Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Инновационные технологии в преодолении речевых нарушений"
методическая разработка
Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно! Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 22.26 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в преодолении речевых нарушений
«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно
будет назвать современным педагогом»
доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов
Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно! Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики.
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Любая инновация в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.Это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям:
а) по цели воздействия различают:
– развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
– психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
– здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.);
б) по инструментам воздействия различают:
– информационно-коммуникационные технологии;
– дистанционные образовательные технологии;
в) по степени инновационности (традиционности) различают:
– педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);
– смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.
С учетом особенностей обучающихся-логопатов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применение инновационных технологий с целью логопедической коррекции должно охватывать такие функции, как внимание, память, познавательную активность, наглядно-образное мышление, мелкую моторику, моторную координацию. В качестве вспомогательных могут быть задействованы следующие инновационные технологии.
1) С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления:
– информационные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий):
Развивающие компьютерные программы:
- http://bukvar-online.ru/razvivauschie-igry-diski/ обучающая программа «АДАЛИН»
- http://www.otlichnyk.ru - обучающая программа «ОТЛИЧНИК»
- http://monobit.ru/igry-dlya-tigry.html - программно-методический комплекс «Игры для Тигры»
- https://romaschki.jimdo.com/развивающие-игры-для-детей-онлайн/ - Компьютерные пособия для развития речи
- https://vk.com/wall-33723051?q=%23%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 - Методика обследования речи Коленкова, Безрукова
– мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций)
2) С целью коррекции моторных функций следует применять телесно-ориентированные техники:
– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- кинезилогогические упражнения – гимнастика для мозга, это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
– логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков:
- массаж зондами, зондозаменителями;
- пальцевый массаж или самомасаж (японская методика).
Считается, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
- массаж безымянного пальца – стимулирует печень
- массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Система упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
- вертеть в руках
- щелкать по ним пальцами
- «стрелять»
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями
- один орех прокатывать между пальцами
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
- Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
- аурикулотерапия –лечебное воздействие на точки ушной раковины;
- Су-Джок-терапия
Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом 2.Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
6. Использование шариков для слогового анализа слов. Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
– логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции;
– криотерапия – использование игр со льдом, при котором дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
3) С целью стабилизации эмоциональной сферы следует применять арттерапевтические методики:
– музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки, вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты)
– изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);
– сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
– куклотерапия (раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности);
– песочная терапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы).
Однако важно помнить о том, что «применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...
Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида
Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» в рамках проведения предметной творческой декады учителей гуманитарного цикла
Цель: приобщение обучающихся к народному творчеству и русскому народному фольклору.Задачи:Общеобразовательная: познакомить обучающихся с одной из форм коллективного народного творчества – ...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи &ndash...
Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"
В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...