Приём формирования смыслового чтения "Дерево предсказаний"
методическая разработка по чтению
"Дерево предсказаний" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приём смыслового чтения | 567.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов формирования смыслового чтения
«Дерево предсказаний»
В современной педагогической практике используется большое количество методов и приёмов, направленных на формирование и развитие читательской грамотности младших школьников. Хочу представить вашему вниманию методические приемы формирования читательской грамотности, которые являются универсальными, так как не привязаны к конкретному предмету, их можно использовать на всех уроках с целью формирования читательской грамотности.
- Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, ведущиеся по направлениям «возможно» и «вероятно». «Листья» – это обоснование выдвинутых предположений.
Примеры построения «Дерева предсказаний» на основе прочитанных фрагментов произведений:
«Тайное становится явным» В.Ю. Драгунского.
«Ствол» дерева - В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».
«Ветви» (предположения о том, как может закончится рассказ) → «листья» (аргументы):
- мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно → прохожий, каша на шляпе, испачканная одежда;
- мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль → стыд мамы за поступок сына;
- мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль → Дениска осознал поступок, любовь мамы.
«Что легче?» В.А. Осеевой.
«Ствол дерева» - В.А Осеева «Что легче?».
«Ветви» → «листья» - аргументы:
- ложь первого мальчика не раскроется →отец поверит в рассказ о волке;
- ложь второго мальчика не раскроется → мама поверит, что внук и дед давно не виделись;
- ложь первого мальчика раскроется→ отец знает, что волков в той местности не водится;
- ложь второго мальчика раскроется→ дед придёт в гости;
- всех мальчиков будут ругать→мальчики не вернулись вовремя;
- не всех будут ругать→за ложь могут ругать, на ложь могут обидеться, за правду не ругают.
Данный прием уместно использовать на уроке окружающего мира.
В. Бианки «Книга зимы»
«Ствол» дерева – текст В. Бианки «Книга зимы»
Дети знакомятся с текстом, выдвигают предположения о том, что за знаки появились на снегу.
Ветви:
- Таинственные буквы
- Непонятные знаки
- Множество знаков, черточек, точек
- «Был здесь такой-то»
Затем каждая группа знакомится с текстом о животном и заранее заготовленными рисунками следов. Например, фрагмент про ворону. В каждой группе дети анализируют, подбирают подходящую ветку. Далее прикрепляют листочки, объясняют свой выбор.
Даются карточки про воробья, лисицу, зайца и множество следов.
Пример карточки:
Ворона оставляет следы своих лап повсюду и в любое время года. Летом их можно увидеть на берегу любого водоема или даже около лужи, зимой — на снегу в каждом поселке или городском дворе. Кстати, вблизи человеческого жилья увидеть следы ворон значительно легче, чем вдали от него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...
Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности
Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...
Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...
Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...
«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»
В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смыс...
Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах
Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...