Мастер – класс: «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Образовательная методика по обучению грамоте А. Лопатиной, М. Скребцовой "Сказки о буквах и словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_urok.doc | 63 КБ |
seminar.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Томска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47 города Томска_
ул. Пушкина 54/1, тел./факс: 66-05-04, е-mail: MOUschool-47@yandex.ru
Мастер-класс «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».
(из опыта работы)
Учитель-логопед
Каткова Т.Б.
Томск 2019
Мастер – класс.
Тема : «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте». Из опыта работы.
Учитель-логопед: Каткова Т.Б.
Участники: зам. директоров по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-психологи, работающие с детьми с ОВЗ.
Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по обучению грамоте: чтению и письму.
Задачи:
- Показать коллегам образовательную методику по обучению грамоте А. Лопатиной, М. Скребцовой «Сказки о буквах и словах».
- Прокомментировать эффективность применения данной методики.
- Отработать методику в деятельностном режиме.
Дидактические средства: альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное сопровождение: Ф. Шопен «Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор, «Азбука Л. Толстого», репродукции картин: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». «Сказки о буквах и словах» А.Лопатина и М.Скребцова, «Заветы учителю» Л.Н. Толстого.
Структура и содержание мастер-класса
Этапы деятельности на занятии | Содержание занятия | Коррекционные задачи |
| Что нужно сделать, чтобы дети полюбили чтение? – часто задают вопрос родители и педагоги. Нужно сделать обучение грамоте эмоциональным, интересным занятием для детей. «Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира,» - писал В. Сухомлинский. Образовательные методики М. Скребцовой и А. Лопатиной – это, прежде всего духовно-нравственное воспитание. | -развивать интерес к чтению -анализировать прочитанное произведение, определять его основной нравственный аспект -развивать культуру речи |
Сказки о буквах наполняют процесс обучения грамоте живыми образами, красками, звуками, чувствами: - помогают без труда запомнить буквы; - почувствовать понятие языка: буква, слова, чтение. Каждая буква в сознании ребёнка связывается с наглядным образом, поэтому легко запоминается и всё слово, и каждая буква. Легче запоминается то, что не обязательно запомнить. Через сказки о буквах дети получают знания: - об окружающем мире, - о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; - лексический запас, грамматическое значение слов; - развивается умение творчески мыслить, обобщать, наблюдать, изучать себя с позиции добра, справедливости, любви. | - развивать познавательный интерес, навыки поисковой деятельности -развивать способность анализировать информацию, логически излагать её в форме интересного сообщения -обогащать чувственный опыт - развивать образное мышление и активность | |
| Сказка о букве Ж Вы когда-нибудь слышали чудесную музыку луга? Сколько разных звуков можно услышать в этой музыке! Летним днём луг жужжит, звенит, стрекочет от множества насекомых. Вот и букву Ж легко найти на лугу и в лесу в это время. «Ж-ж-ж» - жужжат пчёлы. «Ж-ж-ж,» - жужжат жуки. Буква Ж сама похожа на жука с шестью ножками. Писать её сложно, но запомнить просто – посмотришь на жука и сразу запомнишь. И ещё одно важное слово с буквы Ж начинается. Недавно девочка спросила маму: «Мама, а что такое жизнь?» А мама ей ответила: «Какая ты большая выросла, доченька. Жизнь – это, когда ты меня любишь, и я тебя люблю тоже» - и рассказала ей сказку про жизнь. Что такое жизнь Заспорили подснежник, снег и зайчиха, что на свете самое красивое: -Самое красивое, - сказал подснежник, - это, когда расцветает первый подснежник. Кругом ещё снег, а солнечный луч звонит в белоснежный колокольчик на зеленой стрелочке: «Весна пришла! Весна пришла!» -Нет, самое красивое, - сказал снег, - это, когда первый снег выпадает. Земля стоит черная, замерзшая, неприглядная. А выпадет снег, и земля словно умоется. Вся укутается в пушистое покрывало, похорошеет, засветится. -Нет,- сказала зайчиха, - самое красивое, это, когда маленькие зайчата в первый раз на поляну выходят. Кругом цветы пахучие, травы высокие, и в них маленькие пушистые комочки сидят. Первый раз на мир смотрят. Ушки у них шевелятся, а глаза делаются огромными от удивления. Я прекраснее картины не видала. - Зря вы спорите, - ласково сказало им солнышко с высоты и погладило всех троих и землю вокруг, - это все самое красивое, потому что все это – жизнь. А.Лопатина Вопросы: 1.Как вы думаете, что такое жизнь? Ассоциации к слову жизнь 2. Какое прекрасное искусство начинается на букву Ж? Показ репродукции картин живописцев: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». Что самое главное в работе каждого живописца? Что объединяет эти работы? 3. Буква Ж превратилась в Фею Жизни, у которой есть ларец с прекрасными жемчужинами жизни. Назовите эти жемчужины жизни. 4. Представьте, что Фея Жизни дала вам несколько советов о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым в жизни. Что это за советы? 5. Закройте глаза и представьте разные картины жизни. Если бы вы были художником, и вам надо было нарисовать картину с названием «Жизнь», что вы нарисовали бы? Нарисуйте все, что вы представили, и подпишите свой рисунок «Жизнь». (Звучит музыка Ф.Шопена Ноктюрн №2). 6.С какой буквой мы познакомились? 7. Какое главное слово начинается с буквы Ж? | - развивать умение внимательно слушать, следить за событиями, оценивать поступки - развивать творческое мышление, познавательную активность - развивать эстетическое восприятие окружающего мир - формировать устойчивый интерес к художественной литературе - воспитывать нравственные качества - развивать ассоциативные связи - аргументировано доказывать свою точку зрения - формировать интерес к изобразительному искусству, понимать его основную мысль -знакомить с творчеством русских художников - развивать способность размышлять, делать выводы - умение точно выражать свои мысли - воспитывать жизненную позицию - развивать творческие способности: умение находить нужный материал и подавать его в интересной форме - воспитывать интерес к классической музыке - развивать диалогическую речь, слушать своих собеседников - развивать способность размышлять, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы |
| Уважаемые коллеги, ознакомьтесь с «Заветами учителя» Л.Н.Толстого и ответьте, соответствует ли мастер-класс Заветам Великого учителя Л.Н. Толстого. Заветы учителю!!! Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно: 1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно. 2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях… Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно: 1. Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится. 2. Чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. 3. Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями. 4. Чтобы ум не утомлялся. 5. Чтобы урок был соразмерен силами ученика: не слишком легок, не слишком труден. Л.Н.Толстой | - развивать навыки рефлексии, адекватно оценивать результаты своей и коллективной деятельности -воспитывать способность радоваться общему успеху, видеть сильные и слабые стороны. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира» В.Сухомлинский
Образовательная методика «Сказки о буквах и словах» А.Лопатина и М. Скребцова
«Сказки о буквах и словах» Сказки о буквах помогают детям: без труда запомнить буквы; почувствовать понятия языка: буква, слово, чтение. Легче запоминается то, что не обязательно запомнить; эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет исключительно большую роль в запоминании.
Через сказки о буквах дети получают знания: - об окружающем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо »; обогащается лексический запас, грамматическое значение слов; развивается умение творчески мыслить, обобщать, наблюдать, изучать себя с позиции добра, справедливости, любви.
Сказка о букве Ж
Нерифмованное стихотворение - синквейн Слово-предмет Два слова-признака Три слова-действия Фраза Ассоциация
Жизнь
Какое прекрасное искусство начинается на букву Ж?
«Утро в сосновом бору» И.Шишкин
«Масленица» Б.Кустодиев
«Не взяли на рыбалку» К. Успенская-Кологривова
Что объединяет эти работы?
Буква Ж превратилась в Фею Жизни, у которой есть ларец с прекрасными жемчужинами жизни. Назовите эти жемчужины жизни.
Представьте, что Фея Жизни дала вам несколько советов о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым в жизни. Что это за советы?
Если бы вы были художником , и вам надо было нарисовать картину с названием «Жизнь», что вы нарисовали бы? Нарисуйте все, что вы представили, и подпишите свой рисунок «Жизнь».
«Для изучения букв есть много различных способов, и все они хороши, если ученик не скучает» Л.Н.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
Мастер – класс на тему: «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Цель мастер - класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушен...
Мастер-класс «Методы и приемы работы по обучению игры на классической гитаре»
Общее представление о методике обучения начальным навыкам игры на инструменте....
Методический комплекс "Изотворчество" для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данное пособие предназначено для педагогов школ, работающих с детьми с ОВЗ. Оно разработано с учетом психофизических и индивидуальных особенностей детей. Материал представлен в виде карточек по 3 блок...
Фрагмент урока (подготовительная группа), включающий комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки
Представлено содержание основного этапа урока (подготовительная группа), включающая комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки (3 класс)...
Мастер-класс для педагогов «Использование LEGO технологий в работе с детьми ОВЗ»
Основная цель в работе с детьми с ОВЗ: развитие речи, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного воспр...
мастер-класс " Использование многофункционального ландшафтного стола для коррекционной работы с детьми ОВЗ"
Мастер-класс "Использование многофункционального ландшафтного стола для работы с детьми слабовидящими с ОВЗ"...