Коррекция звукопроизношения у учащихся младших классов с помощью артикуляционной гимнастики
статья по логопедии (2 класс)

Ходина Татьяна Васильевна

В статье раскрывается необходимость проведения артикуляционной гимнастики в целях коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hodina_korrektsiya_zvukoproiznosheniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения

у учащихся младших классов

с помощью артикуляционной  гимнастики

           Если ребенок  хорошо владеет   речью, четко выражает свои мысли, желания, то он легко вступает в общение с другими членами коллектива. Если же он плохо владеет речью, с трудом объясняет свои мысли, ему трудно строить взаимоотношения с окружающими его, как взрослыми,  так и детьми. Это может повлиять на становление   характера. А неправильное владение речью может повлечь  проблемы в успеваемости, привести к появлению  неуверенности в своих силах.

На формирование речи  влияют многие причины. Развитие речи происходит постепенно , и она не является врожденной способностью. От работы артикуляционного аппарата зависит развитие звукопроизношения. Для его развития необходимы сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

                    Для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата необходимо проводить

артикуляционную  гимнастику, которая  включает упражнения, направленные на развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Целью проведения  артикуляционной гимнастики является  развитие правильных движений органов речи и соединение их в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Заключается гимнастика в тренировке подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков. Для этого необходимо научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Упражнения должны зависеть  от дефекта речи, проводиться  последовательно, с паузами перед каждым новым движением.  Обязательно должен проходить самоконтроль со стороны ребенка для запоминания движений.

          Это приучает учащихся внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Ученик должен ощущать положение и движение органов своего артикуляционного аппарата уже без зрительного контроля. Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т.п. Только регулярное проведение упражнений выработают устойчивые навыки навыки. Упражнения не должны доводить орган речи до переутомления. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений. После выработки определенного навыка количество упражнений увеличивается до 15-20.

          Во время выполнения упражнений ребенок должен сидеть, спина - прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Иначе положительных  результатов от выполняемых заданий можно не получить. Необходимо обратить внимание на то, чтобы упражнения выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

        Учитывая сложность выполнения артикуляционной  гимнастики, упражнения проводятся в форме игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся младших классов

В настоящее время существует много работ, посвящённых вопросам диагностики дисграфии и построению коррекционного обучения по преодолению нарушений письма. Существующие методики по ...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Мастер – класс для родителей учащихся 1А класса с использованием ИКТ «Комплекс упражнений по коррекции звукопроизношения»

Внеклассное  занятие, где ученики-родители учащихся 1 А класса. Цель: на практике показать комплекс упражнений для коррекции звукопроизношения. Используются 3 презентации  /артикуляцио...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Коррекция дисграфии у учащихся младших классов

Коррекционное  обучение  предполагает  устранение  имеющихся  пробелов  в  развитии  устной  и  письменной  речи  и  обусловленных ...