Приём формирования смыслового чтения "Дерево предсказаний"
методическая разработка по чтению

"Дерево предсказаний" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приём смыслового чтения567.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов формирования смыслового чтения

«Дерево предсказаний»

В современной педагогической практике используется большое количество методов и приёмов, направленных на формирование и развитие читательской грамотности младших школьников. Хочу представить вашему вниманию методические приемы формирования читательской грамотности, которые являются универсальными, так как не привязаны к конкретному предмету, их можно использовать на всех уроках с целью формирования читательской грамотности.

  1. Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, ведущиеся по направлениям «возможно» и «вероятно». «Листья» – это обоснование выдвинутых предположений.

Примеры построения «Дерева предсказаний» на основе прочитанных фрагментов произведений:

«Тайное становится явным» В.Ю. Драгунского.

«Ствол» дерева - В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

«Ветви» (предположения о том, как может закончится рассказ) → «листья» (аргументы):

  1. мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно → прохожий, каша на шляпе, испачканная одежда;
  2. мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль → стыд мамы за поступок сына;
  3. мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль → Дениска осознал поступок, любовь мамы.

«Что легче?» В.А. Осеевой.

«Ствол дерева» - В.А Осеева «Что легче?».

«Ветви» → «листья» - аргументы:

  1. ложь первого мальчика не раскроется →отец поверит в рассказ о волке;
  2. ложь второго мальчика не раскроется → мама поверит, что внук и дед давно не виделись;
  3. ложь первого мальчика раскроется→ отец знает, что волков в той местности не водится;
  4. ложь второго мальчика раскроется→ дед придёт в гости;
  5. всех мальчиков будут ругать→мальчики не вернулись вовремя;
  6. не всех будут ругать→за ложь могут ругать, на ложь могут обидеться, за правду не ругают.

Данный прием уместно использовать на уроке окружающего мира.

В. Бианки «Книга зимы»

«Ствол» дерева – текст В. Бианки «Книга зимы»

Дети знакомятся с текстом, выдвигают предположения о том, что за знаки появились на снегу.

Ветви:

  1. Таинственные буквы
  2. Непонятные знаки
  3. Множество знаков, черточек, точек
  4. «Был здесь такой-то»

Затем каждая группа знакомится с текстом о животном и заранее заготовленными рисунками следов. Например, фрагмент про ворону. В каждой группе дети анализируют, подбирают подходящую ветку. Далее прикрепляют листочки, объясняют свой выбор.

Даются карточки про воробья, лисицу, зайца и множество следов.

Пример карточки:

Ворона оставляет следы своих лап повсюду и в любое время года. Летом их можно увидеть на берегу любого водоема или даже около лужи, зимой — на снегу в каждом поселке или городском дворе. Кстати, вблизи человеческого жилья увидеть следы ворон значительно легче, чем вдали от него.

C:\Users\filatova\Desktop\ворона.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...

Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»

В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смыс...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...