РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся 1 классов с умеренной умственной отсталостью и составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно- правовых документов.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения воспитания.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» для обучения детей с умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов : соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logopedii_1klass.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся 1 классов с умеренной умственной отсталостью и составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно- правовых документов.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения воспитания.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» для обучения детей с умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов : соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования.
Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентности, личностно-ориентированного, деятельного подхода, которое определяет цели и задачи.
Цель обучения – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы;
-своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.
формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи изучения:
- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
- развитие речевой и мелкой моторики;
- сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
- научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование работы артикуляционного аппарата,
- развитие речевого дыхания и голоса;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фонематических процессов;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Уровень программы коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка;
-содержание программы;
- учебно- тематическое планирование образовательной области;
- мониторинг образовательной области;
- учебно- методический комплекс к программе;
- приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Его ведение в учебный план обусловлено значительным отставанием обучающихся с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания обучающихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи ( «безречевые» дети). Для устной речи обучающихся характерны аграмматизмы. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. ( склонения и спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту ( механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания.
Содержание программы направлено на обучение обучающихся с умеренной умственной отсталостью по возможности правильному звукопроизношению, правильному произношению слова, ответами на поставленные вопросы, правильному и последовательному изложению содержания информации, установлению несложных причинно- следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и обобщения.
У обучающихся формируется элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стакан- чашка-кружка), показывается различие между видовым и родовым понятием ( кукла, мяч, машинка- игрушки), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений за окружающим обогащается словарный запас, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
В работе с обучающимися, имеются грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» обучающимися, используются индивидуальные задания. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимание обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.
Для «безречевых» обучающихся необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми обучающимися необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов- смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем. Научились показывать учеников, части тела, лица, предметы находящиеся в классе.
Формы и методы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Основными видами работ учащихся являются: артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба и щёк, упражнения на формирование общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения, работа в тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д. Контрольная работа во 2 классе предусматривается в конце года - итоговая.
Методы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, показ, иллюстрация
-практические – выполнение артикуляционной гимнастики, развитие ручной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия и т. д.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
В процессе формирования знаний могут быть использованы следующие формы взаимодействия: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальная работа характеризуется совместной деятельностью школьников по общему заданию под руководством педагога. Это способствует воспитанию чувства коллективизма, позволяет формировать у обучающихся умение рассуждать. Находить ошибки в рассуждениях другого, сообща делать выводы и заключения.
В процессе групповой работы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья контактируют не только с педагогом, но и с друг с другом. Каждый обучающийся имеет возможность высказать свои мысли, свое мнение, обсуждать их со сверстниками.
Общение в процессе групповой деятельности служит для более тесных коммуникативных взаимодействий.
Индивидуальная работа строится с учетом психофизических особенностей каждего ребенка. В процессе данной формы организации работы на уроке развивается мышление, внимание, самостоятельность обучающегося, что в конечном итоге также способствует формированию коммуникативной культуры.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
На изучение в 1 классе (вариант 8.4) отведено 140 часов, 4 час в неделю, 35 учебные недели. Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
« Логопедические занятия».
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Коммуникативные ценности- развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Актуальность программы:
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства ( возникновение и развитие Я- позиции и Я- образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).
Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности ( с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевами средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей ( как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
В «программе» определены основные задачи коррекционно- педагогической работы по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом учитывается речевая активнось учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала. Среди форм работы выделяются: игровая, предметно- практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность. При разработке программы учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно – развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако, даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции- коммуникативную, познавательную, регулятивную. Для этих обучающихся характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скупость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Базовые учебные действия (БУД)
Личностные:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
- Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
- Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
- Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Познавательные:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
- Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс)
- Обращаться за помощью и принимать помощь
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
- Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- Оформлять свои мысли в устной речи;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- Слушать и понимать речь других;
- Участвовать в парной работе.
Регулятивные:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком
- Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Таким образом:
-В сфере личностных базовых учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
-В сфере познавательных базовых учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства.
-В сфере коммуникативных базовых учебных действий первоклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
-В сфере регулятивных базовых учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия.
Программа « Логопедические занятия» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Учебно-методический комплекс к программе
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., «Владос», 2001г.
- Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.-М., 1989г.
- Парамонова Л.В. «Логопедия для всех» М., 2002г.
- Лопухина И.С. Логопедия. (550 занимательных упражнений для развития речи) М., 1996г.
- Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции» М., 2003г.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М., 1999г.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары 1980г.
- Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников» Санкт- Петербург 2004г.
- Рыбина А.Ф. «Коррекция звукопроизношения у детей» Волгоград 2003г.
- Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя» (Игры и упражнения со звучащим словом) М.,2005г.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» М., 1990г.
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., 1983г.
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» М., 1988г.
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М., 1985г.
- Большакова С.Е. «Речевые нарушения и их преодоление» М., 2005г.
- Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» М., 2007г.
- Майсурадзе И.Ю. Методическое пособие «Формирование перцептивных действий в процессе сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии» Ульяновск 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Логопедии 2 класс
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа по логопедии 2 класс
Рабочая программа...
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....
Рабочая программа по логопедии 2-7 класс (2014-2015 учебный год)
Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.Все содержание...
Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...
Рабочая программа по логопедии для 1-4 класса коррекционной школы 8 вида
Данная программа разработана для учащихся я с ОВЗ, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...