Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
методическая разработка по русскому языку на тему
Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_ml._shk-ov.docx | 84.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие грамматического строя речи младших школьников.
Васина Галина Александровна, учитель начальных классов,
МОУ «Венёвский центр образования №2»
В первые годы обучения младшего школьника очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.
Ведущая роль в формировании и развитии речи отводится учителю начальных классов. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как учителя, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения.
И учитель, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.
В приложении представлены задания для детей, органично сочетающиеся с работой учителя на фронтальных занятиях, занятиях в группах, парах. Сюда включены практические задания на различные лексические темы, целью которых является упражнение детей в словоизменении и словообразовании.
Тесный контакт учителя с родителями обеспечивает наибольший успех в работе по формированию и развитию речи у детей младшего школьного возраста. Поэтому предлагаемый материал может быть использован учителем в качестве домашних заданий, как фрагменты занятий и в индивидуальной работе, а так же родителями — как словесные игры с детьми.
Работа по развитию и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка:
- умение анализировать языковый материал;
- синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;
- обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков.
На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.
При планировании грамматических тем и отборе языкового материала к ним необходимо соблюдать ряд требований. Так, предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данного возраста, т. е. он должен быть коммуникативно мотивированным. Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют. Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям на базе уже хорошо известной им лексики.
Предлагаемый практический материал нацелен на формирование морфологических обобщений и основывается на системном использовании грамматических заданий, распределении грамматических блоков от простого к сложному и по принципу концентричности, построении грамматических блоков с учетом упражнений по словоизменению и упражнений по словообразованию. Содержание заданий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.
Задания по словоизменению и словообразованию способствуют формированию грамматического строя речи, устранению уже имеющихся недостатков речи. Кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитие связной речи.
В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.
Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:
• рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о которых можно сказать «деревянные» и т.д.);
• постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) Сначала вопросы носят подсказывающий характер (Лимон сладкий или кислый? Сегодня день солнечный или дождливый?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими и точными, доступными по содержанию;
• подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам (мяукает —... кошка, собака —... лает и т.д.);
• подбор слов, противоположных по значению (подошел — отошел, улетел — прилетел);
• дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)... хитрая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?)... пилой.);
• нахождение ошибки в предложении и исправление ее. (Осенью на юг надо улетать птицы -— вместо птицам.);
• при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью.
В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и развития грамматического строя речи.
Учитывая ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Представленный речевой материал позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы. Для выполнения каждого задания должна даваться точная инструкция. Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы, решаемых в данный момент. Так, для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать;
- задания с мячом (например: взрослый называет большой предмет «кукла» — и бросает ребенку мяч, ребенок, поймав мяч, называет маленький предмет — «куколка» и т.д.);
- выполнять действия, о которых идет речь в упражнении (подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на вопрос: что ты сделал?;
- рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовал (нарисовать 3—4 вида фруктов — больших и маленьких);
- находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении (показать шерстяной платок, ситцевое платье и т. д.);
- использовать игрушки и действия с ними (поставив машинку, спросить: «Что?»; ребенок отвечает: «Легковая машина»; убрав машинку: «Нет чего?» — «Нет легковой машины» и т.д.);
- выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.
Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста, общих дидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в работе по формированию грамматического строя речи.
Так, при регулярном выполнении заданий наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи детей; работа в тетрадях (рисование) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют формированию грамматических навыков и умений.
При ином порядке изучения лексических тем целесообразно давать грамматические задания, аналогичные предложенным.
Приложение:
Задания по формированию и развитию
грамматического строя речи у младших школьников.
Тема. ОВОЩИ
Цели. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
1) Правильно называть один овощ и много овощей и наоборот.
Огурец — ... (огурцы) Тыква — ... (тыквы)
Помидор — ... (помидоры) Репа — ... (репы)
Кабачок — ... (кабачки) Луковица — ... (луковицы)
Баклажан —... (баклажаны)
Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.
2) Изменить слова по образцу.
Растет — растут Сажает — ... (сажают)
Зреет — ... (зреют) Копает — ... (копают)
Зеленеет — ... (зеленеют) Окучивает — ... (окучивают)
Спеет — ... (спеют) Рыхлит — ... (рыхлят)
Цветет — ... (цветут) Поливает — ... (поливают)
Краснеет — ...(краснеют) Убирает — ... (убирают)
Тема. ОВОЩИ
Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени.
1) Нарисовать 3—4 вида овощей в количестве «один» и «много». С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой — по несколько. Ответить на вопрос: что ты нарисовал (а)? (Слева я нарисовал огурец, а справа я нарисовал огурцы.)
2) Изменить слова, отвечая на вопросы.
Что делал ? Что делала ?
Сажают — ... (сажал) ... (сажала)
Копают — ... (копал) ... (копала)
Поливают — ... (поливал) ... (поливала)
Рыхлят — ... (рыхлил) ... (рыхлила)
Окучивают — ... (окучивал) ... (окучивала)
Собирают — ... (собирал) ... (собирала)
Тема. ФРУКТЫ
Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в родительном падеже; уменьшитель- но-ласкательные суффиксы существительных.
1) Закончить предложения, вставляя пропущенные слова.
Мама купила фрукты, вымыла и положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной... (сливы). Мы съели все... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной... (вишни). Мы съели все... (вишни).
Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке. (На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.)
2) Назвать ласково.
Яблоко — ... (яблочко) Банан — ... (бананчик)
Лимон — ... (лимончик) Вишня — ... (вишенка)
Апельсин — ... (апельсинчик) Мандарин — ... (мандаринчик)
Нарисовать 3—4 вида фруктов больших и маленьких (например, яблоко большое и маленькое). Ответить на вопрос: что ты нарисовал (а)? (Я нарисовал яблоко и яблочко
Тема, ФРУКТЫ
Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.
1) Ответить на вопросы: какой? какая? какое? — подбирая определения к каждому фрукту.
Лимон (какой?) — ... (желтый, сочный, кислый...)
Апельсин (какой?) — ... (оранжевый, сочный, сладкий...)
Мандарин (какой?) — ... (оранжевый, сочный...)
Вишня (какая?) — ...
Груша (какая?) — ...
Яблоко (какое?) — ...
2) Ответить на вопросы.
Как называется сок? Как называется варенье?
Из яблок — ... (яблочный) Из яблок — ... (яблочное)
Из лимона — ... (лимонный) Из груш — ... (грушевое)
Из винограда — ... (виноградный) Из вишен — ... (вишневое)
Из абрикосов — ... (абрикосовый) Из малины — ... (малиновое)
Из груш — ... (грушевый) Из персиков — ... (персиковое)
Из апельсинов — ... (апельсиновый) Из слив — ... (сливовое
Тема. ОГОРОД
Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склонений ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.
1) Закончить предложения.
В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного... (огурца). Собрали кабачки. На грядке нет... (кабачков). На грядке нет ни од-
ного ... (кабачка). Собрали помидоры. На грядке нет ... (помидор). На грядке нет ни
одного... (помидора). Собрали морковь. На грядке нет... (моркови). Собрали фасоль. На грядке нет... (фасоли).
2) Изменить глаголы, отвечая на вопросы.
Что делал? Что делает?
Сажает — ... (сажал) Сажал — ... (сажает)
Копает — ... (копал) Копал — ... (копает)
Поливает — ... (поливал) Поливал — ... (поливает)
Растет —... (рос) Рос — ... (растет)
Зреет — ... (зрел) Зрел — ... (зреет
Тема. ОСЕНЬ
Цели. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе; образование прилагательных от существительных.
1) Закончить предложения.
Дождь идет, дожди ... (идут). Дожди идут, дождь... (идет).
Лист падает, листья ... (падают). Листья падают, лист... (падает).
Цветок вянет, цветы ... (вянут). Цветы вянут, цветок... (вянет).
Птица улетает, птицы ... (улетают). Птицы улетают, птица... (улетает).
Ветер дует, ветры ... (дуют). Ветры дуют, ветер ... (дует).
2) Ответить на вопросы.
День, когда идет дождь — какой? — ... (дождливый)
День, когда дует ветер — какой? — ... (ветреный)
Дождик, который идет осенью — какой? — ... (осенний)
Погода, когда часто идут дожди — какая? — ... (дождливая)
Погода, когда часто дуют сильные ветры — какая? — ... (ветреная)
Погода, которая бывает осенью — какая? — ... (осенняя)
Тема. ОСЕНЬ
Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Прослушать предложения и ответить на вопросы.
Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)
На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)
Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)
Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)
Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)
Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?
2) Назови ласково.
Огурец — ... (огурчик)
Помидор — ... (помидорчик)
Перец — ... (перчик)
Тыква — ... (тыквочка)
Морковь — ... (морковочка)
Чеснок — ... (чесночок)
Лук — ... (лучок)
Тема. ПТИЦЫ
Цели. Употребление существительных в дательном падеже; употребление уменьшитель-но-ласкательных суффиксов существительных.
1) Найти ошибку и исправить ее; повторить предложение правильно.
Осенью на юг надо улетать птицы (птицам).
В стаи надо собираться журавли (журавлям).
Улетать в теплые края надо ласточки (ласточкам), стрижи (стрижам), грачи (грачам).
2) Назвать ласково.
Птица — ... (птичка) Журавль — ... (журавушка)
Синица — ... (синичка) Сова — ... (совушка)
Галка — ... (галочка) Ворона — ... (воронушка)
Пингвин — ... (пингвинчик) Скворец — ... (скворушка)
Попугай — ... (попугайчик) Воробей — ... (воробышек)
Тема. ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА
Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных прилагательных.
1) Ответить на вопросы: какой (какая, какое, какие) по цвету?
какой? какая?
шарф — ... шапка — ...
плащ — ... юбка — ...
платок — ... кофта — ...
какое? какие?
пальто — ... брюки — ...
платье — ... рейтузы — ...
варежки — ...
Нарисовать 3—4 вида одежды. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?
(Я нарисовал синий шарф.)
2) Перечислить, чья и какая одежда висит на вешалке в квартире. Ответы записать в тетрадь. (На вешалке висит мамино красное пальто, папин плащ, бабушкин коричневый платок и т. д.
Тема. ПОДГОТОВКА ЗВЕРЕЙ К ЗИМЕ
Цели. Употребление существительных в родительном и винительном падеже; образова- ние притяжательных прилагательных.
1) Закончить предложение, повторить его полностью.
К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает... (берлогу). Берлога — дом ... (медведя).
Белка ищет... (дупло). Дупло — дом ... (белки).
Лиса роет... (нору). Нора — дом ... (лисы).
Волк устраивает... (логово). Логово — дом ... (волка).
2) Ответить на вопросы: чей? чья? чьи?
Чей хвост ? Чья голова ?
Хвост зайца — ... (заячий) Голова зайца — ... (заячья)
Хвост волка — ... (волчий) Голова волка — ... (волчья)
Хвост медведя — ... (медвежий) Голова белки — ... (беличья)
Хвост белки — ... (беличий) Голова лисы — ... (лисья)
Хвост лисы — ... (лисий) Голова медведя — ... (медвежья)
Чьи уши?
Уши зайца — ... (заячьи) Уши медведя — ... (медвежьи)
Уши волка — ... (волчьи) Уши лисы — ... (лисьи)
Уши белки — ... (беличьи) Уши кабана — ... (кабаньи)
Тема. ПОСУДА
Цели. Согласование числительного «два» с существительными; образование относительных прилагательных.
1) Изменить слова по образцу.
Одна чашка — две чашки Одна миска — две ... (миски)
Одна ложка — две ... (ложки) Один ковшик — два... (ковшика)
Одна вилка — две ... (вилки) Одно блюдце — два... (блюдца)
Один стакан — два ... (стакана) Одно блюдо — два... (блюда)
Один нож — два ... (ножа) Одно ведро — два ... (ведра)
Один бокал — два ... (бокала) Одна тарелка --- две…(тарелки)
Нарисовать по два стакана, ножа; по две чашки, ложки; по два ведра, блюдца. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовала два ножа, два стакана и т. д.)
2) Закончить предложение.
Стакан из стекла — ... (стеклянный). Нож из металла — ... (металлический).
Чашка из фарфора — ... (фарфоровая). Скалка из дерева — ... (деревянная).
Блюдо из глины — ... (глиняное). Сковорода из чугуна --- … (чугунная)
Тема. ПОСУДА
Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными в именительном падеже; употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
1) Назвать правильно.
Два чайника — пять... Пять чайников — два ...
Два ножа — пять... Пять ножей — два ...
Два ковша — пять... Пять ковшей — два...
Две вилки — пять... Пять вилок — две ...
Две поварешки — пять... Пять поварешек — две...
Две миски — пять... Пять мисок — две...
Два ведра — пять... Пять ведер — два...
Два блюдца — пять... Пять блюдец — два...
Нарисовать по пять стаканов, ножей, чашек, ложек, ведер, блюдец. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовал пять ножей. И т.д.) ,
2) Изменить слова, ответив на вопрос: что сделали?
Накрывает — ... (накрыли)
Расставляет — ... (расставили)
Моет — ... (вымыли)
Чистит — ... (вычистили)
Составить предложения со всеми этими словами, записать в тетрадь, проговаривая.
Тема. ИГРУШКИ
Цели. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
1) Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? — выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и т. д.).
Мяч — Какой? — ... (синий, маленький, круглый, резиновый ...)
Шар — какой? — ... (красный, большой, круглый, легкий ...)
Слон — какой? — ... (серый, большой, ушастый …)
Мишка — какой? — ... (коричневый, маленький, плюшевый ...)
Собачка — какая? — ... (черная, лохматая, пушистая ...)
Кукла — какая? — ... (красивая, большая, нарядная ...)
Нарисовать любимую игрушку и рассказать, какая она. Рассказ записать в тетрадь, выучить.
2) Закончить предложения.
У Тани большая красивая кукла, а у Лены — маленькая... (куколка).
У Димы есть большая машина, а у Вити --- маленькая ... (машинка).
Оля собрала большую пирамиду, а Юля --- маленькую... (пирамидку).
В магазине Толя купил большой мяч, а Коля — маленький ... (мячик).
Катя построила из кубиков большой дом, а Света — маленький... (домик). Аня моет большого пупса, а Маша — маленького... (пупсика).
Тема. ИГРУШКИ
Цели. Употребление прилагательных ср. рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных.
1) Прослушать предложение.
У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведерочко, большое блюдце и маленькое блюдечко.
Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое? ( У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т. д.)
2) Ответить на вопросы, повторить словосочетания полностью.
Самолет из бумаги — какой? — бумажный — бумажный самолет
Шарик из стекла — какой -— стеклянный — ...
Кубик из дерева — какой? — деревянный — ...
Мяч из резины — какой? — резиновый — ...
Сумка из кожи — какая? — кожаная — ...
Машина из железа — какая? — железная — ...
Колесо из пластмассы — какое? — пластмассовое — ...
Тема. МАГАЗИН
Цели. Употребление существительных ед. ч. в творительном падеже без предлога; образование относительных прилагательных.
1) Закончить предложение, отвечая на вопрос: чем?
Мама купила утюг. Она будет гладить белье ... (утюгом).
Папа взял пилу. Он будет пилить дрова ... (пилой).
Дедушка принес внуку самокат. Внук доволен ... (самокатом).
Бабушка подарила Соне мишку, Пете — машинку, Васе — пирамидку.
Ребята будут играть: Соня ... (мишкой), Петя ... (машинкой), Вася ... (пирамидкой).
Нарисовать игрушки, которые бабушка подарила Соне, Пете и Васе.
Ответить на вопрос: чем играют Соня, Петя и Вася?
2) Ответить на вопрос: какой?
Магазин, где продают игрушки — какой? ... (игрушечный).
Магазин, где продают овощи, — какой? ... (овощной).
Магазин, где продают мясо, — какой? ... (мясной).
Магазин, где продают колбасу, — какой? ... (колбасный).
Магазин, где продают книги, — какой? ... (книжный).
Магазин, где продают цветы, — какой? ... (цветочный).
Магазин, где продают товары для спорта, — какой? ... (спортивный).
Тема. КНИГА
Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными.
1) Изменить слова по образцу.
Книга — нет двух книг — нет пяти книг
Сказка — нет двух ... (сказок) — нет пяти ... (сказок)
Потешка — нет двух... (потешек) — нет пяти ... (потешек)
Раскраска — нет двух... (раскрасок) — нет пяти ... (раскрасок)
Рассказ — нет двух... (рассказов) — нет пяти ... (рассказов)
Альбом — нет двух... (альбомов) — нет пяти ... (альбомов)
Закончить предложение, повторить его полностью, интонационно выделяя последние два слова.
Мы убирали в шкафу книги, а вы не убрали и двух... (книг).
Мы прочли много сказок, а вы не прочли и двух... (сказок).
Ребята выучили много потешек, а Петя не выучил и двух ... (потешек).
У Ани есть пять альбомов, а у Оли нет пяти ... (альбомов).
У Димы есть пять раскрасок, а у Светы нет пяти... (раскрасок).
2) Найти ошибку и исправить ее.
Большой книга — ... (большая книга)
Маленькая рассказ — ... (маленький рассказ)
Интересный сказка — ... (интересная сказка)
Яркий картинка — ... (яркая картинка)
Главная герой — ... (главный герой)
Тема. ЗИМА
Цели. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.
1) Изменить слова, ответив на вопросы.
Что? — зима баба снег мороз
Нет чего? — зимы бабы снега мороза
Рад чему? — зиме бабе снегу морозу
Вижу что? — зиму бабу снег мороз
Доволен чем? — зимой бабой снегом морозом
Говорю о чем? -- о зиме о бабе о снеге о морозе
2) Сказать «наоборот».
Ушел — пришел Пришёл -- ушёл
Отошел — подошел Подошёл -- отошёл
Отъехал -- подъехал Подъехал -- отъехал
Уехал — приехал Приехал -- уехал
Закончить предложение.
Петя на улицу пришел, а Ваня с улицы ... (ушел).
Один автобус к остановке подошел, а другой от нее ... (отошел).
Коля приехал на каток, а Лена с катка... (уехала).
Тема. ЗИМА
Цели. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Изменить слова по образцу.
Санки — на санках Снег — о снеге,
Коньки — на ... (коньках) Каток — о ... (катке)
Лыжи — на ... (лыжах) Мороз — о ... (морозе)
Горки — на ... (горках) Зима — о... (зиме)
Сосулька — о ... (сосульке)
Составить словосочетания, ответить на вопросы: НА чем? О чём?
Санки — катался — на чем? — ... (катался на санках)
Коньки — катался — на чем? — ... (катался на коньках)
Лыжи — катался — на чем? — ... (катался на лыжах)
Горки — катался — на чем? — ... (катался на горках)
Снег — говорю — о чем? — ... (говорю о снеге)
Каток — думаю — о чем? — ... (думаю о катке)
Мороз — говорю — о чем? — ... (говорю о морозе)
Зима — говорю — о чем? — ... (говорю о зиме)
Сосулька — стишок — о чем? — ... (стишок о сосульке)
Нарисовать санки, лыжи, коньки.
Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой?
2) Сказать ласково.
Санки — саночки Коньки— ... (конёк)
Горки — ... (горочки) День — ... (денечек)
Сосульки — ... (сосулечки) Ветер — ... (ветерочек)
Каток —... (каточек)
Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ
Цели. Употребление предложно-падежных конструкций; образование приставочных глаголов.
1) Найти ошибку и исправить ее.
Повар ставит кастрюлю на плита (на плиту). — Повар ставит кастрюлю на плиту.
Картошку варят в кастрюля (в кастрюле). — ...
Суп наливают в тарелка (в тарелку). — ...
Котлеты жарят на сковорода — (на сковороде). — ...
Чай наливают в чашка — (в чашку) — ...
2) Изменить слова по образцу, составить с каждым словом предложение.
Скажу — подскажу Ставлю — поставлю
Мету — ... (подмету) Мешаю — ... (помешаю)
Несу — ... (поднесу) Кладу — ... (положу)
Запомните: положу, но КЛАДУ.
Тема. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цели. Согласование числительных с существительными, употребление приставочных глаголов движения.
1) Сказать правильно.
Было две белки — стало пять... (белок)
Было две лисы — стало пять... (лис)
Было два зайца — стало пять... (зайцев)
Было два волка — стало пять... (волков)
Было два медведя — стало пять... (медведей)
Было пять белок — осталось две ... (белки)
Было пять лис — осталось две... (лисы)
Было пять зайцев — осталось два... (зайца)
Было пять волков — осталось два... (волка)
Было пять медведей — осталось два ... (медведя)
Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два зайца», «пять зайцев».
2) Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: «выбежала», «побежала», «убежала».
ЛИСА
Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.
Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?
Тема. ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ
Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных; образование притяжательных прилагательных.
1) Ответить на вопросы словосочетаниями.
Кто? — рыжие белки, белые зайцы
Нет кого? —...(рыжих белок)
Даю кому? —..(рыжим белкам)
Вижу кого? — ...(рыжих белок)
Доволен кем? —... (рыжими белками)
Говорю о ком? — ...(о рыжих белках)
2) Изменить слова по образцу.
Нос лисы — лисий нос Лапа ежа — ... (ежиная лапа)
Глаза лисы — лисьи глаза Лапа медведя — ... (медвежья лапа)
Нос белки — ... (беличий нос) Лапа волка — ... (волчья лапа)
Глаза белки — ... (беличьи глаза) Лапа зайца — ... (заячья лапа)
Нос зайца — ... (заячий нос) Лапа белки — ...(беличья лапа)
Глаза зайца — ... (заячьи глаза) Лапа лисы — … лисья лапа
Нос волка — ... (волчий нос) Глаза ежа — ... (ежиные глаза)
Глаза волка — ... (волчьи глаза) Нос ежа — ... (ежиный нос)
Нос медведя—... (медвежий нос) Глаза медведя--- ... (медвежьи глаза)
Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных.
1) Рассказать, где живут домашние животные.
Собака живет в... (конуре) Козы живут в... (хлевах)
Корова живет в... (коровнике) Овцы живут в... (хлевах)
Свинья живет в ... (свинарнике) Лошади живут в... (конюшнях)
Лощадь живет в... (конюшне) Свиньи живут в... (свинарниках)
Овца живет в... (хлеву) Коза живет в... (хлеву)
Собаки живут в... (конурах) Коровы живут в... (коровниках
2) Прослушать рассказ.
Наступила зима. Выпал снег. В лесу на снегу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки, мыши.
Ответить на вопрос: какие следы можно увидеть зимой на снегу? (Чьи следы?) (Зимой на снегу можно увидеть заячьи следы, лисьи следы. И т.д.)
Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цели. Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительны- ми; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существи- тельных.
1) Прослушать рассказ.
В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми заходили во двор коровы, вторыми — козы, третьими — овцы.
Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину? Кто помогал пастухам загонять скотину во двор? В каком порядке заходили животные во двор?
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи».
2) Назвать детенышей домашних животных по образцу.
У коровы — теленок — теленочек — телятки
У козы ... (козленок) — ... (козленочек) — ... (козлятки)
У лошади — ... (жеребенок) —
У свиньи — ... (поросенок) — ... — ...
У собаки — ... (щенок) — ... — ...
У кошки — ... (котенок) — ... — ...
У кролика — ... (крольчонок) — ... — ...
У овцы — ... (ягненок) — ... — ... — ...
Примечание: сначала все детеныши называются в единственном числе, затем во множественном)
Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительныхи прилагательных; образование относительных прилагательных.
1) Нарисовать в тетради елочные игрущки: синие шары и разноцветные флажки; ответить на вопросы словосочетаниями: синие шары и бумажные флажки.
Что? — ... (синие шары и бумажные флажки)
Нет чего? — ... (синих шаров и бумажных флажков)
Радуешься чему? — ... (синим шарам и бумажным флажкам)
Видишь что? — ... (синие шары и бумажные флажки)
Доволен чем? — ... (синими шарами и бумажными флажками)
Говоришь о чем? — ... (о синих шарах и бумажных флажках)
2) Ответить на вопросы.
Игрушки для украшения елки — какие? — ... (елочные)
Шары из стекла — какие? — ... (стеклянные)
Флажки из бумаги — какие? — ... (бумажные)
Зайцы из пластмассы — какие? — ... (пластмассовые)
Флажки разных цветов — какие? — ... (разноцветные)
Составить предложения со словами -- ответами, например: «У нас много елочных игрушек». Предложения записать в тетрадь, заучить.
Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
1) Нарисовать в тетради две елки: большую — с большими игрушками — шишками, желтыми и красными шарами; маленькую — с маленькими игрушечками — шишечка- ми, синими шариками.
2) Ответить на вопросы, используя словосочетания и слова «большая елка», «маленькая елочка», «шишки», «шишечки» «желтые и красные шары», «синие шарики». |
Какие елки ты нарисовал (а)?
Какие шишки на большой елке?
И какие на маленькой елочке?
Каких шаров нет на большой елке, а каких — на маленькой елочке?
Какими шарами украшена большая елка и какими — маленькая елочка?
О каких елках ты рассказал(а)?
Тема. АТЕЛЬЕ
Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование относительных прилага- тельных.
1) Изменить слова по образцу, ответив на вопрос.
Принимает — ... (примет) Сметывает — ... (сметает)
Заказывает — ... (закажет) Строчит — ... (сострочит)
Сшивает — ... (сошьет) Выдает — ... (выдаст)
Раскраивает — ... (раскроит) Получает — ... (получит)
2) Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие? — подбирая слова-определения к предметам из меха, шерсти, шелка, ситца.
Из меха Из шёлка
Шапка — какая? — ... (меховая) Платок — какой? — (шелковый)
Шуба — какая? — ... (меховая) Сарафан — какой? —
Пальто — какое? — ... (меховое) Халат — какой? — ...
Воротник — какой? — ... (меховой) Платье — какое? — ...
Из шерсти Из ситца
Шарф — какой? — (шерстяной) Платье — какое? — (ситцевое)
Юбка — какая? —... Сарафан — какой? — ...
Белье — какое? — ... Белье — какое? — ...
Кофта — какая? — ... Халат — какой? — ...
Брюки — какие? — ... Кофта --- какая? --- …
Тема. АТЕЛЬЕ
Цели. Употребление глаголов ед, и мн. ч. в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Изменить слова по образцу.
Я принимаю — он принимает — они принимают
Я заказываю — он ... (заказывает) — они ... (заказывают)
Я сшиваю — он ... (сшивает) — они ... (сшивают)
Я строчу — он ... (строчит) — они ... (строчат)
Я выдаю — он ... (выдает) — они ... (выдают)
Я получаю — он ... (получает) — они ... (получают)
2) Назвать ласково:
Кофта — ... (кофточка)
Шарф — ... (шарфик)
Халат — ... (халатик)
Сарафан —… (сарафанчик)
Платок — ... (платочек)
Нарисовать 3—4 вида одежды. Предметы одежды должны быть большими и маленькими, например шапка — шапочка. Составить предложения по картинкам.
Юбка — ... (юбочка)
Майка — ... (маечка)
Шапка — ... (шапочка)
Пальто — ... (пальтишко)
Платье — ... (платьице)
Брюки — ... (брючки)
Носки — ... (носочки)
Нарисовать 3—4 вида одежды. Предметы одежды должны быть большими и маленькими, например шапка — шапочка. Составить предложения по картинкам.
Тема. ЗИМА
Цели. Согласование прилагательных с существительными косвенных падежах; употребление приставочных глаголов.
1) Ответить она вопросы словосочетаниями.
Что? — пушистый снег — большой сугроб
Нет чего —... (пушистого снега) — (большого сугроба)
Радуешься чему? — ... (пушистому снегу) — (большому сугробу)
Видишь что? —... (пушистый снег) — (большой сугроб)
Доволен чем? — ... (пушистым снегом) — (большим сугробом)
Говоришь о чем? — ... (о пушистом снеге) — (о большом сугробе)
Нарисовать большой сугроб и пушистые снежинки, рассказать, что нарисовал (а).
2) Изменить слова по образцу.
Шел — пришел Шел — ушел Шел — зашел
Бежал — ... (прибежал) Бежал — ... (убежал) Бежал — ... (забежал)
Летел — ... (прилетел) Летел — ... (улетел) Летел — ... (залетел)
Ехал — ... (приехал) Ехал — ... (уехал) Ехал — ... (заехал)
Тема. ЗИМА
Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительны- ми; употребление приставочных глаголов.
1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро».
НА ГОРКЕ
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчи- ков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.
Какое время года наступило?
Какой снег выпал?
Что построили во дворе?
Кто первым прибежал на горку?
Кто вторым пришел на горку?
На чем стали кататься две девочки?
Сколько ребят стали кататься на горке?
Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.
2) Составить предложения со словами «бежал», «прибежал», «убежал», «забежал»; записать в тетрадь.
Тема. ПОЧТА
Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование наречий от прилагательных.
1) Ответить на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Посылка для бабушки — чья посылка? — ... (бабушкина посылка)
Телеграмма для мамы --- чья телеграмма? — ...
Вова купил журнал — чей журнал? — ...
Письмо от Ани — чье письмо? — .. .
Света купила открытки — чьи открытки? — ...
Папа выписал газеты — чьи газеты? — ...
Составить предложения со словосочетаниями «бабушкина посылка», «Вовин журнал», «Анино письмо», «папины газеты».
2) Изменить слова по образцу ...
Близкий — близко Грустный — ... (грустно)
Далекий — ... (далеко) Скучный — ... (скучно)
Ловкий — ... (ловко) Радостный — ... (радостно)
Шустрый — ... (шустро) Веселый — ... (весело)
Тихий — ... (тихо) Красивый — ... (красиво)
Тема. ПОЧТА
Цели. Употребление существительных с предлогами, противоположными по смыслу; употребление приставочных глаголов.
1) Сказать наоборот.
В ящик — ... (из ящика) Из ящика — ... (в ящик)
В конверт — ... (из конверта) Из конверта — ... (в конверт)
В газету — ... (из газеты) Из газеты — ... (в газету)
На столе — ... (под столом) Под столом — ... (на столе)
На журнале — ... (под журналом) Под журналом — ... (на журнале)
На письме — ... (под письмом) Под письмом — ... (на письме)
Составить предложения с этими словосочетаниями.
2) От слов «клеит», «пишет» образовать новые слова при помощи приставок.
на— клеит на— пишет
за— за—
под- под-
С полученными словами составить предложения.
Тема. СЕВЕР
Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование и употребление притяжательных прилагательных.
1) Ответить на вопросы словосочетаниями.
Что? — оленьи рога — собачьи упряжки
Нет чего? — ... (оленьих рогов) — ... (собачьих упряжек)
Радуешься чему? — ... (оленьим рогам) — ... (собачьим)
Видишь что? — ... (оленьи рога) — ... (собачьи упряжки)
Доволен чем? — ... (оленьими рогами) — ... (собачьими упряжками)
Говоришь о чем? — ... (об оленьих рогах) — ... (о собачьих упряжках)
Составить предложения со словосочетаниями-ответами.
2) Ответить на вопросы: чей? чья?
Шерсть собаки — чья шерсть? — ... (собачья шерсть)
След оленя — чей след? — ... (олений след)
Нос тюленя — чей нос? — ... (тюлений нос)
Голова волка — чья голова? — ... (волчья голова)
Уши собаки — чьи уши? — ... (собачьи уши)
Копыта оленя — чьи копыта? — ... (оленьи копыта)
Глаза тюленя — чьи глаза? — ... (тюленьи глаза)
Следы медведя — чьи следы? — ... (медвежьи следы)
Тема. СЕВЕР
Цели. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий.
1) Изменить слова по образцу.
Сильно — сильнее Сильный — сильнейший
Холодно — ... (холоднее) Холодный — ... (холоднейший)
Радость — ... (радостнее) Красивый — ... (Красивейший)
Бело — ... (белее) Белый — ... (белейший)
Тепло — ... (теплее) Теплый — ... (теплейший)
Красиво — ... (красивее) Быстрый — ... (быстрейший)
2) Закончить предложения, отвечая на вопросы.
Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие?)... (холодные).
На Севере морозно, погода всегда (какая?)... (морозная).
Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие?)... (темные).
Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие?)... (быстрые).
Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)... (хитрая).
Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой?)... (ловкий).
Нарисовать хитрую лису.
Тема. ТРАНСПОРТ
Цели. Употребление существительных с предлогами в, на, по; употребление приставоч-- ных глаголов.
1) Вставить нужное «маленькое слово» (предлог): в, на, по (читается предложение без предлога, ребенок подбирает нужный предлог и проговаривает. Всё предложение).
Мы спустились... (в) метро.
Мама садится ... (в) трамвай.
Коля бежит... (по) дороге.
Автобус едет... (по) улице.
Поезда идут... (по) рельсам.
Ребята поедут... (на) трамвае.
Петя любит ездить... (на) машине.
Миша пришел ... (на) остановку.
Придумать 3—4 предложения с предлогами в, на, по.
2) Закончить предложения, подобрав нужное по смыслу слово.
Одна машина в гараж заехала, а другая из гаража... (выехала).
Девочка вошла в автобус, а мальчик из автобуса... (вышел).
Соня пришла домой, а Вася из дома ... (ушел).
Девочки из садика убежали, а мальчики в садик... (прибежали).
Одни ребята с катка уехали, а другие... (приехали).
Тема. ТРАНСПОРТ
Цели. Употребление падежных форм существительных и прилагательных в ед. и мн. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.
1) Ответить на вопросы словосочетаниями (сначала на все вопросы ответить одним словосочетанием, затем другим и т. д.).
Что? — легковая машина
Нет чего? — ... (легковой машины)
Подхожу к чему? — ... (к легковой машине)
Наблюдаю за чем? — ... (за легковой машиной)
Рассказываю о чем? — ... (о легковой машине)
Что? – легковые машины, спасательный катер, грузовой самолёт, товарный поезд.
2) Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно.
Автобус к остановке отъехал (подъехал).
Мальчики в лодке к берегу отплыли (приплыли).
Самолет приземлился, летчик из самолета вошел (вышел).
Такси подъехало к дому, из него пассажиры вошли (вышли).
Пароход к пристани отчалил (причалил).
Электричка к платформе отошла (подошла).
Пассажир в трамвай вышел (вошел).
Тема. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Цели. Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Изменить слово, ответив на вопрос: что сделали?
Летают — что сделали? — ... (прилетели, улетели...)
Клюют — что сделали? — ... (склевали ...)
Садятся — что сделали? — ... (сели ...)
Поют — что сделали? — ... (спели …)
Чирикают — что сделали? — ... (прочирикали ...)
Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать.
ПТИЦЫ
Трудно зимой птицам найти себе корм. Прилетели и сели на деревья красногрудые снегири. Поклевали семена и улетели. Прилетели на это место желтогрудые синички, посмотрели, что нечего клевать, и все улетели.
Что трудно сделать зимой птицам?
Что сделали красногрудые снегири?
Что сделали желтогрудые синички?
Нарисовать картинку к рассказу.
2) Назвать ласково.
Птица — ... (птичка)
Синица — ... (синичка)
Воробей — ... (воробышек)
Ворона — ... (воронушка)
Нарисовать синицу, синичку, воробья, воробышка; составить предложения с этими словами
Тема. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Цели. Согласование числительных «два» и «пять», «шесть» и «три» с существительными; употребление приставочных глаголов движения.
1) Изменить слова по образцу.
Две птицы — пять птиц Шесть птиц — три птицы
Две сороки — пять... (сорок) Шесть сорок — три ...
Две синицы — пять... (синиц) Шесть синиц — три ...
Две вороны — пять... (ворон) Шесть ворон —три ...
Два снегиря — пять... (снегирей) Шесть снегирей — три ...
Два воробья — пять... (воробьев) Шесть воробьев —три ...
Два клеста — пять... (клестов) Шесть клестов — три ...
Два дятла — пять... (дятлов) Шесть дятлов — три ...
Составить предложение со словосочетаниями «две синицы», «пять снегирей»; нарисовать к нему картинку.
2) Назвать противоположные действия, используя приставки: у-, при-.
Прилетели — ... (улетели)
Прискакали — ... (ускакали)
Прибежали — ... (убежали)
Улетели — ... (прилетели)
Ускакали — ... (прискакали)
Убежали — ... (прибежали)
Тема. ЗИМА (ЗИМНИЙ ЛЕС)
Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
образование прилагательных от наречий.
1) Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно.
Зимой весь лес покрыт белый пушистый снег.
Тихо в лес. Березы стоят без листья, а елки и сосны зеленый.
Жизнь в зимний лес не останавливается.
На деревьях можно увидеть красногрудых снегирь.
На снегу видны следы заяц, лиса, разных птица.
Следы каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу?
Нарисовать зимний лес.
2) Изменить слова по образцу.
Светло — светлый
Темно — ... (темный)
Далеко — ... (далекий)
Близко — ... (близкий)
Холодно — ... (холодный)
Голодно — ... (голодный)
Морозно — ... (морозный)
Бело — ... (белый)
Тема. ВЕСНА
Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование сравнительных степеней прилагательных.
1) Дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Скоро наступит весна.
Солнце — что будет делать? — будет... (ярче светить, пригревать...).
Снег — что будет делать? — будет... (чернеть, таять...).
На земле проталины — что сделают? — ... (появятся ...).
Ручьи — что сделают? — ... (побегут, появятся, зажурчат...).
2) Изменить слова по образцу.
Длинный — длиннее Радостный — ... (радостнее)
Теплый — ... (теплее) Светлый — ... (светлее)
Яркий — ... (ярче) Темный — ... (темнее)
Громкий — ... (громче) Рыхлый — ... (рыхлее)
Высокий — ... (выше) Свежий — ... (свежее)
Чистый — ... (чище) Прозрачный — ... (прозрачнее)
Сильный — ... (сильнее) Быстрый —... (быстрее)
Тема. ВЕСНА
Цели. Употребление падежных форм имен существительных во множественном числе; образование сложных слов.
1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложениями из текста, пересказать,
ВЕСНА В ЛЕСУ
Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и выводят птенцов.
Что происходит, когда тает снег?
Что появляется на проталинах?
Какой становится погода?
Где набухают почки?
Кто прилетает весной?
Что делают грачи, когда прилетают?
2) Образовать новые сложные слова. Ответить на вопрос; что делает?
Лед колет — ... (ледокол) Ледокол (что делает?) — лед колет
Сам летает — ... (самолет) Самосвал (что делает?) — ... (сам сваливает)
Сам сваливает — ... (самосвал) Пылесос (что делает?) — ... (пыль сосет)
Пыль сосет — ... (пылесос) Лесоруб (что делает?) — ...
Лес рубит — ... (лесоруб) Полотер (что делает?) — ...
Пол натирает — ... (полотер) Пешеход (что делает?) — ...
Пешком ходит — ... (пешеход) Землекоп (что делает?) — ...
Землю копает — ... (землекоп) Самолёт (что делает?) --- …
Тема. СТРОЙКА
Цели. Согласование прилагательных, образованных от существительных; образование приставочных глаголов.
1) Назвать предметы, про которые можно сказать, что они сделаны из этого материала.
Деревянный — ... (дом, забор...)
Деревянная — ... (скамейка, лестница...)
Деревянные — ... (дома, сараи ...)
Кирпичный — ... (дом, гараж...)
Кирпичная — ... (стена, башня ...)
Кирпичные — ... (дома, трубы ...)
Нарисовать дом и рассказать, какой он, какие в этом доме стены, двери, окна и т. д.
2) От данных слов образовать новые слова при помощи приставок.
по --- строил по --- клеил по --- красил
за --- за — за ---
вы — о — вы —
пере — пере— пере —
Тема. СТРОЙКА
Цели. Согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; работа над родственными словами (образование существительных суффиксаль-
ным способом).
1) Ответить на вопросы словосочетаниями: «один молодой строитель», «два умелых маляра», «пять старых плотников», «три опытных крановщика», «шесть ловких каменщиков».
Кто? — один молодой строитель
Нет кого? — ... (одного молодого строителя)
Подхожу к кому? — ... (к одному молодому строителю)
Видишь кого? — ... (одного молодого строителя)
Наблюдаю за кем? — ... (за одним молодым строителем)
Рассказываю о ком? — ... (об одном молодом строителе) и т.д.
2) Изменить слова по образцу (от данных слов образовать слова со значением «очень маленький»).
Дом — домик Бревно — ... (бревнышко)
Забор — ... (заборчик) Ведро — ... (ведерочко)
Двор — ... (дворик) Машина — ... (машинка)
Кирпич — ... (кирпичик) Бочка — ... (бочечка)
Окно — ... (окошечко) Лопата — ... (лопаточка
Тема. СПЕЦТРАНСПОРТ
Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существительных; работа над родственными словами (образование прилагательных от существительных).
1.Послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать.
МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
На улицах наших городов и поселков работает много разных машин. Машины «скорой помощи» нужны для того, чтобы быстро помочь больному или пострадавшему. При тушении пожара нельзя обойтись без пожарных машин. К огда случается авария на дороге или в доме, тогда выезжают аварийные машины. От работы уборочных машин за-
висит чистота улиц и дорог. Поливочными машинами моют улицы. Все машины помогают людям.
Где работает много разных машин?
Для чего нужна машина «скорая помощь»?
Без каких машин нельзя обойтись при тушении пожара?
Какие машины помогают устранять аварии?
От работы каких машин зависит чистота улиц и дорог?
Какие машины моют улицы?
Перечислите, какие машины помогают людям.
Нарисовать любую машину-помощницу. -
2) Изменить слова по образцу.
Молоко — (молоковоз) Молоковоз — ...(возит молоко)
Мука —... Муковоз — ...
Лес — ... Лесовоз — ...
Бензин — ... Бензовоз — ...
Цемент -- … Цементовоз — ...
Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ
Цели. Употребление глаголов будущего времени; работа над родственными словами.
1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту.
ВЕСНОЙ В ПОЛЕ
Наступила весна. Снег на полях растаял. Скоро начнется время полевых работ. Трактористы будут готовить землю к весеннему севу. Полеводы удобрят землю, посадят рассаду овощей, посеют пшеницу и рожь, проведут посевные работы в срок, и урожай богатый будет. Не зря в народе говорят: весенний день год кормит.
Какое время года наступило?
Что произошло со снегом на полях?
Что будут делать трактористы?
Что сделают полеводы?
Что нужно сделать, чтобы урожай был хорошим?
Объяснить, что значит: весенний день год кормит.
2) Подобрать родственные слова.
Весна — (весенний, ...)
Трактор — (тракторист, тракторный...)
Поле — (полевод, полевой...)
Сад — (садовод, садовый ...)
Овощи — ... (овощевод, овощной ...)
Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ
Цели. Употребление повелительного наклонения глаголов; образование приставочных глаголов.
1) Изменить слова по образцу (дать указание, что надо делать).
Копает — копай Идет — ... (иди)
Поливает — ... (поливай) Рыхлит — ... (рыхли)
Сажает — ... (сажай) Собирает— ... (собирай)
Раздает — ... (раздай) Помогает — ... (помогай)
Составить предложение с каждым словом.
2) Изменить слова по образцу.
Ехал — поехал — заехал — выехал
Шел — ... (пошел) — ... (зашел) — ... (вышел)
Копал — ... (покопал) — ... (закопал) — ... (выкопал)
Вел — ... (повел) — ... (завел) — ... (вывел)
Тема. ТКАНИ
Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом.
1) Ответить на вопросы словосочетаниями: «ситцевая рубашка, «фланелевый халат», «шерстяное платье», «драповое пальто» (обратить внимание детей, что слово пальто не изменяется и всегда звучит одинаково — пальто).
Что? — ситцевая рубашка Что?
Нет чего? — ... (ситцевой рубашки) Фланелевый халат
Рад чему? — ... (ситцевой рубашке) Шерстяное платье
Вижу что? — ... (ситцевую рубашку) Драповое пальто
Доволен чем? — ... (ситцевой рубашкой)
Говорю о чем? — ... (о ситцевой рубашке)
Составить предложения со словосочетаниями: «нет ситцевой рубашки», «фланелевому халату», «шерстяным платьем», «драповом пальто».
2) Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?— подбирая слова-определения к предметам одежды из драпа, фланели, шерсти, шелка, ситца.
Из драпа Из шерсти
Куртка — ... (драповая)... — ...
Комбинезон — ... — ...
Пальто — ... — …
Брюки — ... — ...
Из фланели Из ситца
Юбка — ... — ...
Халат — ... — ...
Платье —... — ...
Рубашка — ... — ...
Тема. ОДЕЖДА
Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существительных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Изменить слова по образцу.
Шелковая кофта — шелковые кофты
Нет шелковой кофты — ... (нет шелковых кофт)
Рад шелковой кофте — ... (рад шелковым кофтам)
Вижу шелковую кофту — ... (вижу шелковые кофты)
Доволен шелковой кофтой —... (доволен шелковыми кофтами)
Говорю о шелковой кофте — ... (говорю о шелковых кофтах)
Аналогично изменить словосочетания: «ситцевое платье — ситцевые платья», «шерстяное пальто — шерстяные пальто».
Повторить: слово «пальто» не изменяется и всегда звучит одинаково.
2) Назвать ласково.
Шапка — ... (шапочка) Носки — ...
Кофта — ... Рейтузы —
Рубашка — ... Шорты — ...
Юбка --- ... Брюки — ...
Халат — ... Пальто — ...
Сарафан — ... Платье — ...
Комбинезон — ... Куртка --- …
Нарисовать 3—4 вида одежды (кофта — кофточка и т.д.); рассказать, что нарисовал(а).
Тема. АТЕЛЬЕ
Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование наречий от прилагатель-- ных.
1) Ответить на вопросы: что сделает? что будет делать?
Заказывает — что будет делать? — ... (будет заказывать)
Выбирает — что будет делать? — ... (будет выбирать)
Шьет — что будет делать? — ... (будет шить)
Выкраивает — что сделает? — ... (выкроит)
Пришивает — что сделает? — ... (пришьет)
Примеряет — что сделает? — ... (примерит)
Составить предложения со словами и словосочетаниями «будет заказывать», «будет выбирать», «будет шить», «выкроит», «пришьет», «примерит».
2) Закончить предложение, ответив на вопрос: как?
Шуба теплая. Зимой в шубе — как? — ... (тепло).
Комбинезон удобный. В комбинезоне гулять — как? — ... (удобно).
Платье украшено яркой вышивкой. Вышивка на платье выглядит — как? — ... (ярко).
Сарафан легкий. Летом в сарафане — как? — ... (легко).
Брюки чистые. Брюки выстирали — как? — ... (чисто).
Тема. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов.
1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложениями из текста, пересказать.
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
Весной первыми прилетают черные грачи. На деревьях появляется много грачиных гнезд. Вьют гнезда грачи на вершинах высоких деревьев. Грачи раньше других птиц выводят птенцов.
Какие птицы первыми прилетают весной?
Где появляется много грачиных гнезд?
Где грачи вьют свои гнезда?
Когда выводят своих птенцов грачи?
Нарисовать картинку к рассказу.
2) От слов «летит», «поет» образовать новые слова при помощи приставок.
при- летит с- поёт
под- за-
за- про-
пере-
с-
Составить предложения с полученными словами
ТЕМА. ПРОФЕССИИ
Цели. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида; образование сравнительной степени прилагательных.
1) Образовать новые слова, ответив на вопрос: что делает?
Сшил — что делает? — ... (шьет)
Положил — что делает? — ... (кладет)
Построил — что делает? — ... (строит)
Починил — что делает? — ... (чинит)
Составить предложения с данными и образованными словами.
2) Изменить слова по образцу.
Добрый — добрее
Умный — ... (умнее)
Смелый — ... (смелее)
Быстрый — ... (быстрее)
Опытный — ... (опытнее)
Красивый — ... (красивее)
Теплый — ... (теплее)
Тема. ПРОФЕССИИ
Цели. Употребление существительных в дательном падеже; образование относительных прилагательных.
1) Прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее повторить предложение правильно.
Кастрюля нужна повар (повару).
Пила нужна плотник (плотнику).
Станок нужен токарь (токарю).
Мука нужна пекарь (пекарю).
Кисти нужны художник (художнику).
Топор нужен лесоруб (лесорубу).
Ножницы нужны портной (портному).
Молоток нужен сапожник (сапожнику).
2) Ответить на вопросы: какой? какая? какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.
Из металла Из дерева
Бочка — ... (металлическая) Лопата — ...
Кран — ... (металлический) Линейка — ...
Из стекла Из пластмассы
Банка — ... Ведро — ...
Стакан — ... Таз — ...
Составить предложения с полученными словами-определениями.
Тема. ШКОЛА
Цели. Изменение глаголов по лицам и числам; образование наречий от прилагательных.
1) Изменить слова по образцу.
Я иду — ты идешь — он идет — они идут
Я пишу — ты... — он... — они ...
Я читаю — ты ... — он ... — они...
Я пою — ты... — он... — они ...
Я учусь — ты... — он ... — они ...
Я рисую — ты ... — он ... — они ...
Я считаю — ты ... — он ... — они ....
Я слушаю — ты ... — он ... — они ...
2) Закончить предложение, ответить на вопрос: как?
Мальчик — хороший ученик, он учится — как? — ... (хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает — как? — ... (внимательно).
Старательные ученики всегда делают уроки — как? — ... (старательно).
Прилежные ребята учатся — как? — ... (прилежно).
Тот, кто получает отличные отметки, учится — как? — ... (отлично).
Тема. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Цели. Употребление существительных в творительном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Ответить на вопрос: чем? одним словом, затем цолным предложением.
Ученики пишут — чем? — ... (ручкой).
В школе рисуют — чем? — ... (карандашом, красками).
На доске пишут — чем? — ... (мелом).
С доски стирают — чем? — ... (тряпкой).
2) Назвать ласково школьные принадлежности.
Портфель — ... (портфельчик)
Карандаш — ... (карандашик)
Мел — ... (мелок)
Тряпка — ... (тряпочка)
Альбом — ...
Резинка — ...
Тетрадка — ...
Книга — ...
Нарисовать школьные принадлежности, объяснить, зачем они нужны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.
Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...
Развитие грамматического строя речи у младших школьников
курсовая работа по методике преподавания русского языка...
Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...
Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....
Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
Презентация к статье "Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...
Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"
Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия....