Развитие грамматического строя речи у учащихся начальных классов с ОВЗ
статья по логопедии (2 класс)
Данная статья описывает систему упражнений по устранению аграмматизмов у школьников младших классов с ОВЗ (ЗПР). Представлены упражнения для закрепления знаний о частях речи. Даются сведения в доступной форме о грамматическом значении и синтаксической роли частей речи Дети знакомятся с вопросами, на которые отвечают слова той или иной категории. Учатся узнавать слова с помощью постановки вопроса (кто? что? что делает? какой?) Вначале слова, обозначающие предметы, действия, признаки называются упрощенно: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Проводится знакомство с падежными вопросами (термин "падеж" не дается). Затем вводятся названия частей речи - существительное, глагол, прилагательное, предлог. Затем вводятся грамматические значения слов: подлежащее. сказуемое, определение. Приводятся варианты заданий по работе над словосочетанием и предложением. В отдельной главе рассматривается связь слов в предложении и составляются схемы предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_uchashchihsya.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Розман В.А.
Развитие грамматического строя речи у учащихся
начальных классов с ОВЗ (Из опыта работы)
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем в логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.Эти процессы очень сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.
Ребенок «путает окончания», говоря, например, что «тапочки под кроватем», «много зубы» , «книга на столу», «взяли под стола», «много деревий», и т.д. Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придается особого значения потому, что звукопроизношение у них при этом может быть достаточно правильным. Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой. Он может овладеть фонетическим принципом письма, при котором написание полностью совпадает с произношением. Лишь после перехода ребенка в третий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями. Поэтому, учитывая, что подобные аграмматизмы имеются почти у каждого ученика, необходимо с первого класса включать упражнения на развитие грамматического строя речи в логопедические занятия.
Предлагается система упражнений, которая создает необходимые условия для формирования лексико-грамматического строя речи.
Темы могут располагаться в следующем порядке.
1 Текст.
2.Предложение.
3. Слова, обозначающие предметы.
4. Слова, обозначающие действия.
5. Слова, обозначающие признаки.
6. Подлежащее.
7. Сказуемое.
8. Части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог.
9. Границы предложения.
10.Связь слов в предложении.
В процессе работы над темами обогащается лексика за счет словообразования и подбора слов, близких или противоположных по значению к данному слову. Постоянно проводится работа над составом слова. Привлекается внимание детей к значимым частям слова – приставкам и суффиксам. Определяются смысловые оттенки, которые они привносят в слова. В процессе работы дети знакомятся с предлогами, сравнивают их с приставками, учатся различать приставки и предлоги.
В теме «Части речи и их связь в предложении» речевой материал обобщает и углубляет предыдущие знания. Связь слов рассматривается уже на уровне не только словосочетания, но и предложения. Дети учатся соотносить понятия предмет, действие, признак с понятиями существительное, глагол, прилагательное.
I. Тема: «Текст. Предложение»
Цели:- уточнить понятия текст, предложение;
- формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия.
1.Логопед читает предложение и спрашивает: - Что я прочитала?
(Предложение).
- Что можно составить из предложений? (Рассказ)
Логопед берет разрозненные предложения и составляет из них текст, намеренно нарушая последовательность изложения.
- Получился рассказ? (Нет.)
- Почему? (Все перепутано)
Логопед выстраивает рассказ.
- А теперь получился? (Да.)
2.Детям раздаются наборы разрозненных предложений (рассыпной текст).
Задание: составить рассказ, расположив в нем предложения в нужной последовательности.
3. Самостоятельная работа учащихся. Проверка работы, исправление ошибок.
4.Задания:
а) прочитать рассказ вслух. (Читают 1-2 человека)
б) прочитать рассказ про себя. Приготовиться к пересказу.
5.Пересказы.
Примерные тексты для работы (рассыпной текст).
Текст №1
------------------------------------------------------------------------------------------------
Раз пошли ребята в лес.
-------------------------------------------------------------------------------------------------За ними побежал щенок.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Щенок увидел ежа и залаял.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Ёж фыркнул и растопырил иголки.
-------------------------------------------------------------------------------------
Щенок испугался и убежал.
-------------------------------------------------------------------------------------
Текст №2
-------------------------------------------------------------------------------------
Дедушка с внучкой ходили по лесу.
-------------------------------------------------------------------------------------
В лесу было хорошо.
-------------------------------------------------------------------------------------Звонко пели лесные птицы.
-------------------------------------------------------------------------------------
Внучка собирала ягоды и угощала деда.
-------------------------------------------------------------------------------------
Ягоды были вкусные и душистые.
-------------------------------------------------------------------------------------
- Тема: «Предложение. Слово»
Цель: учить конструировать предложение из данных слов, упорядочить его грамматический строй.
1.Логопед читает деформированное предложение.
орехи, Проворные, грызли, белки
Спрашивает:
- Можно ли назвать то, что я прочитала, предложением? (Нет.) Почему?
(Нельзя понять.)
- Что нужно сделать, чтобы было понятно? (Поставить каждое слово на свое место).
Предложение составляется у доски из слов, написанных на полосках плотной бумаги.
Проворные белки грызли орехи.
- Теперь читаем предложение и убеждаемся, что все понятно, предложение получилось.
2.Упражнения в составлении предложений.
Примерный материал для работы над предложениями.
копал, Серёжа, лопатой, землю
интересную, мы, книгу, читали
сосну, на, Петя, прибил, кормушку
мёд, медведь, сладкий, любит, очень
III. Тема: «Слова, обозначающие предметы»
Цель: познакомить с вопросами падежей, упражнять в их правильном употреблении. Проследить за синтаксической ролью существительных и их связью с другими словами. Повторить понятие словосочетание, вспомнить правописание предлогов и их отличие от приставок.
1.Демонстрируется таблица
кто? что?
кого? чего? от, из, у, с, до, без, около
кому? чему? к, по
кого? что? на, за, под, над, между
кем? чем? с, за, под, над, между
о ком? о чём? о, об, в(во), на, при
Читаем вслух только вопросы.
- Обратите внимание на предлоги, которые соответствуют вопросам.
предлогам. Будем пользоваться этой таблицей как справочником.
2. Задание: опираясь на таблицу, вставить вопросы в текст, напечатанный на листочке, выделить окончания в слове коза.
У нас была красивая ( … ? ) коза. Все любовались ( … ?) козой. Я заботилась о ( … ?) козе. Однажды я решила дать ( … ?) козе корм. Смотрю, а ( … ?) козы нет. Потом нашли ( … ?) козу в поле.
Вывод. В зависимости от вопроса меняется окончание в слове, к которому его задаем.
2. Задание: в текст, напечатанный на листочке, вставить пропущенное слово волна (в ед. ч.), изменив в нем окончание.
Море бьётся о берег (чем?) ___________.
Брызги (чего?) ___________покрывают берег.
Большие камни мешают (чему?) ______________ .
Они задерживают (что?) ____________ .
Только маленькие камни исчезают (в чём?)___________ .
4. Задание: прочитать предложение и записать вопросы, на которые отвечает каждый его член. Подчеркнуть члены предложения, которые обозначают предметы, соответствующей чертой.
Белки грызли орешки.
(Кто? Что делали? Что?)
Дети посадили кусты малины.
(Кто? Что сделали? Что?)
Мальчик копал землю лопатой.
(Кто? Что делал? Что?)
Вывод: слова, обозначающие предметы, в предложении бывают подлежащими и второстепенными членами.
5. БЕСЕДА.
- Что вы знаете о словосочетаниях? (Словосочетание состоит из двух слов, главного и зависимого. Главное слово то, от которого задаем вопрос. Зависимое слово, то к которому задаем вопрос.)
6. Задание: придумать словосочетание, опираясь на вопросы, найти главное и зависимое слово.
Что сделал? Кого? Встретил сестру.
Что сделал? Кому? Подарил маме.
Что делал? С кем? Играл с котёнком.
7. Задание: правильно поставить вопрос и дописать окончания.
Сидеть на ( … ?) ветк … . Удить ( …?) удочк … .
Дружить с ( …?) с девочк … . Вспомнить о ( …?) лет….
Как называются маленькие слова в словосочетаниях? (Предлоги.)
- Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно.)
8. Задание: по сюжетным картинкам придумать предложения, устно выделить предлоги.
Мальчик пьёт молоко из кружки.
Дети катаются с горки.
Белка спряталась в дупло.
- С чем часто путают предлоги? ( С приставками.)
- почему их нельзя путать? (Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно.)
9. Задание: раскрыть скобки в данных примерах, объяснить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
Ракета (до) летела (до) Луны. Туча (на) двинулась (на) солнце.
Я (за) шла (за) подругой. Девочка (от) садила росток (от) цветка.
IY.тема: «Слова, обозначающие действия»
Цель: познакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие действия; проследить за синтаксической ролью глаголов (слов, обозначающих действие предмета) и связью с другими членами предложения.
1.Знакомство с таблицей №1
(Он) что делал? Что сделал?
(Она) что делала? Что сделала?
(Оно) что делало? Что сделало?
(Они) что делали? Что сделали?
Задание: придумать и записать на доске ответы на эти вопросы.
Он что делал? - Читал. Он что сделал? – Прочитал.
- Что обозначают слова, которые отвечают на эти вопросы? (Вопросы показывают, что эти слова обозначают действия)
Обращаем внимание детей на окончания вопросов и подчеркиваем окончания в примерах.
ВЫВОД: Окончания в словах-действиях (глаголах) подсказаны вопросами.
2. Задание: придумать слов, отвечающие на данные вопросы, записать, их на доске в два столбика по образцу:
Что делал? Что сделал?
учил выучил
писал написал
- Сравните слова по составу. Чем они похожи?
(У них общий корень. Это – родственные слова.)
- Чем отличаются эти слова? ( Есть слова с приставками, есть без приставок.)
Выделяем приставки, уточняем их место (стоят перед корнем).
- Обратите внимание, как эти приставки влияют на смысл слова.
ВЫВОД: Слова с приставками (выучил, написал) обозначают действие законченное. Слова без приставок обозначают действие незаконченное, длительное (учил, писал).
3.Знакомство с таблицей № 2.
(Я) что делаю? что сделаю?
(Ты) что делаешь? что сделаешь?
(Он, она) что делает? что сделает?
(Мы) что делаем? что сделаем?
(Вы) что делаете? что сделаете?
(Они) что делают? что сделают?
Задание:
Придумать слово-действие(глагол), изменить его соответственно заданному вопросу и записать на доске и в тетради рядом с вопросом.
Я что делаю? - русую. Я что сделаю? - нарисую.
Ты что делаешь? - рисуешь Ты что сделаешь? – нарисуешь.
Он что делает? – рисует. Он что сделает? – нарисует.
Мы что делаем? – рисуем. Мы что сделаем?- нарисуем.
Вы что делаете? – рисуете. Вы что сделаете? – нарисуете.
-Сравните окончания в вопросах и в ответах.
ВЫВОД: Окончания в словах-действиях (глаголах) и в окончаниях вопросов, задаваемых к ним, одинаковы.
Задание:
В предложенном тексте найти слова-действия(глаголы), проверить окончания при помощи вопросов, используя таблицу.
На реке раскрываются жёлтые кувшинки. Буйно цветёт над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водою стрекозы.
Образец: кувшинки что делают? - раскрываются
Кашка что делает? - цветёт
Y. Тема: «Слова, обозначающие признаки»
Цель: уточнить грамматическое значение слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, их стилистическую и синтаксическую роль в предложении, а также связь с другими словами.. Повторить понятие однокоренные слова, упражняясь с в словообразовании и употреблении слов, близких и противоположных по смыслу.
1. Задание: отгадать загадку. Большой, круглый, вкусный, сладкий, сверху зеленый, а внутри красный. (Арбуз.)
ВЫВОД. Узнали арбуз по его признакам: по величине, форме, вкусу, цвету.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки (прилагательные).
( Какой? Какая? Какое? Какие?)
2. Задание: от данных слов образовать слова-признаки (прилагательные).
Какой? | Какая? | Какое? | какие? | |
Свет | светлый | светлая | светлое | светлые |
Вред | ||||
Интерес | ||||
Радость | ||||
Тяжесть | ||||
бодрость |
3. Задание: от существительных с предлогами образовать слова-признаки (прилагательные).
Банка из жести - банка (какая?) …
Платье из шерсти - платье (какое?) …
Суп из мяса - суп (какой?) …
Горка изо льда - горка (какая?) …
4. Задание: образовать словосочетания, подобрав подходящее по смыслу слово.
а) Щука, паста. (Зубная, зубастая).
Избушка, монета (старинная, старая).
Дом, берег (Каменистый, каменный.).
б) Земной, земляной (поклон, вал).
Дождевая, дождливая (погода, вода).
Мирная, мировая (война, жизнь).
Старый, старинный (обычай, друг).
в)Старый, ветхий, старинный (книга, дуб, избушка).
Мирный, спокойный, тихий (голос, жизнь, море).
Быстрый, скорый, стремительный (полёт, река, поезд).
Обратить внимание детей на слова, близкие по значению (синонимы)
г) Подобрать к слову-признаку (прилагательному) другое слово с противоположным значением:
сладкий – горький белый - …
здоровый - … твёрдый - …
чистый - … умный - …
высокий - … быстрый - …
весёлый - … тяжёлый - …
5. Задание: к данным словам подобрать несколькослов0признаков (прилагательных)
Луг (какой?) ... . Зима (какая?) … . Лето (какое?) … .
Цветы (какие?) … .
- Для чего нужны слова-признаки (прилагательные)?
(для того, чтобы речь стала более выразительной и красивой).
6. Знакомство с таблицей №1
Он | Она | Оно | Они | |
Есть | какой? | какая? | какое? | какие? |
Нет | какого? | Какой? | какого? | каких? |
Подойти к | какому? | какой? | какому? | каким? |
Видеть | какой (какого?) | какую? | какое? (какого?) | каких? |
Довольны | каким? | какой? | каким? | какими? |
Думать | о каком? | о какой? | о каком? | о каких? |
Задание:
а)образовать словосочетания по схеме «признак + предмет».
Образец. Круглый стол, крепкая рука, большое окно, интересные книги.
б) Изменить словосочетания, используя вопросы на таблице.
Есть стол (какой?) круглый, окончание –ый;
Нет стола (какого?) круглого, окончание –ого;
Подойти к столу (какому?) круглому, окончание –ому;
Видеть стол (какой?) круглый, окончание – ый;
Довольны столом (каким?) круглым, окончание – ым;
Думать о столе (о каком?) круглом, окончание -ом.
ВЫВОД. Окончания в вопросах и соответствующих им словах-признаках (прилагательных) одинаковы.
7.Работа с текстом.
Я люблю работать в (каком?) саду. Мы выращиваем (какую?) клубнику. Мы довольны (каким?) урожаем.
Задания:
а) вместо вопросов вставить подходящее слово-признак;
б)выписать словосочетания, образованные по схеме «предмет + признак»;
в) определить главное и зависимое слово в этих словосочетаниях.
ВЫВОД. Слова-признаки связаны со словами-предметами. В словосочетаниях главное слово – предмет, потому что от него задается вопрос, а зависимое слово – признак, так как к нему задаем вопрос.
8. Задание: к каждому слову данного предложения поставить вопрос и записать его.
Девочка поймала красивую бабочку.
Кто? Что сделала? Какую? Кого?
9. Задание: по данным на доске вопросы придумать предложение.
Что сделала? Какая? Что? (Сверкнула яркая молния. Пришла холодная зима.)
10. Задание: от данных слов образовать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Предметы Действия Признаки
пыль пылить пыльный
мороз … …
зима … …
Проанализировать по составу слова, записанные в столбик.
- В чём сходство слов пыль, пылить, пыльный? ( У них общая часть пыл-.)
- Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные)
- Как называется изменяемая часть слова? (Окончание). Выделим окончание.
-Как называется часть слова, стоящая между корнем и окончанием? (Суффикс). Выделим окончание.
YI. Тема: «Подлежащее»
Цель: учить определять в предложении подлежащее, уточнить его грамматическое значение.
1.БЕСЕДА:
- Что такое предложение? (Предложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
- Как называются самые главные слова в предложении? (Подлежащее, сакзуемое).
- Что такое подлежащее? (Это то, о ком или о чём говорится в предложении).
2 Задание: Будем задавать вопросы и находить главный член предложения – подлежащее. Чтобы не ошибиться, будем проверять себя постановкой контрольных вопросов кто? что?
Текст для упражнения:
Пёс прокусил котёнку ухо.
Девочка сделала перевязку котёнку.
Мама похвалила Аню.
Котёнок лизнул руку девочке.
Образец ответа: чтобы найти подлежащее, надо сначала задать вопрос, о ком или о чём говорится в предложении, а потом задать контрольный вопрос кто? или что?
Логопед. – Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что?
(Предметы.)
3. Задание: составить предложение из слов, написанных на отдельных картонках. Найти подлежащее, объяснить его грамматическое значение, используя карточки-сигналы со словами подлежащее и сказуемое.
Пёс прокусил котёнку ухо .
Составленное предложение проверяем, пользуясь вопросами - О ком или о чём говорится в предложении? Находим подлежащее. К нему снизу подкладываем карточку-сигнал «Подлежащее», а выше самого слова кладём карточку «Предмет».
предмет
Пёс прокусил котёнку ухо.
подлежащее
YI. Тема: «Сказуемое»
Цель: показать роль сказуемого в предложении, его связь с подлежащим, объяснить его грамматическое значение.
1.БЕСЕДА
- Как узнать сказуемое в предложении? (С помощью вопроса.)
- На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что делали?)
2. Задание: подобрать слова к данным вопросам.
Что делает? - читает, пишет, смотрит.
Что делают? – плавают, играют, рисуют.
3. Задание: В предложенном тесте найти слова, к которым можно задать эти вопросы.
Наступила осень.
Холодный дождь стучит в окно.
Перелётные птицы улетели на юг.
Скоро выпадет снег.
- Что обозначают эти слова? (Эти слова обозначают действие.)
4.БЕСЕДА
- С каким словом связано сказуемое? (С подлежащим.)
_ Что такое подлежащее? (Это главный член предложения. Это то, очем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? или что? Обозначает предмет.
- Что можно сказать о сказуемом? (Это тоже главный член предложения. Это то, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопрос что делает? что делают и т.д. Обозначает действие.)
5.Задание: в тексте на доске найти главные члены предложения, подчеркнуть их соответственно одной и двумя чертами.
Над лесом поднимается солнце.
Образец ответа. В предложении говорится о солнце. Проверяю: что? - солнце, обозначает предмет. Значит – это подлежащее. Солнце что делает? поднимается. Это слово обозначает действие – значит, это сказуемое.
6.Задание: из данных слов составить предложения. Карточками-сигналами показать главные члены предложения и объяснить, что они обозначают.
действие предмет
Высоко в небе летят журавли.
сказуемое подлежащее
7.Задание: аналогичное задание выполняется самостоятельно.
Летом школьники работали в саду.
8. Задание: выделить (подчеркнуть) главные члены в предложении, записанном на доске.
По болоту бегают кулики.
Привлечь внимание детей к построению предложения по схеме «сказуемое +подлежащее».
Перестроить предложение по схеме «подлежащее +сказуемое»:
«кулики бегают по болоту».
Дети делают выводы: оба предложения построены правильно.
YII.Тема: «Границы предложения»
Цель: учить находить границы предложения в тексте.
Логопед. Что такое предложение? (Предложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
В нём есть главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
1.Задание: на доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения.
Наступила глубокая осень улетели в далёкие страны журавли залегли в тёплые берлоги лежебоки-медведи заснули колючие ежи спрятались в глубокие норы змеи стало совсем скучно в лесу
- Найдите ошибки в тексте. (Нет большой буквы, нет точек, нет предложений, трудно понять смысл текста.)
- Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения и поставить нужные знаки.
- О чём говорится в первом предложении? ( Об осени.). Проверим: - что? Осень. Это подлежащее, подчеркнем его одной чертой.
- Что говорится об осени? (Что она наступила.)
Проверим. Осень что сделала? наступила. Это сказуемое. Подчеркнем двумя чертами.
- Определим, какие ещё слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения?
Аналогично прорабатывается все предложения, определяются границы предложений.
- Задание: прочитать текст вслух, делая паузы на точках.
YIII.Тема: «Части речи (существительные, глагол, прилагательное, предлог)»
Цель: повторить сведения о грамматическом значении и синтаксической роли частей речи. Упражнять в соответствии понятий предмет и существительное, действие и глагол, признак и прилагательное. Сравнить роль предлогов в предложении с ролью других частей речи.
1.Задание: в предложении, записанном на доске, найти слова, которые обозначают предметы, выделить их, поставив под словами таблички со словом «предмет»
существительное
На солнце тёмный лес зардел.
предмет
- Вспомним, как называются слова, которые обозначают предмет.
(Существительные). Над словами солнце и лес размещаем таблички со словом «существительное».
Образец ответа. Слово солнце обозначает предмет и называется существительным.
2.Фронтальная работа. Детям раздают наборы слов, составляющих предложение. Предложение получается у всех одинаковое, так как наборы слов у всех одинаковые.
Задание: из данных слов составить предложение. Используя карточки с названиями «Предмет» и Существительное», найти и показать слова, которые обозначают предмет и являются существительными.
3.Задание: то же, что и задании 2, но у всех разные предложения. Проверка индивидуальная.
В таком же порядке закрепляются соотношения между понятиями действие и глагол, признак и прилагательное.
ВЫВОД. Существительное, прилагательное, глагол – это самостоятельные части речи, имеющие свое грамматическое значение, которое определяется по вопросам.
4. Логопед. К какой части речи нельзя задать вопрос? (К предлогу)
Предлог нельзя назвать самостоятельной частью речи. Это служебная часть речи.
В тексте найти предлоги, назвать, с какой частью речи предлог употребляется.
Дети спрятались от дождя под крышей.
Петя прибил кормушку на сосну.
Дети катались на санках с горки.
ВЫВОД: Предлоги употребляются с существительными.
5.Задание: по данным схемам придумать предложения.
а) предмет + действие + предлог + предмет
(Дети пошли в лес.)
б) прилагательное + существительное + глагол + предлог + существительное.
(Маленькая девочка сидела на скамейке.)
6.Вспомнить, что кроме главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) есть еще второстепенные члены, которые подчеркиваются волнистой чертой.
В предложении, записанном на доске, назвать и подчеркнуть все члены предложения соответствующей чертой. Сверху, над словами, надписать названия частей речи.
В воздухе закружились осенние листья.
Вывод. Существительные в предложении бывает подлежащим или второстепенным членом. Глагол – сказуемым, прилагательное – второстепенным членом.
7.Фронтальная работа. Из данных слов составить предложение
бродит , По , огороду , ворона , большая
При помощи карточек показать, какой частью речи выражен каждый член предложения.
ВЫВОД: Подлежащее часто выражается существительным, которое обозначает предмет. Сказуемое – глаголом, который обозначает действие. Второстепенные члены – существительными с предлогами и без них, а также прилагательными, которые обозначают признак.
IY. Тема: «Части речи и их связь в предложении»
Цель: упражнять в установлении грамматической связи между частями речи.
1.БЕСЕДА.
- Как связаны слова в предложении? (Слова связаны по смыслу)
- Как узнать, какое слово с каким связано? (При помощи вопросов.)
Задание: из данного предложения выписать слова парами.
Читаем предложение:
Крупные капли дождя застучали по крыше.
Находим главные члены предложения.
Капли (что сделали?) застучали.
Составляем словосочетания.
Капли (чего?) дождя.
Застучали (где? по чему?) по крыше.
Схематичная связь слов в предложении
что сделали?
Капли застучали
какие ? чего? где? почему?
крупные дождя по крыше
Тексты для самостоятельной работы.
Падает пушистый снег. Деревья оделись в снежный наряд.
Дети встречают зиму.
ВЫВОДЫ. Существительные в предложении чаще связаны с глаголами и прилагательными, с существительными. Глаголы связаны с существительными. Прилагательные связаны с существительными
Литература:
1.Андреева.Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1, часть 2 / Москва: Владос, 2013.
2.Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников / СПб: КАРО, 2010.
3.Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. / СПБ, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.
Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...
Развитие грамматического строя речи у младших школьников
курсовая работа по методике преподавания русского языка...
Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...
Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...
Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
Презентация к статье "Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...
Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование ).
Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование )....
"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста"
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...