Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" у незрячих первоклассников, обучающихся по системе Брайля.
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа по курсу " Коррекция нарушений устной и письменной речи" у слепых обучающихся 1 класса, направлена на овладение системой Брайля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей коррекционных предметов и специалистов. Протокол № __ от _______ 2020 Председатель МО _________ Н.А. Дмитриева | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ От _____________ 2020 Директор школы-интерната № 1 им. К.К. Грота _____________ А.В. Мухин |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
для 1 «В» класса
Составитель: учитель-логопед
Виноградова Л.В.
Санкт-Петербург
2020 – 2021 уч. г.
Пояснительная записка
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО ОВЗ вариант 3.3 (слепые), с учётом методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в Карте здоровья и развития обучающихся 1 «В» класса, их речевого развития, психо-физических и возрастных особенностей и направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Программа коррекционного курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане.
Данная рабочая программа реализуется в рамках коррекционной деятельности. На изучение коррекционно-развивающего курса в 1 классах отводится 1 час в неделю, всего за год 34 часа при 34 учебных неделях или 2 раза в неделю, согласно учебному плану школы-интерната №1.
Курс коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения слепых обучающихся. Варьироваться могут организационные формы работы (индивидуальные и подгрупповые занятия), что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с речевыми нарушениями. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями слепых обучающихся. Допустимыми считаются занятия в подгруппе с детьми, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Цель и задачи программы
Цель: коррекция нарушений устной речи, профилактика нарушений письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1 классов.
Задачи Программы:
- формировать полноценные произносительные навыки;
- формировать и развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать умение дифференцировать смешиваемые звуки;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- формировать пространственное восприятие;
- развивать функцию словоизменения;
- развивать функцию словообразования;
- формировать умение анализировать структуру предложения;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать связную речь.
В соответствие с поставленной целью был выделен ряд задач:
Образовательные:
- подготовить детей к знакомству с правилами фонетики русского языка.
- формировать представление о морфологическом составе слова;
- развивать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие
- развивать неречевые и речевые психические процессы;
Воспитательные
- формировать положительную мотивацию;
- содействовать активизации коммуникативной деятельности детей;
- способствовать воспитанию интереса к обучению.
Коррекционные
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа, синтеза, представлений;
- развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез;
- развивать и совершенствовать оптико-кинестетические представления, слуховую память;
- развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом (с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем);
Личностные и предметные результаты освоения курса.
Предметные результаты:
1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова, практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Результаты освоения слепыми обучающимся программы коррекционной работы 1 класса проявляются в следующих достижениях: 1. Использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; 2. Сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве; 3. Имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления; 4. Проявляет познавательный интерес, познавательную активность; имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует; 5. Умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения. 6. Демонстрирует сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов; 7. Выделяет и сравнивает языковые единицы (звук, буква, слово, предложение); 8. Различает звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу; 9. Даёт характеристику звукам русского языка: различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные; 10. Составляет простые предложения; 11. Различает текст от набора предложений, определять количество предложений в тексте;
Содержание курса
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
• на фонетическом уровне;
• на лексико-грамматическом уровне;
• на синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Примечание |
1 этап ДИАГНОСТИКО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. | ||||
1 - 2 | Уточнение диагноза. Исследование состояния тактильной чувствительности и уровня развития осязательного восприятия. Логопедическое заключение. | 2 | Выявление индивидуальных речевых нарушений. Уточнение речевых возможностей детей. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | |
3. | Формирование пространственной ориентировки в кабинете, на рабочем месте. | 1 | Практическое ознакомление с пространственными ориентирами школы, кабинета, рабочего места. Примы техники безопасности. | |
4. | Формирование пространственной ориентировки в приборе. | 1 | Знакомство с приспособлениями письма Брайлю. Порядок подготовки к письму. Правильная поза в процессе письма. Оценка и самооценка результатов. | |
5. | Формирование пространственной ориентировки в книге. | 1 | Знакомство с составляющими брайлевской книги, правильная поза при чтении. Установка рук и пальцев. Рассмотрение рисунков, схем, орнаментов. | |
II этап. РАБОТА НА УРОВНЕ ТОЧКИ И БУКВЫ | ||||
6. 7. 8. | Формирование точного бимануального восприятия точек и их комбинаций. Развитие прослеживающей функции пальцев рук. Уточнение нумерации точек шеститочия при чтении. | 3 | Чтение различных комбинаций точек, рассматривание рисунков, лабиринтов, орнаментов, выполненных на приборе Брайля. Определение ритмической последовательности элементов узора, счёт точек в разных направлениях. | |
9 10 11 12 13 | Формирование навыка правильного письма всех точек шеститочия и их различных комбинаций. | 5 | Письмо заданных точек и их комбинации, рисование орнаментов и рисунков в приборе Брайля, диктанты и списывания точек, их комбинаций, письмо в ритмической последовательности. | |
14-15 | Уточнение нумерации точек при написании букв, цифр, знаков препинания. | 2 | Письмо всех букв в разных вариантах комбинаций точек. Списывание букв и слогов. Уточнение нумерации трудных и схожих в написании букв. | |
16 17 | Уточнение нумерации точек при чтении букв, цифр, знаков препинания. | 2 | Чтение всех букв в разных вариантах, комбинаций точек. Чтение слогов. Уточнение нумераций трудных и схожих при чтении букв. | |
18-21 | Дифференциация зеркальных букв на письме и чтении: Е – И Р – В С – Щ Т – Ю О – Э Н – З –Я – Ы Д – Ж - Ф – Х Ь -Ъ | 4 | Письмо и чтение зеркальных букв, списывание с образца, локализация заданных букв, работа с корректурными пробами. | |
III этап. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА И СЛОВА. | ||||
22 | Чтение и письмо слогов разной сложности. | 1 | Работа со слоговыми таблицами Корнева, Лебедевой, содержащими зеркальные буквы: чтение, списывание, запись под диктовку, по памяти. | |
23 | Чтение и письмо слов разной сложности с зеркальными буквами. | 1 | Локализация зеркальных букв в слогах, выборочное письмо слов с заданной буквой, списывание слов с пропущенными буквами, письмо под диктовку. | |
24-25 | Звуко-буквенный анализ слов различной слоговой структуры. | 2 | Моделирование слов из букв, слогов; работа со схемами слов. Деление слов на слоги. Определение ударения. | |
26 | Чтение слов различной слоговой и буквенной наполненности. | 1 | Работа с карточками-столбиками, карточками – горками, карточками – подсказками. | |
27-28 | Чтение слов различной слоговой и буквенной наполненности. | 3 | Диктанты, выборочные диктанты, комментированное письмо, списывание слов, трансформация слов с пропущенными буквами и слогами, работа с деформированными словами. | |
29 | Уточнение значений отдельных слов. Синонимы. Антонимы. | 1 | Чтение и письмо заданных и подобранных самостоятельно слов. | |
IV. РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА. | ||||
30-31 | Предложение. Грамматическое оформление предложения на письме. Знак большой буквы. | 2 | Письмо и чтение предложений. Определение границ предложений. Работа с деформированным текстом. | |
32 | Знаки препинания. | 1 | Письмо и чтение предложений с различными знаками препинания. | |
33 | Итоговая диагностика. Диктант. Списывание. Письмо. | 1 | Изучение состояния процесса письма. | |
34 | Итоговая диагностика. Контрольное чтение. | 1 | Изучение состояния процесса письма. |
Список литературы
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Наглядно-методическое пособие. – М., 2008
- Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов./ Авт. – сост.: Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: И.П. Лакоценина Н. А., 2012
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983
- Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
- Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2014
- Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2011
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2014
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2013
- Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М., 2013
- Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М., 2014
- Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 1. Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии. – М., 2014
- Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 2. Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии. – М., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»
Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и своевременное пр...