Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в 1 классе.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Кузьменко Екатерина Олеговна

Цель – обобщить и закрепить знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Систематизирование знаний детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме времена года.

3. Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на картинки, развитие связной речи.

4. Совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в  1 ж  классе  по теме: «Времена года».

Цель – обобщить и закрепить знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Систематизирование знаний детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме времена года.

3. Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на картинки, развитие связной речи.

4. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2.Развитие мышления: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

3. Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.

Коррекционно- воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

3. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: часы «Времена года», солнышки «слоги», оборудование для игры: «Выложи снеговика» (части снеговика), муляжи овощей и фруктов для игры «Разложи овощи и фрукты», 2 корзины, презентация.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

-Здравствуйте ребята, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго дня. Молодцы!

Логопед:

 - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное, потому что  с нами вместе отправятся и ваши мамы. А куда и зачем мы отправимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(предполагаемый ответ: времена года)

-Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебный круг.

Педагог обращает внимание учащихся на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года)

Дефектолог: 

- Дети, посмотрите на этот круг. Он показывают  все времена года.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- А сколько месяцев в году? (12)

-Побывав в гостях у каждого времени года, мы вместе с вами будет открывать по одной картинки.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

2. Путешествие  к зиме.

Логопед: 

-Наше путешествие по временам года начинается.

-Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

-Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. (Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и открывает картинку)

Дефектолог:

Игра «Выложи снеговика»

- Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами будет наш гость, которого мы соберем, возьмите файлы, в которых лежат детали нашего загадочного друга, соберите из этих деталей нашего гостя и приклейте на картон синего цвета, а ваши мамы будут вам в этом помогать. Приступайте к работе.

-Кто у нас получился?

- Да, ребята, это снеговик.  Скажите, а чего же нашему снеговику не хватает, что мы забыли ему нарисовать? (нос, глаза и рот) Возьмите карандаши и дорисуйте.

Викторина от снеговика.

-Вы настоящие молодцы, собрали нашего гостя, и он хочет с вами поиграть, а за одно и проверить насколько хорошо вы знаете его время года.

-Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе? (подсказка схемы-картинки)

-Какие зимние месяцы вы знаете?

Логопед: 

-Посмотрите на экран, наш снеговичок подготовил еще одну интересную игру, я сейчас буду вам показывать  по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы:  какой? какая? какое?

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,  искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

-Сколько слов вы знаете! Умницы, и с этим заданием вы справились на отлично!

-Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?

-Вы молодцы! Снеговик вами доволен,  давайте попрощаемся с нашим другом, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.

3. Путешествие  к весне.

Дефектолог:

-Куда же мы сейчас отправимся, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.

Снег в поле тает,

грачи прилетают

Почки набухают

Когда это бывает?

(ответ детей: весной)

Подходит к схеме «круг» и открывает картинку весны.

-Какие весенние месяцы вы знаете?

Логопед

Упражнение вспомни признаки  весны:

-Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)

-Что происходит с природой весной? (она просыпается)

- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)

- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)

- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)

- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)

- Правильно, молодцы.

Упражнение на развитие слухового внимания:  «Что лишнее и почему?»

Дефектолог:

-А сейчас  мы проверим,  на сколько, вы внимательны,  я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее.

Дефектолог называет ряд слов и просит сказать, какое слово лишнее и почему.

«Зима, весна, март, лето» (март, это месяц)

«Март, апрель, весна, май» (весна, это время года)

«Лето, осень, весна, ветер» (ветер, это явление природы).

-Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем и выполним нашу физминутку.

4. Путешествие к лету.

Логопед:

-А мы продолжаем наше путешествие, давайте отгадаем следующую загадку и посмотрим, в какое время года попадем.

Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)

Правильно- это лето. Лето это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.

Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и открывает картинку лета.

- Какие месяцы относятся к лету?

-А кто назовет нам признаки лета?

- А в какие игры летом можно играть? Каким видом спорта ты не сможешь заняться летом? (помощник картинки)

Игра «Собери предложение»

Дефектолог:

Летом наше солнышко начинает дарить тепло и сегодня оно тоже к нам пришло.

-Посмотрите на солнышки они не простые, а с заданием (на солнышках прикреплены слоги) ваша задача из слогов собрать слова и из слов предложение, которое зашифровали наши теплые гости (учащиеся составляют слова из слогов ле-то, теп-лое, вре-мя, го-да.)

 -Ребята, а какое предложение у вас получиться из составленных слов, вы уже догадались?

Лето, теплое время года.

-Молодцы, теперь вместе с вашими мамами наклеим слова на большое солнце.

-А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)

5. Путешествие к осени.

Логопед:

А мы с вами отравляемся дальше.

Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела. (Осень) 

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень" открывает картинку осени.

- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой  (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)

Игра-упражнение “Куда что положить?”

Дефектолог:

-Осень это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат картинки с овощами, и фруктами. Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. Каждый из вас возьмет картинку и по очереди положит её в нужную корзинку, ваши мамы тоже будут помогать. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)

-Молодцы ребята, вот какие полные корзинки мы с вами собрали.

Игра “Разрезные картинки”

Логопед:

-Вот и подходит наше путешествие к концу, и на прощание я хожу вам подарить картинки (подходим к столам).

-Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.

(Учащиеся и складывают картинку,  учитель-логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета, например: “Это апельсин. Он круглый и оранжевый”. Описание предметов происходит с опорой на схему.)

-Молодцы ребята!

6. Итог занятия.

Дефектолог:

- Вот и закончилась наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

-А теперь проверьте себя, на ваших столах лежат листочки с заданиями, раскрасьте кружочки согласно времени года, мамы могут помогать своим детям.

Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такое  чудесное, яркое  солнышко.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представле­ний о семье и ее членах;-уточнение...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР

В материале представлены: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1), презентация к занятию. План проведения предметны...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Профессии"1 класс ОВЗ ЗПР

В матерале представлены: конспект и презентация к коррекционно-развивающему логопедическому занятию 1 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...