Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по логопедии

Криницкая Светлана Геннадьевна

Программа курса "Ритмика" для детей с ОВЗ, составленная на четыре последовательных года обучения. Количество часов по программе из расчета 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnyy_kurs_ritmika_1-4_klass.docx67.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бийска Алтайского края

Согласовано

заместитель директора

по УВР

 МБОУ «СОШ №1»

_______/В.В.Шипилова/

31.05.2019 г.

Принято

Педагогическим

советом

МБОУ «СОШ № 1»

протокол № 1  

от 30.08.2019 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1»

___________/ О.Н. Викарчук/

приказ № 236

от 30.08.2019 г.

  Программа коррекционного курса

 «Ритмика»

для обучающихся 1-4 классов по АООП (вариант 7.2)

 

Учитель-логопед: Криницкая Светлана Геннадьевна

Квалификационная категория: высшая                                                                                  

                                                                                                                                   

                                                                   

                                                             

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Ритмика» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ЗПР и Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 33  часа (исходя из 33 учебных недель в году в 1 классе), и на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году во 2 – 4 классе). Данная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, предназначена для работы учителей-логопедов.

Логопедическая ритмика (логоритмика) – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи учащихся.

Однако, у учащиеся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости наблюдаются не только нарушения речи - это вторичные нарушения. Первичным у этой категории детей является недоразвитие  психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации,  имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов.

Следует отметить, что учащиеся, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них снижена работоспособность на занятиях, быстро утомляются. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.

В работе с учащимися учитель может использовать логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.

В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые и пальчиковая гимнастика.

Логоритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопеда и учителя  по коррекции не только различных нарушений речи учащихся, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, но и развития познавательных психических процессов.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Цель программы: развитие всех компонентов речевого здоровья воспитанников на основе организации коррекционного пространства в условиях МБОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений, познавательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Задачи коррекционно - развивающей работы:

1)Формирование элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека, и о роли речевого здоровья.

  • Развитие всех компонентов устной речи детей младшего школьного возраста (лексического строя, грамматики, фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) в музыкально-ритмическом контексте;
  • Формирование представлений об оздоровительном влиянии музыки и движения на здоровье человека;
  • Улучшение общего физического здоровья детей с ОВЗ (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики);
  • Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью
  • Развитие музыкального слуха, ритма;

2)Формирование навыков вербального и невербального общения.

  • Развить слуховую и зрительную память;
  • Развить мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение, систематизация)
  • развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание;
  • учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;
  • развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
  • развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • формировать правильную артикуляцию звуков;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать творчество и инициативу.

Принципы построения программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем логоритмики совместно с учителем музыки.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере освоения практическим материалом.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над западающими функциями учащихся будет строиться на основе имеющихся у учащихся логоритмических умениях и навыках.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л.С.Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. В качестве более сложного практического материала предлагается импровизация в танцевально-ритмической деятельности и музицирование.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Содержание работы по курсу «Ритмика»

       Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания чередуются с развитием познавательных психических процессов. Включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка сопровождает движение.

      Структура  занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, логопедические песенки- чистоговорки.

Занятия  проводятся  в индивидуальной  форме.

Занятие по курсу «Ритмика»  включает следующие виды деятельности:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.  развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих  речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
  9. Пение. Пение чистоговорок прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  10. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  11. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  12. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  13. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
  14. Коррекция звукопроизношения. Формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:

А)  упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, , темпа, ритма, развитие познавательных  психических процессов);

Б)    речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Задачи первого года обучения (1 класс)

1.Развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию.

2Развивать речевое и физиологическое дыхание у учащихся.

3.Обучать движениям под музыку в соответствии с еѐ характером.

4.Развивать координацию, умение ориентироваться во времени и пространстве, четкость, ритмичность, переключаемость движений.

5.Способствовать формированию правильного артикуляторного уклада через развитие речевого и голосового аппарата, мимики.

6.Способствовать формированию четкой дикции выразительности и эмоциональности речи.

7.Формировать представления об окружающем мире, для развития словарного запаса школьников.

8.Способствовать развитию инициативы, творческих способностей обучающихся.

9.Развивать модуляцию голоса, плавность и интонационность выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

 

Музыкально – ритмические движения

Умение воспринимать и передавать акцент в музыки движения, хлопками, музыкальным сопровождением, двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложный ритмичный рисунок; передавать различный характер музыки походкой, бегом, подскоками, движениями рук; развивать зрительное и слуховое восприятие.

Результаты изучаемого курса

 Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен

 Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ, согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером, динамикой и звуковысотностью музыки

 Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

 Способность ориентироваться в пространстве, действовать с предметами, ощущать равновесие, двигаться в заданном направлении, ходить и бегать в колонну по одному и парами, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

 Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи второго года обучения (2 класс)

1. Продолжать работу по развитию слуходвигательной и слуховокальной координации.

2. Развивать речевое и физиологическое дыхание у учащихся.

3. Развивать координацию, умение ориентироваться во времени и пространстве, четкость, ритмичность, переключаемость движений.

4. Продолжать обучение движениям под музыку в соответствии с еѐ характером.

5. Продолжать развивать координацию, умение ориентироваться во времени и пространстве, четкость, ритмичность, переключаемость движений.

6. Способствовать формированию правильного артикуляторного уклада через развитие речевого и голосового аппарата, мимики.

7. Способствовать формированию четкой дикции, выразительности и эмоциональности речи.

8. Формировать представления об окружающем мире, для развития словарного запаса школьников.

9. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности обучающихся.

Музыкально – ритмические движения

Умение ходить под музыку, изменяя темп движения (медленный, быстрый, умеренный); переходить от темпа к темпу; отмечать ритмический характер хлопками; передавать движениями усилие и ослабление звучания; воспринимать и передавать в движении и с предметами двухдольный и трехдольный размеры; передавать ритмический рисунок хлопками.

Результаты изучаемого курса

 Расширить словарный запас по лексическим темам;

 Совершенствовать умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образа и с использованием танцевальных и игровых движений.

 Использовать плавность, интонационность и выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умение правильно брать дыхание во время пения; умение определять песенность, танцевальность и маршевость музыки.

 Развить произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата;

 Сформировать умения ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

 Развить координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстрое реагирование на смену движений;

 Сформировать потребности в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи третьего года обучения (3 класс)

 

1. Совершенствовать навык слуходвигательной и слуховокальной координации.

2. Отрабатывать навык произносить слова в медленном и быстром темпе.

3. Обучать воспроизведению ритмического рисунка в заданном темпе при помощи музыкальных инструментов, двигательных способностей (мелкой и общей моторики).

4. Учить строиться и перестраиваться по звуковому сигналу.

5. Совершенствовать навык использования в упражнениях различные предметы (ленты, мячи, скакалки), ударные инструменты (барабаны, бубны, погремушки, треугольники).

6. Формировать правильный артикуляторный уклад через развитие речевого и голосового аппарата, мимики.

7. Совершенствовать дикцию, выразительность и эмоциональность речи школьников.

8. Формировать представления об окружающем мире, для развития словарного запаса школьников.

9. Способствовать развитию коммуникативно-познавательных и творческих способностей обучающихся.

Музыкально – ритмические движения

Координировать каждое движение ученика с темпом движения всего класса. Воспроизводить движениями и хлопками чередование долгих и коротких звуков (четверти, восьмые) с помощью счета фиксировать акцент в музыке и в движении. Автоматизировать движения: в любом ритме, в группах, с предметами и без них.

Результаты изучаемого курса

 Расширять словарный запас и представления об окружающем мире по лексическим темам.

 Формировать умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ, действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения.

 Формировать плавность и интонационность выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, наличие умений правильно брать дыхание во время пения, сохранять правильное формирование гласных при пении, с различными динамическими оттенками.

 Овладеть произносительными навыки, подвижности артикуляционного аппарата.

 Продолжать формирование умений ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

 Совершенствовать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстрое реагирование на смену движений.

Совершенствовать потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи четвертого года обучения ( 4 класс)

1. Развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию.

2. Совершенствовать навык произносить слова в быстром темпе.

3. Продолжать обучение по исполнению канонов с элементами двуголосья.

4. Расширять представление учащихся о многообразии тем и образов, воплощаемых в музыке.

5. Обучать воспроизведению ритмического рисунка в заданном темпе.

6. Учить строиться и перестраиваться по звуковому сигналу.

7. Совершенствовать навык использования в упражнениях различные предметы (ленты, мячи, скакалки), ударные инструменты (барабаны, бубны, погремушки, треугольники).

8. Продолжать работу над развитием и закреплением движений и навыков, полученных в предыдущих классах.

9. Способствовать формированию правильного артикуляторного уклада через развитие речевого и голосового аппарата, мимики.

10. Способствовать формированию четкой дикции выразительности и эмоциональности речи.

11. Формировать представления об окружающем мире, для развития словарного запаса школьников.

12. Способствовать развитию инициативы, творческих способностей обучающихся.

Музыкально – ритмические движения

 

Продолжить работу над развитием и закреплением движений и навыков, полученных в предыдущих классах. Вводить в упражнения усложняющие элементы.

Уметь отмечать в движениях сильную часть такта, воспроизводить рисунок (ритмический) предложенного темпа. Уметь быть ведущим, вести группу за собой фигурной маршировкой. Вводить в выполнение упражнений как можно больше ударных инструментов (бубны, барабан, погремушки, треугольники).

Результаты изучаемого курса

 Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам.

 Сформированность умений правильного нахождения ритма выполнения движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ и строение музыкального произведения (двухчастная, трехчастная форма).

 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

 Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата, позволяющих петь ритмично, выразительно, правильно артикулируя звуки и четко произнося слова песни.

 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

 Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

 Потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Представленная система логопедического воздействия носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукобуквенного анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связанным высказыванием, нормализацией дыхания, темпа и ритма речи, умением владеть своим телом.

Спецификой работы является сочетание дифференцированной артикуляционной гимнастики с логопедической ритмикой.

Занятия способствуют развитию дифференцированного слухового восприятия, зрительно-кинестетических ощущений, формированию простых моторных координаций.

Успех логопедических занятий во многом зависит от раннего начала и систематического проведения; от развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; самоутверждения, саморегуляции и контроля.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы.

1.Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков реализации Программы:

2.Оценка неречевых психических функций осуществляется путем диагностики (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).

 

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Цель диагностики: определение развития уровня неречевых процессов у обучающихся, при условии активного использования логоритмики в процессе внеурочной деятельности.

     Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания воспитанников, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций  обучающихся.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 1

Во время диагностики неречевых процессов могут быть использованы следующие тесты:

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

«Попугай, попугай,

Все за мною повторяй».

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 7 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 8 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
  • 9 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
  • 10 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).

Оценка результата:

- Высокий уровень: воспроизведение после двухкратного повторения 4 слов для детей 11 лет, 6 слов – для 12-летних, 8 слов после первого (второго) предъявления – для 13-летних и 10 слов – для 14-летних.

- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.

- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

«Обезьянкой быть хочу,

Что покажешь, повторю».

- Детям 7 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 8 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

- 9 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).

- 10 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).

Оценка результата:

- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-2 показов (дети 11 лет – не менее 4 движений, 12 лет – не менее 6, 13 лет – не менее 8, 14 лет – не менее 10).

- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»

Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

- Детям 7 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

- 8 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).

- 9 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).

- 10 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).

Оценка результата:

- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.

- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 2

Результаты диагностики неречевых психических функций

Таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

 

нач

конец

нач

конец

нач

конец

нач

конец

нач

конец

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Тест на слухоречевую память

Тест на двигательную память

Тест на праксис позы пальцев

 

нач

конец

нач

конец

нач

конец

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий по курсу «Ритмика»

в 1 классе

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Тема «Упражнения на развитие чувства ритма» (14часов)

1.

Я - человек

Формирование повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения.

2.

Строение тела человека.

Формирование умения соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

3.

Осень

Формирование умения воспроизводить ритм противопоставления и сознательно подчинять им свои движения.

4.

Овощи, фрукты.

Воспроизведение ритмического ряда с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный.

5.

Деревья

Формирование представления о ритмическом ударении в слоговых рядах.

6.

Грибы, ягоды.

Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слогов, слов (двух- и трехсложные слова).

7.

Одежда

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков.

8.

Обувь

Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием предложений, текста (двух- и трехсложные слова из открытых и закрытых слогов

9.

Головные уборы

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков.

10.

Посуда

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием двухсложных слов со стечением согласных.

11.

Продукты питания

Выделение заданного слога в структуре слова.

12.

Мебель.

Воспроизведение слогоритмической структуры  двухсложных слов со стечением согласных.

13.

Дом, квартира

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (двухсложные слова со стечением согласных).

14.

Мой город

Отхлопывание и проговаривание ритма предложения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом.

Тема «Упражнения на развитие общей моторики» (6 часов)

15.

Зима

 Ходьба под музыку. Выделение ударного слога в структуре слова. Составление ритмической схемы слова.

16.

Зимующие птицы

Бег под музыку.  Прыжки. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием трехсложных слов со стечением согласных.

Определение места ударного слога в структуре слова.

17.

Зимние забавы и развлечения.

Подражание зимним видам игр (лыжи, коньки, бег, метание снежков) Использование навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи

18.

Новый год

Ходьба по кругу под музыку. Игры под музыку с выполнением различных движений (повороты, прыжки, хлопки). Выделение заданной ритмической цепочки в предложенном стихотворном тексте.

19.

Домашние животные

 Игры-подражания повадкам животных. Отхлопывание и проговаривание ритма стихотворения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом.

20.

Дикие животные

Игры-имитации повадок диких животных. Чистоговорки. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов

Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (5 часов)

21.

День Защитника Отечества

 Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Воспроизведение слогоритмической структуры четырехсложных слов с использованием двигательных и зрительных опор.

Развитие умения соотносить ритм движений со стихотворным ритмом.

22.

8 Марта.

 Артикуляционные упражнения. Появление интонации в голосе. Песенка «Мамочка моя». Работа над подвижностью логического ударения в тексте песни.

23.

Транспорт

Артикуляционная гимнастика. Имитация звуков работающего  транспорта. Усиление и ослабление голоса.

24.

Профессии

Развитие речевого дыхания и мимической выразительности. Игры –подражания деятельности разных специалистов.

25.

Школа, школьные принадлежности.

Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

Тема «Упражнения на развитие мелкой моторики» (8 часов)

26.

Весна

Пальчиковые игры. Проговаривание предложений и стихов совместно с движениями пальцев рук

27.

Перелетные птицы

Пальчиковая гимнастика. Проговаривание чистоговорок и стихотворных строчек с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики

28.

Поздняя весна

Пропевание коротких песенок с одновременным выполнением движений под музыку . «Выглянуло солнышко». Работа над логическим ударением в коротких текстах, играх.

29.

Насекомые

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Работа с ритмическим рисунком. Сила голоса. Тембральные изменения голоса (имитация насекомых)

30.

Цветы

Упражнения на выработку направленной воздушной струи « подуй на одуванчики». Развитие умения соотносить слова с заданной ритмической схемой.

31.

Сад.

Упражнения на выработку воздушной струи «Ветерок», «Ураган».Пальчиковые игры и упражнения. Дифференциация слов с различной слогоритмической структурой.

32.

Лето.

Передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием двухсложных слов со стечением согласных.

33.

Моя семья

Сила голоса. Тембр голоса (подражание членам семьи). Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений. Пальчиковая игра «Моя семья)

Итого: 33 ч

Тематическое планирование занятий по курсу «Ритмика» во  2 классе

№ п/п

Содержание работы

Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов)

1.

Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова».

2.

Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков.

3.

Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения.

4.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу.

5.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой.

6.

 Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений.

7.

Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища.

8.

Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация.

9.

Театрализованные представления под музыку.

Тема « Музыкально-ритмические движения»  (4 часа)

10.

Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд»

11.

Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой  «Снежинки».

12.

Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений.

13.

Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази».

Тема «Упражнения на развитие дыхания,  голоса и артикуляции» (3 часа)

14.

Упр.на развитие речевого дыхания и мимической выразительности.

15.

Упр.на развитие четкости и подвижности артик.аппарата. Работа над дикцией.

16.

Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности на материале р.н.с. «Заячьи слезы».

Тема « Музыкально-ритмические движения» (5 часов)

17.

Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.

18.

Упр.на формирование  чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка.

19.

Согласование движений с пением

20.

Согласование движений с музыкой.

21.

Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку.

Тема « Ориентирование в пространстве»   (2 часа)

22.

Упр. на  развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения.

23.

Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции.

Тема « Музыкальные инструменты»   (3 часа)

24.

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки)

25.

Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах.

26.

Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использование инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

Тема « Речевые упражнения без музыкального сопровождения» ( 2часа)

27.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

28.

Счетные упражнения.

Тема « Расскажи стихи руками»  ( 6 часов)

29.

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о природе.

30.

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о детях и людях.

31.

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик».

32.

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения

« Пильщики», « Интересно всё вокруг».

33.

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о спорте.

34.

Упражнения на синхронизацию речи и движений.

Итого: 34ч

Тематическое планирование занятий по курсу «Ритмика» в  3 классе

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

1.

Здравствуй, школа!

Ходьба под музыку в меняющемся темпе. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

2.

Любимый город

Игра «Эхо» -отраженное исполнение ритмического рисунка мелодии. Игра «Путешествие по городу» на ориентирование в пространстве и на листе бумаги

3-4

Осенины

Воспроизведение ритма музыки через движение руки, танцевальное движение. «Танец листьев». Быстрый и медленный темп в музыке. Звуки дождя (хлопки ладошками)

5-6

Дружба

Пальчиковые игры и упражнения с речедвигательным комплексом. Психогимнастика (изображение эмоций ). Ходьба в разном темпе. Перестроение по сигналу.

7-8

Зимние забавы

Артикуляционная гимнастика. Подвижная игра «Снежки» с попаданием в определенную цель. Соотнесение ударного слога в слове с моментом броска «снежка». Зимние виды спорта (имитация лыжной ходьбы и катания на коньках под музыку)

9-10

Новогодний хоровод

Движения по кругу и в паре. Музыкальная игра «Рукавичка». Дирижирование песен «Влесу родилась елочка», «Хоровод».

Сравнение темпов двух песен. Движения под музыку. Стихи на праздник

11

Птичьи заботы

Артикуляционная гимнастика. Движения с платочком, ленточкой. Сравнение ходьбы и прыжков различных птиц. (воробей, аист, цапля, трясогузкаворона). Музыкальная распевка «Андрей-воробей»

12-13

Животные зимой

Пальчиковые игры и упражнения. Чистоговорки с речедвигательным комплексом или сочетанием игры на  музыкальных инструментах (бубен, барабан, металофон, пианино)

14

Папин праздник

Ходьба. Марш. Игра на барабане, бубне. Работа с различным ритмом. Сила голоса.

15

Любим маму

Импровизация с цветами «Вальс цветов». Игра на музыкальных инструментах. Работа с интонацией. Песня «Мамочка милая». Движения под музыку. Стихи о маме

16-17

Пусть меня научат!

Пальчиковая гимнастика.  Имитация движений специалистов разных профессий. Игра «Где мы были, мы не скажем!». Изменение тембра голоса для изображения орудия труда (инструмента)

18-19

Собираюсь в путь!

Стихи о различном транспорте. Пальчиковые игры и упражнения. Штриховка под музыку. Прокладывание маршрута движения транспотра (ориентировка в пространстве и на листе. Движение по проложенному маршруту под музыку. Смена темпа.

20-21

Здравствуй, весна!

Имитация капели (темп, сила ударов) Игра на инструментах. Соотнесение ритма ударов с ритмом звучащей музыки. Чистоговорки с движением «Дождик»

22-23

Прощание с Букварем

Упражнения в подскоках под музыку польки. Дирижирование песни «Учат в школе». Ходьба по кругу с резким изменением темпа (по звуковому сигналу). Игра найди букву после сигнала.

24-25

Космическое путешествие

Движения под музыку. Ходьба и бег по кругу. Замедленный темп движений (как «в невесомости»). Считалки для выбора членов экипажа.

26-27

Любимые сказки

Психогимнастика. Игра с мячом (подбор антонимов по аналогии с противоположными персонажами в сказках). Произвольные движения  под музыку (выбор музыки, разной по характеру). Танец героя.

28-29

Славный праздник, День Победы

Марш. Игра «Аты баты». Игра на музыкальных инструментах. Слушание музыки на военную тему. Дирижирование музыки.

30-31

Насекомые

Артикуляционные и пальчиковые упражнения. Воспроизведение ритмического рисунка. Изменение силы и высоты голоса для имитации насекомых. Танец вокруг цветочка.

32-33

Скоро лето

Психогимнастика. Пальчиковые игры и упражнения. Стихи о лете. Отработка плавности и выразительности речи.

34

Ура, каникулы!

Занятие по закреплению полученных знаний, выработанных умений.

Итого: 34 ч

Тематическое планирование занятий по курсу «Ритмика» в  4 классе

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

1.

Я –это я

Обследование состояния психомоторики

2.

У бабушки в деревне (овощи-фрукты)

Пальчиковые упражнения. Игра на развитие познавательных интересов (овощи-фрукты). «Хлопни, когда услышишь…»

3.

Сбор урожая. Огород на целый год

Речедвигательная игра «Собираем урожай». Игра на развитие логического мышления «Что лишнее». Проговаривание слова в медленном и быстром темпе.

4.

Путешествие в осенний лес

Движения под музыку «Как нам хлопать, как нам топать?». Пальчиковая игра «Соберем букет»

5.

Золотая осень

Динамические дыхательные упражнения. «Ветерок- ветрище». Дутье на листочки. Выкладывание ритмического бордюра из цветных листьев.

6.

Дикие животные наших лесов

Игра на развитие воображения и творчества «Звери в лесу». Соотнесение типа мелодии с животным.

7.

На лесной полянке

Выбор мелодии для изображения животного. Творческий танец «Зверь на полянке»

8.

Наши пернатые друзья

Артикуляционная гимнастика. Выстраивание птиц в ряд по степени длины их клюва. Пальчиковые игры.

9.

Почему улетают птицы?

Игра на развитие познавательных способностей «Перелетная-неперелетная". Считалки. Скороговорки.

10.

Волшебница зима

Стихи о зиме. Работа с мимикой, жестами и интонацией. Песня «Как на тоненький ледок»

11.

Зимние забавы

Самомассаж пальцев «Рукавицы».  Игра «Попади снежком в ведерко». Ходьба по ленте (линии). Прыжки через линию.

12.

Вот какой Снеговичок

Выкладывание предметов по порядку от большого к маленькому и наоборот. Подвижная игра «Собери снеговика»

13.

Скоро Новый год

Стихи к празднику. Интонация, жесты, темп речи.

14-15.

Сказка о Маше-растеряше (одежда)

Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слогов, слов (двух- и трехсложные слова). Раскладывание предметов одежды по группам. Сезонная одежда. Чистоговорки

15-16.

Встреча с Федорой (посуда)

Артикуляционная гимнастика. Пропевание мелодии с изменением тембра. Прослушивание песни по сюжету «Федорино горе». Пропевание песенок предметов посуды из прослушанного. Выстраивание ряда посуды по стихотворению.

17-18.

А что у Вас? (профессии)

Пальчиковые упражнения. Развитие речевого дыхания и мимической выразительности. Игры –подражания деятельности разных специалистов. «Где мы были, мы не скажем»

19-20

Поездка по городу (транспорт)

Речедвигательные упражнения. Стихи о транспорте. Водный, воздушный, наземный транспорт. Строительная техника. Движения-подражания. Воспроизведение слоговой структуры сложных слов (хлопки, шаги)

21

Путешествие в Простоквашино (домашние животные)

Чистоговорки о животных. Работа с мимикой, жестами, интонацией. Пальчиковые игры

22

Почему грустит щенок? (домашние животные)

Психогимнатика (эмоции, мимика). Стихи о животных. Выбор логического ударения в предложении. Игра «Эхо»

23

Прогулка в зоопарк

Рассказ о том, как ухаживают за животными в зоопарке. Интонация, темп, выразительность речи.

24.

Животные жарких стран

Дыхательные упражнения. Поиск спрятавшейся игрушки «Холодно-горячо». С.Маршак «Детки в клетке. Чтение и повторение.

25-26

Весна, весна на улице!

Имитация капели (темп, сила ударов) Игра на инструментах. Соотнесение ритма ударов с ритмом звучащей музыки. Чистоговорки с движением

27

День космонавтики

Танцевальное упражнение «Среди звезд». По сигналу следи звездочек найти нужный предмет. Развитие скорости реакции.

28-29

В царстве Нептуна

Изучение морских и речных обитателей. Пальчиковые игры-подражания движениям рыб. Игра «Море волнуется раз»

30

Волшебный мир цветов

Садовые и полевые цветы. Танец цветов. Движения с ленточками, колокольчиками, ватой на ладошках. Выбор темпа движения в зависимости от удерживаемого в руках материала.

31-32

Чудо на ладошке (насекомые)

Работа с изменением силы голоса, длительности выдоха. Длинные и короткие дорожки (пропевание, жужжание и т.д.) Танец вокруг цветка. Чистоговорки.

33

Здравствуй, лето!

Игра «Наоборот». Психогимнастика. Стихи о лете. Работа над интонацией и жестами.

34

Обследование состояния психомоторики детей

Итого: 34ч

Учебно-методический комплект

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
  2. Вишневская Е., Волошинов В., Глаголева А., Кабачков В., Литвинов Е., Смирнов А.,Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми.
  5. КузнецоваЕ.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  6. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
  7. Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе –интернате, детском доме» - методическая библиотека.
  8. Чистякова М.И. «Психогимнастика».
  9. Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. и др. «Новые технологии воспитательного процесса».
  10. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  11. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. и Е.Железновы.
  12. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа коррекционного курса "Дефектологические коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с ЗПР (7.2)

Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различным...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...