Коррекция оптической дисграфии
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Коровинская Наталья Васильевна

Содержит конспект занятия для учащихся младших классов по коррекции оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

"Дифференциация  букв  Л-М".

   Конспект логопедического занятия для 2 класса.

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М".

В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков;

-кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] -  [М];

-связь звукового образа [Л] -  [М] с их графическим изображением;  

-навыки оптического анализа и синтеза букв;

-звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;

-правильное написание букв  в слогах, словах, предложении, тексте;

-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация  словарного запаса. развитие  лексико-грамматического  строя речи.
      









                                             Тема: Преодоление смешений  букв по кинетическому сходству.
                                                         Дифференциация  Л-М.

  









                                           

                                                                                Подготовила  учитель-логопед  МБОУ «СШ №3»
                                                                                                                                       Коровинская Н.В. 







                                                                Нижневартовск 2020



Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации  букв  Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление  знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно  - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим  занятиям;
-формирование  навыков  аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные   профили, схема  анализа звуков, буквы Л, М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный  момент(организация внимания учащихся).

Разгадывание загадки.

 И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые... (
лягушки).

На носу зверь носит рог
И зовется... (
носорог).

2.Артикуляционная  гимнастика.
-Для того  чтобы верно ,четко, правильно говорить  мы должны подготовить артикуляционный  аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3. Формулировка темы урока.
-Назовите животных, в названиях которых встречается [ л].
-Лиса, олень, лось, лама.
-Определите место звука [ л] в  каждом слове.
-Первое, второе, первое, первое.
Назовите  животное ,в названии которого есть звук [ м].
-медведь.

В слове мамонтенок Сколько раз в  слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно.

Подумайте о каких буквах будем говорить на занятии? (Л,М)

Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.)  (слайд1)

-Сегодня мы будем говорить  о  буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М,  а в М  есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы  имеют сходство , поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган  речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык  у нас один.(
Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л  на  счёт «раз-и».
(
слайд с изображение   языка).

Теперь произнесём звук  [ м]. В его произнесении участвуют губы,
 Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз—и два»
(
слайд с изображением  губ).

Какой  вывод мы можем сделать?
 -Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М-  «двойная» буква, звук произносим губами.

5.Выбор буквы
-
Сегодня я получила письмо от подруг,  но первые буквы потерялись  в  их именах. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы-  «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».

…арина, ..ена.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-А  сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все , что увидите.(Показывает таблички)
  МыЛо  (
 слайд с изображение геометрических фигур  - овал- М; треугольник-ы; 

 прямоугольник – Л, круг-О ).                   
                                                       
-Какое  слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья, четвертая буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В  названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите ягоду,  В названии которой  встречается буквы Л,М.

Малина.
6.Слоговой  анализ и синтез
- Я приглашаю  вас на урок русского языка. Как называются  части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала,  апрель,, камень,  карамель.
( Дети выполняют задание).
-Я  записала слова, но он перепутала все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь  запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В  каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.


А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы  в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3     Л2    М1Л3    М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете я вам скажу кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер  в слове. Например , лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его  даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь  у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором,  выборочно по одному).

ла-ма                       ле-ме                                         лал-лам-мал
лу-му                        лю-мю                                     лул-лум-мул
лы-мы                       ля-мя                                      лол-лом-мол
ло-мо                        ле-ме                                       лыл-лым-мыл
ал-ам                        ел-ем                                       лил-лим-мил
ул-ум                       юл-юм                                     лел-лем-мел
ыл-ым                    ял-ям                                         лял-люм-мюл
ол-ом                     ел-ем                                      люл-люм-мюл

- Прочитайте стихотворение. (
Выдаюу слова каждому ученику)
Мышка

Мышка весело жила,

На пуху она спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

Теперь прочитайте   стихотворение и назовите слова в которых есть звук Л, М.

(Учились в предложениях находить слова со звуками Л,М)

10. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.

Задание: Вставь буквы «л-м».

•    .олчание – знак сог.асия.

•    По.ожить зубы на по.ку.

•    Го.ова седая, да душа .олодая.

•    У.ение – по.овинаде.а.

•    Кто с.ел, тот и съе.

•    Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.

•    Где много с.ов, та. мало де.а.

•    У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.

•    С.ово сказа. – стре.упос.ал, пись.онаписа. – в западню попа. .


11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте  предложение. В каждом слове ищите букву л, м и записывайте их, пользуясь  подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком  (-), предлоги обозначайте галочкой ( \/ ), . У нас получиться схема предложения. (Зашифрованное письмо)
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\      Л               ---              Л                      МЛ           Л
Вечерняя  мгла   покрыла все   поля.
     ---            МЛ              Л         --       Л
Послышался мелодический  голосок  иволги.
     Лл                    МЛ                           Л           Л


12.Закрепление букв  в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
 Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....
ёд,  ...ята,  ..и..он,  ...о  око.

- Чтобы записать в тетрадь  словосочетания, написанные на доске, нужно вставить буквы Л или М.

..и…ая   …а…а.

Бе…ая  ...и…ия.

Под…е…а   по….

При…ери…а   п…атье.

Весе…ая   …е…одия.

…а…енький    …а…ьчик.

Насто…ьная   …а…па.

С…ивочное   …ас…о.

Свари…и   пе…ь…ени.

13.Закрепление  букв  в предложении.
Я забыла, куда какое  слово нужно ставить. Помогите мне. 
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить, мы посадим  ..(лак,  мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук   такая ... (мука,  лука).


14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас  мы будем составлять предложения  на основе установления простых аналогий между предметами.  решение головоломки.  (
Запись слов на доске).

Лимон                 ___     яблоко___________________    
Кислый               круглое, сладкое, зелёное, большое  

 
-Прочитайте  первую пару слов.  Как      они связаны    по смыслу?  Какое  слово  связано со словом яблоко так же,  как слово кислый со словом лимон?  Давайте   запишем предложение,  которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
15. Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант.

    Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.


 
 Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не  написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты  изобразил  каждую букву?
Если  в твоей  работе больше  нет таких ошибок, ты -  молодец!

16.Итог занятия.
-Какие  буквы мы   сегодня учились  различать?
-Мы учились  различать буквы  Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
 Какие  подсказки  и как нам помогали?  Какие задания были самыми  интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята  изобразите собой шкалу успеха.  Покажите ,на сколько вы разобрались с темой занятия?  Если плохо, слабо- сидите за партой,  если хорошо – то встаньте,  если  отлично  - то встаньте  и поднимите руки вверх. ( дети определяют  шкалу успеха).
Занятие окончено.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

программа по коррекции оптической дисграфии

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...

Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии

Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

"Методика работы по коррекции оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация гласных звуков [а-о]".

Даны этапы работы над звуками, представлен речевой материал на звуки А и О....

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...