Рабочая программа по логопедии в 1 классе УО (ИН)
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достиг определенного уровня речевого развития. У детей с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, что ведет за собой недоразвитие речи в целом.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями
- Закона «Об образовании»,
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта),
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass_logopediya.docx | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа - интернат»
« Рассмотрено » МО учителей младших классов Протокол № От ________г. Руководитель: _______( Н.А. Калинина) | « Согласовано » на заседании Педагогического совета Протокол № 1 От ________г. | « Утверждаю» Директор СОГБОУ « Демидовская школа-интернат» __________( А.В.Шевандин) Приказ от________г. №______ |
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы
в 1 классе (с нарушением интеллекта)
Учителя- логопеда
Ковалевой Марины Алексеевны
на 2019– 2020 учебный год
1.Пояснительная записка.
Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достиг определенного уровня речевого развития. У детей с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, что ведет за собой недоразвитие речи в целом.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нарушения речи у большинства учащихся носят характер системного недоразвития речи средней степени (а в последнее время и тяжелой степени) для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями
- Закона «Об образовании»,
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта),
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
- Использовались рекомендации, данные :
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.: “ Владос”, 1998
- Программы обучения и воспитания детей с ОНР. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.1983 г.,
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. М.:Просвещение,1991.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.
- Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: “ Просвещение”, 1988.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.Рабочая программа логопедических занятий.
а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 1 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, т.к.содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
Характеристика логопедической группы учащихся 1 класса.
Речевые нарушения у учащихся с нарушением интеллекта носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
У данной категории детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
У учащихся отмечается нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:
-наблюдается недоразвитие мелкой и речевой моторики;
- неправильное произношение нескольких групп звуков;
- наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков;
- нарушение звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости: персеверации; перестановки звуков и слогов; сокращение согласных при стечении; замены слогов.
Нарушение лексико-грамматических компонентов речевой системы.
К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность словарного запаса, неточность_употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.
Наблюдаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:
- в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей, не знают названия многих предметов: перчатки, подоконник, обложка;
- отсутствуют в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты);
- смешиваются родовые и видовые понятия;
- используют типовые и сходные названия (рубашка– это и кофта, и рубашка, и свитер);
Лексические ошибки проявляются:
- в замене слов, близких по значению (шьет – вяжет – вышивает);
- в неточном употреблении и смешивании признаков (они называют лишь основные цвета (красный, синий, зеленый), величину предметов (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный));
Отмечаются трудности при образовании слов:
- с помощью увеличительных суффиксов;
- при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (ключ-ключок);
- в образовании сложных слов;
- при дифференции приставочных глаголов.
В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:
- в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (много ухов, окошков или окнов);
- согласования прилагательных с существительными;
Отмечаются нарушения связной речи:
- нарушение логической последовательности;
- застревание на второстепенных деталях;
- пропуски главных событий.
Психофизиологические особенности:
-недостаточно сформированы навыки организации учебной деятельности;
-низкий уровень учебной мотивации;
-низкий уровень самоконтроля;
-особенности внимания: слабая переключаемость, неустойчивость, низкая концентрация;
-сниженный уровень памяти.
Учебно-организационные умения и навыки.
Недостаточно сформированы следующие приёмы управления учебной деятельностью:
1) Умение работать с учебником:
- находить нужную информацию;
- выделять главное в тексте;
2) Планирование работы
3) Умение работать в заданном темпе.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
2. Цели и задачи программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
3. Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся су.о. требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане школы предусмотрены часы логопедических занятий. Зачисление воспитанников на логопедические занятия осуществляется в результате обследования речи воспитанников, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также в течение года по результатам обследования вновь поступивших детей, и согласно протокола решения психолого-педагогического консилиума ППк учреждения, списка воспитанников, имеющих нарушения устной и письменной речи. Выпуск воспитанников производится после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции делятся: на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальные занятия проводятся:
- при постановке и автоматизации звуков;
- при коррекции процесса чтения (дислексии);
- при коррекции процесса письма (дисграфии);
Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут. Периодичность индивидуальных занятий определяются тяжестью речевого дефекта и проводятся от двух до четырех раз в неделю.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-40 минут.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Занятия с группой проводятся 4 раза в неделю (1 индивидуальное и 3 групповых).
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи в условиях внедрения ФГОС должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на:
-формирование и развитие у детей универсальных учебных действий, благодаря которым у них формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области;
-обучение детей умению работать с информацией, способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение учебных задач, которые ставятся в процессе образования.
4. Личностные и предметные результаты логопедических занятий.
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
- устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного реагирования на чувства, поступки других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- Владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза (умение выделять первый, последний звук, определять место звука в слове).
- Сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия (определять наличие звука в слове, дифференцировать звуки в слогах, в словах).
- Достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата.
- Овладение основными лексико-грамматическими конструкциями.
-Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
-Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Расширение представлений об окружающем мире.
5. Содержание курса логопедических занятий.
Структура занятия.
При изучении каждой темы целесообразно придерживаться определѐнной последовательности:
I. Введение в тему. Активизация знаний по теме: отгадывание и загадывание загадок, чтение стихотворений по теме, проведение игр по теме. Определение содержательного компонента по данной лексической теме.
II. Речевая гимнастика.
III. Основная часть. Лексико-грамматический анализ темы. Знакомство с понятиями, названиями предметов, их свойствами и действиями с ними. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. Составление связного монологического высказывания по теме.
IV. Физминутка.
V. Закрепление знаний по теме.
VI. Подведение итогов занятия.
Лексическая тематика :
«Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень. Изменения в природе», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие животные готовятся к зиме», «Признаки зимы», «Зимующие птицы»,
«Новый год», «Зимние забавы», «Человек. Части тела», «Профессии», « Транспорт», «Твои Защитники», «Семья», «Весна. Признаки весны», «Прилет птиц», «Первоцветы», «Насекомые», «Рыбы», «Продукты питания»
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Принципы проведения занятий:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Деятельностный принцип.
Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
4. Поиск обходных путей и опора на сохранные функции.
5. Комплексность и логика: от простого к сложному.
Программа предполагает использование следующих технологий:
Образовательные технологии-показ, рассказ, беседа.
Здоровьесберегающие технологии, среди которых:
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- гимнастика для глаз,
- элементы массажа и самомассажа,
- физкультминутки;
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
- психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
- устранение отрицательных эмоций,
- релаксационные упражнения,
- подвижные и сюжетно-ролевые игры,
- создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Использование в работе компьютерных презентаций и программ (информационные технологии).
Содержание логопедической работы.
В 1классе идёт работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировке, а также развитию мелкой моторики.
Задачи коррекционной работы.
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза.
- Развитие общей, артикуляционной и ручной моторики.
- Коррекция дефектов произношения.
- Развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении.
- Формирование полноценных психических процессов: внимания, восприятия, памяти.
Этапы коррекционной работы.
Занятия проводятся 3 раза в неделю.Последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу, и включает в себя:
- этап. Обследование устной речи (4 - 8 ч).
- этап. Формирование психических процессов, пространственных представлений (4 ч).
Знакомство с огранами и развитие речевого аппарата.Развитие ручной моторики. Уточнение пространственно – временных представлений. Дифференциация речевыхи неречевых звуков.
- этап. Формирование представлений о звуках речи. Развитие элементарного фонематического анализа (86 ч).
(Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква О. Звуки А,О, У. Звук и буква Ы. звуки М, МЬ, буква М. Звуки Н, НЬ, буква Н. Звуки В, В, буква В. Звуки К, КЬ, буква К. Звуки П, ПЬ, буква П. Звуки С, СЬ, буква С. Звук и буква И. Звуки Л, ЛЬ, буква Л. Звуки Т, Ть, букваТ. Звуки Р, РЬ, буква Р. Звуки Г, ГЬ, буква Г. Звуки К-Г. Звуки Д-ДЬ, буква Д. Звуки Д-Т. Звуки Б, Бь, буква Б. Звуки П-Б. Звуки З, ЗЬ, буква З. Звуки С-З. Звуки Ф, ФЬ ,буква Ф. Звуки Ф-В. Звуки и буква Ш. Звуки и буква Ж. Звуки Ж-Ш. Звук и буква Ц. Звуки и буква Ч. Звуки Ч-Ц. Звук и буква Щ. Звуки Ш-Щ. Звуки Щ-Ч. Звуки и буква Й. Звуки Л-Р. Звуки буква Э. Звук и буква Е. Звуки и буква Ё. Звуки и буква Ю. Звуки буква Я. Буква Ь. Буква Ъ.
Грамматические представления формируются пропедевтически(не называя): включаются упражнения на словоизменение (число, род, падеж), на словообразование (уменьшительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные).
- этап. Обследование речи (4- 8 ч).
К концу года учащиеся должны уметь :
- определять наличие звука, выделять первый, последний звук, определять место звука в слове.
- по возможности различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу типа: кот, сом, дом;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
7. Учебно- методическое, материально – техническое и информационное обеспечение:
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 77 с.
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакциейВ.В. Воронкой, И.М. Бгажноковой. М., 2007.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда . – М. : Владос, 1998
- Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995
- Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слоа, предложения – что это? Учебник -тетрадь для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: в з тетр. – Смоленск: изд-во « Ассоциация 21 век»,1998 . тетрадь 1 ,
- Тетрадь 2
- Тетрадь 3
- Теремкова Н.Э. логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР - Издательство ГНОМ», 2011. в трех альбомах
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. учитесь правильно говорить. Книга для учащихся .В 2 ч. – М.: просвещение, 1991
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. ( звуки Л, ЛЬ,Р, РЬ,Ц, Ш, Ж,З,С, Ч, Щ
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения Ч-Щ, Л.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для логопеда, воспитателя логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.
- Презентации: автоматизация, дифференциация звуков, «Маленькие поварята», « Листопад» и др
- Диски с логопедическими играми «Мерсибо»
Настольные игры для закрепления звуков в речи
- Галанов А. С. Логопедическое лото. Звуки З-Зь
- Звуки Ч-Щ
- Звуки Ж-Ш
- Звук Р.
- Емельянова О. Говори правильно Ль. Лото.
- Домино « Слоговой анализ слов»
- Игра – лото « синонимы», « антонимы»
- Домино « Определи первый согласный звук»
- Тексты для чтения и пересказа по звукам
8. Контроль уровня обученности.
Основным средством оценки эффективности работы является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года по качественным и количественным показателям по тестовой методике.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. Пособие. Ч.1/ авт.-сост.О. И. Азова. Под ред.Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. –М.: РУДН,2007.-53 с.
Календарно- тематическое планирование 1 класс.
№ | Тема | Кол-во. Час. | Неречевые процессы, Звуковой анализ | Лексика | Грамматический строй | Связная речь | Развитие коммуникативных навыков | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||||||
Обследование речи. | 4 | |||||||||
1,2 | Знакомство с огранами речевого аппарата и развитие речевого аппарата. | 2 | Развитие слухового внимания | Школа. Школьные принадлежности. | Образование слов с уменьшительным значением, игра» « один- много». Образование Р.п имен существительных- игра «Чего не стало» | Загадки – описания. Если бы я был карандашом…(составление предложений) | 1.Приветствие-Игра «Скажем: «здравствуйте!» «2.Постановка вопросов и ответы на них 3..Игра – ситуация: «Разговор школьных принадлежностей» 4.Выразить с помощью мимики свое отношение к занятию. | Постановка звуков | ||
3 | Развитие ручной моторики. | 1 | Дифференциация неречевых звуков. | Ранняя осень. Деревья. | Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательного, наречия с существительным. Множественное число существительных. Образование существительного с уменьшительно-ласкательным значением игра: « Назови ласково» Предложно-падежное управление (откуда упал лист, лист упал на.. под…) | Загадки – описания. Опиши дерево (по вопросам). Игра «Паутина»(Путешествие листика…(составление предложений, а в целом и рассказа). | 1.Приветствие. 2. Физминутка-игра «Ладошки». 3.Игра – ситуация: «Прогулка в парк». 3.выразить с помощью мимики свое отношение к занятию. 4.Закончи предложение: Сегодня у меня получилось… и др. | . | Постановка звуков | |
4 | Уточнение пространственно – временных представлений. | 1 | Ориентировка в пространстве. Различение высоты, силы и тембра голоса. | Грибы. | Образование множественного числа существительных, предложно- падежное управление (по грибы, в корзину, под, на пне…) | Описание гриба по вопросам, по схеме. Сравнение грибов. Игра «Паутина» - Если бы я был грибом(составление предложений, совместного рассказа). | 1.Игра «Ласковое приветствие» 2. Игра- ситуация «Грибники». 3.Игра «Поводырь» 4. Игра-завершение «Мне понравилось, как Сережа…» | Постановка звуков | ||
5,6 | Звук и буква А | 2 | Выделение звука из слова, обозначение красной фишкой. | Фрукты | Игра « один-много» согласование сущ с прилаг в роде , числе и падеже.(душистый апельсин, душистое яблоко) Назови ласково. Предлоги на, в, под. | Опиши по вопросам. Составление простых предложений по вопросам с опорой на картинку. | 1.Игра «Ласковое приветствие» 2. Игра « Угощайся» (Оля, угощайся – съешь апельсин и др.) 3.Совместное раскрашивание кртинки. 4. Ритуал завершения. | |||
7,8 | Звук и буква У. | 2 | Выделение звука из слова | фрукты | Образование слов с уменьшительным значением, образование относительных прилагательных. | Опиши по схеме ( мнемотаблицы), как приготовить компот. | 1.Игра «Ласковое приветствие» 2. Игра «Догадайся, что хочу». 3.Ситуация « В магазине, на рынке» (использование речевых шаблонов: сколько стоит,взвесте мне , пожалуйста) 4. Игра-завершение «Мне понравилось, как Сережа…» | |||
9,10 | Звук и буква О. | 2 | Выделение звука из слова | Овощи. | « Один- много», « Назови ласково» Образование слов. Подбор слов- действий к сущ( накопаем, соберем, сорвем, срежем), образование относительных прилагательных. | Опиши по вопросам. | 1.Игра «Ласковое приветствие» 2.Ситуация «Сбор урожая» 3. Раскрась рисунок (работа в парах). 4.Игра «Догадайся, что хочу» 5.Ситуация « В магазине, на рынке» (использование речевых шаблонов: сколько 6. Игра-завершение «Мне понравилось, как Сережа…» | |||
11,12 | Звуки А, О, У. закрепление артикуляции. | 2 | Выделение звука из слова. Звуковой анализ слов типа АУ. различение на слух коротких и длинных слов( лук – репка) | Овощи | Предлоги на, в, под, из (огурцов) подбор прилагат . к сущ( помидор спелый, красный, морковь спелая…), образование относительных прилаг) согласование сущ и числит( три килограмма..), согласование с местоимен.( мой, моя, мое) | Отгадывание загадок об овощах. Составление предложения по картинке. Описательные рассказы. | 1.Игра «Ласковое приветствие» 2.Игра «Догадайся, что хочу» 3Игра «Интервью» (расспросить про урожай овощей) 4. Игра-завершение «Мне понравилось, как Сережа…» | |||
13,14 | Звук и буква Ы. | 2 | Выделение из слова. | Сад. Огород.Ягоды. | Образование слов с уменьшительным значением, относительных прилагательных, подбор прилагательных к существительному. Предлоги на, в, под | Загадки – описания. Составление предложения по картинке. Рассказ по картинке. | 1.Игра «Скажем: «здравствуйте!» 2.Ситуация « Сбор урожая» 3. Игра «Интервью» - расскажи о своем урожае. 4. Игра-завершение «Мне понравилось, как Сережа…» | |||
15,16 | Звуки М, М*. Буква М. | 2 | Выделение звука из слова.твердый согласный звук. Анализ слогов типа МА, АМ, МУ, УМ, МО, ОМ. | Осень. Перелетные птицы. | Согласование сущ. и прилагательного в роде, числе и падеже. Игра « Один – много» | Описание птицы по вопросам. | 1.Игра «Скажем: «здравствуйте!» 2. Игра «Угадай по движениям птицу» 3. Игра «Интервью у ласточки и др.» 4. Игра-завершение. | |||
17,18 | Звуки Н, Н*. буква Н. | 2 | Выделение звука, звуковой анализ ОН, НА, НУ. | Осень. Перелетные птицы. | Образование притяжательных прилагательных (ласточкино гнездо), образование названий детенышей. | Загадка – описание. Путешествие птиц (составление предложений). | 1. Игра «Скажем: «здравствуйте!» 2. Игра «Паутина» 3. Игра «Интервью у ласточки и др.» 4. Игра-завершение. | |||
19,20 | Звуки В, В*, буква В. | 2 | Выделение из слова. | Перелетные птицы | образование притяжательныхприлаг. | Описание по вопросам, по схеме. Если бы я был журавлем, цаплей… (составление предложений). | 1.Игра «Скажем: «здравствуйте!» 2. Игра «Живая картина» 3. Игра –импровизация «Журавль» 5. Игра-завершение | |||
21,22 | Звуки К, К*, буква К. | 2 | Анализ слов КОМ, МАК, КУМ,ЛУК | Домашние животные. | Образование формы мн.ч., сущ. С уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных, образование притяжательных прилагательных. Образование глаголов с разными приставками | Загадки – описания. Беседа по картинке. | 1. Игра «Скажем: «здравствуйте!» 2. Игра «Живая картина» 3. Игра –импровизация « Я – котенок» 5. Игра-завершение | |||
23,24 | Звуки П,П*, буква П. | 2 | Анализ ПУК, КАП, ПУМ, | Домашние животные и птицы. | Образование названий детёнышей., образование формы мн.ч, образование существительных с ласкательным значеснием, образование притяжательных прилагательных, Согласование сущ с числительным | Описание птицы. «Если бы я был гусем..» | 1.Игра «Скажемздравствуйте» 2 Игра – ситуация «Птичий двор» 3. Игра - завершение | |||
25, 26 | Звуки С, С*, буква С. | 2 | Анализ слов ОСА, СОН, НОС. | Дикие животные | Образование названий детёнышей. Образование сущ. Р.п. мн. ч, в.п.( игра: Кто что любит есть), образование притяжательных прил. | Составление предложений по картинке. Отгадывание загадок о животных. Составление описания животного | 1.Игра – приветствие. 2.Ситуация « Встреча с белкой (зайцем) в лесу (интервью)» 3. Игра- завершение. | |||
27,28 | Звук и буква И. | 2 | Анализ слов типа ЛИСА, СИЛА. | Дикие животные готовятся к зиме. | Ед. и мн. число сущ и глаголов. | Составление предложения по картинке. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Комплимент животному» 3. Игра «Интервью» 4. Игра «Хоровод» 5. Игра- завершение | |||
29,30 | Звуки Л, Ль, буква Л. | 2 | Анализ слов типа липа, обозначение мягкости согласных | Дикие животные готовятся к зиме. | Пространственные предлоги над, за, под. | Составление предложения по картинке. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Комплимент животному» 3. Игра «Подарок » 4. Игра- завершение | |||
31, 32 | Звуки Т,Т*. буква Т. | 2 | Анализ слов типа сани | Зимующие птицы. | Ед. и мн. Число сущ и глаголов., образование слов с ласкательным значением, Согласование сущ. С числительными. Предлоги ( в, на, под, у, над) | Описание птицы по вопросам. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Подарок» 3. Ситуация « Я увидел птичку с больной лапкой» 4. Игра- завершение | |||
33, 34 | Звуки Р,р*, буква Р. | 2 | Выделение из слов, анализ типа паук, утка. | Зимующие птицы | Согласование существительных и прилагательных, местоимений. Подбор прилагательных к сущ( воробей юркий) | Отгадывание птиц по описанию. Составление предложений. Если бы я был воробьем… | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Встреча с Воробьем, снегирем…» 3. Игра «Живая картина – У кормушки» 4. Игра – завершение. | |||
35,36 | Звуки Г, Г*. Буква Г. | 2 | Анализ слов типа Утка. | Зима. Признаки зимы. | Согласование сущ. и прилагательного. Подбор прилагательного к сущ. Образование слов с ласкательным значением) | Закончи предложение. Беседа по картинке « В зимнем парке» Постановка вопросов и ответы на них ( за что ты любишь зиму). | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Я снежинка» 3. Игра «Вьюга» 4.Игра –завершение. | |||
37, 38 | Звуки К-Г. | 2 | Дифференциация, анализ слов кукла, шапка | Зима. Зимняя одежда. | Образование относительных прилагательных, образование мн.ч., образование сущ. с ласкательным значением, согласование числительного и существительного. | Составление предложений по заданным словам. Составление рассказа по картинкам | 1.Игра – приветствие. 2.Ситуация « В обувной мастерской» 3.Совместная игра «Укрась шубку, варежки» 4.Игра – завершение. | |||
39, 40 | Звуки Д,Д*. | 2 | Анализ слов типа слон, волк. Постановка ударения. | Зима. Зимняя одежда. | Образование относительных прилагательных. Предлоги :из кожи, без каблука, с меховым воротником. Подбор антонимов. | Загадки-описания. | 1.Игра – приветствие. 2. «Укрась шапку и шарфик, валенки» 3.Игра « В обувном магазине» 4.Игра- завершение. | |||
41, 42 | Звуки Д,Д*-Т,Т*. | 2 | Различение звуков в словах. | Зима. Новый год. | Множественное число существительных. Пространственные предлоги. подбор прилагательного, согласование существительного и прилагательного Образование относительных прилагат. | Составление предложений по картинке. Загадки – описания. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра – ситуация «Наряжаем елку» 3.Игра «Хоровод» 4.Игра- завершение. | |||
43, 44 | Звуки Б,Б*. Буква Б. | 2 | Определение места звука в слове. | Зимние забавы. | Образование существительных с уменьшительным значением. Родственные слова ( снег- снежки) | Составление предложения по картинке, рассказа по серии картинок. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Повтори движение» 3. Игра – «Ситуация « На горке» 4. Игра –завершение. | |||
45, 46 | Звуки П-Б. | 2 | Дифференциация звуков, выделение ударного гласного. Выделение звуков Б-П из ряда звуков и слогов | Человек. Части тела. | Множественное число существительных( губа – губы). Игра:Что лишнее : зубы, спина, губы, рукава?»Сложные прилагательные( голубоглазый, светловолосый). | Отгадывание загадок. Заканчивание предложения. Составление рассказа- описания человека по плану. . | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Радио» 3.Игра «Комплимент» 4.Игра – завершение. | |||
47, 48 | Звуки З, З*. Буква З. | 2 | Определение места звука. | Человек. Части тела. | Согласование прилагательного и существительного, местоимения и существительного Образование прилагательных от существительных( зубная паста, зубной врач, глазная мазь) | Составление рассказа по картинке (У врача) | 1.Игра – приветствие. 2. Ситуация «У врача (использование шаблонов- запишите меня к врачу, на какое время вы меня записали, у меня болит…) 3. Игра «Повтори движение» 4.Игра- завершение. | |||
49, 50 | Звуки С-З | 2 | Определение места звука в слове. Дифференциация звуков. | Транспорт. | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественно число. | Отгадывание загадок. Беседа по картинке. Постановка вопросов и ответы на них( сравнение двух видов транспорта) | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Я -не я» (изобразить человека ведущего какой-либо транспорт) 3. Игра «Пассажиры в автобусе» 4.Игра – завершение. | |||
51,52 | Звуки Ф,Ф*. Буква Ф. | 2 | Определение места звука в слове. | Транспорт. Правила дорожного движения. | Форма Р.п. ( без чего), П.п. ( поедем на ) | Составление предложений из заданных слов. Как я ездил к бабушке. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Я -не я» (изобразить человека ведущего какой-либо транспорт) 3. Игра –ситуация « Экскурсия для иностранца» 4.Игра – завершение | |||
53,54 | Звуки В,В*,Ф,Ф*. | 2 | Дифференциация в словах. Анализ слов типа ВИШНИ, ШКАФЫ. | Профессии. | Образование названий профессий. | Отгадывание загадок. Загадки описания профессий. Кем я хочу быть?Беседа по картинке. Составление предложений. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Я -не я» (изобразить человека какой-либо профессии» 3.Игра – завершение | |||
55,56 | Звук и буква Ш. | 2 | Определение места звука в слове. Анализ слов типа Кукушка | Профессии. | Приставочные глаголы. | Сравнение профессий. Составление описания профессии. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Парикмахер» 3.Игра «Модельеры» 4.Игра «Повара» 5.Игра-завершение» | |||
57,58 | Звук и буква Ж. | 2 | Определение места звука в слове. | Профессии. | Приставочные глаголы. | Кем я хочу быть? | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Строители» 3. Игра-«дирижеры» 4.Игра – завершение. | |||
59,60 | Звуки Ж-Ш. | 2 | Дифференциация в слогах, словах. | Защитники Отечества. | Образование мн.ч. сущ., образование имен сущ. с ласкательным значением. Образование притяжательных прилагательных (солдатская каша, офицерский мундир) | Загадки – описание. Составление предложений из слов, по картинке. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Угадай по движениям, что делает военный» 3. Игра «Интервью» 4.Игра – завершение. | |||
61,62 | Звук и буква Ц. | 2 | Выделение звука, определение места звука. | Защитники Отечества. | Образование приставочных глаголов, предложно- падежное управление | Рассказ : « На границе» | 1.Игра – приветствие. 2.Ситуация « На границе» 3.Игра – завершение. | |||
63,64 | Звук и буква Ч. | 2 | Выделение звука. | Мамин день. Семья. . | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественное число., образование притяжательных прилаг. | Моя семья в праздничный день. Загадки – описания. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Подарок для мамы» (работа в паре) 3.Ситуация « За праздничным столом» 4. Игра- завершение. | |||
65,66 | Звуки Ч-Ц. | 2 | Дифференциация в слогах, словах | Времена года. Календарь. Масленица. . | сравнительная степень прилагательных, подбор прилагательного к сущ.( весна теплая, небо голубое) Образование приставочных глаголов, предложно- падежное управление | Опиши свой любимый день в году. Заклички. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Ручеек» 3.Игра – завершение. | |||
67,68 | Звук и буква Щ. | 2 | Анализ слов типа ФАРТУК | Весна. Признаки весны | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., образование сущ с уменьшит-ласкательным значением, образование множественного числа сущ. Образование приставочных глаголов, предложно- падежное управление | Докажи, что на картинке весна. Составление предложений по картинке, по заданным словам. «Если бы я был ручейком…» | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Ручеек» 3.Игра «Цветочек» 4.Игра – завершение | |||
69,70 | Звуки Ш-Щ. | 2 | Анализ слов типа шнурки | Посуда. . | Множественное число существительных, Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественно число., образование относительных прил. | Описание посуды. | 1.Игра – приветствие. 2.Работа в паре «Мы дизайнеры посуды» 3.Игра – завершение. | |||
71,72 | Звуки Щ-Ч. | 2 | Дифференциация в слогах, словах. | Первоцветы. | Множественное число существительных, глаголы с разными приставками. | Рассказ по картинке. Если бы я был подснежник. | 1.Игра –приветствие. 2.Игра «Цветок» 3.Игра –драматизация «Подснежник» 4.Игра – завершение. | |||
73 | Звуки Х,Хь буква Х. | Определение места звука в слове. Анализ слов чайка, майка | Космос | Множественное число существительных, глаголы с разными приставками. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Космический корабль» 3.Игра «Интервью» 4.Игра «Инопланетянин и мы» 5.Игра – завершение. | |||||
74 | Звук Й, буква Й. | 1 | Космос. | Если бы я был космонавт. | ||||||
75,76 | Звуки Л,Р. | 2 | Определение места звука в слове. Дифференциация звуков в слогах, словах | Труд людей весной. Инструменты | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественно число, образование сущ. с ласкательным значением. | Составление предложений из слов, по картинке. | 1. Игра –приветствие. 2. Игра «Я-не я» ( изобразить работу инструментом» 3.Ситуация « Весенняя уборка во дворе» 4.Игра – завершение. | |||
77,78 | Звук Э. Буква Э. | 2 | Определение места звука в слове. | Продукты питания. | Согласование сущ и прилагательных, образование относительных прилагательных( мясной суп, сырный бутерброд, рыбный пирог) | Загадки – описания. Составление предложений. | 1. Игра- приветствие. 2. Игра «Повара» 3. Игра – завершение. | |||
79,80 | Звук и буква Е. | 2 | Определение места звука в слове. Анализ слов меч | Электроприборы. | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественно число., сложные слова ( электрочайник, пылесос, кофеварка) | Загадки- описания. Составление предложений. | 1. Игра- приветствие. 2. Игра «В магазин за покупкой техники» 4. Игра – завершение. | |||
81,82 | Звук и буква Ё | 2 | Определение места звука в слове. Анализ орёл | Игрушки. | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множественно число, слова с ласкательным значением. | Узнай по описанию. Если бы я был медвежонком, куклой… | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Я -не я» 3.Игра «Сотворение чуда» 4.Игра- завершение. | |||
83,84 | Звук и буква Ю. | 2 | Определение места звука в слове. Анализ слов люк | Прилет птиц. | Образование мн.ч., слов с ласкательным значением, образование сложных слов, Р.п., образование глаголов с разными приставками. | Рассказ по картинке | 1.Игра – приветствие. 2 Игра «Я – не я» 3.Игра –драматизация «Ласточки и воробей» 4.Игра – завершение. | |||
85,86 | Звук и буква Я. | 2 | Определение места звука Анализ слов мята | Насекомые. | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., множеств число. Глаголы с разными приставками. | Описание насекомого. Сравнение. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра- «Жук попал в банку» 3.Игра « Бабочки на лугу» 4.Игра – завершение. | |||
87 | Буква Ь. | 1 | Анализ слов типа ГУСЬ, Письмо | Зоопарк | Глаголы с разными приставками. | 1.Игра – приветствие. 2. Игра «Детки в клетке» 3.Игра «Живая картина» 4.Игра – завершение. | ||||
88 | Буква Ъ | 1 | Анализ слов типа съел | Зоопарк. | Согласование прилаг, числит., наречия и сущ., мн. число. | Детки в клетке. | 1.Игра – приветствие. 2.Игра «Живая картина» 3.Игра –завершение. | |||
89, 90 | Обобщающее занятие. «Путешествие в страну Красивой речи» | 1 | ||||||||
Обследование устной и письменной речи | 4 |
Анализ деятельности.
Логопедическая работа проводится индивидуально и по группам. Регулярно проводился контроль речевых проблем детей. Проводилось обследование вновь поступивших детей, наблюдение за их адаптацией. На детей ведётся необходимая речевая документация. У занимающихся детей отмечается активизация речемыслительных процессов, расширение словаря, совершенствование употребления грамматических форм, пространственных и временных представлений, личностная гармонизация, улучшение общеречевой культуры. Отмечается доброжелательность и активность в речевом общении, желание использовать полученные навыки в повседневной жизни.Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:
• определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми с нарушением интеллекта и одним из методов, а в 3-4 классах приемом является игра);
• технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
• консультации для родителей и педагогов, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях.
Приходится преодолевать и ряд трудностей: работа с детьми с нарушением интеллекта более трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени.
Динамика результативности по преподаваемому предмету. Несмотря на все трудности, радует даже небольшая динамика в развитии ребенка.
Диаграмма. Соотношение уровня развития устной речи учащихся 1 класса на этапе поступления и за период обучения в первом классе.
Из диаграммы видно, что у всех учащихся, посещающих логопедические занятия произошло продвижение в развитии речи по обозначенным направлениям.
Литература
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 77 с.
- Аксенова А. К., Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы.- М.: “ Просвещение”,1987.
- Аксенова А. К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 1999.
- Ефименкова Л. И. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
- Ефименкова Л. И., Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте.- М.: “ Просвещение”, 1988.
- Лалаева Р. И.. Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.: “ Владос”, 1998
- Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.- М.: “ Просвещение”, 1978
- Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. Пособие. Ч.1/ авт.-сост.О. И. Азова. Под ред.Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. –М.: РУДН,2007.-53 с.
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронкой, И.М. Бгажноковой. М., 2007.
- Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовит., 1 – 4 классы / под ред. В. В. Воронковой. –М. : Просвещение, 2004..
- Садовникова Н. И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: “ Просвещение”, 1988.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Логопедии 2 класс
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа по логопедии 2 класс
Рабочая программа...
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....
Рабочая программа по логопедии 2-7 класс (2014-2015 учебный год)
Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.Все содержание...
Рабочая программа по логопедии 1 класс (группа)
Рабочая программа по логопедии 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ 1 класс
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся 1 классов с умеренной умственной отсталостью и составлена с учетом ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...