Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Аширова Елена Васильевна

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные), основные методы обучения, краткое содержание и форма организации деятельности учащихся (индивидуальная) с количеством занятий на учебный год с учётом количества в неделю. Учебно-тематический план логопедических занятий также прилагается с конкретным количеством часов на данную коррекционно-развивающую тему. В представленной разработке предлагается Программа индивидуального логопедического сопровождения на обучающегося 2 класса с сенсомоторной алалией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуального логопедического сопровождения

обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.

Логопедическое заключение: ОНР-2 уровня. Ротацизм.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение определённых результатов у обучающегося:

-развитие речевой инициативы у ребёнка с сенсомоторной алалией, совершенствование способности к речевому подражанию, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания, начиная с примитивного;

-формирование правильного произношения фонем русского языка; умение различать оппозиционные фонемы; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов; умение звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; умение правильного построения связного высказывания.

Личностные результаты:

- адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности;

-широкая мотивация, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение сообщения в устной и письменной форме;

-ориентирование на смысловое восприятие текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- задавание вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (учителем);

- адекватное использование речевых средств для решения разнообразных коммуникативных задач;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • воспроизведение интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • демонстрирование сформированных произносительных навыков (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов;
  • различие на слух слов с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
  • дифференцирование твердых/мягких, звонких/глухих, свистящих/шипящих согласных;
  • определение последовательности, количества, места звука в словах сложной звукослоговой структуры;
  • произношение сонорных звуков в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных;
  • сравнение звукового и буквенного состава слова.

Основные методы обучения, используемые на занятиях: словесные (устное или печатное слово); наглядные (наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (умения и навыки при выполнении практических действий); метод проблемного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

В содержании реализуются задачи в ходе изучения следующих тем:

-Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности.

-Закрепление имеющегося уровня звукового анализа, синтеза.

-Введение в речь поставленного звука:

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

-Дифференциация изученного и раннее поставленных звуков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная

Количество занятий: 136 (4 раза в неделю)

Учебно-тематический план логопедических занятий

п/п

Содержание программы

по коррекции ОНР -2 уровня (алалия)

Содержание программы по коррекции звукопроизношения

Кол-во часов

Раздел 1. Диагностика речи ребёнка

8

1-8

Обследование состояния  импрессивной речи:  понимание связной речи, распространённых предложений по сюжетным картинкам, различных грамматических форм, сложноподчинённых предложений; исследование пассивного словаря (понимание обобщающих слов с деталями, названий детёнышей домашних и диких животных); исследование активного словаря (предикативный, номинативный, атрибутивный  словарь, способность воспроизведения речевого материала); исследование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);

Исследование экспрессивной речи: общая характеристика речи, звукопроизношение, строение артикуляторного аппарата, речевой моторики, состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

8

 Раздел 2. Совершенствование неречевых процессов.

Подготовительный этап

15

9-13

2.1 Развитие фонематического слуха: выделение ударного гласного из начала слова; выделение ударного гласного из конца слова; выделение ударного гласного из середины односложного слова

Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Повторение строения артикуляционного аппарата. «Сказка о Весёлом язычке»

5

14-18

2.2 Артикуляционная гимнастика в сочетании с дыхательными и голосовыми упражнениями. Развитие внимания.

Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р’/, артикуляция.

5

19-23

2.3 Развитие общей и мелкой моторики (простые физические упражнения; обводка трафаретов, построение рисунка по точкам).

Развитие операций сравнения и вывода.

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.

5

Раздел 3. Обогащение словарного запаса и его активизация, появление первых грамматических форм

Этап воспитания правильного произношения звука /р/ (постановка звука)

40

24-33

3.1 Расширение пассивного словарного запаса (глагольной лексики) по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Части тела и лица», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Одежда», «Предметы туалета», «Дом. Квартира», «Мебель», «Животные», «Продукты питания и блюда», «Растения», «Явления окружающей жизни».

Воспитание правильного произношения звука /р/.

Звукоподражание.

10

34-43

3.2 Активизация словарного запаса.

Воспитание правильного произношения звука /р/.

10

44-49

3.3 Построение и употребление обиходных словосочетаний.

Воспитание правильного произношения звука /р/.

6

50-59

3.4 Употребление в речи однословных и двухсловных предложений (подлежащее + сказуемое; глагол повелительного наклонения +обращение; глагол повелительного наклонения + прямое дополнение).

Воспитание правильного произношения звука /р/.

Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/.

10

60-63

3.5 Развитие речевой подражательности (кукольный театр, игры-драматизации)

Воспитание правильного произношения звука /р/.

4

Раздел 4. Формирование в активной речи простого нераспространенного предложения.

Этап автоматизации звука /р/

47

64-66

4.1 Развитие понимания простых нераспространенных предложений

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

3

67-69

4.2 Выполнение поручений по речевой инструкции.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова.

3

70-73

4.3 Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова

3

74-76

4.4 Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге.

3

77-80

4.5 Понимание и употребление простых распространенных побудительных предложений.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге и в начале слова.

4

81-84

4.6 Понимание и употребление простых повествовательных предложений.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге и в середине слова

4

85-88

4.7 Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

4

89-92

4.8 Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях.

4

93-96

4.8 Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в предложениях.

4

97-101

4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в тексте.

5

102-106

4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.

5

107-111

4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в письменной речи.

5

Раздел 5. Формирование диалогической речи.

Этап постановка звука / р’/

4

112-115

5.1 Обучение умению задавать простые вопросы и полно отвечать на них.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р’/

4

Раздел 6. Формирование связной речи.

13

116-121

6.1 Обучение умению составлять простой рассказ из нераспространённых предложений.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р’/

6

122-128

6.2 Обучение умению составлять простой рассказ из распространённых предложений.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, произнесения изолированного звука /р’/

7

Раздел 7. Диагностика речи ребёнка

8

129-136

Обследование состояния импрессивной и экспрессивной речи.                                                                                                                

8

Этап автоматизации звука /р’/ -

коррекционно-логопедическая работа переходит на следующий учебный год

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в сочетании с согласными.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в словосочетаниях.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в предложениях.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в тексте.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в связной речи.

Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в письменной речи.

Этап дифференциация звуков /р/ - /р’/

Дифференциация звуков /р/ - /р’/ в слогах.

Дифференциация звуков /р/ - /р’/ в словах.

Дифференциация звуков /р/ - /р’/в предложениях.

Дифференциация звуков /р/ - /р’/в тексте.

Дифференциация звуков /р/ - /р’/в связной речи.

Дифференциация звуков /р/ - /р’/в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Программа индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего учащегося 1 класса.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...