Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» в рамках проведения предметной творческой декады учителей гуманитарного цикла
план-конспект занятия (3 класс)

Пискунова Ирина Анатольевна

Цель: приобщение обучающихся к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Задачи:

Общеобразовательная: познакомить обучающихся с одной из форм коллективного  народного творчества – ярмаркой;

Развивающая: расширить знания о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

Воспитательная: показать школьникам богатство народнопоэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornoe_razvlechenie_yarmarka.docx28.49 КБ
Microsoft Office document icon stsenka.doc25.5 КБ
PDF icon yarmarka_1_chast.pdf2.35 МБ
PDF icon yarmarka_2_chast.pdf2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка

Цель: приобщение обучающихся к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Задачи:

Общеобразовательная: познакомить обучающихся с одной из форм коллективного  народного творчества – ярмаркой;

Развивающая: расширить знания о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

Воспитательная: показать школьникам богатство народнопоэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

На сцену выходит ведущий:

                                       

Ведущий:

Здравствуйте, люди честные!

Наше нижайшее почтение!

Благодарим за посещение!

Раз пришли, уважим!

И, конечно, расскажем. (1 слайд)

-В  давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

-скуку да хандру разгоняющих,

-острое слово любящих,

-на дудках играющих.

-Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось, –

-на ЯРМАРКУ! (2 слайды)

Звучит музыка «Ярмарка», выходят 2 старшеклассника в костюмах скоморохов.

1скоморох На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2 скоморох Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

1 скоморох И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли!

2 скоморох Народ собирается,

Наша ярмарка открывается!

Ведущий:

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица). (3 слайды)

-Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздни-

ком,  а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! (4 слайд)

-Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (5 слайды)

-На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (6 слайды)

-Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило. (7 слайды) 

-Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, «учёным» медведем (8 слайд)

-Неунывающий, остроумный  русский весельчак Петрушка (9 слайд)

-Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (10 слайд)

-Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. (11 слайд)

-Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи. (12 слайд)

-Можно было тут же съесть пирожок,  выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (13 слайд)

-Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?

Сценка «Фома и Ерёма». (исполняют скоморохи) (13 слайд)

Фома - Здорово, брат Ерёма!

Ерёма - Здорово, брат Фома!

Ф. – Куда путь держишь?

Е. – На ярмарку иду!

Ф. – На работу – так позади последних, а на ярмарку – наперёд первых! А кто тебе про ярмарку – то сказал?

Е. – Кума сказала.

Ф. – А кума откуда знает?

Е. – Кума всё знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома на ярмарке?

Ф. – Бывал.

Е. – Велика?

Ф. – Не мерил.

Е. – Сильна?

Ф. – Не боролся.

Е. – А кого ты на ярмарке видел?

Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Е. – Это ведь медведь был.

Ф. – Какой там медведь. Я прежде медведя видал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Е. – Да это волк.

Ф. – Всё ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает.

Е. – Это же заяц. Всё ты, брат Фома, байки сказывать горазд.

Ф. – Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает да стрекочет.

Е. – Да это ведь сорока. Ты, брат Фома, байки сказывать – то перестань.

Ведущий:

Снова ярмарка шумит, пряники с конфетами!

На товар народ глядит, люди разодетые!

Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать!

Загадки о товарах   (14 слайд)
Обучающиеся  отгадывают загадки, отгадки появляются на слайде

1. Носят женщины, старушки,                      8. Эту обувь не забыли,
 Носят малые девчушки -                               Хоть давным  – давно носили.
 К уголочку уголок                                          Влезут дети на палати,
 Сложен красочный…( платок)                     У печи оставят…(лапти)

 2. Без неё в деревне скучно,                         9.Воду дед носил с утра
  Вместе с ней поют частушки,                       Каждый день по два ведра!
  Пляшут Маша и Антошка                           На плечах дугой повисло,
  Под весёлую…(гармошку)                          Держит вёдра …(коромысло)

3. Не страшны зимой морозы                       10.Как нужна она в лесу!
 Ни большим, ни маленьким.                         В ней грибы домой несу,
 Что нам зимушки угрозы -                           Полюбуйся на картину -
 Мы обуем…( валенки)                                Белых целая…(корзина).

4. Если маленький мороз -                          11.Он, как круглая кастрюля,  
  Не хватает он за нос.                                Он чумазый, не чистюля.
  Как начнёт мороз сердиться,                        Где там в печке уголёк?                            
  Мы наденем…(рукавицы)                           Кашу сварит…(чугунок).                      

5. Волосам моим дружок -                        12. Любят девочки-подружки
  Длиннозубый…(гребешок)                         С маком бублики и…(сушки) 

6. Лезет в печь за чугунком                      13. Мне в частушках подыграет,
  И в углу стоит молчком,                           Хоть и не гармошка.                                
 Кочерге родимый брат -                           За обедом в суп ныряет
 Старый, кованый…(ухват).                       Расписная…(ложка).                        

7. Выпускает жаркий пар                          14. Целый час избу мела
 Древний чайник..(самовар)                       Чистоплотная…(метла)

Появляется Петрушка: (15 слайд)

– Тра-ля-ля!Тра-ля-ля!

А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Надел шапку на макушку.

Знаете, кто я?

Все – Петрушка!

Петрушка:

Угадали, молодцы!

Все по свету шел да шел,

Да на ярмарку пришел.

Кто из Вас скороговорки

Повторить сумеет звонко?

Обучающиеся выговаривают скороговорки по очереди, которые на слайде появляются друг за другом.

1) Три сороки-тараторки тараторили на горке

2) Проворонила ворона воронёнка.

3) У четырех черепашек четыре черепашонка.

4) Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

5) Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

6) На горе Арарат растет крупный виноград.

7) Купила бабуся бусы Марусе.

8) Оса боса и без пояса.

Петрушка: (16 слайд) сказки-отгадки появляются на слайде

 – А сейчас поиграем. Я буду показывать предметы, а вы называйте, из какой он сказки (яйцо, зеркало, яблоко, грецкий орех, репка ит.д.)

Петрушка: Всем гостям мое почтение! До следующего представления!

Ведущий: (16 слайд)

А сейчас, внимание!

Приглашаем всех на состязание.

В эту игру я мальчишек позову!

Кто самый смелый да ловкий?

На одной ноге умеет устоять,

Да крепким плечом соперника толкать?

Проводится игра – «Петушиные бои»

Ведущий:

На Руси уж так идет, что талантливый народ-

Сам себе и жнец, и на дудочке игрец!

А на ярмарке в старину тешились не только  голь и баре,

Но и родовитые бояре! А чем мы хуже?

У нас мальчишки удальцы и девчонки хороши!

Игра « Продавцы

2 команды девочек. 2 воздушных шара , 2 подноса.

Задача6 пронести , не уронив воздушный шар на подносе, передать игроку своей команды.

Ведущая: (17 слайд)  на слайде начало пословицы, а конец договаривают обучающиеся

Как у наших у ворот, собирается народ,

На завалинках сидят, да пословицы говорят.

Ребята, а вы знаете пословицы?

Не торопись языком, торопись делом.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела человека красят.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Поспешишь- людей насмешишь.

Ведущая: (18 слайд)  

Молодцы ребята, много пословиц знаете.

Снова нас зовет игра, выходите детвора.

В круг становитесь, начинается игра.

Игра «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет под музыку.

Наш платочек  голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Ведущий:

Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

Обучающиеся встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.

Ведущий: (19 слайд)  

Мы на ярмарке побывали, веселились и играли,
Только праздник нам заканчивать пора.
Не болейте, братцы, взрослых почитайте,
Друг друга не обижайте – лучше гостинцами угощайте!

А на следующий год к нам на ярмарку приезжайте!



Предварительный просмотр:

Сценка «Фома и Ерёма». 

Фома - Здорово, брат Ерёма!

Ерёма - Здорово, брат Фома!

Ф. – Куда путь держишь?

Е. – На ярмарку иду!

Ф. – На работу – так позади последних, а на ярмарку – наперёд первых! А кто тебе про ярмарку – то сказал?

Е. – Кума сказала.

Ф. – А кума откуда знает?

Е. – Кума всё знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома на ярмарке?

Ф. – Бывал.

Е. – Велика?

Ф. – Не мерил.

Е. – Сильна?

Ф. – Не боролся.

Е. – А кого ты на ярмарке видел?

Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Е. – Это ведь медведь был.

Ф. – Какой там медведь. Я прежде медведя видал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Е. – Да это волк.

Ф. – Всё ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает.

Е. – Это же заяц. Всё ты, брат Фома, байки сказывать горазд.

Ф. – Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает да стрекочет.

Е. – Да это ведь сорока. Ты, брат Фома, байки сказывать – то перестань.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного развлечения "А у нас Масленица"

Культурно-досуговое мероприятие "А у нас Масленица" .Цель развлечения: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями средствами фольклора; знакомить детей с культурой...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Инновационные технологии в преодолении речевых нарушений"

Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовате...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи &ndash...

Сценарий фольклорного праздника «ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

Сценарий фольклорного праздника "ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ" предназначен для внеурочной деятельности, театрального кружка и внеклассной работы....

Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...