Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.
методическая разработка по логопедии (2 класс)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные), основные методы обучения, краткое содержание и форма организации деятельности учащихся (индивидуальная) с количеством занятий на учебный год с учётом количества в неделю. Учебно-тематический план логопедических занятий также прилагается с конкретным количеством часов на данную коррекционно-развивающую тему. В представленной разработке предлагается Программа индивидуального логопедического сопровождения на обучающегося 2 класса с сенсомоторной алалией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального логопедического сопровождения
обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.
Логопедическое заключение: ОНР-2 уровня. Ротацизм.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение определённых результатов у обучающегося:
-развитие речевой инициативы у ребёнка с сенсомоторной алалией, совершенствование способности к речевому подражанию, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания, начиная с примитивного;
-формирование правильного произношения фонем русского языка; умение различать оппозиционные фонемы; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов; умение звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; умение правильного построения связного высказывания.
Личностные результаты:
- адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности;
-широкая мотивация, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-принятие и сохранение учебной задачи;
- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное построение сообщения в устной и письменной форме;
-ориентирование на смысловое восприятие текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- задавание вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (учителем);
- адекватное использование речевых средств для решения разнообразных коммуникативных задач;
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- воспроизведение интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
- демонстрирование сформированных произносительных навыков (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов;
- различие на слух слов с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
- дифференцирование твердых/мягких, звонких/глухих, свистящих/шипящих согласных;
- определение последовательности, количества, места звука в словах сложной звукослоговой структуры;
- произношение сонорных звуков в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных;
- сравнение звукового и буквенного состава слова.
Основные методы обучения, используемые на занятиях: словесные (устное или печатное слово); наглядные (наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (умения и навыки при выполнении практических действий); метод проблемного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
В содержании реализуются задачи в ходе изучения следующих тем:
-Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности.
-Закрепление имеющегося уровня звукового анализа, синтеза.
-Введение в речь поставленного звука:
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов.
-Дифференциация изученного и раннее поставленных звуков.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Количество занятий: 136 (4 раза в неделю)
Учебно-тематический план логопедических занятий
№ п/п | Содержание программы по коррекции ОНР -2 уровня (алалия) | Содержание программы по коррекции звукопроизношения | Кол-во часов |
Раздел 1. Диагностика речи ребёнка | 8 | ||
1-8 | Обследование состояния импрессивной речи: понимание связной речи, распространённых предложений по сюжетным картинкам, различных грамматических форм, сложноподчинённых предложений; исследование пассивного словаря (понимание обобщающих слов с деталями, названий детёнышей домашних и диких животных); исследование активного словаря (предикативный, номинативный, атрибутивный словарь, способность воспроизведения речевого материала); исследование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование); | Исследование экспрессивной речи: общая характеристика речи, звукопроизношение, строение артикуляторного аппарата, речевой моторики, состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. | 8 |
Раздел 2. Совершенствование неречевых процессов. | Подготовительный этап | 15 | |
9-13 | 2.1 Развитие фонематического слуха: выделение ударного гласного из начала слова; выделение ударного гласного из конца слова; выделение ударного гласного из середины односложного слова | Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Повторение строения артикуляционного аппарата. «Сказка о Весёлом язычке» | 5 |
14-18 | 2.2 Артикуляционная гимнастика в сочетании с дыхательными и голосовыми упражнениями. Развитие внимания. | Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р’/, артикуляция. | 5 |
19-23 | 2.3 Развитие общей и мелкой моторики (простые физические упражнения; обводка трафаретов, построение рисунка по точкам). Развитие операций сравнения и вывода. | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. | 5 |
Раздел 3. Обогащение словарного запаса и его активизация, появление первых грамматических форм | Этап воспитания правильного произношения звука /р/ (постановка звука) | 40 | |
24-33 | 3.1 Расширение пассивного словарного запаса (глагольной лексики) по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Части тела и лица», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Одежда», «Предметы туалета», «Дом. Квартира», «Мебель», «Животные», «Продукты питания и блюда», «Растения», «Явления окружающей жизни». | Воспитание правильного произношения звука /р/. Звукоподражание. | 10 |
34-43 | 3.2 Активизация словарного запаса. | Воспитание правильного произношения звука /р/. | 10 |
44-49 | 3.3 Построение и употребление обиходных словосочетаний. | Воспитание правильного произношения звука /р/. | 6 |
50-59 | 3.4 Употребление в речи однословных и двухсловных предложений (подлежащее + сказуемое; глагол повелительного наклонения +обращение; глагол повелительного наклонения + прямое дополнение). | Воспитание правильного произношения звука /р/. Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/. | 10 |
60-63 | 3.5 Развитие речевой подражательности (кукольный театр, игры-драматизации) | Воспитание правильного произношения звука /р/. | 4 |
Раздел 4. Формирование в активной речи простого нераспространенного предложения. | Этап автоматизации звука /р/ | 47 | |
64-66 | 4.1 Развитие понимания простых нераспространенных предложений | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. | 3 |
67-69 | 4.2 Выполнение поручений по речевой инструкции. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова. | 3 |
70-73 | 4.3 Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова | 3 |
74-76 | 4.4 Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге. | 3 |
77-80 | 4.5 Понимание и употребление простых распространенных побудительных предложений. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге и в начале слова. | 4 |
81-84 | 4.6 Понимание и употребление простых повествовательных предложений. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в открытом слоге и в середине слова | 4 |
85-88 | 4.7 Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | 4 |
89-92 | 4.8 Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях. | 4 |
93-96 | 4.8 Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в предложениях. | 4 |
97-101 | 4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в тексте. | 5 |
102-106 | 4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. | 5 |
107-111 | 4.9 Практическое освоение слого-ритмической структуры двухсложных и трехсложных слов. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в письменной речи. | 5 |
Раздел 5. Формирование диалогической речи. | Этап постановка звука / р’/ | 4 | |
112-115 | 5.1 Обучение умению задавать простые вопросы и полно отвечать на них. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р’/ | 4 |
Раздел 6. Формирование связной речи. | 13 | ||
116-121 | 6.1 Обучение умению составлять простой рассказ из нераспространённых предложений. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р’/ | 6 |
122-128 | 6.2 Обучение умению составлять простой рассказ из распространённых предложений. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, произнесения изолированного звука /р’/ | 7 |
Раздел 7. Диагностика речи ребёнка | 8 | ||
129-136 | Обследование состояния импрессивной и экспрессивной речи. | 8 |
Этап автоматизации звука /р’/ - коррекционно-логопедическая работа переходит на следующий учебный год | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в сочетании с согласными. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в словосочетаниях. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в предложениях. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в тексте. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в связной речи. | ||
Закрепление правильной артикуляции звука /р’/и автоматизация его в письменной речи. | ||
Этап дифференциация звуков /р/ - /р’/ | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/ в слогах. | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/ в словах. | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/в предложениях. | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/в тексте. | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/в связной речи. | ||
Дифференциация звуков /р/ - /р’/в письменной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Программа индивидуального логопедического сопровождения слабослышащего учащегося 1 класса.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу...
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...