КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
методическая разработка по логопедии
Данная статья раскрывает пользу перекрестных (кинезеологических) упражнений в коррекционно-логопедическом обучении учащихся. Приведен пример ряда игр и упражнений на межполушарное взаимодействие, которые в своей работе могут применить как педагоги, так и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие – логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие и ключевые моменты, а правое полушарие – творческое. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности? На логопедических занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, который обнаружил огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Эти упражнения способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики). Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Итак, можно выделить следующие кинезиологические упражнения:
1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку): предлагается прыгать так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А затем наоборот, – левая нога и правая рука. Дети прыгают вперед, в стороны, назад. При ходьбе касаются левой рукой правого колена, а потом правой рукой левого колена.
2. Упражнение «Ленивые восьмерки»: предлагается взять в правую руку карандаш и начертить на бумаге восьмерку (знак бесконечности), а потом – левой. А теперь правой и левой рукой одновременно. Следующий вариант: начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими руками одновременно.
3. Упражнение «Перекрестный шаг сидя»: предлагается сесть на коврик и представить езду на велосипеде, касаясь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено – правый локоть.
4. Упражнение «Двойной рисунок»: предлагается взять в каждую руку карандаш или ручку, изобразить на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно.
5. Упражнение «Крюки»: предлагается вначале скрестить лодыжки, а затем и руки, соединив пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого нужно вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз, далее – перенести одну руку через другую, соединить ладони и соединить пальцы в замок. Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижать язык к твердому небу за верхними зубами и вернуться в исходное положение.
6. Упражнение «Сова»: предлагается схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
7. Упражнение «Колечко»: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Усложнение – правой рукой перебираем пальцами в одну сторону, а левой в этот момент – в другую сторону.
8. Упражнение «Лезгинка»: предлагается левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
9. «Ухо – нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Ежедневное выполнение данных упражнений дают положительные результаты в работе. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У них пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Учащимся становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...
Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...
Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...
Система упражнений для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников
Правильное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности обучения детей в школе. Но некоторые дети испытывают при этом существенные трудности. Этот материал будет полезен...
Использование в домашних условиях игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма
Чем же родители могут помочь своему ребенку, не обладая знаниями коррекционных специалистов и не перегружая юного школьника трудными заданиями? В наших руках есть достаточно большой арсенал игр и упра...