Конспекты логопедических занятий на тему "Предлоги"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Конспекты логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Предлоги"231.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  «Предлоги в, под, на, за».

План конспект урока на тему «Предлоги»

Цели: Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Ознакомление с единообразным написанием предлогов. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной речи, а затем и в письменной. Развивать словарный запас, самоконтроль учащихся.

Оборудование: презентация к занятию, раздаточный и наглядный материал, аудиозаписи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2.  Я очень рада видеть вас. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце будет умным. (С.Я. Маршак)
  3. 2. Работа над артикуляционным аппаратом. Работа над чистоговорками. То – то – то – прошло лето, Ень – ень – ень – наступила осень, Ма – ма – ма – потом наступит зима.
  4.  3. Работа над мелкой моторикой. Допишите буквы и прочитайте получившееся слово.
  5.  4. Изучение нового материала. Предлог как самостоятельное слово. А сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте, а затем ответьте на вопросы: Как называются маленькие слова? Как пишутся они с другими словами? Можно ли нам в речи обойтись без этих маленьких слов? Ссора предлогов со всеми словами. Жили в одном из городов Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с другими словами, что те очень обиделись на задир. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно .
  6. Беседа о предлогах: Слово «ПРЕДЛОГ» в переводе с греческого языка означает «стоит перед словом». Всего предлогов очень много. С некоторыми из них мы и познакомимся с Вами на нашем занятии. Сейчас посмотрите на экран и полным предложением ответьте на вопрос: Где и какой кот находится по отношению к дому? Например: Чёрный кот вылазит из трубы. Сейчас мы с вами назвали такие предлоги как: у, к, от, за, в, под, по, над, на, с, от, про, для, из, возле, около. … Запомните их и запишите себе в таблицу:
  7. . Закрепление изученного материала.

А сейчас выполним задания по карточкам. Задание 1: Внимательно посмотрите на каждую картинку и постарайтесь составить предложения, используя самые различные предлоги.

  1. Физминутка (под музыку) А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали. Спрятали за спину их и оглянулись: Через правое плечо, через левое еще. Дружно все присели, пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. Теперь выполним следующее задание.

Задание 2: Найдите в тексте предлоги и назовите их. Вороны часто ночуют в парках на деревьях. Глухари ночуют в лесах под снегом. Зима – тяжелое время года для птиц. Трудно спасаться от врагов.

 Задание 3: Подберите подходящие по смыслу предлоги и напишите их. Плывёт ______ реке, сделал _______ бумаги, вышел _______ дома, сверкает _______ солнце, играет _____ хоккей, летит _______ города, убежал ____ волка. Задание 4: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. Цветком кружит шмель. Бабочки перелетают____ цветка ______ цветок. _______ траве жужжит жук. Задание 5: Прочитайте рассказ с картинками. Назовите вставленные предлоги. Ответ: Однажды ребята (девочка и мальчик) были в лесу. Вдруг слышат, под елью кто-то шуршит. Ёж! Подбежала собака. Напала на ежа. Да не тут-то было. Только нос наколола.

8. Итог занятия Что нового Вы узнали на занятии? Что больше запомнилось и понравилось?

9. Рефлексия Ребята, я предлагаю дописать письмо, где Вы сможете выразить свое мнение о нашем занятии.

 Вот и прошло незаметно время.

 На занятии мне было_____________________________________________.

Больше всего мне понравилось_____________________________________ _______________________________________________________________

Трудным для меня было задание__________________________________ _______________________________________________________________.

 После занятия у меня _________________________________ настроение.

 Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу

Тема: “Предлоги

Цель занятия:  Закрепление темы “Предлоги”. « Составление предложений с предлогами»

Задачи:

Коррекционно-обучающие

  • Пополнение и активизация словарного запаса.
  • Закрепление навыков использования предлогов.
  • Совершенствование умений в установлении связей между предлогом и словом.
  • Систематизация навыка работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом.
  • Отработка навыка письма и чтения.

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости, межполушарных связей.
  • Отработка пространственных представлений.
  • Формирование навыка самоконтроля.
  • Знакомство с авторами и произведениями детской классической литературы .

Воспитательные

  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие интереса к чтению книг.
  • Содействие эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Оборудование:

  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал;
  • компьютер,
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Логопед: Известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много прекрасных стихов и сказок. Стихотворение “Мой щенок” начинается со слов “Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал щенок...”. В стихотворении говорится о девочке, которая потеряла щенка ....

Ребята, я тоже сегодня потеряла “слово”. Без этого слова мы не сможем с Вами начать занятие. Помогите мне найти это слово...

(логопед читает строки из стихотворения)

Я сегодня сбилась с ног у меня пропал...

Ребята, подскажите какое слово я потеряла?

(показывает слайды презентации для определения нужного слова)

Дети:( выбирают правильное слово и называют его)

ЛогопедДавайте проверим, правильно ли мы определили слово. Для этого мы продолжим наше стихотворение.

(читает продолжение стихотворения)

Целый день его ищу, предложение собрать хочу...”

Дети: (подтверждают правильность выбранного слова ).

Логопед: Спасибо, ребята, Вы мне помогли найти нужное слово и теперь мы с Вами сможем начать занятие , тема которого ...)

Дети (хором): Предлоги. Презентация

2. Основная часть

2.1. Повторение понятия “Предлог”.

Логопед:

Что же такое “Предлог”?

Дети: (отвечают)

Для чего нужен предлог?

Дети: (отвечают)

Как пишутся предлоги со словами?

Дети: (отвечают)

ЛогопедРебята, к нам на занятие пришёл несъедобный Гриб-мухомор. Он спрятал от нас Предлог. Чтобы освободить Предлог нам нужно ответить на все вопросы Мухомора (показывает игрушку “Гриб”)

2.2. Закрепление навыка использования предлогов в устной речи.

Логопед: (дает задание)

- “Подбери предлог”

Ребята, здесь все предлоги спрятаны. Мы должны подобрать правильные предлоги и вставить их в треугольники.

Дети: (выполняют устно)

Логопед: (дает задание)

- “Проверьте себя”

Дети :(выполняют устно)

2.3. Закрепление навыка использования предлогов в письменной речи

Логопед: (дает задание)

А теперь запишите предложения в тетрадь.

Дети: (выполняют письменно)

Логопед:

Ребята, давайте проверим , как мы выполнили задание.

Дети: (проверяют)

2.3. Физминутка.  “Пространственное представление схем предлогов”

Работа с кубиками и шариками по инструкции логопеда. Представление предлогов: на, с, над, перед, за и т.д.

Ребятам раздаются кубики и шарики .По инструкции логопеда дети изображают предлоги с помощью этих кубиков и шариков, поднося их друг к другу.

2.4. Совершенствование умений в установлении связей между предлогом и словом.

Логопед: Ребята, давайте вспомним еще одно произведение С.Я. Маршака

(читает строки из “Кошкин дом”)

Тили-тили-тили-бом
Был у кошек новый дом...

Дети: (отвечают) Презентация

Логопед: Вот у нас есть Кошкин дом, в нем живут кошки. Давайте составим предложения по картинке с предлогами.

Дети: (составляют предложения устно) Презентация

Логопед: Давайте проверим себя. Презентация

Дети: (читают по очереди предложения и проверяют правильность)

2.5. Отработка навыка выделения предлогов в устной речи.

Логопед: Ребята, мы со всеми заданиями справились, но Гриб-Мухомор не хочет освобождать Предлог. Он еще больше разозлился...

(Читает стишок от имени Гриба)

Я ужасный Мухомор!
Выстрою большой забор,
За забор Предлог я спрячу.
Трудную Вам дам задачу!
Вы должны мне помогать -
Свой стишок быстрей узнать,
И Предлог свой нам назвать!
Если выполните в срок,
Я верну вам ваш Предлог!

ЛогопедУ нас есть Волшебный сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что в нем лежит(открывает, там карточки с предлогами, раздает детям).

- “Узнай свой предлог”

Логопед: (Зачитывает детям короткие стишки, в которых “спрятан” предлог. Дети должны определить и поднять вверх карточку с предлогом). Потом на слайде дети видят правильный ответ с картинкой.

ЛогопедРебята, Мухомору так понравилось, как мы справляемся с заданиями, что от сам превратился в хороший съедобный Белый Гриб и отпустил Предлог.

(от имени Гриба Белого)

Молодцы вы все ребята,
С трудной справились задачей!
Все предлоги угадали
И немножечко устали.
И сейчас подходит срок,
Нам заканчивать урок...

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вот наше занятие подошло к концу.

Давайте вспомним, что мы повторяли на этом занятии (тему занятия)?

Дети :(отвечают)

Логопед: (подводит итог занятия)И говорит, что Предлог благодарит их за освобождение и прощается с ними. Презентация

Список литературы.

1. Ефименкова Л.Н.,Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда.-М.: “Просвещение”, 1991.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн.для логопедов-М.:Просвещение.1991. - 224 с:ил.

3. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160.с.

4. Новикова Е.В.: Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие.- М: Издательство ГНОМ и Д 2001-128 с.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”. 1997.

6. При создании презентации использованы материалы с сайта mersibo.ru “Конструктор картинок”.

Тема: Предлоги "через", "сквозь", «между»

Цели:

  1. Познакомить с предлогами через, сквозь, между; сформировать представление о смысловом значении предлогов и их схемой; закрепить навык  употребления этих предлогов в экспрессивной речи;  
  2. Развивать: умение дифференцировать предлоги на письме; навык анализа предложения с предлогом, фонематического анализа и  синтеза, словарного запаса, внимание, мышление, память.
  3. Воспитать мотивацию к обучению, взаимовыручку.

Оборудование: схемы предлогов, карточки, картинки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Наше занятие мы начнём с упражнений, которые развивают умственные способности.

1. «Колечко»
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением. 8 раз

2. «Кулак—ребро—ладонь»
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали её в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп. 8 раз

3. «Лезгинка»
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп. 8 раз

4. «Зеркальное рисование»
Берём чистый лист бумаги, рисование
 зеркальное; рисунок симметричный; одновременно двумя руками – один предмет.

5. «Ухо -  нос»
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение. 4–5 раз

Игра: «Составь предложение».
Задание:
— Я кидаю мяч, и тот, кто его поймал, должен составить мне предложение с предлогами в, на, за.
— Всем понятно условие игры? Начинаем …

II. Сообщение новой темы занятия.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.

1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.

 развернуть таблицу

Лев прыгает через обруч.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img1.jpg

Белка перепрыгнула через ветку.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img2.jpg

 развернуть таблицу

(появляется предлог через)

  • Какой предлог помог составить нам предложение? (через)
  •  Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
  • Обозначим его этой схемой.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img7.jpg

2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом через.

 развернуть таблицу

перепрыгнуть
перешагнуть
переехать
перелететь

через что?

Заяц перепрыгнул через камень.
Человек перешагнул 
через лужу.
Машина переехала 
через мост.
Птица перелетела 
через горы.

 развернуть таблицу

Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПЕРЕ – требуют предлога через.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.

 развернуть таблицу

Самолёт пролетел сквозь облака.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img3.jpg

Сквозь стекло аквариума были видны рыбы.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img4.jpg

 развернуть таблицу

(появляется предлог сквозь)

  • Какой предлог помог составить нам предложение? (сквозь)
  • Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
  • Обозначим его этой схемой.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img8.jpg

2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом сквозь.

 развернуть таблицу

пройти
пробежать
прошагать
пролететь

сквозь что-то?

Иголка прошла сквозь ткань.
Волк пробежал сквозь дым.
Человек прошагал сквозь метель.
Птица пролетела сквозь листву дерева.

 развернуть таблицу

Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПРО – требуют предлога сквозь.

На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.

1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.

 развернуть таблицу

Между облаками проглядывало солнышко.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img6.jpg

Между тучами сверкала молния.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img5.jpg

 развернуть таблицу

 (появляется предлог между)

  • Какой предлог помог составить нам предложение? (между)
  • Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
  • Обозначим его этой схемой.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560836/img9.jpg

Вывод:
С какими предлогами мы познакомились? Чему мы научились, составлять …

III. Физминутка.

Инструкция повторяй за мной.

 развернуть таблицу

Носом – вдох, в выдох – ртом.
Дышим глубже… а потом
Марш на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши –
Ловим снег, хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам…

Мы теперь метатели,
Бьём по неприятелю!
Размахнись рукой, бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

 развернуть таблицу

IV. Закрепление пройденного.

1. Работа по карточкам.

Задания: вставить предлог в предложение и записать его.

Девочка прыгает через скакалку.
Ребята перешли через ручей.
Сквозь туман виднелись горы.
Сквозь дым был виден дом.
Между домами было видно поле.
Между бабушкой и дедушкой шел мальчик.

V. Итог занятия.

- С какими предлогами мы познакомились?
- Чему научились? Что закрепили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....