ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
учебно-методический материал по логопедии
Логопедический мониторинг устной и письменной речи учащихся 1-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический мониторинг | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Поэтому, целью моей деятельности является создание системы логопедического мониторинга школьников, педагогической целью – оптимизация, повышение качества и эффективности логопедического обследования.
Для достижения поставленных целей разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:
- создание соответствующей технологии мониторинговых процедур;
- определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;
- использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.
Система обследования разработана с учетом основных принципов логопедического обследования:
- Комплексный подход. Всестороннее изучение и оценка деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией на заседаниях психолого–медико–педагогического консилиума. Отработка оптимальных приемов профессионального взаимодействия. Обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, обоснования и разработки коррекционного маршрута для каждого ребенка.
- Целостный, системный анализ. Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Развитие речи взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.
- Индивидуальный и дифференцированный подход. Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального речевого развития ребенка и учитывает специфику его социального окружения и личностного развития.
- От общего к частному. Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
Представленная система мониторинга познавательно-речевого развития детей:
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников;
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития.
В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи учащихся положена методика Т. А. Фотековой [3].
Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно). Проведение обследования устной и письменной речи детей не требует дополнительной подготовки, так как все необходимые тестовые задания, наглядный диагностический материал, серии картин и текстов представлены в пособии Т. А. Фотековой в достаточном количестве. Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года)..
Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
При проведении мониторинга сформированности навыка письма используются следующие критерии оценки:
Дисграфические ошибки: 4 балла (100%) – 0-2 ошибки;
3 балла (75%) – 3-5 ошибок;
2 балла (50%) – 6-10 ошибок;
1 балл (25 %) – 11 и более.
Орфографические ошибки: 4 балла (100%) – 0-2 ошибки;
3балла (75%) – 3-5 ошибок;
2 балла (50%) – 6-10 ошибок;
1 балл (25 %) – 11 и более.
При обследовании речи учащегося заполняется речевая карта, которая была разработана в ходе практической деятельности (Приложение 1), и протокол обследования устной и письменной речи (Приложение 2). По результатам анализа речевой карты и протокола строится речевой профиль (Приложение 3).
При проведении мониторинга сформированности навыка чтения используются следующие критерии оценки:
Критерии скорости чтения:
4 балла – 1кл: 15 и более, 2 кл: 60, 3 кл: 85, 4 кл: 100 и более слов в мин. – высокая скорость чтения;
3 балла - 1кл: от 8 – 14 слов, 2 кл: 45-59, 3 кл: 60-70, 4 кл: 80 и менее слов в мин. – средняя скорость чтения;
2балла - 1кл: 7 и менее, 2 кл: 30-44, 3 кл: 50-60, 4 кл: 70 и менее слов в мин. – низкая скорость чтения;
1 балл - 2 кл: 29 и менее, 3 кл: 40 и менее, 4 кл: 60 и менее слов в мин. – очень низкая скорость чтения;
0 баллов – отсутствие навыка чтения
Критерии способа чтения:
4 балла – синтетическое (словесно-фразовое) чтение;
3 балла – чтение целыми словами;
2балла – послоговое чтение;
1 балл - побуквенное чтение;
0 баллов – отсутствие навыка чтения.
Критерии правильности чтения:
4балла – не более 3 ошибок с самокоррекцией;
3балла – не более 6 ошибок на уровне слова, исправлены самостоятельно;
2балла – до 6 без коррекции;
1балл - множественные ошибки.
Критерии понимания прочитанного:
4балла –полное понимание;
3балла –неполное;
2балла –незначительное изменение смысла ситуации ;
1балл – отсутствие или грубое нарушение смысла .
Полученные баллы переводятся в % .
Данные мониторинга имеют следующие достоинства:
- позволяют ясно увидеть картину результатов коррекционной работы;
- помогают точнее выработать стратегию коррекционной работы по западающим слабым звеньям;
- достаточно удобны в использовании;
- экономят время;
- позволяют детям увидеть результаты своего труда;
- побуждают к сотрудничеству педагогов, родителей и детей;
- помогают в выработке положительной мотивации к учёбе;
- показывают тесную взаимосвязь устной и письменной речи.
Литература
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрес-пресс, 2005.;
- Розова Ю.О., Коробченко Т. В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Программно-методические материалы: Учебно-методическое пособие/под научной редакцией О.В.Елецкой. – М. : Редкая птица, 2018.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006.;
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие / Т. А. Фотекова Т. В. Ахутина. - М.: Аркти, 2002.
Приложение 1
Речевая карта
обследования учащихся с нарушениями чтения и письма
1 Ф. И. ____________________________________________________________год рождения___________
Возраст на момент обследования____________________________________Класс____________________
2.Домашний адрес_________________________________________________________________________
3. Заключение ПМПК протокол №________от___________________________________________________
4. Дата обследования ______________________________________________________________________
5. Состояние слуха ________________________________________________________________________
6. Данные о ходе развития речи ______________________________________________________________
7. Моторная сфера
Общая моторика___________________________________________________________________________
Ручная моторика___________________________________________________________________________
8. Состояние артикуляционного аппарата: строение___________________подвижность________________
_________________________________________________________________________________________
9. Общая характеристика речи_______________________________________________________________
Общее звучание речи, понимание обращенной речи
_________________________________________________________________________________________
Артикуляторная моторика___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение _________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Слоговая структура _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Языковой анализ и синтез__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Лексико-грамматический строй
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Словарный запас (в пределах обихода, шире, беден, ограничен)___________________________________
_________________________________________________________________________________________
Связная речь_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
10. Письменная речь
Сформированность навыка письма___________________________________________________________
Графические ошибки (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, замена букв по пространственному расположению элементов, зеркальное письмо букв).
Специфические ошибки.
Нарушение отграничения языковых единиц____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, вставки букв и слогов, упрощение структуры слова)__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Дефекты смягчения________________________________________________________________________
Смешения букв
по акустическому (артикуляторно-акустическому) признаку_______________________________________
_________________________________________________________________________________________
по кинетически-оптическому сходству_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы (согласование в роде, числе, падеже; ошибки в суффиксах)__________________________
_________________________________________________________________________________________
Орфографические ошибки___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
11.Чтение (медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное)________________
Способ______________Ошибки (пропуски букв, слогов, слов, замены, перестановки, недочит, ударение)
Понимание прочитанного____________________________________________________________________
12. Логопедическое заключение _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Рекомендации_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ________________Трапенок Л.Г.
Приложение 2
Протокол обследования речевого развития
ученика (цы) ________________________________класс______уч.год______________
№ | Названия проб | максимальный балл | кол-во баллов | Успешность в % | |||||
Обследование устной речи | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||||
1 | Сенсо-моторный уровень | Фонематическое восприятие | 5 | ||||||
2 | Артикуляционная моторика | 5 | |||||||
3 | Звукопроизношение | 15 | |||||||
4 | Звуко-слоговая структура слова | 5 | |||||||
5 | Языковой анализ и синтез | 10 | |||||||
6 | Грамматический строй речи | 30 | |||||||
7 | Словарь и навыки словообразования | 30 | |||||||
8 | Связная речь | 30 | |||||||
Всего | 130 | ||||||||
Обследование письменной речи | н.г | к.г. | н.г. | к.г. | |||||
9 | ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | 4 | |||||||
10 | ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | 4 | |||||||
11 | Чтение | 16 |
Приложение 3
Индивидуальный речевой профиль
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
Дата рождения ___________________________Класс_______________________
Дата обследования ____________________________
Заключение на начало коррекционного курса: _______________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
1- фонематическое восприятие 2- артикуляционная моторика 3 - звукопроизношение 4-слоговая структура 5- навыки языкового анализа 6- грамматический строй 7-словарь и словообразование 8- связная речь 9 – дисграфические ошибки 10 – орфографические ошибки 11 - чтение
Заключение. _________________________________________________________________________
Рекомендации.: ______________________________________________________________________
учитель-логопед ___________________ Трапенок Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг логопедической работы
Представленный материал ставит своей целью распространение педагогического опыта и его применение при анализе, оценке, корректировке и прогнозировании результатов...
Организация и проведение логопедического мониторинга
При очевидной важности данной проблемы в логопедии на сегодняшний день практически не существует стандартизированных схем обследования речи, что крайне актуально в контексте определения уровня речевог...
Мониторинг результативности логопедического сопровождения
Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными н...
Материалы для аттестации. Мониторинг логопедической работы за 2018 - 2021 гг.
Мониторинг логопедической работы по учебным годам в начале и конце учебных годов....
МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за опр...
Мониторинг базовых учебных действий на логопедических занятиях учителем - логопедом
Мониторинг базовых учебных действий на логопедических занятиях учителем - логопедом...
Мониторинг коррекционно – логопедической работы с сентября 2020 года по декабрь 2022 года
Мониторинг коррекционно – логопедической работы с сентября 2020 года по декабрь 2022 года...