Конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов и приставок"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Конспект логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_predlogov_i_pristavok_3_klass.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Дифференциация приставок и предлогов».
Цели:
- Закрепить знания детей о приставках и предлогах
• отметить словообразующую и смысловую роль приставки;
• развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;
• упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;
• осуществлять профилактику дизорфографии;
• преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.
Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки, схемы –этапов занятий,презентация .Царица Грамматика,поезд,билеты –карточки,Светофорчики -оценщики
Оргмомент Актуализация
Дыхательные упражнения настроечные упражнения
Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
- Автоматизируем и дифференцируем плавный и быстрый вдох и выдох, быстрыми вдохами. Игра «Цветы»,»Ёжики»,» Собачки». Нюхаем воздух».
- Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)
- Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево
- Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу
- Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.
Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Игры:
« Цветы». Глубокий вдох и на улыбке выдох.А поможет нам проконтролировать наши зеркала. Представьте ,что вы лежите на лугу и вдыхаете ромашки, васильки, колокольчики, ноготки, клевер. Какие это цветы. Луговые .
В саду : розы, гладиолусы, гиацинты, нарциссы,ромашки,георгины,астры. Какие это цветы?. Садовые .
Ребята, а что вы заметили, когда называли садовые и луговые цветы.
Ромашка садовый цвет и может быть луговым.
Правильно. Ромашку ещё называют лекарственным растением.
Серёжа. Я знаю,меня бабушка всегда лечит ромашковым чаем, когда заболит горло или я простыну. http://www.calend.ru/moon/ ( о Ромашке)
А какой запас образуется в воздухе при заваривание ромашки. Ромашковый.
Игра « Ёжик». А теперь представьте ,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком
Правильно. Из соцветий ромашки готовят настой, чай, отвар, настойку, используемые в народной медицине. Водный настой или настойку назначают при многих болезнях: как противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее,пары ромашки вдыхают при гриппе. ревматизме, золотухе, подагре.
Игра « Ёжик». А теперь представьте ,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком. Выполняем быстрый вдохов при повороте головы вправо-влево
. «Играем в собачек».Собачки несёт цветы своему хозяину. Нюхаем воздух.
Пока мы с вами дышали к нам на занятие прилетела Царица Грамматика. Она принесла нам сундучок знаний. А в этом сундучке задания.
1.Определите,являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.
Слова записаны на доске.
За…горой ,за…бежать, с..вернула, с.. крыши, на..конверте, на…резать, на…листе, на… чертили.
Логопед.
Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.
Как мы делали на предыдущих занятиях.
Дети:. Выполняют устно ,объясняют написание слова
Логопед.
Ребята,было трудно. А почему?
Дети. Не знаем как отличить приставку от предлога.
Логопед.
Что же мы будем на занятие изучать ?
Дети:. Предлоги и приставки
Логопед.
Какую задачу нам предстоит решить на занятие?
Научится различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.
Логопед. А мы справимся с этой сложной задачей?
Дети выполняют игру- ауто-треннинг « Волшебные слова»
Делают вдох и говорят ,лопают свой воображаемый шар.Он может быть большим или маленьким тяжёлым или лёгким и т.д.« У меня всё получится!».Затем потирают пальцы рук и тёплые руки прикладываю к ушам и шее, сохраняя положительную аффирмацию .
Логопед.
Наша гостья занятия расскажет вам сказку.В моей стране Грамматике у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными.В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да,вы их знаете( дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У( схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С( схема)
А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения( подбежал,забежал,выбежал) и образовывать новые слова ( выход,переход,подход).
Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они ко мне Царице Грамматике за советом. Пришли на помощь слова-признаки. Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак « Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.
Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.
Ребята, всё ли понятно в этой сказке.
Повторение ранее полученных знаний
Давайте ,вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках ( слайД) ТАБЛИЦА!!
Дети: Предлог это отдельно слово.
Логопед:. Для чего он нужен?
Дети :Он нужен для связи слов в предложении. Пишется отдельно
И мы обозначали его в треугольник.
Логопед:А что такое приставка?
Дети: Приставка- это часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Логопед: Как она пишется ?
Дети: Пишется слитно со словами. И служит для образования новых слов.
А что, нового мы узнали о предлогах и приставках
Дети. От Царицы Грамматики мы узнали, что между предлогом и словом можно вставлять слово-признак .Главное слово признак- « красный». А перед словами –действиям никогда не пишутся предлоги, а только приставки.
- Запись числа, темы занятия.
Давайте выполним задание от Царицы Грамматики в тетрадях . Запиши слова правильно два столбика. С какой буквы будем писать первое слово в столбике? Дети : «С заглавной».
Слова записаны на доске.
1 столбик
За…горой
с.. крыши
на..конверте
на…листе.
2столбик
Забежать
свернула
нарезать
начертили.
Логопед:Как мы с вами рассуждали?
Дети: Определяли, если это слово –действие ,то смело пишем приставку, а если это не слово –действие, то вставляли слово признак « Красивый»,если слово вставляется .то это предлог, если не вставляется ,то это приставка.
Проверка задания ( слайд ПРОВЕРКА)
- А теперь используя знания Царицы Грамматики отправляется на поезде до станцию « Искатели» .Всем даю билеты .но чтобы поехать нужно найти слова с приставками и предлогами и обозначить их правильно. Приставки крышечкой- синей ручкой, а предлоги обозначить в треугольник- зелёной ручкой. Можно использовать и любые другие 2 цвета ручки
- Работа в парах .у каждого билет- карточка-
За ( школой) На(мело)
На ( льду)………….Во ( дворе)
По(бежать)………….Под( снежник)
За( мёрзнуть) При ( горок)
У(дороги) Под(сосной)
А теперь обменяйтесь билетами-карточками и проверьте. Взаимопроверка.Если слово обозначено правильно поставьте « +» над словом,если неправильно,то поставьте « --»
Проверка на СЛАЙДЕ
А теперь объясните ,почему вы написали ,так а не иначе.( Дети объясняют по несколько слов)
- Звучит музыка путешествия . Посмотрите в окошко нам светит «Заботливое солнышко»
- Игра покажи стихи руками.
Солнце с неба посылает ( встают потягиваются, руки на вверх)
Лучик, лучик, лучик( поочередно подвимают правую и левую руку, разжимая пальцы сжимая в кулак
И им смело разгоняет ( скрещивание рук над головой )
Тучи,тучи,тучи.( сгибают руки поочерёдно над головой ,разжимая пальцы сжимая в кулак)
Летом нежно согревает ( самомассаж лица,ритмичное потирание щёк)
Щёчки,щёчки,щёчки( надувают щёчки по 3раза на каждое слово).
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки.( поочерёдно дотрагиваются пальцем щёчки,рисуя иммитируя веснушки )
Золотят веснушки деток ( удержание улыбки и хоботка)
Очень нравится им это!( тянутся наверх и встают на носочки. « Минутка роста»)
Логопед. Вот мы и оказались на станции « Знайки»
Работа с предложением.
Ребята ,прочитайте предложения
На ( улице) видна гора.
В ( школе)стоит пушистая ёлка.
Целый день на( горке) много детей.
На ветках новогодние игрушки.
( К )зелёной красавице при( шли) ребята.
Серёжа ( на ) санках (с)катился с( горы).
Сколько рассказов можно составить из этих предложений
Дети : Два
Логопед: О чём будет первый рассказ.
Дети: О горке
Логопед. Прочитайте эти предложения
На ( улице) видна гора. Целый день на( горке) много детей. Серёжа ( на ) санках (с)катился с( горы).
Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ? Горка
Логопед: О чём будет второй рассказ?
Дети: О ёлке
Логопед : Прочитайте его.
В ( школе)стоит пушистая ёлочка.
На ветках новогодние игрушки
К )зелёной красавице при( шли) ребята.
Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ?Ёлка
Логопед: Перед вами два конверта- синий и зелёный . В них помещены задания тексты разного уровня сложности .
В синем конверте текст про горку. Его нужно списать и выделить приставки и предлоги.
В зелёном конверте текст про ёлочку. Его нужно списать, раскрывая скобки и выделить предлоги и приставки.
Логопед: Проверьте выполненное задание у друг друга . Взаимопроверка.
Логопед. Но в конце пути к нам в поезд зашли пограничники.
Игра «Пограничники»
Цель: Развитие слухового внимания ,орфографической зоркости ,расширение словарного запаса
Логопед: Пограничники ,предлагают нам отыскать в стихах каламбуры Ребята ,а что такое каламбуры? Расскажет нам учёный Котофей Иванович .Наш магистр энциклопедии Википедии.
учёный кот Василий
Учёный Котофей Иванович
Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию[1].
В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0
- ↑ В. З. Санников. Каламбур как семантический феномен //Вопросы языкознания. — № 3— 1995. — С. 59.
Читайте ,слушайте стихотворение- каламбур про меня. Котофей Иванович и определите, где нужно писать приставку,а где предлог.
1.Котофей Иванович
Солнце прячется ЗА БОР
Котофей Иваныч.
Залезает на ЗАБОР—
Прогуляься на ночь.
Дети : За бор раздельно. Бор- это лес., за красивый лес –слово признак вставляется .
Забор- пишу слитно ,т.к слово не вставляется
2.Веснушки
Веснушкам нету СНОСА
Не исчезают С НОСА.
Я,не жалея МЫЛА,
Нос терпеливо МЫлА.
Зависело б ОТ МЫЛА.
Веснушки я б ОТМЫЛА.
Дети: СНОСА- приставка,с носа – предлог, От мыла- предлог, отмыла- приставка
Логопед: Найдите во втором каламбуре все однокоренные слова.
Отмыла,мыла.
3.Зима
Сугробы снега вьюги НАМЕЛИ
И у ворот ,как баржа На МЕЛИ,
Полуторка стоит.Ну и ЗАНОС !
Я вышел за ворота ,а мороз
Как затрещит- и хвать меня ЗА НОС!
4.Медведь
Заревел медведь СО СНА,
И в густом лесу,
Вздрогнув, стукнула СОСНА
Шишкою лису.
9. «Найди ошибки».
Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.
- Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.
10. Итог занятия.
Чему учились на занятие ?Ещё раз вспомним ,что такое предлог и приставка. - Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?Что запомнили? Что понравилось на занятие? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности? У кого это получилось? А у кого нет?
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.
Оцените свою работу.
Светофорчики
Красный – было трудно
Жёлтый –сомневался
Зелёный – всё понятно, со всем справился.
-
- Как отличить предлог от приставки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка "Упражнения в написании предлогов и приставок" с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...
Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .
Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...
Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)
Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...
Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс) Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цель: совершенствование умений различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи....