Программа индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего учащегося 1 класса.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей. Встречаются дети, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Реабилитационный процесс  носит комплексный характер и   предполагает целенаправленную работу по формированию языковой компетенции ребенка.

Актуальность программы заключается в развитии и коррекции устной и письменной речи ребенка с нейросенсорной тугоухостью, учитывая его образовательные потребности и возможности, индивидуальные особенности его развития и состояния здоровья; формирование социальной компетенции ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего учащегося 1 класса

Составитель:

учитель-логопед МБОУ ЦО

Гранова А.Н.


г. Саров

2019

1 Пояснительная записка

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей. Встречаются дети, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В нашем образовательном учреждении обучается ребенок с нейросенсорной тугоухостью.

Реабилитационный процесс  носит комплексный характер и   предполагает целенаправленную работу по формированию языковой компетенции ребенка.

Актуальность программы заключается в развитии и коррекции устной и письменной речи ребенка с нейросенсорной тугоухостью, учитывая его образовательные потребности и возможности, индивидуальные особенности его развития и состояния здоровья; формирование социальной компетенции ребенка с ОВЗ.

Общая характеристика программы

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения разного генеза для определения уровня речевого развития и степени нарушения с учетом особенностей их физического и (или) психического развития;

- определять приоритетное направление в работе по коррекции речевых нарушений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создавать условия, для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи ребенку с тугоухостью;

- осуществлять индивидуально ориентированную логопедическую помощь ребенку с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- обеспечить возможность освоения слабослышащему ребенку основной образовательной программы начального общего образования на доступном ему уровне и его интеграцию в образовательном учреждении;

- устранять нарушения в устной и письменной речи слабослышащего ребенка;

практически усваивать ребенку с ОВЗ лексико-грамматические нормы русского языка;

- проводить профилактические мероприятия, позволяющие избежать неблагоприятного развития в речевом статусе слабослышащего ребенка;

- оказывать консультативную и методическую помощь учителям, родителям обучающегося с ОВЗ по интересующим их вопросам.

Направления коррекционно-логопедической работы

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями разного генеза, проведение комплексного обследования, диагностирование речевой патологии и разработку индивидуального маршрута по оказанию им логопедической помощи.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь в развитии и коррекции речи; определяет направление работы по коррекции речевых нарушений в развитии детей с ОВЗ; способствует формированию коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности; способствует освоению программы НОО в условиях общеобразовательного учреждения.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и их родителей по вопросам развития и коррекции речи; устранению дисграфических и дислексических ошибок у младших школьников с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, с речевыми нарушениями, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом.

Цель коррекционного логопедического сопровождения: организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.

Принципы коррекционной работы

принцип соблюдение интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

принцип  системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - принцип вариативности:  предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 - рекомендательный характер оказания помощи: обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые результаты:

1. Предупредить неуспеваемость по программному материалу, которая обусловлена различными нарушениями речи у слабослышащего ребенка: скорректировать дефекты звукопроизношения; совершенствовать фонематические процессы, развить навыки звуко-буквенного, слогового, языкового анализа и синтеза; уточнить значения слов, расширить, обогатить и активизировать словарный запас, развить умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; развить и совершенствовать грамматические средства языка; совершенствовать навыки связной речи; развить конструктивный праксис, познавательные процессы, навыки чтения и письма.

2. Повысить логопедическую компетентность родителей детей с ОВЗ занимающихся на логопункте по коррекции устной и письменной речи.

3. Повысить логопедическую грамотность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, которой способствует консультативная и просветительская работа, проводимая в рамках консультаций, участие в МО, педагогических советах;

Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы.

  1. Содержание логопедической программы сопровождения слабослышащего ребенка в условиях общеобразовательной школы

 

2.1 Особенности развития слабослышащих обучающихся

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха – это не только количественное снижение слухового восприятия (человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). 

Глухота- нарушение слуха при котором невозможно восприятие речи; тугоухость( слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являются стойкими и не поддаются лечению.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют разные степени нарушения слуха:  1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи.2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень - дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный. При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный. Слуховой способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха (слабослышащие 1 ст.).Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь.

2.2 Особенности речевого развития слабослышащего ребенка

Слабослышащие дети могут самостоятельно в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства; разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи (смешение, искажение, замена и отсутствие звуков); нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка; нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

Для слабослышащих детей, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.

Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов, словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш: раскладушка — лежать; обложка — тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.

Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций.

Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).

Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок — носок).

Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.

Характерными недостатками при этом являются следующие:

а) смешение звуков, чаще звонких с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими;

б) часто встречается замена одних звуков другими, например свистящих с-з взрывными т-д и т. п.;

в) дефекты смягчения; дефекты озвончения;

г) отсутствие одного из составных звуков в связи с поздним формированием аффрикат;

д) искаженное произнесение звуков.

Наряду с этим слабослышащие дети не овладевают произношением сложных по артикуляции звуков (р, л, ч, щ, ц и др.).

Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный.

Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи. Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.

К числу характерных ошибок на письме относятся замены букв. Не овладев в достаточной мере звуковым составом слов, дети нередко воспроизводят на письме только ударную часть слова («алок» вместо потолок), а подчас искажают слово до неузнаваемости («дрки» вместо круги).

Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.

2.3 Коррекционная работа логопедического сопровождения слабослышащего обучающегося в общеобразовательной школе

 В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи: 

  • обследование ребенка с нарушением слуха;
  • составление перспективного плана и графика логопедических занятий;
  • выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы);
  • подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом слухового восприятия ребенка;
  • проведение логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи (групповых или индивидуальных);
  • оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;
  • проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, педагогом –психологом, учителями и родителями.

Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие устной и письменной речи и коррекция ее нарушений.

Направления коррекционно - логопедической работы:

- диагностическая работа,

- коррекционно - развивающая работа,

- консультативная работа,

- информационно- просветительская работа.

  1. Содержание коррекционных мероприятий сопровождения в преодолении нарушений устной и письменной речи слабослышащего ребенка

Диагностическая работа

- выявление индивидуальных особенностей строения и функционирования органов артикуляции, общих характеристик звучания речи, специфики звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, особенностей коммуникативной сферы, сформированности навыков письма и чтения;

- анализ возможных проблем в процессе обучения ребенка с ОВЗ, рисков нарушений письма и чтения;

- определение особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и специальных условий обучения;

- планирование коррекционной работы;

- комплексный сбор сведений о ребенке с ОВЗ на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ;

- анализ успешности логопедической работы.

Обследование обучающегося с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка и специальных условий обучения.

Участие в заседаниях школьного ПМПк.

Обследование обучающегося с целью оценки эффективности логопедической работы.

Коррекционно-развивающая работа

-  выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов, технологий обучения и коррекционной работы в соответствии с уровнем развития и особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- логопедических занятий, необходимых для:

  • коррекции / или минимизации нарушений речевого развития;
  • предупреждение/ или преодоление трудностей обучения;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • развитие высших психических функций.

Организация группового и индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего ребенка в соответствии с уровнем речевого недоразвития. Составление расписания занятий.

Корректировка программ и мероприятий.

Проведение систематических логопедических занятий в соответствии с расписанием.

Консультативная работа

- координация деятельности субъектов инклюзивной образовательной среды;

- консультирование учителей начальных классов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Участие в заседаниях школьного ППк. Разработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся.

Консультации специалистов и родителей по результатам диагностики.

Информационно-просветительская работа

- различные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с организацией сопровождения ребенка;

- тематические выступления перед педагогическими работниками и родителями по проблемам учета индивидуально-типологических особенностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.

Выступление на заседаниях школьного МО, совещаниях, Педагогических советах.

Лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, выступление на родительских собраниях.

Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов.

  1. Требования к результатам коррекционной работы по программе логопедического сопровождения  слабослышащего ребенка

В процессе реализации индивидуальной программы логопедического сопровождения слабослышащего ребенка необходимо соблюдение следующих требований:

  • достаточная модуляция голоса; умение произвольно менять основные акустические характеристики голоса;
  • правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительности речи;
  • четкая дикция, умение правильно осуществлять членение речевого потока посредствам пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
  • достаточная для голосоведения дыхательная струя;
  • умение различать правильное и неправильное произнесение артикуляторно и акустически сходных звуков;
  • исправленное звукопроизношение;
  • умение правильно изолированно воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности;
  • умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на лексическом уровне;
  • владение основными закономерностями лексико-грамматического строя речи;
  • иметь представление о лексической системности языка;
  • умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться словообразовательными моделями;
  • овладение навыками синтаксического конструирования и их адекватное использование в учебной деятельности (порождение связного учебного высказывания) и в решении задач обиходно-бытового общения;
  • сформированность языковых и зрительных операций, необходимых для овладения письменной речью;
  • сформированность технических (способ, скорость, правильность, выразительность) компонентов смыслового чтения.

Требования к результатам формирования социальной компетентности

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении:
  • владение достаточным запасом фраз для изложения элементарных проблем, возникших в быту (в магазине, в транспорте, дома).
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
  • умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт;
  • умение осуществлять речевое сопровождение действий учебной деятельности;
  • владение речевыми средствами общения, необходимыми для участия в воспитательных мероприятиях, праздниках, развлечениях.
  • Овладение навыками коммуникации:
  • умение задавать вопрос, адекватный коммуникативной ситуации;
  • возможность выразить просьбу, благодарность;
  • готовность слушать собеседника.

Этапы реализации логопедической программы сопровождения

  1. На первом этапе сбор и анализ документов, заключений врача, а также обсуждение проблем ребенка с родителями, педагогами.
  2. На втором этапе необходимо провести комплексное обследование развития. Проанализировать результаты со специалистами и вывести заключение. В конце составить психолого-педагогическую характеристику.
  3. На третьем этапе определяются задачи, условия, методы и формы коррекционно-развивающей работы. На этом этапе активно привлекаются родители. Им оказывается необходимая помощь, причем как практическая, так и консультативная.
  4. Четвертый этап считается основным. Происходит реализация программы, контролируется ее выполнение, вносятся изменения, если необходимы. Специалисты проводят обучение родителей и педагогов необходимым навыкам работы с детьми с ОВЗ.
  5. На пятом этапе происходит анализ эффективности освоения программы. Выясняются трудности в ее выполнении, поиск причин, ищутся пути решения проблем.

Таким образомформирование и коррекция речи у слабослышащего ребенка — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением слуха предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию и коррекции устной и письменной речи. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию и коррекции устной и письменной речи ребенка с нарушением слуха является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (специалисты школьного ППк). Логопедическая работа строится с учетом возрастных, индивидуально-типологических и интеллектуальных особенностей ребенка, степени выраженности речевого дефекта, общего соматического и неврологического состояния.

4 Программа индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего обучающегося в условиях общеобразовательной школы

4.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением слуха, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в устной и письменной речи ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана и составлена для слабослышащего ребенка в соответствии с заключением и рекомендациями территориальной ПМПК.

Основные сведения об учащемся

Ф.И.О. ребенка:

Возраст: 

Социальный статус ребенка: ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид. Воспитывается в полной семье.

Заключения специалистов ПМПК : парциальная недостаточность вербального компонента деятельности. Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития. Дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрастной норме.

Рекомендации ПМПК:

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ, имеющих сложный дефект и в соответствии с ИПРА.

Физическое развитие ребенка соответствует паспортному возрасту. Внешний вид аккуратный. В контакт со взрослыми вступает с осторожностью, на вопросы отвечает уверенно. Наблюдается негативная реакция на замечания.

Особенности латерализации: ведущая рука правая. Наблюдается слабость мелкой моторики.

Особенности речевого развития

Коммуникативная сфера: Х поддерживает беседу на обиходно-бытовом уровне, использует при ответах простые и сложные предложения. Коммуникативные инициативы не проявляет. Нуждается в стимулирующих, уточняющих вопросах, поощрении.

Понимание обращенной речи: обращенную речь понимает, затрудняется при усложнении инструкции. Нуждается в повторной инструкции. Трудности возникают при декодировании логико-грамматических конструкций, инвертированных предложениях, трактовке ряда метафор, фразеологических единиц.

Произносительная сторона речи: речь смазанная своеобразно интонируемая, голос тихий, с назальным оттенком. Звукопроизношение не нарушено; слова сложной слоговой структуры страдают при стечении согласных. Фонематические процессы нарушены, допускает ошибки в дифференциации оппозиционных звуков: по твер//мягк., свис//шип., сонорные звуки. Навыки звуко-буквенного и языкового анализа и синтеза сформированы достаточно.

Словарь и грамматический строй речи: отмечаются выраженные сложности актуализации слов; единичные ошибки в словообразовании, словоизменении, трудности актуализации слов с оттеночным значением, трактовке многозначных, малознакомых, абстрактных слов. Единичные ошибки при образовании прилагательных от существительных.

Связная речь: рассказ по серии сюжетных картинок соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, наблюдается стереотипность оформления. Пересказ, прослушанного текста: воспроизведены основные звенья, наблюдается стереотипность оформления, единичные аграмматизмы.

Чтение: побуквенное, монотонное, пересказ осуществляет, полное понимание текста, отсутствие ошибок дислексического характера.

Письмо: на начало обучения в школе не обследуется письменная речь; по методике раннего выявления дислексии (по Корневу) рисков не выявлено.

4.2 Организация обучения

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения – развитие и коррекция устной и письменной речи слабослышащего ребенка и интеграция его в среду слышащих сверстников.

Задачи программы:

- диагностика всех компонентов речевой системы;

- определение индивидуальных возможностей ребенка через потенциальные результаты коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи;

- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

- развитие произносительной стороны речи;

- дальнейшее совершенствование фонематических процессов и слухового восприятия речи с целью его развития и использования сохранной слуховой и других функций;

- развитие грамматических средств языка;

- совершенствование связной речи;

- развитие конструктивного праксиса;

- коррекция процесса усвоения тех тем, которые вызывают затруднения в овладении программным материалом;

- коррекция процессов чтения и письма;

- расширение, уточнение и активизация словаря;

- коррекция сниженных психических функций (внимания, памяти, сравнения, сопоставления, формирование суждений, умозаключений);

- активизация познавательной деятельности обучающегося;

- развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов:  быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 54 часа в год. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением слуха образовательной программы:

- посещение коррекционно- развивающих логопедических занятий;

- строгое соблюдение режимных моментов;

- соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

- индивидуальный подход;

- щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;

- развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;

- организация взаимодействия в работе всех специалистов ППк, тесное сотрудничество с родителями.

4.3 Индивидуальный план логопедического сопровождения слабослышащего ребенка

Развитие общих речевых навыков:

- работа над дыханием и слитностью речи, длительностью речевого выдоха;

- работа над голосом и словесным ударением;

- формирование уклада речевых органов, соответствующих правильному, четкому произношению звуков речи и их сочетанию;

- формирование правильной голосоподачи и плавности речи;

- произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;

- воспроизведение в речи выразительности (логического ударения, интонации, пауз и темпа речи).

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- самомассаж пальцев и кистей рук;

Развитие слухового восприятия речи:

- различение речи, связанной с разными видами учебной деятельности;

- различение разговорно - обиходной речи;

- различение ритмико-интонационной структуры речи.

Совершенствование фонематических процессов:

- закрепление представлений о твердости- мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;

- упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости;

- развитие навыков звуко-буквенного, слогового, языкового анализа и синтеза.

Работа над слоговой структурой слова:

- работа над слоговой структурой четырех-, пятисложных слов.

Развитие грамматических средств языка:

- согласование прил-ых с сущ-ми в роде, числе и падеже;

- согласование сущ-ных с числительными;

- образование сущ-ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по всем лексическим темам;

- упражнение в образовании и использовании в речи относительных прил-ных;

- образование и практическое употребление в речи притяжательных прил-ных;

- употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над, перед, у) и движения (в, из, к, от, по, через, за);

- развитие умения образовывать наречия от прил-ных (медленный – медленно), формы степеней сравнения прил-ных (быстрый – быстрее – самый быстрый);

- проверка правил усвоенных по грамматике и коррекция их неправильного или непрочного усвоения;

- включение дополнительных упражнений для овладения правилами: включение диктантов, воспринятых на слух, как одной из форм учебной деятельности.

Совершенствование связной речи:

- выяснение понимания прочитанного;

- уточнение смысла и значения слов, предложений;

- совершенствование речевых умений;

- составление предложений по опорному слову, из деформированного предложения, из слов не согласованных между собой;

- составление описательных рассказов;

- составление рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин;

- составление рассказов из опыта и на заданную тему;

- развитие навыка полного пересказа.

Развитие конструктивного праксиса, познавательных процессов:

- развитие навыка конструирования по схемам, моделям, заданным условиям;

- развитие мыслительных операций, внимания и памяти (4-й лишний, Небылицы);

- развивать слуховое и речеслуховое внимание;

- расширение, уточнение и активизация словаря (по лексическим темам);

- развитие пространственного анализа и синтеза; зрительной ориентировки в пространстве;

- развитие словесного отражения пространственных отношений;

- развитие зрительно- моторной координации.

Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Умеет строить синтаксические конструкции по схемам и заданным условиям.

Правильно употребляет простые и сложные предлоги в устной и письменной речи.

Развитие навыков чтения и письма:

- совершенствование технических (способ, скорость, правильность, выразительность) компонентов и смыслового компонента чтения;

- написание слуховых диктантов (исключая участие зрительного анализатора ребенка).

Количество групповых логопедических занятий  по Индивидуальному учебному плану  на 2019-2020 учебный год составляет  2 часа в неделю. Всего групповых логопедических занятий –  54 . На эти 54 часа составлено подробное  тематическое  планирование на 2019-2020 учебный год для обучающегося Х.

Количество индивидуальных логопедических занятий по Индивидуальному учебному плану  на 2019-2020 учебный год составляет  1 час в неделю. Всего индивидуальных логопедических занятий –  27 . На эти 27 часов составлено подробное  тематическое  планирование на 2019-2020 учебный год для обучающегося Х.

Использование лексических тем:

«Ранняя осень». «Деревья». «Овощи. Фрукты». «Грибы». «Перелётные птицы».

«Магазин». «Профессии и инструменты». «Школа». «Одежда. Обувь». «Головные уборы». «Поздняя осень». «Зима». «Животные и птицы зимой». «Зимние забавы». «Транспорт». «Цирк». «Мебель». «Домашние животные». «Животные Севера». «Животные теплых стран». «Насекомые». «Ранняя весна». «Почта». «Изменения весной». «Дикие животные». «Жилища животных». «Времена года». «Ягоды».

4.4 Тематическое планирование групповых логопедических занятий по коррекции письменной речи слабослышащего ребенка

Таблица 4.1 – Тематическое планирование групповых логопедических занятий по коррекции письменной речи слабослышащего ребенка (54 часа в год)

№ занятия

Раздел. Тема занятия.

Кол-во часов

I четверть (4 ч.)

Текст. Предложение. Слово.

1

Речь. Речь устная и письменная. Текст. Предложение.

1

2

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

1

3

Предложение. Слова, обозначающие действие. Слова, обозначающие признак.

1

4

Предложение. Предлоги. Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово».

1

II четверть (16 ч.)

Звуко-буквенный состав слова

Гласные  звуки

5

Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы.

1

6-7

Звуки речи: гласные и согласные.

2

8

Гласные первого ряда.

1

9

Гласные второго ряда.

1

10-11

Дифференциация гласных первого и второго рядов А-Я.

2

12-13

Дифференциация гласных первого и второго рядов О-Ё.

2

14-15

Дифференциация гласных первого и второго рядов У-Ю.

2

16-17

Дифференциация гласныхЁ-Ю.

2

18-19

Дифференциация гласных первого и второго рядов Ы-И.

2

20

Проверочная работа «Гласные звуки».

1

III четверть (20 ч.)

Слоговой состав слова

21-22

Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов.

2

23-24

Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов.

2

25-27

Анализ многосложных слов.

3

28-30

Ударение.

3

31

Проверочная работа «Слоги. Ударение».

1

Согласные  звуки

32-33

Согласные звуки: твердые и мягкие.

2

34-36

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных.

3

37-39

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

3

40

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме».

1

IV четверть (14 ч.)

Согласные  звуки

41

Согласные: звонкие и глухие.

1

42-43

Дифференциация [б-п],  [ б'-п'].

2

44-45

Дифференциация [в-ф], [ в'-ф'].

2

46-47

Дифференциация [г-к], [ г'-к'].

2

48-49

Дифференциация [д-т], [ д'-т'].

2

50-51

Дифференциация [ж-ш].

2

52-53

Дифференциация [з-с], [ з'-с'].

2

54

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие».

1

Таблица 4.2  – Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий по коррекции письменной речи слабослышащего ребенка (27 часов в год)

Наименование разделов и тем

Содержание занятий

Кол-во часов

Примечание

1.Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

Пассивная  артикуляционная гимнастика (для мимических мышц и губ, нижней челюсти и языка). Активная  артикуляционная гимнастика  (выполнение статических  и  динамических упражнений).

2

В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

2.Нормализация речевого дыхания.

Статическая  дыхательная гимнастика.  Динамическая дыхательная  гимнастика.  Дыхательные  упражнения  без речевого  сопровождения. Фонационная  дыхательная гимнастика.  Речевая  дыхательная гимнастика.  Логоритмические упражнения  без  музыкального сопровождения.  Координация  речи с  точными  выразительными движениями и жестами.

2

В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

3.Нормализация голоса и просодики.

Произнесение гласных (а, у, о, э, и) на  выдохе,  отработка  звуков  в изолированном  произношении  с постепенным  увеличением повторений  на  один  выдох, пропевание гласных и их сочетаний с  различной  силой  и  высотой звучания,  произнесение звукосочетаний  с  согласным  в интервокальной позиции.

2

В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

4.Нормализация общей и мелкой моторики рук.

Формирование графомоторных навыков.

Развитие  мелкой  моторики. Развитие общей моторики.

Формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки,  формирование    зрительно – пространственной    ориентировки,

формирование   зрительно – моторной    координации.

2

Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

5. Формирование фонематического восприятия. Выработка новых произносительных умений и навыков.

Формирование фонематического восприятия делится на несколько этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе учащийся научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе  учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе  учат различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

1

1

2

2

2

2

В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

6.Выработка коммуникативных умений и навыков.

Выработка навыка

Самоконтроля.

Введение  поставленных звуков  в  речь  в  учебной ситуации  (заучивание  стихов, составление  предложений, рассказов, пересказов).

4

7.Включение в лексический материал просодических средств.

Составление  предложений, рассказов,  пересказов  с  различной интонацией,  модуляцией  голоса по высоте  и  силе,  изменением  темпа речи и  тембра голоса, определение логического  ударения  и соблюдение пауз.

2

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Упражнения на определение  количества слов в предложении, на различение понятий «слово», «предложение», места звука в слове, количество звуков, слогов в слове.

3

Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

4.5 Ожидаемые результаты логопедической работы

В итоге логопедической работы  должен научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • четко дифференцировать все звуки речи;
  • выполнять звуко-буквенный, слоговой и языковой анализ и синтез;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
  • владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, на заданную тему;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
  • в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок;
  • владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
  • владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
  • устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
  • составлять план текста.

Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением слуха отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год.


Список используемой литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение,1994.

2.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983.

4.Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.

5.Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.

6.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

7.Власова Т.М., Пфафендрот А.Н., Фонематическая ритмика. – М.: Просвещение, 2003.

8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3

9.И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков,- М: Просвещение, 1996.

10 . Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.

11.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

12.Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.

13.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.

14.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.

15. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.

16.Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.

17. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.

18.Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41

19.Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1990.

20. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.

21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

22.Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с. 23. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...