Конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов и приставок"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_predlogov_i_pristavok_3_klass.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Дифференциация приставок и предлогов».

Цели:

  • Закрепить знания детей о приставках и предлогах

• отметить словообразующую и смысловую роль приставки;

• развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;

• упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;

• осуществлять профилактику дизорфографии;

• преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.

Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки, схемы –этапов занятий,презентация .Царица Грамматика,поезд,билеты –карточки,Светофорчики -оценщики

Оргмомент  Актуализация

Дыхательные упражнения настроечные упражнения

Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

- Автоматизируем и дифференцируем плавный и быстрый вдох и выдох, быстрыми вдохами. Игра «Цветы»,»Ёжики»,» Собачки». Нюхаем воздух».

- Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)

- Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево

- Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

- Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

Игры:

« Цветы». Глубокий вдох и на улыбке выдох.А поможет нам проконтролировать наши зеркала. Представьте ,что вы лежите на лугу и вдыхаете ромашки, васильки, колокольчики, ноготки, клевер. Какие это цветы. Луговые .

В саду : розы, гладиолусы, гиацинты, нарциссы,ромашки,георгины,астры. Какие это цветы?. Садовые .

Ребята, а что вы заметили, когда называли садовые и луговые цветы.

Ромашка садовый цвет и может быть луговым.

Правильно. Ромашку ещё называют лекарственным растением.

Серёжа. Я знаю,меня бабушка всегда лечит ромашковым чаем, когда заболит горло или я простыну. http://www.calend.ru/moon/ ( о Ромашке)

А какой запас образуется в воздухе при заваривание ромашки. Ромашковый.

Игра « Ёжик». А теперь представьте ,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком

Правильно. Из соцветий ромашки готовят настой, чай, отвар, настойку, используемые в народной медицине. Водный настой или настойку назначают при многих болезнях: как противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее,пары ромашки вдыхают при гриппе. ревматизме, золотухе, подагре.

Игра « Ёжик». А теперь представьте ,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком. Выполняем быстрый вдохов при повороте головы вправо-влево

. «Играем в собачек».Собачки несёт цветы своему хозяину. Нюхаем воздух.

Пока мы с вами дышали к нам на занятие прилетела Царица Грамматика. Она принесла нам сундучок знаний. А в этом сундучке задания.

1.Определите,являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске.

За…горой ,за…бежать, с..вернула, с.. крыши, на..конверте, на…резать, на…листе, на… чертили.

Логопед.

Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.

Как мы делали на предыдущих занятиях.

Дети:. Выполняют устно ,объясняют написание слова

Логопед.

Ребята,было трудно. А почему?

Дети. Не знаем как отличить приставку от предлога.

Логопед.

Что же мы будем на занятие изучать ?

Дети:. Предлоги и приставки

Логопед.

Какую задачу нам предстоит решить на занятие?

Научится различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.

Логопед. А мы справимся с этой сложной задачей?

Дети выполняют игру- ауто-треннинг « Волшебные слова»

Делают вдох и говорят ,лопают свой воображаемый шар.Он может быть большим или маленьким тяжёлым или лёгким и т.д.« У меня всё получится!».Затем потирают пальцы рук и тёплые руки прикладываю к ушам и шее, сохраняя положительную аффирмацию .

Логопед.

Наша гостья занятия расскажет вам сказку.В моей стране Грамматике у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными.В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да,вы их знаете( дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У( схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С( схема)

А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения( подбежал,забежал,выбежал) и образовывать новые слова ( выход,переход,подход).

Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они ко мне Царице Грамматике за советом. Пришли на помощь слова-признаки. Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак « Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.

Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.

Ребята, всё ли понятно в этой сказке.

Повторение ранее полученных знаний

Давайте ,вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках ( слайД) ТАБЛИЦА!!

Дети: Предлог это отдельно слово.

Логопед:. Для чего он нужен?

Дети :Он нужен для связи слов в предложении. Пишется отдельно

И мы обозначали его в треугольник.

Логопед:А что такое приставка?

Дети: Приставка- это часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Логопед: Как она пишется ?

Дети: Пишется слитно со словами. И служит для образования новых слов.

А что, нового мы узнали о предлогах и приставках

Дети. От Царицы Грамматики мы узнали, что между предлогом и словом можно вставлять слово-признак .Главное слово признак- « красный». А перед словами –действиям никогда не пишутся предлоги, а только приставки.

  1. Запись числа, темы занятия.

Давайте выполним задание от Царицы Грамматики в тетрадях . Запиши слова правильно два столбика.  С какой буквы будем писать первое слово в столбике? Дети : «С заглавной».

Слова записаны на доске.

1 столбик

За…горой

с.. крыши

на..конверте

на…листе.

2столбик

Забежать

свернула

нарезать

начертили.

Логопед:Как мы с вами рассуждали?

Дети:  Определяли, если это слово –действие ,то смело пишем приставку, а если это не слово –действие, то вставляли слово признак « Красивый»,если слово вставляется .то это предлог, если не вставляется ,то это приставка.

Проверка задания ( слайд ПРОВЕРКА)

  • А теперь используя знания Царицы Грамматики отправляется на поезде до станцию « Искатели» .Всем даю билеты .но чтобы поехать нужно найти слова с приставками и предлогами и обозначить их правильно. Приставки крышечкой- синей ручкой, а предлоги обозначить в треугольник- зелёной ручкой. Можно использовать и любые другие 2 цвета ручки
  • Работа в парах .у каждого билет- карточка-

За ( школой) На(мело)

На ( льду)………….Во ( дворе)

По(бежать)………….Под( снежник)

За( мёрзнуть) При ( горок)

У(дороги) Под(сосной)

А теперь обменяйтесь билетами-карточками и проверьте. Взаимопроверка.Если слово обозначено правильно поставьте « +» над словом,если неправильно,то поставьте « --»

Проверка на СЛАЙДЕ

А теперь объясните ,почему вы написали ,так а не иначе.( Дети объясняют по несколько слов)

  • Звучит музыка путешествия . Посмотрите в окошко нам светит «Заботливое солнышко»
  • Игра покажи стихи руками.

Солнце с неба посылает ( встают потягиваются, руки на вверх)

Лучик, лучик, лучик( поочередно подвимают правую и левую руку, разжимая пальцы сжимая в кулак

И им смело разгоняет ( скрещивание рук над головой )

Тучи,тучи,тучи.( сгибают руки поочерёдно над головой ,разжимая пальцы сжимая в кулак)

Летом нежно согревает ( самомассаж лица,ритмичное потирание щёк)

Щёчки,щёчки,щёчки( надувают щёчки по 3раза на каждое слово).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.( поочерёдно дотрагиваются пальцем щёчки,рисуя иммитируя веснушки )

Золотят веснушки деток ( удержание улыбки и хоботка)

Очень нравится им это!( тянутся наверх и встают на носочки. « Минутка роста»)

Логопед. Вот мы и оказались на станции « Знайки»

Работа с предложением.

Ребята ,прочитайте предложения

На ( улице) видна гора.

В ( школе)стоит пушистая ёлка.

Целый день на( горке) много детей.

На ветках новогодние игрушки.

( К )зелёной красавице при( шли) ребята.

Серёжа ( на ) санках (с)катился с( горы).

Сколько рассказов можно составить из этих предложений

Дети : Два

Логопед: О чём будет первый рассказ.

Дети: О горке

Логопед. Прочитайте эти предложения

На ( улице) видна гора. Целый день на( горке) много детей. Серёжа ( на ) санках (с)катился с( горы).

Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ? Горка

Логопед: О чём будет второй рассказ?

Дети: О ёлке

Логопед : Прочитайте его.

В ( школе)стоит пушистая ёлочка.

На ветках новогодние игрушки

К )зелёной красавице при( шли) ребята.

Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ?Ёлка

Логопед: Перед вами два конверта- синий и зелёный . В них помещены задания тексты разного уровня сложности .

В синем конверте текст про горку. Его нужно списать и выделить приставки и предлоги.

В зелёном конверте текст про ёлочку. Его нужно списать, раскрывая скобки и выделить предлоги и приставки.

Логопед: Проверьте выполненное задание у друг друга . Взаимопроверка.

Логопед. Но в конце пути к нам в поезд зашли пограничники.

Игра «Пограничники»

Цель: Развитие слухового внимания ,орфографической зоркости ,расширение словарного запаса

Логопед: Пограничники ,предлагают нам отыскать в стихах каламбуры Ребята ,а что такое каламбуры? Расскажет нам учёный Котофей Иванович .Наш магистр энциклопедии Википедии.

учёный кот Василий

Учёный Котофей Иванович

Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию[1].

В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0

  1.  В. З. Санников. Каламбур как семантический феномен //Вопросы языкознания. — № 3— 1995. — С. 59.

Читайте ,слушайте стихотворение- каламбур про меня. Котофей Иванович и определите, где нужно писать приставку,а где предлог.

1.Котофей Иванович

Солнце прячется ЗА БОР

Котофей Иваныч.

Залезает на ЗАБОР—

Прогуляься на ночь.

Дети : За бор раздельно. Бор- это лес., за красивый лес –слово признак вставляется .

Забор- пишу слитно ,т.к слово не вставляется

2.Веснушки

Веснушкам нету СНОСА

Не исчезают С НОСА.

Я,не жалея МЫЛА,

Нос терпеливо МЫлА.

Зависело б ОТ МЫЛА.

Веснушки я б ОТМЫЛА.

Дети: СНОСА- приставка,с носа – предлог, От мыла- предлог, отмыла- приставка

Логопед: Найдите во втором каламбуре все однокоренные слова.

Отмыла,мыла.

3.Зима

Сугробы снега вьюги НАМЕЛИ

И у ворот ,как баржа На МЕЛИ,

Полуторка стоит.Ну и ЗАНОС !

Я вышел за ворота ,а мороз

Как затрещит- и хвать меня ЗА НОС!

4.Медведь

Заревел медведь СО СНА,

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула СОСНА

Шишкою лису.

9. «Найди ошибки».

Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.

- Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятие ?Ещё раз вспомним ,что такое предлог и приставка. - Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?Что запомнили? Что понравилось на занятие? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности? У кого это получилось? А у кого нет?

Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

Оцените свою работу.

Светофорчики

Красный – было трудно

Жёлтый –сомневался

Зелёный – всё понятно, со всем справился.

-

- Как отличить предлог от приставки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .

Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...

Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...

Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс) Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: совершенствование умений   различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи....