Игры, задания на развитие и уточнение временно-пространственных представлений.
картотека по логопедии
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей.
Игровые технологии увеличивают эффективность уже имеющихся способов обучения, позволяют привлечь интерес детей к занятиям. Игры направлены на формирование познавательных действий, на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, задания на развитие и уточнение
временно-пространственных представлений
Д/и «Из чего приготовим?»
Цель: Усвоение категорий Р.п. с предлогом ИЗ.
Описание: Педагог предлагает детям закончить следующие предложения.
Салат приготовим из…… Борщ приготовим из …. Пиццу приготовим из….
Д/ и «Вершки-корешки».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА.
Описание: Педагог задает детям вопрос: «Какие овощи растут в земле (корешки), а какие на земле (вершки)?». Дети называют подходящий овощ, употребляя правильно предлог.
Д/и «Назови день недели».
Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели.
Описание: Логопед называет день недели и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч, называет следующий день и передает мяч другому. И так далее.
Д/и «Неделька, стройся».
Цель: Закрепление названий дней недели.
Описание: На столе лежат перевёрнутые карточки с цифрами, обозначающими дни недели. Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку.
Д/и «Подскажи словечки».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ЗА.
Описание: Логопед говорит детям предложения и пропускает предлоги. Дети вставляют нужный предлог.
Д/и «Назови соседей».
Цель: Закрепление последовательности времён года.
Описание: Педагог выкладывает карточки с временами года, пропуская одно. Дети должны угадать, какое время года было пропущено.
Д/и «Корень-макушка».
Цель: Закрепление понятий «верх», «низ», «середина».
Описание: Дети называют части дерева, его строение. Рассматривают, что находится наверху, внизу, посередине.
Д/и «Что напутал художник?».
Цель: Закрепление названий времён года и их признаков.
Описание: Педагог показывает картинки с перепутанным сюжетом. Например, на картине нарисовано время года – поздняя осень, а на снегу нарисованы цветы.
Д/и «Скажи наоборот».
Цель: Подбор слов с противоположным значением.
Описание: Логопед начинает говорить предложения, а ребёнок заканчивает предложение словом противоположного значения. (Можно использовать картинки).
Например, у туфли высокий каблук, а у ботинка…. (низкий).
Босоножки на тонкой подошве, а кроссовки на … и т.д.
Д/и «Какой был мой душка?»
Цель: Показ изменений внешности человека в разные периоды жизни
Описание: Рассмотреть картинки с человеком от рождения до старости. Выявить особенности изменения во внешности, теле и возрасте человека. Предложить ребёнку разложить картинки в правильной хронологической последовательности.
Д/и «Я положу…»
Цель: Практическое употребление предлогов в речи.
Описание: Педагог даёт детям книгу и предлагает проделать с ней какое-либо действие (проговаривая его) употребляя при этом различные предлоги.
Д/и «Мой день».
Цель: Закрепление последовательности частей суток.
Описание: Педагог показывает ребенку картинку со схематичным изображением времён суток. Ребенок, молча, показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем педагог выполняет действие, а ребёнок угадывает время суток: потягивается – утро, ест ложкой – день, зевает – вечер, спит – ночь.
Д/и «Бытовая техника».
Цель: Развитие навыка ориентировки на плоскости (на листе бумаги).
Описание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги в разных углах предметы бытовой техники. Например, в верхнем левом углу – пылесос, в нижнем правом – телефон, в нижнем левом – телевизор, в верхнем правом – электрическая плита, в центре – компьютер.
Д/и «Нарисуй по точкам».
Цель: Закрепление понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, МЕЖДУ.
Описание: Дети по точкам рисуют цветы, раскрашивают их. Далее дети дорисовывают: над вторым цветком идёт дождь, между 4 и 5 летает бабочка, на первый – сел жук и т.д.
Д/и «Расставь игрушки по полкам».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ПОД.
Описание: У детей в тетрадях нарисован шкаф. Педагог просит заполнить его игрушками, используя предлоги В, НА, ПОД. Например, на верхней полке дети рисуют куклу, в шкафу – машину, пирамидку, а под шкафом – закатившейся туда мяч.
Д/и «Куда пойдёшь, то и найдёшь».
Цель: Закрепление понятиё «право» - «лево».
Описание: Педагог прячет игрушки под бумажные колпаки по 4 стороны от ребёнка и говорит: «Направо пойдёшь – мишку найдёшь, налево пойдёшь – зайца найдёшь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?».
Д/и «Живая неделя».
Цель: Закрепить названия дней недели.
Описание:
Вариант 1. Семь детей строятся у доски и пересчитываются по порядку. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?», «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д.
Вариант 2. (продолжение первого). Остальные дети задают «дням неделям» вопросы: «А когда будет выходной?», «Какой день находиться между вторником и четвергом, после понедельника?», «Какие дни выходные?», «В какие дни дети ходят в школу?» и т. д.
Д/и «Эстафета».
Цель: Закрепление знания о временах года, совершенствовать умения строить простое предложение.
Описание: Педагог называет какое-либо время года и отдает палочку одному из детей. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету другому. Тот указывает другой признак этого же времени года.
Д/и «Правая и левая сторона».
Цель: Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».
Описание: Педагог предлагает детям назвать все предметы, которые находятся с правой стороны, с левой стороны.
Д/и «Слушай внимательно».
Цель: Закрепление признаков времени года.
Описание: Педагог читаем сочинение Незнайки, и предлагает детям найти сделанные им ошибки в тексте:
«Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели тёплые шубы. Побежали звонкие ручьи».
Д/и «Части тела».
Цель: Закрепление пространственных представлений.
Описание: Педагог даёт задания детям:
- Показать правый и левый глаз, правую и левую руку, правое и левое ухо.
- Дотронуться правой рукой до левого уха.
- Прикоснуться левой рукой до правой коленки.
- Повернуться к двери левым плечом.
- Выставить вперед правую ногу. И т.д.
Д/и «Муха».
Цель: Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.
Описание: Педагог кладёт перед ребёнком квадрат, разделённый на 9-25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По команде ребёнок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребёнок полностью освоит упражнение, предложить ему передвигать муху мысленно.
Д/и «Исправь ошибку».
Цель: Закрепление признаков частей суток.
Описание: Педагог читает предложения. Дети должны исправить ошибки.
Ночью девочка идёт в школу. Уром девочка обедала. НА уроке девочка проснулась и снова улеглась в постель. Ночью девочка учила уроки. Вечером девочка завтракала.
«Что наверху, что внизу».
Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.
«Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
«Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»
«Звери фотографируются»
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Учитель-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.
Литература:
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
- Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся, играя!" - задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и смекалки
Эти веселые задания совершенно незаметно в игровой форме будет тренировать у ваших учеников (дошкольников) память, научит их сохранять внимание, разовьет с...
Игры и задания для развития речи
Подборка игр и заданий для развития речи....
Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.
Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.Одной из основных задач логопедической работы с детьми в младших классах общеобразовательной ...
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет....
статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей
ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1. Понятие пространственных представ...
Статья на тему: Дидактические упражнения и игры, направленные на развитие пространственно-временных представлений
В статье представлена подборка простых игр и упражнений, которые можно использовать родителями дома и педагогами в школе, чтобы развивать пространственно-временные представления у обучающихся....