Коррекция звукопроизношения у младших школьников
статья по логопедии (1 класс) на тему

Тараненко Елена Викторовна

 

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей.

 Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокий.

Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему насамотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т.к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время.

Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.

На протяжении многолетнего опыта работы логопедом при постановке звуков использовала различную последовательность:

Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А.И. Богомолова.

Свистящие, шипящие, соноры по методике Т.Б. Филичевой.

Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на своем: я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.

Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.

Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.

Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по - разному:

Карточки с картинками.

Зарисовки в тетрадях.

В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок.

Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок), радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.):

Ла, ла, ла

 Со, со, со и т.д.

Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается»: ла, ла, ла.

С большим удовольствием использую в своей методике игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный сундучок», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом сундучке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку, Этот сундучок всегда стоит на рабочем столе логопеда, Дети ежедневно сами наугад вытаскивают карточку игру, в которую сегодня будем играть.

Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.

На других занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить детей правильно произносить звуки. Я искала героев различных сказок в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.

В моем логопедическом кабинете «живет» большого размера «трусишка Заяц» (выпилен из толстой фанеры и ярко раскрашенный), который боится разговаривать, т.к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми, У него получается быстрее, чем у детей, и Зайчишка очень этому радуется, что придает уверенности и детям в том, что и они быстро научатся говорить.

Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.

Постановка звука.

Введение звука в открытые и закрытые слоги.

Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).

Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).

Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).

Дифференциация звуков.

На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха. Мой многолетний опыт практикующего логопеда подтверждает эффективность приводимых мною выше изложенных приемов и методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya_u_mladshih_shkolnikov.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей.

 Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокий.

Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему насамотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т.к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время.

Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.

На протяжении многолетнего опыта работы логопедом при постановке звуков использовала различную последовательность:

Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А.И. Богомолова.

Свистящие, шипящие, соноры по методике Т.Б. Филичевой.

Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на своем: я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.

Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.

Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.

Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по - разному:

Карточки с картинками.

Зарисовки в тетрадях.

В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок.

Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок), радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.):

Ла, ла, ла

 Со, со, со и т.д.

Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается»: ла, ла, ла.

С большим удовольствием использую в своей методике игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный сундучок», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом сундучке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку, Этот сундучок всегда стоит на рабочем столе логопеда, Дети ежедневно сами наугад вытаскивают карточку игру, в которую сегодня будем играть.

Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.

На других занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить детей правильно произносить звуки. Я искала героев различных сказок в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.

В моем логопедическом кабинете «живет» большого размера «трусишка Заяц» (выпилен из толстой фанеры и ярко раскрашенный), который боится разговаривать, т.к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми, У него получается быстрее, чем у детей, и Зайчишка очень этому радуется, что придает уверенности и детям в том, что и они быстро научатся говорить.

Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.

Постановка звука.

Введение звука в открытые и закрытые слоги.

Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).

Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).

Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).

Дифференциация звуков.

На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха. Мой многолетний опыт практикующего логопеда подтверждает эффективность приводимых мною выше изложенных приемов и методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с глубокой умственной отсталостью

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.Устранение...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Нарушение звукопроизношения у младших школьников: причины и перспективы

Как мне кажется, нет необходимости говорить о том, насколько остра  в настоящее время проблема нарушения звукопроизношения не только у детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. К сожал...

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников

Программапо коррекции звукопроизношения у младших школьников     Составитель: учитель- логопедДанилова Марина Евгеньевна...

Интерактивные логопедические песенки (распевки), как средство профилактических нарушений звукопроизношения у младших школьников

Данный материал предназначен для учителей начальных классов, принарушении звукопроизношения у младших школьников....