Конспект группового логопедического занятия по теме "Состав слова".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Сяйлева Наталья Борисовна

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушение чтения и письма по теме "Состав слова". Предложенные задания помогут детям закрепить знания о значимых частях слова, их значении, уточнить и обогатить словарный запас, развивать устную и письменную речь. Материал может быть полезен как для логопедов, так и для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Конспект  группового  логопедического занятия   (3 класс)

Тема занятия: Состав слова.

Лексическая тема: Спортивная лексика.

 Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать умение выполнять  морфологический анализ слова, умение разбирать слова по составу.

Коррекционно-развивающие:

 совершенствовать словарь через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов;

развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову;

 развивать мышление, память, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

формировать дружеские отношения.

Занятие направлено на формирование УУД:

Личностные УУД: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, стремления приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся, преодолевать трудности, участвовать в творческом процессе.

Регулятивные УУД: организация учебно-познавательной деятельности обучающимися в сотрудничестве с учителем: определение целей, планирование действий и самооценка достигнутого результата, а также осознавание возникающих трудностей и поиск путей их преодоления.

Познавательные УУД: извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение еѐ в имеющихся источниках; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; осуществление для решения учебных задач операции анализа, устанавливание причинно-следственных связей, обобщение выполненного.

Коммуникативные УУД: совершенствование умений участвовать в общей беседе, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учѐтом  конкретных учебно-познавательных задач.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие информационной компетентности обучающихся, умения извлекать информацию и обрабатывать ее.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, формирование навыков наблюдения, сравнения, анализа; умение выполнять определённую роль в группе, развитие навыка составления учебного проекта, обучение учащихся способности учиться самостоятельно.

Личностные: понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, его значения в процессе обучения.

- развивать любовь к родному языку;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать эстетические чувства

.Технология – поисково-исследовательская, системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, рабочие листы, фломастеры, мяч, плакат с кроссвордом.

                                               Ход занятия.

I.Организационный момент.

    1. Приветствие.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Логопед: Приветствуем всех, кто сегодня пришёл к нам на занятие!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

      2. Сообщение темы и целей занятия.

Мой весёлый звонкий мяч!

Ты куда помчался вскачь?

Логопед: Ребята, к нам на занятие сегодня прикатился мяч. Он зовёт нас с собой в небольшое путешествие.

- О какой игре напоминает вам этот мяч? ( О футболе).

- А какие спортивные игры с мячом вы знаете? (Футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол).

-Назовите общую часть этих слов? (Бол).

- По-английски «БОЛ» - мяч. Таким образом, все названия спортивных игр с мячом пришли к нам из  английского языка.

- Что за игра футбол? «Фут» по-английски «нога», значит футбол -это игра в мяч ногой.

- Что такое баскетбол? «Баскет по-английски значит «корзина». Цель игры – попадание мячом в корзину.

- Что такое бейсбол? «Бейс» - бита, следовательно бейсбол – это игра в мяч битой.

-Что за игра волейбол? Волейбол дословно с английского языка переводится как «летающий мяч».

Логопед : Дети, а к нам на занятие не просто так прикатился на занятие мягкий футбольный мяч. В это трудно поверить, но мяч, точнее его название связано со словами мягкий, мякоть, мякиш. В середине 20 века в псковских деревнях даже пели такую частушку:

Пущу мякчик по дорожке,

Пущай мякчик катится!

Логопед: А прикатился наш мячик к первому заданию – к кроссворду! Давайте его разгадаем! (Слайд)

 

3.Развитие логического мышления, фонематического анализа, закрепление орфограмм.

Кроссворд.

 1. Место, где продают билеты (Касса).

2.Если он зимой ударит,

Спрятать всех носы заставит!  (Мороз)

3. Дорога, покрытая асфальтом. ( Шоссе).

4. Верхняя одежда. (Пальто)

5. Упакованные вещи, которые пассажир берёт в дорогу.  (Багаж)

6. Овощ, который используется при лепке снеговика. (Морковь)

КРОССВОРД

К

А

С

С

А

М

О

Р

О

З

Ш

О

С

С

Е

П

А

Л

Ь

Т

О

Б

А

Г

А

Ж

М

О

Р

К

О

В

Ь

Логопед: Что общего в словах отгадках? Что различного?

- Ребята, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, «спрятавшееся» в кроссворде по вертикали. (Состав).

- Верно! Это слово имеет несколько значений, попробуйте их назвать.

Давайте обратимся к словарю Ожегова и прочитаем значение этого слова. (Слайд)

Логопед подводит обучающихся к формулировке цели урока:

- Догадались, о чём пойдет сегодня речь на занятии?

- Ребята, мы сегодня повторим и закрепим знания, полученные по теме «Состав слова», а помогать нам будет наш мячик.

- Откройте тетради и запишите число и тему занятия.

II. Основная часть занятия.

1.Закрепление знаний о корне слова.

А. Определение значения слова корень. Упражнение в подборе родственных слов.

Логопед: Наш мячик предлагает нам разгадать ребусы (Слайд):

Логопед:

-Что такое корень слова? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов).

- А почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?    ( Да, сердцевиной слова, его смысловым центром является корень, от него "растут" слова, как ветки на дереве).

- Давайте посадим корень -ход- и вырастим  словесное дерево. Какие слова могли бы вырасти на этом дереве? Напишите эти слова в тетрадь. (Слайд)

- Какие слова в русском языке называются родственными, или однокоренными?

-Ребята, а всегда ли однокоренные слова будут родственными?

В. Упражнение в различении родственных слов.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Третий лишний». Найдите ошибку в подборе родственных слов. ( Игра проводится с перекидыванием мяча).

Желток, железо, жёлтый.

Носильщик, нос, носатый.

Печурка, печь, печать.

Вода, водитель, водяной.

Шиповник, шипеть, шипы.

Рисунок, рис, рисовать.

Горный, горе, пригорок.

Г. Развитие умения образования сложных слов.

Логопед: Сколько корней может быть в слове? Как называются слова, имеющие два корня? Как образуются сложные слова?

Игра «Соберите слова»

Восстановите слова, в которых слоги поменялись местами. Запишите их, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

ШЕПЕХОД      КОРУПИСЬ     ЗЁМНОЧЕР      ВОЛАЗДО     ЛОТЁРПО      ВОСЕКДРО

2. Закрепление знаний о приставке слова.

А. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Логопед: Перед вами буквы и цифры. Выберите только буквы и составьте из них слово.

 - Что такое приставка?  (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Из скольких букв могут состоять приставки?

         

 

- А сейчас небольшая разминка! Игра с мячом «123 -ГОВОРИ!» К данному слову подберите антоним с тем же корнем.

Завязать - развязать

Принести - …

Вбежать - …

Раздвинуть -- …

Привязать - …

Вогнуть - …

3. Закрепление знаний о  суффиксе слова.

А. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Логопед: Ребята, раскодируйте тайное послание мячика.(Слайд)

Б. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами.

-Расскажите, что вы знаете о суффиксах?

-Какую «строительную работу они выполняют? ( Образуют новые слова; придают словам различные смысловые оттенки).

Задание: Образуйте слова, обозначающие название профессии с помощью суффиксов.

Логопед: Ребята, многие из вас занимаются в спортивных секциях и спортивных школах.

А кто воспитывает и тренирует будущих спортсменов? (Спортсмен, тренер)

-Я буду называть вид спорта, а вы мне название профессии.

Футбол -  (футболист)

Баскетбол – (баскетболист)

Художественная гимнастика – (гимнаст, гимнастка)

Теннис – (теннисист)

Фехтование – (фехтовальщик)

Борьба – (борец)

Бокс – (боксёр)

Хоккей – (хоккеист)

Фигурное катание – (фигурист)

Плавание – (пловец)

4. Закрепление знаний об окончании.

Упражнение в определении роли окончаний в слове и различении окончаний.

Логопед: О какой  части слова мы ещё не говорили?

-Что такое окончание?

А. Развитие языкового анализа и синтеза.

Логопед: Наш мячик подкатился к следующему заданию.Будем работать с предложениями.(Слайд )

Логопед: Прочитайте первое предложение. Чего не хватает? (В словах не хватает окончаний). Проговорите предложение орфографически. Подберите синонимы к слову популярная. (Известная, любимая). Запишите это предложение в тетрадь, выделите окончания.

- Посмотрите на второе предложение. В этом предложении слоги в словах поменялись местами. Какое слово осталось без изменений? (Сезон). Что означает это слово? ( Сезон – время года, когда проводятся соревнования среди футбольных команд).

-Восстановите предложение. Проговорите его орфографически. Запишите его.

-Прочитайте запись под цифрой три. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Это набор слов. А предложение должно выражать законченную мысль).

- Чтобы получилось предложение, надо все слова связать грамматически. Составьте предложение из данных слов и запишите его в тетрадь.

Б. Развитие пространственных предложений.

                               Глазки, пальчики устали,

                               Мы их двигаться заставить!

Логопед: Ребята, мячик предлагает нам сыграть в футбол! Но перед игрой нам необходимо «размяться»

- Встаньте парами лицом друг к другу и побросайте воображаемый мячик руками.

- Вы знаете, чтобы хорошо играть в футбол, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Вот я сейчас и проверю как вы ориентируетесь:

- возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой возьмитесь за нос;

-правую руку положите на голову, а левую руку – за голову;

- левой рукой возьмитесь за правый локоток, а кисть правой руки положите на левое плечо;

- левую руку положите на правую коленку, а правой рукой закройте левый глаз.

- Молодцы! Садитесь!

5. Морфемный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимание! Мяч предлагает провести игру в футбол. Послушайте его:

                                      Если штангой сделать Г,

                                      Если штангой сделать  Л,

                                      И забить в ворота  О,

                                       Будет … ГОЛ!

- В пространство буквы О забейте голы! Каждый правильный ответ – ГОЛ!

 А. Игра «Составьте схему слова!».

Логопед: Ребята, перед Вами конверты. Достаньте их содержимое (дети достают из конверта части слов :                                            

- Я буду называть слова, а вы выкладывать схему слова:

Футболисты, сетка, гол, отбежал, перевязка, раздевалка, здоровье, спортивная.

Б. Составление слов из данных частей.

Логопед: Матч продолжается! Второй тайм!

- Приставка, корень, суффикс и окончание поссорились между собой и отделились друг от друга! Восстановите слова:

Стеж, за, а, к;     а, нож, под, к;      к, нос, и, ил;      груз, к, а, на.

Логопед:  Молодцы! Вы выиграли этот матч со счётом 12:0 .

Футбол – тяжёлая игра! Надо бегать, прыгать, забивать голы, и думать головой! Футболисты очень устают. Устал и наш мячик. Со всеми заданиями вы справились!

Перед уходом мячик просит вас разгадать одну морфологическую шараду: корень в слове преграда найдёшь, приставку - в слове находка, окончание – в слове ученица.

(Награда).

- Ребята, вас тоже ждёт награда. ( Дети получают наклейки с изображением  футбольного мяча).

III. Итог занятия.

- Итак, о чём мы с вами говорили на занятии?

Пришла пора прощаться с мячиком:

                             Убежал мой мяч,

                              Не догнать его, хоть плачь!

 Рефлексия.

- Какие задания понравилось выполнять? Какое задание было самым сложным?

-Спасибо за занятие! До свидания!

                             

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова Учитель-логопед Сяйлева Наталья Борисовна ГБОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

Разгадайте ребусы

Слайд 5

Игра «Соберите слова» ШЕПЕХОД КОРУПИСЬ ЗЁМНОЧЕР ВОЛАЗДО ЛОТЁРПО ВОСЕКДРО

Слайд 6

Прочтите тайное послание 1 П 2 Р 3 И 15 С 6 9 Т 4 А 9 18 В 5 К 65 А

Слайд 7

И К Ф У С

Слайд 8

1.Футбол – сам_ популярн _ командн _ игра в мире. 2.чалНАся ныйбольфут сезон. 3.Готовятся, матч, к, юные футболисты.

Слайд 9

Восстановите слова! стеж , за, а, к; а, нож, под, к; к, нос, и, ил; груз, к, а, на.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях"

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях". 2 класс....