«Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики) в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии
Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики) в работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sbereg.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведение «Федерального государственного образовательного стандарта» меняет требования к методам воспитания и обучения дошкольников, стилю общения педагога с воспитанниками.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в педагогической работе.
Благоприятной почвой для развития ребенка являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.
Мы знаем, что между уровнем развития мелкой моторики и речевым развитием существует прямая зависимость. Так же практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.
Сегодня я хотела бы остановится на нескольких технологиях, которые могут использоваться и воспитателями и логопедами в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности.
Прежде всего – это речедвигательная гимнастика.
Речедвигательная гимнастика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. На своих занятиях мы можем использовать:
- Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений рук.
Например: Упранения на закрепление звука[с] движения руками «Насос», дифференциация [с] -[ш] подбираем движения похожих на артикуляторные: движение пальцев вместе – в сторону.
- Самомассаж с речевым сопровождением;
Например:
- Надавливание, игра «Капельки»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
- Растирание ладоней
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно-сильно растираем!
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;
«Мышка зернышко нашла…»
Следующая технология это - фонетическая ритмика.
Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Н-р звук А – движение рук в стороны и т.д. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
Более подробно хотелось бы остановится на играх с различными предметами:
- Прищепки. Игры с прищепками помогают не только развивать мелкую моторику. Используя прищепки на занятии, педагог может ставить такие задачи, как закрепление цвета, размера предметов. Развитие внимания – воспроизведение определенной заданной последовательности. Закрепление предлогов перед, за, после и др.
- Скрепки – можно использовать как материал для выкладывания различных картинок по лексическим темам.
- Трехгранные карандаши. Используя трехгранные карандаши, мы не только готовим руку ребенка к письму. Выполнять упражнения нужно двумя руками, а развивая обе руки, тем самым стимулируем оба полушария головного мозга, помогая ребенку развиваться гармонично.
Упр:
- Ловкие пальчики
Карандаш в руках катаем,
И ладоши согреваем,
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем
- Дятел
Дятел, дятел постучи,
Где сидишь ты покажи.
- Точилка
Мы точилку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет, будет острым наш
… карандашь.
- Гусеница
Гусеницавверх ползет,
Гусеница вниз ползет,
С веточка не упадет.
Все предложенные технологии хороши тем, что могут использоваться различными специалистами в ходе образовательной деятельностипо разному: в зависимости от педагогических задач. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Литература:
Кольцова М.М. Двигательная активностьи развитие функций мозга ребенка. М., 1973
Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
"Пальчиковая гимнастика в работе учителя-логопеда".
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. (Из опыта работы)
Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и раз...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического за...