"Слова, обозначающие предмет. Насекомые" по ФГОС
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Копликова Наталья Николаевна

Увлекательное путешествие на лесную полянку (с использованием интерактивной доски). Закрепление обобщающего понятия "Насекомые", обогащение и активизация словаря по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Государственное казенное общеобразовательное учреждение

          Краснодарского края школа – интернат с. Шабельского

Конспект открытого урока по теме:

«Слова, обозначающие предметы. Насекомые»

во 2 классе 27.01.2021г

Учитель – логопед

                                                                                                                 Копликова Н.Н.

План урока

  1. Тема: «Слова, обозначающие предметы. Насекомые»
  2. Логопедия
  3. 2 класс
  4. Урок закрепления знаний, умений и навыков.
  5. Урок -  путешествие.
  6. Групповое занятие.
  7. Цели:

закрепить знания учащихся о насекомых, закрепить обобщающее понятие по теме;

обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков; развивать слоговой анализ и синтез, диалогическую, связную речь и ВПФ;

 воспитывать любовь к родному языку и интерес окружающему миру.

  1. Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, диск с записью музыки «Шум леса», презентация «Насекомые», предметные картинки, тетради, ручки,  цветные карандаши, электронная зрительная гимнастика «Стрекоза».
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
  3. Связь логопедии с психологией, русским языком, развитием речи.
  4. Форма обратной связи: учитель – ученик, ученик – учитель.
  5. Ход урока:
  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Введение в тему (проблемное).
  • Работа по теме урока.
  • Зрительная гимнастика.
  • Работа у доски.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Работа в тетради.
  • Динамическая пауза.
  • Дидактическая игра.
  • Итог урока.
  • Релаксация.

Тема: Слова, обозначающие предметы “Насекомые”.

Цели: закрепить знания учащихся о насекомых, закрепить обобщающее понятие по теме; обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков; развивать слоговой анализ и синтез, диалогическую, связную речь и ВПФ; воспитывать любовь к родному языку и интерес окружающему миру.

Формируемые базовые учебные действия:

  • Познавательные – уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.  
  • Личностные – ориентироваться в своей системе знаний.
  • Регулятивные – принимать учебную задачу, действовать по плану.
  • Коммуникативные – слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карандаши, презентация «Насекомые», электронная зрительная гимнастика «Стрекоза», музыкальное сопровождение к динамической паузе и релаксации «Шум леса».  

Ход занятия:                        

  1. Организационный момент.

Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха. Проследить за правильной осанкой детей.

  1. Дыхательная гимнастика: «Бабочка». Цель: отработка длительности, направленности и силы воздушной струи. Следить за точностью выполнения упражнений.
  2. Актуализация опорных знаний. Отгадывание загадок.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

ловко прыгать может он. (Кузнечик) слайд №1

Объяснение семантики слов: «Изумрудный» - это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» - это спортсмен, ставший победителем в каком – либо соревновании.

Летит -  пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар) слайд №2

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меда собирает

И на чай нас приглашает. (Пчела) слайд №3

  1. Введение в тему занятия (проблемное).

Молодцы! Ребята,  как мы назовем одним словом пчелу, комара, кузнечика? Как  вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на занятии?

Вы правильно догадались, мы  продолжим знакомиться с  насекомыми.

  1.  Работа по теме занятия.   Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку. Слайд №4  

Назовите насекомых, которые находятся на полянке. Скажите, что делает пчела, муравей, бабочка, стрекоза, жук – олень, божья коровка? (полные ответы детей)Кто из этих насекомых прыгает, ползает, летает? А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей – санитар леса). Кто из насекомых жалит, кусает? Что делают насекомые зимой? (Одно насекомое детям не знакомо).

Логопед: это насекомое «Жук – олень» его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук – олень обитает только в лесах. Рогами – челюстями он может прокусить даже кожу человека.

Составление рассказа – описания (детьми) жука. Расскажите, жук, какой? (Ответы детей: рогатый, большой, черный).Что есть у жука? (У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, у жука 6 лапок). Зачем жуку панцирь? (Защита от других животных).Что находится под панцирем? (Тело). Что умеет жук? (Ползать и летать).Чем питается жук? (нектаром, растительной пищей).

  1. Электронная зрительная гимнастика «Стрекоза». Дети следят за перелетом стрекозы только вращая глазами, без поворота головы. Цель: разгрузка зрения.
  2. Работа у доски. Чтение чистоговорок о насекомых (громко, тихо)

Ла,ла,ла -  на цветке сидит пчела.

За, за, за – пролетела стрекоза.

Ук,ук,ук  – прожужжал над ухом жук.

Чик, чик, чик – в траве сидит кузнечик.

Ха, ха, ха – прилетела муха.

  1. Пальчиковая гимнастика «Жук» с речевым сопровождением. Жук жужжит, жук летит, жук усами шевелит.
  2. Работа в тетрадях. Списать с доски названия насекомых, провести звуковой анализ слова  «муха».
  3. Динамическая пауза «Бабочка» с музыкальным сопровождением «Шум леса».

 Цель: координация речи с движением.

  1.  Закрепление пройденного материала.  Д/и «Разложи на две колонки». Цель: развитие слогового анализа и синтеза, закрепление  знаний о насекомых, приносящих пользу и вред.
  2.  Итог занятия. О ком мы говорили на уроке? Что нового вы узнали на занятии?

Оценка деятельности учащихся.

 Релаксация под музыку «Шум леса».  Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как в ваши ладошки садятся  божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. Наше занятие закончилось, до свидания.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».

Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"...

Урок по письму и развитию речи " согласование слов обозначающих предмет со словами, обозначающими действие" 2 класс

Урок - закрепление ранее полученных знаний. Образовательной целью данного урока является:- формировать умение учить детей согласовывать слова, обозначающие действия, со  словами, обозначающи...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...