Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

В презентации показаны наиболее распространенные и эффективные  нейропсихологические упражнения, используемые на логопедических занятиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ Учитель-логопед: Дегтяренко Анна Александровна МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко»

Слайд 2

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Это дети не только с нарушение речи, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции. Как же помочь таким детям? И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма. Трудности обучения школьников вызываются слабостью Высших Психических Функций или их компонентов . Это характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя, дефицитом внимания, трудностями переключения, отсутствием самоорганизации .

Слайд 3

В результате нарушения функций программирования и контроля деятельности - в письменных работах наблюдаются ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза: -пропуск или вставка букв, слогов, слов; -персеверация предшествующих букв, слогов, слов; -контаминация двух слов; -нарушение границ предложения; -орфографические ошибки. То есть всё то, что относится к дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. А нарушения в развитии функций переработки слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации способствует возникновению артикуляционно-акустических, акустических, оптических ошибок: нахождение и соблюдение строки; колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова; трудности запоминания букв и их искажение; устойчивая зеркальность букв; пропуск и замена гласных; фонетическое письмо; трудности запоминания словарных слов. То есть всё то, что называют артикуляционно – акустической, акустической и оптической дисграфиями .

Слайд 4

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Большое количество нейропсихологических упражнений представлены в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, их можно адаптировать к логопедическим занятиям . Данные упражнения повышают интерес и мотивацию ребят к занятиям. У детей развиваются когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо-логопедического процесса.

Слайд 5

Использование нейропсихологических методов в коррекционно-логопедической работе Эти упражнения не требуют проведения дополнительных занятий. Они могут органично включаться в контекст каждого урока. Упражнение «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами: • БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ Предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки: вниз - произнося слог вслух, вверх - читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания, ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов. Упражнение «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух). ЗА – СА ЗЯ - СЯ ЗО – СО ЗЁ - СЁ ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ ЗЫ – СИ ЗЕ - СЕ По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется, добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой). ЗА – топнуть, СА - хлопнуть ЗО – топнуть, СО - хлопнуть ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Слайд 6

Упражнение «Арабское письмо». Диктуется слово, которое ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд. Начинать следует с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные, затем вводим слова более трудные, со стечением 2-3согласных. СОК – КОС, КАША – АШАК, ВЕТЕР – РЕТЕВ . Таким же образом, отработав письмо слов, можно писать предложения и целые тексты. Упражнение даёт хорошие результаты в тех случаях, когда ребёнок переставляет буквы и не дописывает слова. Упражнение «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями; либо только гласными, обозначая согласные многоточиями. МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А Отработав со словами, усложняем материал и переходим к написанию предложений, а затем и текстов. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме .

Слайд 7

Упражнение «Связалочка». Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ. ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ. ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ. ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ . Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Упражнение «Волшебный диктант». В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договоримся, что слова с проблемной буквой «С» обозначаем как «Х», слова с гласной «Е»- «*», а все остальные- «/». Так предложение МЫ СМОТРИМ НА ПТИЧЬИ СТАИ В НЕБЕ. выглядит так: /Х//Х/*. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у школьника есть трудности. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Слайд 8

Упражнение «Корректурная проба» Из предложенных букв нужно зачеркнуть определенную букву Зачерки букву «М» а п м е и р о л д г н и т ь г н е а п м с в ы у ц к с ч в м и т р и м о л ь т м о р г н о л д ю б ь н г ш щ л о н р о т и п р т ь б л д ю б м и т и м а к е п а н о р г п е м и т и м м п а в к е н н г о р т ь н р о л д б ь т м п р н н т и п р т ь б о т м и с а в ч с м а в к а м и п а е н р т и р н п и т ь После условного сигнала (стук, хлопок) – смена зачёркиваемой буквы. Упражнение «Буквенно-числовая таблица» Упражнение направлено на улучшение концентрации внимания и развитие графической зоркости. Учащемуся предлагается найти и назвать все буквы алфавита или цифры, или если ребенок не знает алфавита наизусть, то последовательность букв можно задать определенным словом. Например, называем слово «Динозавр» (можно написать на листке), а ребенок находит и называет буквы.

Слайд 9

Упражнение «Спрятанные слова» Упражнение «Зоопарк» Эти упражнения хорошо использовать при нарушениях языкового анализа и синтеза. Задача ребенка - построчно проверяя случайный набор букв, находить среди них слова и подчеркивать их. Задача ребенка – увидеть спрятанные в тексте названия животных. Название может быть спрятано внутри одного слова, состоять из частей двух слов или слов и предлогов.

Слайд 10

Упражнение «Лабиринт» Упражнение развивает внимание, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, развивают навыки пространственной ориентации и являются средством профилактики «отзеркаливания» букв . Необходимо следить за перепутанными линиями только зрительно, без помощи руки. В лабиринте «Воздушные шары» – нужно разгадать слова, а в лабиринте «Пчелка» – целую фразу.

Слайд 11

Литература: 1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001 2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005 4. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях

Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях...

Использование нейропсихологических упражнений на уроках

В последнее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематич...

Нейропсихологические приёмы на логопедических занятиях с младшими школьниками

Нарушения письменной речи разнообразны по многим параметрам.Однако многими учёными признаётся факт того, что нарушения письменной речи не преодолеваются обычными методами обучения, применяемыми в обще...

Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. Презентация

Кинезиология—  наука о развитии умственных способ­ностей и физического здоровья через определенные двига­тельные упражнения....

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.

Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут  от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Доклад "Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе"

Опыт применения нейропсихологического подхода в корреционно - развивающей работе...