МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
методическая разработка по логопедии
Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это дает возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_logopediya.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Розова Ю.Е.
учитель-логопед
ГБОУ школа-интернат № 8 пушкинского района Санкт-Петербурга
МОНИТОРИНГ
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
На современном этапе развития образования для определения качества преподавания учебного предмета применяется образовательный мониторинг.
Функции педагогического мониторинга могут общий смысл и частные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Одна из функций коррекционно-логопедического мониторинга обусловлена ориентированностью современного педагогического процесса на создание возможностей раскрытия способностей, склонностей учащегося. Залогом эффективной коррекционно-логопедической работы является наличие у специалистов информации о возможностях, интересах, проблемах каждого учащегося. ФГОС НОО предполагается, что система мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений учащихся.
Организация эффективного коррекционно-логопедического обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления.
Коррекционно-логопедический мониторинг предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это дает возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Мониторинг логопедической работы осуществляется на основании методов педагогической и психологической диагностики. К разряду методов, применимых в процессе мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные и диагностические работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы.
Мониторинг осуществляется в соответствии с выделенными выше теоретическими положениями, которые находят отражение в основных содержательных характеристиках:
Объект: оценка качества логопедической работы |
Предмет: динамика развития устной и письменной речи учащихся |
Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей учащихся, отслеживание динамики сформированности устной и письменной речи учащихся |
1 задача: Разработка и подбор инструментария для определения уровня сформированности всех сторон речи учащихся | 2 задача: Обеспечение регулярного сбора информации об уровне сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, уровне развития связной речи, уровне развития навыков письма и чтения | 3 задача: Анализ и обработка результатов, выявление динамики сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, динамики развития связной и письменной речи | 4 задача: Определение целей и задач, направлений и содержания, методов и приемов коррекционной работы на последующем этапе |
|
|
|
Наблюдение, устный опрос, письменный опрос, беседа, тестирование, диагностические работы, анализ продуктов деятельности. | ||
Результат: Наличие комплекса диагностических методик, необходимых для определения уровня речевого развития учащихся. | Результат: Наличие информации об уровне речевого развития учащихся. | Результат: Составление плана (программы) работы на следующий период Написание аналитической записки, отчета. |
Повышение качества образования |
Для достижения поставленных целей разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:
- создать соответствующие технологии мониторинговых процедур;
- определить пути, средства, методы и приемы, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;
- использовать результаты мониторинга для совершенствования образовательного процесса.
Система мониторинга разработана с учетом основных принципов логопедического обследования:
- Комплексный подход. Всестороннее изучение и оценка деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией на заседаниях психолого - медико- педагогического консилиума. Отработка оптимальных приемов профессионального взаимодействия. Обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, обоснования и разработки коррекционного маршрута для каждого ребенка.
- Целостный, системный анализ. Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Развитие речи взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.
- Индивидуальный и дифференцированный подход. Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального речевого развития ребенка и учитывает специфику его социального окружения и личностного развития.
- От общего к частному. Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
Логопедическая работа с учащимися проводится в соответствии с представленным алгоритмом.
Алгоритм логопедической работы
Этапы работы | Время проведения | Содержание | Результат |
Диагностико-организационный | 1 – 15 сентября |
| Данные обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. |
Реализация комплексного подхода | |||
Проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование) | |||
Оперативно-прогностический | 15 сентября – 10 мая |
| Мониторинг на данном этапе позволяет: - выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого учащегося; - вовремя скорректировать характер логопедического воздействия; - степень включенности в коррекционную работу всех участников образовательного процесса; - оценить адекватность выбранных методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком, группой. |
Контрольно-диагностический | 10 – 25 мая |
| Мониторинг на данном этапе позволяет: - выявить динамику коррекции речевых нарушений учащихся; - наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.
|
Представленная система мониторинга познавательно-речевого развития детей:
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников;
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития.
Диагностические методики обследования речевого развития учащихся 1-4 классов
Название методики | Время проведения (этап) | Область применения |
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. | Диагностико-организационный этап (1 – 15 сентября) Контрольно-диагностический этап (10-25 мая) | Диагностика структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля). Отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционно-логопедического воздействия. |
Проверка навыков письма (по Садовниковой И.Н.) | Диагностико-организационный этап (1 – 15 сентября) Контрольно-диагностический этап (10-25 мая) | Выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности). |
Диагностические работы к разделам программы «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» (авторы Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.). Диагностические работы составлены на основе УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов». (Ишимова О.А, Шаховская С.Н., Алмазова А.А. УМК. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015) | Оперативно-прогностический этап (15 сентября – 10 мая) | Проводится по мере изучения разделов программы. Позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого учащегося. |
По завершении изучения каждого раздела программы «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» проводятся диагностические работы, которые позволяют выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого учащегося.
Год обучения | Раздел программы | Тема диагностической работы |
1 | Коррекционная работа на фонетическом уровне (Гласные звуки и буквы. Согласные звуки, буквы.). | Звуко-буквенный анализ и синтез. 1 полугодие |
Коррекционная работа на фонетическом уровне (Развитие сложных форм фонематического анализа.). Коррекционная работа на синтаксическом уровне (Обобщение: слово, словосочетание, предложение.). | Звуко-буквенный анализ и синтез. 2 полугодие | |
2 | Коррекционная работа на фонетическом уровне | Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры. |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда. | Дифференциация гласных I-II ряда. | |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких - глухих парных согласных. | Дифференциация звонких – глухих парных согласных. | |
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | |
Коррекционная работа на лексическом уровне. | Слово и его лексическое значение. | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | Предложение. Текст. | |
3 | Коррекционная работа на фонетическом уровне | Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры. |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда. | Дифференциация гласных I-II ряда. | |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких - глухих согласных. | Дифференциация звонких – глухих согласных. | |
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | |
Коррекционная работа на лексическом уровне. | Слово и его лексическое значение. | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | Предложение. Текст. | |
4 | Коррекционная работа на фонетическом уровне | Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры. |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда. | Дифференциация гласных I-II ряда. | |
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких - глухих согласных. | Дифференциация звонких – глухих согласных. | |
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | |
Коррекционная работа на лексическом уровне. | Слово и его лексическое значение. | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | Предложение. Текст. | |
5 | Коррекционная работа на фонетическом уровне. | Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры. |
Дифференциация гласных I-II ряда. | ||
Дифференциация звонких – глухих согласных. | ||
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство. | |
Коррекционная работа на лексическом уровне. | Слово и его лексическое значение. | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | Предложение. Текст. |
Мониторинг речевого развития на данном этапе позволяет:
- выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого учащегося;
- вовремя скорректировать характер логопедического воздействия;
- степень включенности в коррекционную работу всех участников образовательного процесса;
- оценить адекватность выбранных методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком, группой.
Диагностические работы выполняются после предварительной подготовки (аналогичные задания на другом лексическом и грамматическом материале). Количество заданий в работах разных разделов варьируется. Оценка результата работы проводится с учетом набранных баллов.
Оценка выполнения диагностических работ
Год обучения | Максимальный балл | Оценка результатов |
1 | 20 | 20 баллов - работа выполнена на «отлично». Высокий уровень. 19-18 балла - работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень. 17-15 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень. менее 15 баллов - работа выполнена, программный материал по теме не усвоен. |
2 | 20 | 20 баллов - работа выполнена на «отлично». Высокий уровень. 19-18 балла - работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень. 17-15 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень. менее 15 баллов - работа выполнена, программный материал по теме не усвоен. |
3 | 25 | 25 баллов - работа выполнена на «отлично». Высокий уровень. 24-22 балла - работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень. 21-19 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень. менее 19 баллов - работа выполнена, программный материал по теме не усвоен. |
4 | 25 | 25 баллов - работа выполнена на «отлично». Высокий уровень. 24-22 балла - работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень. 21-19 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень. менее 19 баллов - работа выполнена, программный материал по теме не усвоен. |
5 | 30 | 30 баллов - работа выполнена на «отлично». Высокий уровень. 29-26 баллов - работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень. 25-23 балла – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень. менее 23 баллов - работа выполнена, программный материал по теме не усвоен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....
Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...