Доклад "Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе"
материал по логопедии
Опыт применения нейропсихологического подхода в корреционно - развивающей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_neyropsihologicheskiy_podhod.pdf | 613.97 КБ |
neyrologopedicheskie_uprazhneniya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нейрокоррекционные упражнения в работе
учителя-дефектолога
Нейрокорреционные занятия представляют собой один из самых эффективных методов безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (син- дроме дефицита внимания, задержке развития, гиперактивности и др.). У таких занятий, по медицинским данным, отсутствуют побочные действия. Если
осуществляемый подход грамотный, то и
результативность оказывается высокой.
Нейрокоррекционные упражнения разработаны с учетом формирования и развития многих психических процессов в головном мозге — пространственной ориентации, восприятия, речи, внимания, эмоционального реагирования, памяти и всех видов моторики. Методика применяется при коррекции нарушений
- психических функциях детей от 2 до 13 лет, однако возможен вариант и более ранней коррекции.
Процесс формирования головного мозга происходит всю жизнь. Он имеет чет- кий порядок и проходит определенные стадии развития. Однако по различным причинам они могут нарушаться, что приводит к общим проблемам в форми- ровании и развитии психических функций ребенка [1].
Необходимо помнить, что при различных мозговых нарушениях диагноз может быть не поставлен, но при отсутствии своевременной коррекции дети не смогут полноценно учиться в школе, станут объектом обидных насмешек сверстников и «вечно неуспевающими» для учителей. Вследствие этого к большому количеству интеллектуальных, эмоцио- нальных нарушений прибавятся еще и психологические проблемы. Они, в свою очередь, могут привести к психосомати- ческим проблемам. Таким детям проблематично сделать над собой волевое уси- лие, выполнить определенную задачу. Как следствие, возможны проявления нарушения внимания (например, неустойчивость, снижение концентрации,
повышенная отвлекаемость и др.).
Задержка развития часто сопровождается проблемами развития речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Неизбежно появляется задержка и во всех формах мыслительного процесса: трудно осваивается словесно-логический материал, дети очень тяжело овладевают операциями синтеза, анализа, обобщения, абстрагирования, сравнения.
- началу школьного обучения дети не в полной мере владеют интеллектуальными операциями (синтез, анализ, абстрагирование, сравнение, обобщение).
Таким образом, целесообразно как можно раньше начать проводить коррекционную программу — тогда у ребенка будет достаточно времени пойти в школу подготовленным.
- детском возрасте активно применяют две основные методики коррекции:
- двигательную;
- когнитивную.
Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимо- действия, развитие ассоциативных связей. Этой методикой в большей степени
занимаются нейропсихологи.
Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков, преодоление трудностей в учебной деятельности. Для более успешного решения данных проблем учитель-дефектолог включает в свою работу нейрокоррекци- онные занятия, направленные на мозговую организацию психических процессов — внимания, памяти, моторики, речи, мышления, эмоционального реагирования, саморегуляции и самоконтроля. Именно эти процессы лежат в основе коррекционной работы педагога. Если они не сформированы, процесс развития и обучения будет идти очень долго и тяжело.
При помощи нейропсихологических упражнений появляется возможность координировать синхронную работу правого и левого полушарий, развивать и контролировать взаимодействие тела и интеллекта.
Определенные упражнения отвечают за возбуждение «своего» участка мозга, что активизирует способность взаимодействия мысли и движения. Поэтому учебный материал усваивается естественно, целостно. Упражнения способствуют
развитию координации движений и психофизических функций организма.
Одна из наиболее качественных — практическое пособие
В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова. При включении данного блока занятий
- коррекционную работу необходимо учитывать индивидуальный подход и помнить, что каждый ребенок уникален
- так же, как уникальны проявления его задержек и сохранных функций голов- ного мозга. Примеры занятий есть у
Колгановой В. С. и Семенович А. В.
Занятия имеют как моментальный, так и накопительный эффект. Для полноцен-
ного освоения упражнений требуется их многократное повторение
Нейропсихологическая коррекция предназначена при:
Раннем детском аутизме
Интеллектуальных нарушениях
Задержке психического развития различных типов
Алалии
Дизартрии
Дисграфии
Дислексии
Сдвг
ДЦП
детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств) при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)
Игры с мячами
(обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки» «Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки»
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.
Хлопни, постучи
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.
В статье раскрывается суть нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...
Нейропсихологический подход в коррекционно-образовательной работе в школе у детей с ОВЗ с учётом ФГОС.
Коррекционно-образовательная работа с использованием нейро-психологического подхода....
Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов
В данном материале представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций при преодалении дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов...
Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- корр...
Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов
В данной статье представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов....
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-дефектолога
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-дефектолога способствует пониманию имеющихся трудностней в развитии детей и проведению целенаправленной работы для их устране...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...