Нейропсихологические приёмы на логопедических занятиях с младшими школьниками
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Аношина Ольга Юрьевна

Нарушения письменной речи разнообразны по многим параметрам.

Однако многими учёными признаётся факт того, что нарушения письменной речи не преодолеваются обычными методами обучения, применяемыми в общеобразовательной школе, необходимы специфические технологии устранения данных нарушений.

Также частая причина неуспеваемости в школе - несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется со школьной нагрузкой. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Нарушения письменной речи разнообразны по многим параметрам.

Однако многими учёными признаётся факт того, что нарушения письменной речи не преодолеваются обычными методами обучения, применяемыми в общеобразовательной школе, необходимы специфические технологии устранения данных нарушений.

Также частая причина неуспеваемости в школе - несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется со школьной нагрузкой. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.

Слайд 2.

 Упражнения для развития мелкой моторики улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Все упражнения  нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность.

Слайд 3.

«Кулак – ребро – ладонь» Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно.

«Лягушка» Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Слайд 4.

«Лезгинка» Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно  повторить позицию зеркально (левая рука собрана в кулак, правая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие пальцы. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.

Слайд 5.

«Ухо – нос » Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

Слайд 6

 

Тонус и релаксация.

Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.

«Дерево» Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. 

«Яблоки в саду»  Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

 

Слайд 7.

«Кулачки» Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь.

Слайд 8.

Развитие зрительного внимания отработка образа слова

 Лишние буквы. Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной. Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст.

Слайд 9

Развитие воображения, ассоциативной памяти

Ребёнку часто сложно запомнить правильное написание орфограммы в словарном слове. Запоминать правильные буквы лучше всего, опираясь на те или иные образы. Сначала нарисованный образ обязательно проговариваем: «Корова говорит "ооооо"» Затем просим ребёнка закрыть глаза и представить эту картинку. И третий этап — нарисовать самому.

Слайд 10.

Развитие умения устанавливать связи между общими и частными понятиями.

От общего к частному. Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие понятия.

Слайд 11.

Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового восприятия

Посчитай буквы и слова. Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Педагог медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

     Затруднения у детей могут возникнуть при учёте предлогов.

Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»?

    Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове. Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над ним.

Закрепление звукобуквенного анализа

Гусеница. Предложите ребёнку превратить заданное вами слово в гусеницу. Одна буква — один кружок в её тельце. Сколько букв в слове — такой длины и должна быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти кружочки.

        Усложнённый вариант: ребёнок вписывает буквы не с начала, а с конца слова (более сложный звукобуквенный анализ). Можно также попросить ребёнка раскрасить гусеницу: гласные буквы — красным цветом, согласные — синим.

Слайд 12.

Развитие межполушарных взаимодействий

Рисование двумя руками. Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции педагога. Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой — правой рукой.

Слайд 13

Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации

Волшебные квадраты. Предложите ребёнку посмотреть внимательно на два квадрата, распо ложенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, на ходящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.

Слайд 14.

Развитие мышления и речи

Четвёртый лишний. Предложите ребёнку найти в каждой строчке лишнее слово и объяснить свой выбор.

Слайд 15.

Развитие концентрации и распределения внимания

Чтение под стук. Педагог читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов.

Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.

Слайд 16.

Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти

Запоминалочка. Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавля ет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

Слайд 17.

Развитие зрительного внимания

Перепиши без ошибок. Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к неправильному додумыванию

Слайд 18.

Развитие речи, увеличение скорости реакции, отработка звукобуквенного анализа. Расширение словарного запаса.

Кто быстрей? Дети одновременно и как можно быстрее записывают слова, которые начинаются на загаданную заранее букву. Даётся 1 минута. Побеждает тот, у кого получилось больше слов.

Сократ. По команде дети начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «О» и т. д. Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.

Слайд 19, 20

Развитие внимания, его распределения и концентрации

Корректурная проба. Ребёнку даётся набор букв или цифр, который можно заранее набрать на компьютере и распечатать. Уровень сложности зависит от возраста и подготовленности ребёнка: от двух строк до целого листа формата А4.

Слайд 21

Закрепление образа букв, развитие образного восприятия

Испорченные буквы. Ребёнок должен дописать недостающие элементы букв и восстановить слово.

 

Слайд 22.

Развитие слогового анализа и акустического восприятия

Собери слово. Педагог называет несколько слов. Ребёнок должен взять от каждого слова первый слог и объединить эти слоги. Если всё сделать правильно, получится новое слово.

Слайд 23.

Развитие фонематического слуха, акустического внимания, проработка правил использования мягкого знака

Мягкость и мягкий знак. Ребёнок должен записывать цепочку слогов, которые диктует педагог. Слоги даются трёх видов: твёрдый согласный с гласной; мягкий согласный с гласной; слог с разделительным мягким знаком. Дети часто при письме под диктовку не слышат разницы между, например, «пю» и «пью» и могут пропустить мягкий знак. Бессмысленный набор слогов услышать, запомнить и записать гораздо осмысленное предложение, т. е. дети учатся на слух определять разницу в написании, а не просто вспоминать начертание слова.

       Также можно попросить ребёнка записывать слоги в три столбика по указанным признакам: «В первый столбик пиши слоги с мягким знаком, во второй — без него, в третий — слоги с твёрдым согласным».

Слайд 24.

Развитие непроизвольного внимания

Хитрые слова. На листе бумаги пишется пять-семь несложных слов.

Предложите ребёнку как можно быстрее посчитать, сколько букв в каждом слове. Далее ребёнок должен назвать слова, которые были написаны. Обычно дети не могут это вспомнить, так как их не просили прочитать слова. Но непроизвольно ребёнок должен был запомнить хотя бы несколько слов.

Слайд 25.

Развитие мышления, речи

Составь предложение. Даны четыре буквы. Ребёнок должен придумать предложение, в котором каждое слово начинается на одну из этих букв. Можно добавлять предлоги. Нужно использовать все буквы. Количество букв может быть любым.

Дополни быстро. Педагог диктует слоги, а ребёнок должен как можно быстрее дополнить слог до слова. Очень хорошо, когда ребёнок придумывает не односложные слова (но — нос), а многосложные (но — носорог).

Слайд 26.

Развитие речи, мышления, воображения

Сочинение по опорным словам. Ребёнок должен прочитать слова, а потом придумать и записать историю, использовав эти слова.

Слайд 27.

Развитие концентрации внимания устранение «угадывающего» чтения

Чтение вверх ногами. Упражнение предназначено для школьников, у которых уже достаточно сформирован навык чтения и нет проблем с заменой букв по оптическому признаку. Образ буквы должен быть хорошо сформирован. Ребёнок должен прочитать текст, который перевёрнут вверх ногами

Слайд  28

Преодоление аграмматизмов и развитие речи

Придумай окончание рассказа. Ребёнок должен вставить пропущенные окончания в словах и приду мать концовку рассказа.

Допиши окончания слов. Предложите ребёнку прочитать словосочетания и дописать окончания прилагательных.

 

 

Слайд 29.

Развитие внимания отработка образа слова, улучшение звукобуквенного анализа

Чепуха. Предложите ребёнку посмотреть внимательно, всё ли правильно написано. Некоторые буквы в словах поменялись местами. Ребёнок должен изменить неправильный порядок букв в слове и записать слово правильно.

Слайд 30.

Развитие самоконтроля, преодоление «угадывающего» чтения, улучшение понимания смысла прочитанного, развитие кратковременной памяти

Кусочки слов. Ребёнку нужно половину слова читать про себя, а вторую половину — вслух. А затем вспомнить и записать по памяти, что он читал.

Количество слов для прочтения может быть любым.

Слайд 31.

Развитие внимания самоконтроля, снятие импульсивности

Закодируй букву.

Вариант 1

Предложите ребёнку переписать данный текст в тетрадь, но вместо буквы «а» ставить прочерк. Буква может быть любой.

 Вариант 2

Ребёнок читает отрывок текста, в котором буква уже заменена про черком, и по ходу чтения вставляет букву обратно

Слайд 32.

Развитие внимания, закрепление звукобуквенного анализа, развитие слуховой памяти

Цифровой диктант. Педагог медленно диктует предложения. Ребёнок должен посчитать в уме и записать количество букв в каждом слове этого предложения.

Развитие зрительного внимания отработка слоговой структуры слова

Найди слог. Попросите ребёнка найти в каждой строчке одно слово с заданным слогом и обвести его в кружок.

Слайд 33.

Развитие зрительной памяти, внимания, навыка работы с текстом

Верни «сбежавшие» слова. Ребёнок один раз читает небольшой текст. После этого ребёнку даётся этот же текст, но с пропущенными словами. Нужно вписать или вставить устно «пропавшие» слова.

Слайд 34.

Развитие концентрации и распределения внимания

Найди повторы.

Вариант 1. Ребёнок должен вычеркнуть в строке буквы, которые не повторяются.

Вариант 2. Предложите ребёнку посмотреть внимательно, каких из данных слов нет в рамке, и подчеркнуть их.

Слайд 35.

Развитие зрительного восприятия, концентрации внимания

Спрятанные слова. Предложите ребёнку найти в таблице спрятанные слова Читать можно по вертикали и горизонтали.

Слайд 36.

Развитие логических операций анализа и синтеза, речи, мышления.

Из одного — много. Ребёнок должен составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в состав данного слова.

Волшебная цепочка 

Предложите ребёнку записать цепочку из десяти слов, каждое из которых начинается на последние две буквы предыдущего слова.

 

Слайд 37.

Развитие зрительной памяти

Узоры из слов. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на лист и прочитать слова. Нужно запомнить, где какие слова написаны. Через какое-то время ребёнку даётся точно такой же лист бумаги, но чистый. Нужно вспомнить образец и постараться воспроизвести его.

Слайд 38, 39

Понимание частей речи, автоматизация словообразования

      Обычно детям трудно подобрать проверочное слово. Поэтому после того, как ребёнок уже чётко понял и усвоил такие части речи, как имя существительное, глагол, прилагательное, можно дать ему таблицу словообразования.

      В таблице представлены примеры слов разных частей речи для изучения и автоматизации правила «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

По таблице можно наглядно объяснить, что такое однокоренные слова. Затем разбирать слова по составу, изучать, как слово меняется, что ушло, что прибавилось: приставка, суффикс и т. д.

     Дайте ребёнку существительное и попросите «превратить» его в прилагательное, а затем в глагол. Например: глупость — глупый — сглупить.

Слайд 40.

Отработка и закрепление понятия о частях речи в предложении: имени существительном, глаголе, прилагательном.

Работа с текстом

1. Вставь подходящие по смыслу существительные.

2. Вставь подходяще по смыслу прилагательные.

3.Вставь подходящий по смыслу глагол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время

   Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...

Нейропсихологические приёмы в коррекции дисграфии

В статье даётся обзор видов дисграфии согласно нейропсихологической классификации. Приводятся примеры игр и упражнений, которые помогают в коррекции психических процессов, лежащих в основе формировани...

Использование нейропсихологических приёмов с целью повышения уровня техники чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель: система нейропсихологических упражнений для повышения техники чтения у детей с разным начальным уровнем подготовки.Задачи:- развить навык смыслового чтения;- лучше понимать, запоминать и переска...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...