Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" у незрячих первоклассников, обучающихся по системе Брайля.
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Виноградова Людмила Викторовна

Рабочая программа по курсу " Коррекция нарушений устной и письменной речи" у слепых обучающихся 1 класса, направлена на овладение системой Брайля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

на заседании методического объединения учителей коррекционных предметов и специалистов.

Протокол №  __ от  _______  2020

Председатель МО

_________ Н.А. Дмитриева

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______

От _____________ 2020

Директор школы-интерната

№ 1 им. К.К. Грота

_____________ А.В. Мухин

Рабочая программа

 по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

для 1 «В» класса

Составитель:  учитель-логопед

Виноградова Л.В.

 

Санкт-Петербург

2020 – 2021 уч. г.

 Пояснительная записка

         Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО ОВЗ вариант 3.3 (слепые), с учётом методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой,  Р.И.Лалаевой, с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в   Карте  здоровья и развития обучающихся 1 «В» класса, их речевого развития, психо-физических и возрастных особенностей и направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Программа коррекционного курса содержит  индивидуально ориентированные  образовательные  и  коррекционные  мероприятия,  обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся, их интеграцию в  образовательном  учреждении  и  освоение  ими  адаптированной основной  образовательной  программы начального общего образования.  

Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане.  

        Данная рабочая программа реализуется в рамках коррекционной деятельности. На изучение коррекционно-развивающего курса в 1 классах отводится 1 час в неделю, всего за год 34 часа при 34  учебных неделях или 2 раза в неделю, согласно учебному плану школы-интерната №1.

 Курс коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения слепых обучающихся. Варьироваться могут организационные формы работы (индивидуальные и подгрупповые занятия), что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с речевыми нарушениями. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями слепых  обучающихся. Допустимыми считаются занятия в подгруппе с детьми, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Цель и задачи программы

Цель: коррекция нарушений устной речи,  профилактика нарушений письменной речи, помощь в успешном освоении программы  по русскому языку и чтению обучающимся  1 классов.

Задачи  Программы:

  • формировать полноценные произносительные навыки;
  • формировать и развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать фонематический анализ и синтез;
  • развивать умение дифференцировать смешиваемые звуки;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • формировать пространственное восприятие;
  • развивать функцию словоизменения;
  • развивать функцию словообразования;
  • формировать умение анализировать структуру предложения;
  • расширять и уточнять словарный запас;
  • развивать связную речь.

      В соответствие с поставленной целью был выделен ряд задач:

Образовательные:

  • подготовить  детей к знакомству с правилами фонетики русского языка.
  • формировать представление о морфологическом составе слова;
  • развивать лексико-грамматический строй речи.

 Развивающие

  • развивать неречевые и речевые психические процессы;

Воспитательные

  • формировать  положительную мотивацию;
  • содействовать активизации коммуникативной деятельности детей;
  • способствовать воспитанию интереса к обучению.

Коррекционные

  • совершенствовать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез;
  • развивать и совершенствовать оптико-кинестетические представления, слуховую память;
  • развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом (с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем);

Личностные и предметные результаты освоения курса.

 

Предметные результаты:

1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова, практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

 4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        

Результаты освоения слепыми обучающимся  программы коррекционной работы 1 класса проявляются в следующих достижениях:                                                                                                                                                                                                         1. Использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;                                                                                                                                                                                                                    2.  Сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;                                                                                                                                                                                         3. Имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;                                                                                                                                                                                                     4. Проявляет познавательный интерес, познавательную активность; имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;                                                                                                                                                       5. Умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения.                                                                                                   6. Демонстрирует сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на   материале стихотворений и связных текстов;                                                                                                                     7. Выделяет и сравнивает языковые единицы (звук, буква, слово, предложение);                                                                                                                                       8. Различает звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;                                                                                              9. Даёт характеристику звукам русского языка: различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;                                                                                                                                                                          10. Составляет простые  предложения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        11. Различает текст от набора предложений, определять количество предложений в тексте;      

Содержание курса

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

•        на фонетическом уровне;

•        на лексико-грамматическом уровне;

•        на синтаксическом уровне.

1.        Коррекционная работа на фонетическом уровне:

формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2.        Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3.        Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

                                                                                               

                                                    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего  34  часа; в неделю 1 час.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Примечание

1 этап ДИАГНОСТИКО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1 - 2

Уточнение диагноза. Исследование состояния тактильной чувствительности и уровня развития осязательного восприятия. Логопедическое заключение.

2

Выявление индивидуальных речевых нарушений. Уточнение речевых возможностей детей. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

3.

Формирование пространственной ориентировки в кабинете, на рабочем месте.

1

Практическое ознакомление с пространственными ориентирами школы, кабинета, рабочего места. Примы техники безопасности.

4.

Формирование пространственной ориентировки в приборе.

    1

Знакомство с приспособлениями письма Брайлю. Порядок подготовки к письму. Правильная поза в процессе письма. Оценка и самооценка результатов.

5.

Формирование пространственной ориентировки в книге.

1

Знакомство с составляющими брайлевской книги, правильная поза при чтении. Установка рук и пальцев. Рассмотрение рисунков, схем, орнаментов.

II этап. РАБОТА НА УРОВНЕ ТОЧКИ И БУКВЫ

6.

7.

8.

Формирование точного бимануального восприятия точек и их комбинаций. Развитие прослеживающей функции пальцев рук. Уточнение нумерации точек шеститочия при чтении.

3

Чтение различных комбинаций точек, рассматривание рисунков, лабиринтов, орнаментов, выполненных на приборе Брайля. Определение ритмической последовательности элементов узора, счёт точек в разных направлениях.

9

10

11

12

13

Формирование навыка правильного письма всех точек шеститочия и их различных комбинаций.

5

Письмо заданных точек и их комбинации, рисование орнаментов и рисунков в  приборе Брайля, диктанты и списывания точек, их комбинаций, письмо в ритмической последовательности.

14-15

Уточнение нумерации точек при написании букв, цифр, знаков препинания.

2

Письмо всех букв в разных вариантах комбинаций точек. Списывание  букв и слогов. Уточнение нумерации трудных и схожих в написании букв.

16

17

Уточнение нумерации точек при чтении букв, цифр, знаков препинания.

2

Чтение всех букв в разных вариантах, комбинаций точек. Чтение слогов. Уточнение нумераций трудных и схожих при чтении букв.

18-21

Дифференциация зеркальных букв на письме и чтении:

Е – И

Р – В

С – Щ

Т – Ю

О – Э

Н – З –Я – Ы

Д – Ж -  Ф – Х

Ь -Ъ

4

Письмо и чтение зеркальных букв, списывание с образца, локализация заданных букв, работа с корректурными пробами.

III этап. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА И СЛОВА.

22

Чтение и письмо слогов разной сложности.

1

Работа со слоговыми таблицами Корнева, Лебедевой, содержащими зеркальные буквы: чтение, списывание, запись под диктовку, по памяти.

23

Чтение и письмо слов разной сложности с зеркальными буквами.

1

Локализация зеркальных букв в слогах, выборочное письмо слов с заданной буквой, списывание слов с пропущенными буквами, письмо под диктовку.

24-25

Звуко-буквенный анализ слов различной слоговой структуры.

2

Моделирование слов из букв, слогов; работа со схемами слов. Деление слов на слоги. Определение ударения.

26

Чтение слов различной слоговой и буквенной наполненности.

1

Работа с карточками-столбиками, карточками – горками, карточками – подсказками.

27-28

Чтение слов различной слоговой и буквенной наполненности.

3

Диктанты, выборочные диктанты, комментированное письмо, списывание слов, трансформация слов с пропущенными буквами и слогами, работа с деформированными словами.

29

Уточнение значений отдельных слов. Синонимы. Антонимы.

1

Чтение и письмо заданных и подобранных самостоятельно слов.

IV. РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА.

30-31

Предложение. Грамматическое оформление предложения на письме. Знак большой буквы.

2

Письмо и чтение предложений. Определение границ предложений. Работа с деформированным текстом.

32

Знаки препинания.

1

Письмо и чтение предложений с различными знаками препинания.

33

Итоговая диагностика. Диктант. Списывание. Письмо.

1

Изучение состояния процесса письма.

34

Итоговая диагностика. Контрольное чтение.

1

Изучение состояния процесса письма.

Список литературы

  1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. -  М.: Просвещение, 1979
  2. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007
  3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991
  6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Наглядно-методическое пособие. – М., 2008
  7. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей  с ОНР. Практическое пособие для логопедов./ Авт. – сост.: Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: И.П. Лакоценина Н. А., 2012
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999
  10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983
  11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
  12. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2014
  13. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2011
  14. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2014
  15. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2013
  16. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М., 2013
  17. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М., 2014
  18. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 1. Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии. – М., 2014
  19. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом № 2. Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии. – М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»

Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и  своевременное пр...