«Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики) в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии

Долганова Виктория Геннадьевна

Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики)  в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sbereg.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ведение «Федерального государственного образовательного стандарта» меняет требования к методам воспитания и обучения дошкольников, стилю общения педагога  с воспитанниками.  

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в педагогической работе.

Благоприятной почвой для развития ребенка являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.

Мы знаем, что между уровнем развития мелкой моторики и речевым развитием существует прямая зависимость. Так же практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.

Сегодня я хотела бы остановится на нескольких технологиях, которые могут использоваться  и воспитателями и логопедами в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности.

Прежде всего – это речедвигательная гимнастика.

Речедвигательная гимнастика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. На своих занятиях мы можем использовать:

  • Артикуляционная гимнастика в  сопровождении движений  рук.

Например: Упранения на закрепление звука[с] движения руками «Насос», дифференциация [с] -[ш] подбираем движения похожих на артикуляторные:  движение  пальцев вместе – в сторону.

  • Самомассаж с речевым сопровождением;

Например:

  • Надавливание, игра «Капельки»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

  • Растирание ладоней

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно-сильно растираем!

  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

«Мышка зернышко нашла…»

Следующая технология это - фонетическая ритмика.

Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука.  Н-р звук А – движение рук в стороны и  т.д. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Более подробно хотелось бы остановится на играх с различными предметами:

  • Прищепки. Игры с прищепками помогают не только развивать  мелкую моторику. Используя прищепки на занятии, педагог может ставить такие задачи, как закрепление цвета, размера предметов. Развитие внимания – воспроизведение определенной заданной последовательности. Закрепление предлогов перед, за, после и др.
  • Скрепки – можно использовать как материал для выкладывания различных картинок по лексическим темам.
  • Трехгранные карандаши. Используя трехгранные карандаши, мы не только готовим руку ребенка к письму. Выполнять упражнения нужно двумя руками, а  развивая обе руки, тем самым стимулируем оба полушария головного мозга, помогая ребенку развиваться гармонично.

Упр:

  • Ловкие пальчики

Карандаш  в руках катаем,

И ладоши согреваем,

Очень быстро мы катаем,

 Никогда не замерзаем

  • Дятел

Дятел, дятел постучи,

Где сидишь ты покажи.

  • Точилка

Мы точилку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет, будет острым наш

… карандашь.

  • Гусеница

Гусеницавверх ползет,

           Гусеница вниз ползет,

С веточка не упадет.

Все предложенные технологии хороши тем, что могут использоваться различными специалистами в ходе образовательной деятельностипо разному: в зависимости от педагогических задач. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Литература:

Кольцова М.М. Двигательная активностьи развитие функций мозга ребенка. М., 1973

Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

"Пальчиковая гимнастика в работе учителя-логопеда".

Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. (Из опыта работы)

Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и раз...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического за...