Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"
материал (2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_govorit_po-russki.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11
Образовательная программа
«Говорим по-русски!»
для учащихся начальной школы
2 – 4 классов
Разработала:
Лукиных Ксения Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа данного курса создана в соответствии с требованиями ФГОС начального образования и нацелена на формирование учащихся начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов во внеурочной
деятельности.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные:
Владение всеми видами речевой деятельности
- аудированием и чтением;
- адекватным пониманием информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации)
Владение разными видами чтения
- поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим;
- текстов разных стилей и жанров
Владение адекватным восприятием на слух текстов
- разных стилей и жанров;
- разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
Способность извлекать информацию из различных источников
- средств массовой информации;
- компакт-дисков учебного назначения;
- ресурсов Интернета;
- словарей различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
Овладение приёмами поиска, отбора и систематизации материала на определённую тему
- умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения
Умение выступать перед аудиторией:
- с сообщениями, докладом, рефератом;
- участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
В процессе изучение программы планируется формирование универсальных учебных действий
Коммуникативных:
- умение слушать и слышать друг и друга;
- достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть разными формами речи в соответствии с нормами языка;
- использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Регулятивных:
- умение оценивать – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Личностных:
- умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно;
- умения разрешать конфликты;
- знания достижений и культурных традиций того места, где учащийся родился;
- уважения ценностей семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;
гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
- уважения к истории страны, её культурным и историческим памятникам;
- знания о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры.
Познавательных:
Общеучебных:
- умения осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме;
- смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умения извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов разных жанров, определения основной и второстепенной информации;
- свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля;
- умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.).
Логических:
- постановки и решения проблем творческого и поискового характера;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и пр.
Цель образовательной программы: Повышение уровня грамотности речи младших школьников; привитие интереса к литературному творчеству.
Задачи:
- при создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей;
- через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
- учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
- создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки.
Принципы построения программы:
- системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
- Учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
Метод синектики (Аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
1)Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2)Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3)Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.
4)Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Метод контрольных вопросов:
Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.
Образовательная программа по русскому языку
«Говорим по-русски!» построена по следующей схеме:
1.Игровые формы творческой деятельности;
2.Освоение элементов творчества в практической деятельности;
3.Обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты;
4.Формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.
Работая по данной образовательной программе по русскому языку следует стремиться превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы в личность, которая, в дальнейшем, будет очень необходима и востребована современным обществом:
Образовательная программа по русскому языку предназначена для работы с учащимися начальных классов в области дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Данная программа реализуется в начальных классах (2 – 4 класс). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию по 30 минут занятие с по , всего 24 часа
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8 - 11 лет.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие: «Я не боюсь говорить!» | 1 | |
2 | «Я люблю себя за то, что…» | 1 | |
3 | «Опиши друга» | 1 | |
4 | Связь слов в предложении | 1 | |
5 | Составление сказок по аналогии | 1 | |
6 | «Исправь ошибку» | 1 | |
7 | Определение качеств действия | 1 | |
8 | Как избавиться от грубых слов ? | 1 | |
9 | Как много может одно слово! Синонимы. | 1 | |
10 | Крылатые выражения. «Страна- вообразилия - чудесная страна» | 1 | |
11 | Построение рассказа методом Контрольных вопросов | 1 | |
12 | Рифма. | 1 | |
13 | Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме) | 1 | |
14 | Тематическое составление двустиший | 1 | |
15 | Решение изобретательных задач «Ах, если бы..., ах если бы...» | 1 | |
16 | Пословицы и поговорки. Сочинение по пословице | 1 | |
17 | «Зачем уметь красиво говорить?» | 1 | |
18 | Работа по восстановлению текста | 1 | |
19 | Принцип «Словаря» | 1 | |
20 | Составление мини-рассказа с опорой на предложенные слова | 1 | |
21 | Прогнозирование будущего | 1 | |
22 | Учимся давать словам лексическую характеристику | 1 | |
23 | «Загадка, загадка, открой свою тайну...» | 1 | |
24 | Подбор и «перепутывание» стихотворений | 1 | |
итого | 24 | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНО | |||
1 | Сочинение рассказа описательного характера | 1 | |
2 | Сочинение-описание | 1 | |
3 | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 | |
4 | Редактирование текста | 1 | |
5 | Сочинение-восторг | 1 | |
6 | Учёный совет «Самый важный предмет в жизни» | 1 | |
7 | Сочинение- большая выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов) | 1 | |
8 | Сочинение – представление ирреального будущего | 1 | |
9 | «Собачья философия» | 1 | |
10 | Защита творческого проекта | 1 | |
11 | Диспут «Что важней: быть умным или богатым?» | 1 | |
12 | «Рекламное бюро» | 1 | |
13 | Журналистский репортаж «Как вы относитесь к речевым ошибкам?» | 1 | |
14 | Конкурс на лучшего ведущего ток-шоу | 1 | |
15 | «Новая жизнь старых вещей» нестандартное использование привычных предметов | 1 | |
16 | Диалогическая речь | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.
Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности, пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...