговики.

У: Зима - это морозные узоры на окнах.

у: Зима - это морозные узоры на окнах.

У: Я очень люблю зиму!

у: Я очень люблю зиму!

У: Что ты делал?

у: Я слушал предложения

У: Послушай словосочетания

У: Время года.

у: Время года.

У: Красивые снежинки.

у: Красивые снежинки.

У: Заснеженные крыши.

у: Заснеженные крыши.

У: Морозные узоры.

у: Морозные узоры.

У: Узоры на окнах.

у: Узоры на окнах.

У:Что ты делал?

у: Я слушал словосочетания.

У: Послушай слова.

у: Я буду слушать слова.

У: Снежинки.

у: Снежинки.

У: Заснеженные.

у: Заснеженные.

У: Снеговик.

у: Снеговик.

У: Крыши.

у: Крыши.

У: Морозные.

у: Морозные.

У: Будешь слушать предложения.

у: Я буду слушать предложения.

У: Зима - это морозные узоры на окнах.

у: Зима - это морозные узоры на окнах.

У: Это заснеженные крыши.

у: Это заснеженные крыши.

У: Я очень люблю зиму!

у: Я очень люблю зиму!

У: Это деревья в снегу.

у: Это деревья в снегу.

У: Зима - это мое любимое время года!

у: Зима - это мое любимое время года!

У: Зима - это когда падают красивые снежинки.

у: Зима - это когда падают красивые снежинки.

У: Это слепленные детьми снеговики.

у: Это слепленные детьми снеговики.

Учитель читает текст. Ребенок слушает. Ученик воспринимает текст на рабочем расстоянии.

Перед ребенком уже лежат таблички с предложениями (не по порядку- деформированный текст). Учитель предъявляет текст по одному предложению для восприятия на слух за экраном. Ребенок находит табличку с предложениями и выкладывает на стол по порядку. Если ребенок не услышал, предложение произносится слухозрительно, а потом снова на слух. Постепенно перед ребенком будет выложен текст.

Учитель предъявляет словосочетания и слова по 2 раза за экраном.

Ребенок повторяет.

 Если ребенок не услышит, учитель говорит это словосочетание без экрана.

Если ребенок не воспринял слухозрительно, выкладывается табличка и тренируется восприятие с табличкой, потом слухозрительно и на слух.

Учитель предъявляет слова из текста.

Восприятие предложений вразбивку на слух. Слабому ученику можно оставить на столе текст.

III. Организация окончания занятия

Рефлексия учебной деятельности (организация подведения итогов, самооценка достижений обучающегося, общая оценка учителя).

У: Что ты делал сегодня на уроке?

у: Я слушал, повторял, читал.

У: Как ты выполнял задания?

у: Я работал отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по теме "В продуктовом магазине" для детей с нарушением слуха, проведённого во 2 классе.

Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине»Цель: создать условия для формирования и активизации словарного запаса по теме «Магазин»Задачи: активизация жизни детей, продолжить знакомство с трудом взр...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе, для детей с нарушением слуха. Тема: Составление распространённых предложений по схеме Кто? что делает? что? по теме «Семья».

Цель: учить составлять предложения по схеме  Кто? что делает? что? С опорой на сюжетную картинку.Задачи: •         Учить обучающихся соотносить действие пр...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».

Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему  Кто? что делает?  Задачи: •         Учить обучающихся соотносить дейст...

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима"

Первое занятие по тексту "Зима".Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​...

Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" второе занятие

Второе занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​...