«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Астафьева Любовь Александровна

В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»

Чтение и письмо открывают человеку новый мир,

Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.

Н. Карамзин.

     В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер.

    Перед педагогами стоит задача выявить наиболее эффективные технологии в процессе формирования у детей начальной школы смыслового чтения. Для этого надо ставить перед собой задачи, которые помогут раскрыть наиболее удачные методы и приёмы для ребят младшего школьного возраста

   Максимально точно и полно понять содержание текста, увидеть все детали и осмыслить извлеченную информацию - это главная цель смыслового чтения. В процессе смыслового чтения осуществляется познавательная деятельность школьников.

  Одной из технологий смыслового чтения - технология продуктивного чтения. Она направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения (ассоциация)

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

2. Перечитывание текста.

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

5. Выразительное чтение.    

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Знакомство с писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Ребёнок быстрее овладеет навыками смыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

Рассмотрим несколько методических приемов:

1. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

2. Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы.

3. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

 Формируется умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.

5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов»

Простые вопросы.

Уточняющие вопросы.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Творческие вопросы.

Оценочные вопросы.

Практические вопросы.

6. Приём «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.

7. Приём «Кластер»

Кластеры используются для структуризации и систематизации материала.

8. Приём «Ключевые слова»

9. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

10. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

11. Приём «Синквейн»

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Заключение

    Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая, дополнительная литература по всем учебным дисциплинам в начальной школе.

При работе учителям необходимо рекомендовать следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • повышать уровень самостоятельности, самоконтроля. учащихся в чтении по мере их продвижения вперед.

Список литературы:

1. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx ?CatalogId=959.

4. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приём формирования смыслового чтения "Дерево предсказаний"

quot;Дерево предсказаний" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...

Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе

Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:Как приви...