АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНТЕНСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
статья по логопедии

Лабуш Светлана Валерьевна

В статье рассматривается один из методов, использующихся с учащимися, имеющими наиболее выраженные трудности в коммуникации, - интенсивное взаимодействие. Описывается возможность его применения в работе логопеда, цели педагогического воздействия, основные принципы и техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНТЕНСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

        Область применения Интенсивного Взаимодействия в работе логопеда.

   Интенсивное взаимодействие (далее – ИВ) является педагогической технологией, которую можно рассматривать как одну из технологий АДК. Таким образом, данная технология  может быть использована в работе с учащимися, имеющими наиболее выраженные трудности в коммуникации.  Среди учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выявляются те, которые находятся на досимволическом уровне развития мышления и коммуникации. Это означает, что любые формы альтернативной дополнительной коммуникации  (жесты, предметы или изображения) для них недоступны. Данные формы АДК также не могут быть использованы в работе с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР), имеющими выраженные нарушения зрения, слуха, двигательной функции, из-за физических ограничений.

Учащиеся с расстройством аутистического спектра могут не испытывать трудностей при использовании символов, но иметь при этом  неразвитые коммуникативные навыки, не уметь взаимодейстовать и разделять личное пространство с другим человеком.

Таким образом, существует группа учащихся, с которыми логопедическая работа не может быть выстроена не только традиционным образом, но и с помощью технологий АДК, использующих символы. В работе с этими учащимися представляется целесообразным использовать ИВ как способ коммуникации, доступный всем, вне зависимости от уровня физического или интеллектуального развития, и как средство развития коммуникативных способностей.

  Для определения уровня развития коммуникации учащихся нами используется опросник «Матрица коммуникации», который является инструментом оценки, опирающимся на научную и клиническую базу. Матрица описывает 7 уровней развития на ранних этапах освоения коммуникативных навыков. С помощью нее можно определить, на каком уровне находится человек, а также составить план развития.

7 уровней развития коммуникация по Матрице:

  1. Ненамеренное поведение (в норме развития – от 0 до 3 мес.)
  2. Намеренное поведение (от 3 до 8 мес.)
  3. Нестандартное общение (от 6 до 12 мес.)
  4. Стандартное общение (от 12 до 18 мес.)
  5. Конкретные символы.
  6. Абстрактные символы.
  7. Язык.

Уровни 1-4 являются досимвольными, поэтому, если учащийся находится на 1-4 уровнях развития коммуникации, использовать конкретные или абстрактные символы представляется малопродуктивным.  Если учащийся находится на 1 или 2 уровне развития, это означает, что он не владеет намеренной коммуникацией, то есть не использует намеренно свое поведение для общения. С выявленным таким образом кругом учащихся используется на логопедических занятиях практика ИВ.

Цели педагогического воздействия Интенсивного Взаимодействия.

 

Подход «Интенсивное взаимодействие» является универсальным и может быть использован как специалистами различного профиля, работающими с людьми с нарушениями развития, так и ухаживающими сотрудниками и родителями. Разные специалисты могут использовать ИВ для разных целей. Для логопеда наиболее важным направлением является развитие базовых коммуникативных навыков в рамках данного подхода. В концепции ИВ важное место отведено базовым принципам, «fundamentals», выведенным основоположниками Дэйвом Хьюэттом и Мелани Найнд, которые описывают социальные, коммуникативные навыки и навыки взаимодействия, которые развиваются в ИВ:

- радоваться пребыванию с другим человеком;

- развивать способность обращать внимание на другого человека;

- развивать диапазон концентрации и внимания;

- научиться последовательности действий с другим человеком;

- научиться очередности действий с другим;

- научиться разделять общее пространство (находиться в общем «поле» взаимодействия);

- понимать и использовать визуальный контакт;

- понимать и использовать мимику, выражение лица;

- понимать и использовать физический контакт;

- понимать и использовать невербальную коммуникацию;

- осмысленно использовать вокализации.

  Эти  базовые принципы являются основой, без которой невозможно формирование дальнейших социальных навыков. ИВ, формируя эту основу, создает, таким образом, базу для обучения и может рассматриваться как методика, направленная на развитие коммуникативных базовых учебных действий.  Кроме того, ИВ подразумевает развитие совместного внимания, что также является необходимым условием обучения. В процессе ИВ развиваются и когнитивные способности, например, понимание причинно-следственных связей, способность к прогнозированию своих и чужих действий.

Для оценки динамики коммуникативных способностей конкретного учащегося  может быть использована разработанная Грэмом Фертом и Марком Бабером семиуровневая шкала оценки взаимодействия (см. Приложение). На основе снятых на видео сессий ИВ специалисты, работающие с учащимся, оценивают уровень взаимодействия по профилю, описывающему уровни от отсутствия реакции на коммуникативного партнера до самостоятельной инициативы во взаимодействии с социальными намерениями. Бланки оценки ИВ, заполняемые на протяжении учебного года, вместе с видео могут демонстрировать прогресс учащегося в овладении навыками коммуникации.

Принципы и техники Интенсивного Взаимодействия.

  Одна из главных целей  ИВ – сделать так, чтобы у учащегося с интеллектуальными нарушениями и / или аутизмом возникло желание общаться и находить удовольствие в пребывании рядом с другим человеком. В этом состоит принципиальное отличие ИВ от методик, обучающих функциональной коммуникации. Функциональная коммуникация предназначена исключительно для удовлетворения потребностей человека, ее использующего. Так, система PECS, например, включает использование узнаваемых символов, которые в основном, особенно на первых этапах, используются, чтобы другие люди поняли функциональные запросы человека и ответили на них. Однако, когда потребность удовлетворена и на функциональный запрос получен ответ, причина для коммуникации исчерпана. В рамках такого общения нет места продолжительному двустороннему взаимодействию, диалогу, эмоциональному обмену.

  В методике ИВ фокус смещен на получение взаимного удовольствия от общения. «Поощрением» должно являться взаимодействие как таковое, а не материальный объект, который можно получить в результате него.

   Каким образом возможно сделать так, чтобы учащийся с нарушениями в развитии и большим опытом нарушенной коммуникации научился получать радость от общения и захотел участвовать в нем?

   ИВ основано на следующих принципах:

- отсутствие доминирующей роли педагога, признание за обучающимся ведущей роли во взаимодействии. Только через ощущение того, что он контролирует процесс, ребенок может обрести чувство безопасности и доверия к педагогу;

- приписывание намеренности любым действиям ребенка, даже если это намерение не очевидно;

- взаимное удовольствие участников взаимодействия;

- отсутствие постановки конкретных задач: в фокусе внимания находится не учебная задача, а сам процесс взаимодействия как таковой.

   Наблюдение позволяет педагогу получить много информации о том, как учащийся взаимодействует сам с собой, увидеть «язык тела», который ему доступен. Используя этот язык, отвечая на неочевидные сигналы, подаваемые ребенком, находясь на его уровне, избегая проявлений своей активной позиции, педагог может быть «допущен» ребенком в свое пространство, коммуникативное поле. Задача педагога –  создать поддерживающую коммуникативную среду, услышать и ответить ребенку на его языке.

  Техники ИВ в целом основаны на методах взаимодействия между младенцем и его опекуном, описанные в книге «Доступ к общению» Мелани Нинд и Дейва Хьюэтта. Среди основных техник можно выделить следующие:

  1. Разделение личного пространства. Цель – дать человеку положительный опыт взаимной близости. Практик должен учитывать расстояние, свое расположение относительно своего партнера по коммуникации, которое было бы допустимо и комфортно для него.
  2. Использование глазного контакта во взаимодействии. Учитывая то, что для людей с аутизмом прямой зрительный контакт часто может быть неприятным и даже болезненным, его использование может быть периодическим, недолгим и опосредованным (через прозрачный платок или зеркало).
  3. Вовлечение человека во взаимодействие с помощью мимики и выражения лица. Активное использование мимики, эмоций в коммуникативных целях. В случае, если у человека имеются серьезные двигательные ограничения, мимика, движения глаз могут быть основным каналом, через которые он подает сообщения.
  4. Эхо-вокализации. Повторение звуков, издаваемых человеком (как вербальных, так и невербальных) дает ему понять, что его услышали и ответили на его собственном языке. Отражение вокализаций может быть не прямым, а измененным по интонации либо утрированным. Цель-выстраивание диалога, обратной связи.
  5. Отражение поведения. Отражение физической активности человека, его дыхания, движений, в том числе тех, которые нередко выглядят как самостимуляция. Эта техника не является механическим копированием того, что делает человек, а скорее попыткой отразить то, что он делает и чувствует. Суть техники состоит в том, что любое действие человека воспринимается его партнером как сообщение, на которое он отвечает, используя тот же канал общения. Ответ может даваться с вариациями, в другой модальности, но связанно, соотнесенно с действиями человека. Это дает возможность переключить внимание человека от его внутреннего мира к миру вокруг.  Эта техника может вовлечь партнеров по коммуникации в телесный диалог или игру, в которой оба поочередно совершают похожие действия.
  6. Физический контакт как средство общения и поддержания взаимного доверия. Обязательное условие этой техники – его всегда должен контролировать партнер по коммуникации с нарушениями развития. Физический контакт может быть разным: краткие прикосновения руками или ногами, телесные игры, ритмичные нажатия и обхлопывания.
  7. Внимание на совместной активности. Взаимодействие строится на совместном внимании, направленном на какой-либо предмет или активность. Совместное рассматривание, слушание, наблюдение за сенсорно привлекательным предметом или просто за происходящим вокруг. Совместное слушание звуков, музыки.
  8. Совместное действие. Деятельность обоих партнеров направлена на один и тот же предмет или они оба вовлечены в какую-либо физическую активность: прыгание на батуте, совместное раскачивание, игры с предметами, природными материалами, сенсорными материалами без цели и результата.
  9. Активности и игры, в которых чередуются напряжение и паузы, дающие возможность человеку отреагировать, инициировать повторение игры. (Например, игры «на старт-внимание-марш», «раз-два-три-лети» и т.п.)
  10.  Очередность. Техника ИВ, принимающая любые формы, в которых есть обмен: последовательный обмен взглядами, выражениями лиц, вокализациями, движениями, предметами.

Как упоминалось выше, в процессе ИВ формируется база, необходимая для любого социального взаимодействия и обучения, поэтому нет смысла противопоставлять ИВ каким-либо другим подходам и использовать как единственно верную педагогическую технологию. Оно может использоваться совместно с другими методиками, например, с функциональным анализом проблемного поведения, или выступить начальным этапом для перехода к символической коммуникации.

Для работы с учащимися с наиболее выраженными нарушениями развития ИВ представляется оптимальной по ряду причин:

- в концепции ИВ к прогрессу способен любой человек, вне зависимости от его физических и интеллектуальных способностей;

- фокус внимания в ИВ сосредоточен на том, что может делать человек, а не на том, чего он не может, с точки зрения ИВ нет «правильной» коммуникации;

- в сравнении с поведенческим подходом в ИВ акцент смещен с поведения человека на восприятие его как личности.

Таким образом, ИВ помогает реализовать базовую потребность человека – потребность в общении – у детей, потенциал которых к традиционному коррекционному обучению наиболее низок. Этот подход фокусируется на ценности человеческой личности и дает возможность осуществить подлинную инклюзию «особых» людей в мир социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

ПРедставлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися....

Альтернативная коммуникация как способ взаимодействия с обучающимися с ТМНР

В презентации представлены способы альтернативной коммуникации с обучающимися с ТМНР, в том числе с неговорящими детьми....