Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»
статья по логопедии на тему
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnyy_ugolok_v_kabinete_logopeda.docx | 741.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Что же такое - песочный уголок? Это два тазика с песком – в одном можно использовать влажный песок, а второй предназначен для работы с сухим песком. Иметь подносы для индивидуальной работы с учащимися.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком?
Буква б, ну и дела – белка хвостик подняла.
Дятел был совсем без сил – вниз он хвостик опустил.
Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.
Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу.
Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Поэтому часто приходится слышать такой вопрос: А как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы знать, как ПРАВИЛЬНО!
Для себя я определила, что я буду делать.
Во-первых: тазики можно использовать для индивидуальной работы на дифференциацию букв как при оптической дисграфии, так и при акустической дисграфии – можно изображать буквы условными сигналами.
Во-вторых: такую же работу можно проделывать и на подгрупповых занятиях – на индивидуальных лотках. Таких лотков в моём кабинете 12.
Даже если заниматься по подгруппам, а не со всем классом, нужно заранее приготовить эти лотки.
Но сначала нужно было приготовить песок и стол с тазами для песка.
Песок просеяла, промыла и прокалила на огне. Песок берётся чистый, не из песочниц на участках.
Вот это уголок песочной терапии в моём логопедическом кабинете. Имеются лоточки с природным материалом, лейка и ведёрко, чтобы дети могли смыть с рук песок, а уж в классе помыть руки с мылом.
Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и т.д. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам, педагогам речевой школы, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
- За счет чего будут происходить изменения?
- Многим построение картин на песке напоминает сны наяву. В подносе с песком переживания, тревоги, надежды и внутренние конфликты обретают зримую форму. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас самих, что зачастую определяет наши поступки и переживания. Увидеть это – значит, сделать первый шаг к изменениям.
Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной для арт-терапевтов. Они имеют дело с проявлением творческих возможностей клиента.
Ленор Штейнхард пишет: «В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой.
Иными словами, процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не нужно забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
Что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда?
Все это говорит в пользу того, что песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы"
Тема по самообразованию (Еще не закончена)...
Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"
Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности, необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....
Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников
Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников. Различные виды упражнений по возрастам....
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...
Виды речевых нарушений у младших школьников
Виды речевых нарушений...
Виды речевых нарушений у младших школьников
Дано разграничение речевых нарушений и их причин...