Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"
методическая разработка по логопедии на тему
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мере взросления, ребенок начинает определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого речевого стереотипа.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.
У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мере взросления, ребенок начинает определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого речевого стереотипа.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.
У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.
На сегодняшний день, речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н.Ю.Борякова, Л.В.Яссман, Лалаева Р. И., Мальцева Е.В., Р.Д.Тригер и другие. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
По результатам исследования Н. Ю. Боряковой [1], дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.
Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой Г.Н. показали, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.
Лалаева Р.И. [3], в свою очередь, указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Хохлова А.А. и другие) выявили, что у этой категории детей данный процесс задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.
В дипломной работе мы поставили перед собой следующую цель: изучение особенностей развития грамматического строя речи и их коррекция у младших школьников с задержкой психического развития.
Для изучения особенностей развития грамматического строя речи мы использовали следующие методики:
- Методика для экспресс – диагностики устной речи. (Фотекова Т. А.)
- Психолингвистический метод исследования речи детей. (Яссман Л. В.)
При обследовании по экспресс – диагностике устной речи (Фотекова Т. А.) [4] из 12 учеников 3-го класса было выявлено, что все учащиеся испытывают различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.
I серия. Исследование сенсомоторного уровня речи.
высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показали двое учеников.(17 %)
средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 10 учеников. (83 %)
низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – выявлено не было.
Таким образом, большинство наших испытуемых – 83 % от общего количества учащихся – показали средний результат. Эти дети имеют определенные трудности в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике, звукопроизношении и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Остальные 17 % учащихся дали высокий результат. У этих детей четко видны недостатки в фонематическом восприятии и артикуляции.
II серия. Исследование грамматического строя речи.
высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показал один ученик. (8 %)
средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 5 учеников. (42 %)
низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 6 учеников. (50 %)
Таким образом, половина испытуемых – 50 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Эти дети имеют значительные трудности в каждом предъявленном задании. 42 % детей дали средний результат. У этих учащихся наблюдаются проблемы с верификацией предложений и добавлением предлогов в предложение. 8 % детей показали высокий результат. У этих учеников недостаточно сформированы предложно-падежные конструкции.
III. Исследование словаря и навыков словообразования.
высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показал один ученик. (8 %)
средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 7 учеников. (58 %)
низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 4 ученика. (34 %)
По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых – 58 % от общего количества учащихся – показали средний результат. Они имеют значительные трудности в образовании как относительных, так и качественных прилагательных. 34 % учащихся показали низкий результат. У них наблюдаются проблемы в образовании прилагательных от существительных, а так же в названиях детенышей животных. 8 % детей показали высокий результат. Эти ученики затрудняются в назывании детенышей животных.
V. Исследование связной речи.
высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – выявлено не было
средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показал 1 ученик. (8 %)
низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 11 учеников. (92 %)
По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых – 92 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Они имеют значительные затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. 8 % учащихся показали средний результат. У этих детей видны трудности в пересказе текста. Никто из детей не показал высоких результатов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.
Итоговый балл за выполнение методики соответствует 2-му уровню успешности, что указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у испытуемых обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция. Успешность второго уровня встречается у детей с ЗПР.
При использовании психолингвистического метода исследования речи детей. (Яссман Л. В.) [5] из 12 учеников 3-го класса было выявлено, что все учащиеся испытывают трудности в активном владении грамматическим строем речи. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.
Высокий результат показал 1 ученик – 8 % от общего числа испытуемых.
Средний результат показали 7 учеников – 58 %
Низкий результат показали 4 ученика – 34 %
Таким образом, большинство испытуемых – 58 % при составлении предложений верно передают смысл, заложенный в наборе слов, но четко видны аграмматизмы. Это свидетельствует о нарушении этапа реализации программы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблемой, раскрытой в данной работе, обеспокоены не только коррекционные педагоги, но и родители, так как в последнее время все больше детей имеют достаточно серьезные нарушения речи. Особенно важно вовремя заметить эти нарушения, поставить правильный диагноз и провести качественную коррекционную работу по устранению речевой патологии. У детей с ЗПР возникают серьезные трудности в общении со сверстниками, с педагогами, с родителями; к речевой патологии постепенно присоединяются психологические проблемы. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка.
Литература.
1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. // Дефектология. – 1983. – №3.
2. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. –М., 1984г.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.
4. Фотекова Т. А. Тестовая методика «Диагностика устной речи».
5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с. (с. 287-290)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.
Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...
Развитие грамматического строя речи у младших школьников
курсовая работа по методике преподавания русского языка...
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями
Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов
В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР
Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....
Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...
Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.
Презентация к статье "Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...