Конспекты логопедических занятий на тему "Предлоги"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Предлоги в, под, на, за».
План конспект урока на тему «Предлоги»
Цели: Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Ознакомление с единообразным написанием предлогов. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной речи, а затем и в письменной. Развивать словарный запас, самоконтроль учащихся.
Оборудование: презентация к занятию, раздаточный и наглядный материал, аудиозаписи.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Я очень рада видеть вас. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце будет умным. (С.Я. Маршак)
- 2. Работа над артикуляционным аппаратом. Работа над чистоговорками. То – то – то – прошло лето, Ень – ень – ень – наступила осень, Ма – ма – ма – потом наступит зима.
- 3. Работа над мелкой моторикой. Допишите буквы и прочитайте получившееся слово.
- 4. Изучение нового материала. Предлог как самостоятельное слово. А сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте, а затем ответьте на вопросы: Как называются маленькие слова? Как пишутся они с другими словами? Можно ли нам в речи обойтись без этих маленьких слов? Ссора предлогов со всеми словами. Жили в одном из городов Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с другими словами, что те очень обиделись на задир. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно .
- Беседа о предлогах: Слово «ПРЕДЛОГ» в переводе с греческого языка означает «стоит перед словом». Всего предлогов очень много. С некоторыми из них мы и познакомимся с Вами на нашем занятии. Сейчас посмотрите на экран и полным предложением ответьте на вопрос: Где и какой кот находится по отношению к дому? Например: Чёрный кот вылазит из трубы. Сейчас мы с вами назвали такие предлоги как: у, к, от, за, в, под, по, над, на, с, от, про, для, из, возле, около. … Запомните их и запишите себе в таблицу:
- . Закрепление изученного материала.
А сейчас выполним задания по карточкам. Задание 1: Внимательно посмотрите на каждую картинку и постарайтесь составить предложения, используя самые различные предлоги.
- Физминутка (под музыку) А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали. Спрятали за спину их и оглянулись: Через правое плечо, через левое еще. Дружно все присели, пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. Теперь выполним следующее задание.
Задание 2: Найдите в тексте предлоги и назовите их. Вороны часто ночуют в парках на деревьях. Глухари ночуют в лесах под снегом. Зима – тяжелое время года для птиц. Трудно спасаться от врагов.
Задание 3: Подберите подходящие по смыслу предлоги и напишите их. Плывёт ______ реке, сделал _______ бумаги, вышел _______ дома, сверкает _______ солнце, играет _____ хоккей, летит _______ города, убежал ____ волка. Задание 4: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. Цветком кружит шмель. Бабочки перелетают____ цветка ______ цветок. _______ траве жужжит жук. Задание 5: Прочитайте рассказ с картинками. Назовите вставленные предлоги. Ответ: Однажды ребята (девочка и мальчик) были в лесу. Вдруг слышат, под елью кто-то шуршит. Ёж! Подбежала собака. Напала на ежа. Да не тут-то было. Только нос наколола.
8. Итог занятия Что нового Вы узнали на занятии? Что больше запомнилось и понравилось?
9. Рефлексия Ребята, я предлагаю дописать письмо, где Вы сможете выразить свое мнение о нашем занятии.
Вот и прошло незаметно время.
На занятии мне было_____________________________________________.
Больше всего мне понравилось_____________________________________ _______________________________________________________________
Трудным для меня было задание__________________________________ _______________________________________________________________.
После занятия у меня _________________________________ настроение.
Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу
Тема: “Предлоги
Цель занятия: Закрепление темы “Предлоги”. « Составление предложений с предлогами»
Задачи:
Коррекционно-обучающие
- Пополнение и активизация словарного запаса.
- Закрепление навыков использования предлогов.
- Совершенствование умений в установлении связей между предлогом и словом.
- Систематизация навыка работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом.
- Отработка навыка письма и чтения.
Развивающие
- Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости, межполушарных связей.
- Отработка пространственных представлений.
- Формирование навыка самоконтроля.
- Знакомство с авторами и произведениями детской классической литературы .
Воспитательные
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие интереса к чтению книг.
- Содействие эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Оборудование:
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал;
- компьютер,
- ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Логопед: Известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много прекрасных стихов и сказок. Стихотворение “Мой щенок” начинается со слов “Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал щенок...”. В стихотворении говорится о девочке, которая потеряла щенка ....
Ребята, я тоже сегодня потеряла “слово”. Без этого слова мы не сможем с Вами начать занятие. Помогите мне найти это слово...
(логопед читает строки из стихотворения)
“Я сегодня сбилась с ног у меня пропал...
Ребята, подскажите какое слово я потеряла?
(показывает слайды презентации для определения нужного слова)
Дети:( выбирают правильное слово и называют его)
Логопед: Давайте проверим, правильно ли мы определили слово. Для этого мы продолжим наше стихотворение.
(читает продолжение стихотворения)
Целый день его ищу, предложение собрать хочу...”
Дети: (подтверждают правильность выбранного слова ).
Логопед: Спасибо, ребята, Вы мне помогли найти нужное слово и теперь мы с Вами сможем начать занятие , тема которого ...)
Дети (хором): Предлоги. Презентация
2. Основная часть
2.1. Повторение понятия “Предлог”.
Логопед:
Что же такое “Предлог”?
Дети: (отвечают)
Для чего нужен предлог?
Дети: (отвечают)
Как пишутся предлоги со словами?
Дети: (отвечают)
Логопед: Ребята, к нам на занятие пришёл несъедобный Гриб-мухомор. Он спрятал от нас Предлог. Чтобы освободить Предлог нам нужно ответить на все вопросы Мухомора (показывает игрушку “Гриб”)
2.2. Закрепление навыка использования предлогов в устной речи.
Логопед: (дает задание)
- “Подбери предлог”
Ребята, здесь все предлоги спрятаны. Мы должны подобрать правильные предлоги и вставить их в треугольники.
Дети: (выполняют устно)
Логопед: (дает задание)
- “Проверьте себя”
Дети :(выполняют устно)
2.3. Закрепление навыка использования предлогов в письменной речи
Логопед: (дает задание)
А теперь запишите предложения в тетрадь.
Дети: (выполняют письменно)
Логопед:
Ребята, давайте проверим , как мы выполнили задание.
Дети: (проверяют)
2.3. Физминутка. “Пространственное представление схем предлогов”
Работа с кубиками и шариками по инструкции логопеда. Представление предлогов: на, с, над, перед, за и т.д.
Ребятам раздаются кубики и шарики .По инструкции логопеда дети изображают предлоги с помощью этих кубиков и шариков, поднося их друг к другу.
2.4. Совершенствование умений в установлении связей между предлогом и словом.
Логопед: Ребята, давайте вспомним еще одно произведение С.Я. Маршака
(читает строки из “Кошкин дом”)
Тили-тили-тили-бом
Был у кошек новый дом...
Дети: (отвечают) Презентация
Логопед: Вот у нас есть Кошкин дом, в нем живут кошки. Давайте составим предложения по картинке с предлогами.
Дети: (составляют предложения устно) Презентация
Логопед: Давайте проверим себя. Презентация
Дети: (читают по очереди предложения и проверяют правильность)
2.5. Отработка навыка выделения предлогов в устной речи.
Логопед: Ребята, мы со всеми заданиями справились, но Гриб-Мухомор не хочет освобождать Предлог. Он еще больше разозлился...
(Читает стишок от имени Гриба)
Я ужасный Мухомор!
Выстрою большой забор,
За забор Предлог я спрячу.
Трудную Вам дам задачу!
Вы должны мне помогать -
Свой стишок быстрей узнать,
И Предлог свой нам назвать!
Если выполните в срок,
Я верну вам ваш Предлог!
Логопед: У нас есть Волшебный сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что в нем лежит(открывает, там карточки с предлогами, раздает детям).
- “Узнай свой предлог”
Логопед: (Зачитывает детям короткие стишки, в которых “спрятан” предлог. Дети должны определить и поднять вверх карточку с предлогом). Потом на слайде дети видят правильный ответ с картинкой.
Логопед: Ребята, Мухомору так понравилось, как мы справляемся с заданиями, что от сам превратился в хороший съедобный Белый Гриб и отпустил Предлог.
(от имени Гриба Белого)
Молодцы вы все ребята,
С трудной справились задачей!
Все предлоги угадали
И немножечко устали.
И сейчас подходит срок,
Нам заканчивать урок...
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вот наше занятие подошло к концу.
Давайте вспомним, что мы повторяли на этом занятии (тему занятия)?
Дети :(отвечают)
Логопед: (подводит итог занятия)И говорит, что Предлог благодарит их за освобождение и прощается с ними. Презентация
Список литературы.
1. Ефименкова Л.Н.,Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда.-М.: “Просвещение”, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн.для логопедов-М.:Просвещение.1991. - 224 с:ил.
3. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160.с.
4. Новикова Е.В.: Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие.- М: Издательство ГНОМ и Д 2001-128 с.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”. 1997.
6. При создании презентации использованы материалы с сайта mersibo.ru “Конструктор картинок”.
Тема: Предлоги "через", "сквозь", «между»
Цели:
- Познакомить с предлогами через, сквозь, между; сформировать представление о смысловом значении предлогов и их схемой; закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи;
- Развивать: умение дифференцировать предлоги на письме; навык анализа предложения с предлогом, фонематического анализа и синтеза, словарного запаса, внимание, мышление, память.
- Воспитать мотивацию к обучению, взаимовыручку.
Оборудование: схемы предлогов, карточки, картинки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Наше занятие мы начнём с упражнений, которые развивают умственные способности.
1. «Колечко»
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением. 8 раз
2. «Кулак—ребро—ладонь»
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали её в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп. 8 раз
3. «Лезгинка»
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп. 8 раз
4. «Зеркальное рисование»
Берём чистый лист бумаги, рисование зеркальное; рисунок симметричный; одновременно двумя руками – один предмет.
5. «Ухо - нос»
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение. 4–5 раз
Игра: «Составь предложение».
Задание:
— Я кидаю мяч, и тот, кто его поймал, должен составить мне предложение с предлогами в, на, за.
— Всем понятно условие игры? Начинаем …
II. Сообщение новой темы занятия.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
развернуть таблицу
Лев прыгает через обруч. | Белка перепрыгнула через ветку. |
развернуть таблицу
(появляется предлог через)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (через)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом через.
развернуть таблицу
перепрыгнуть | через что? | Заяц перепрыгнул через камень. |
развернуть таблицу
Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПЕРЕ – требуют предлога через.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
развернуть таблицу
Самолёт пролетел сквозь облака. | |
Сквозь стекло аквариума были видны рыбы. |
развернуть таблицу
(появляется предлог сквозь)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (сквозь)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом сквозь.
развернуть таблицу
пройти | сквозь что-то? | Иголка прошла сквозь ткань. |
развернуть таблицу
Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПРО – требуют предлога сквозь.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
развернуть таблицу
Между облаками проглядывало солнышко. | |
Между тучами сверкала молния. |
развернуть таблицу
(появляется предлог между)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (между)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
Вывод:
С какими предлогами мы познакомились? Чему мы научились, составлять …
III. Физминутка.
Инструкция повторяй за мной.
развернуть таблицу
Носом – вдох, в выдох – ртом. | Мы теперь метатели, |
развернуть таблицу
IV. Закрепление пройденного.
1. Работа по карточкам.
Задания: вставить предлог в предложение и записать его.
Девочка прыгает через скакалку.
Ребята перешли через ручей.
Сквозь туман виднелись горы.
Сквозь дым был виден дом.
Между домами было видно поле.
Между бабушкой и дедушкой шел мальчик.
V. Итог занятия.
- С какими предлогами мы познакомились?
- Чему научились? Что закрепили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....